• ​Коклюш – одна из самых важных медико-социальных проблем современности

    Статьи

    К такому выводу пришли ведущие национальные и региональные эксперты в области педиатрии и эпидемиологии на совещании «Нерешенные вопросы эпидемиологии коклюша в РФ и новые возможности его вакцинопрофилактики»

    Москва, Россия – 30 июля 2018 г. Состоялось междисциплинарное совещание, в котором приняли участие 25 ведущих российских специалистов – эпидемиологов, микробиологов, инфекционистов, педиатров, представляющих практическое здравоохранение, территориальные органы управления здравоохранением, ведущие научные и образовательные учреждения страны, занимающиеся вопросами вакцинопрофилактики. Центральным вопросом повестки дня совещания стало обсуждение нерешенных вопросов по надзору за коклюшной инфекцией в различных возрастных группах и формирование новых подходов к профилактике этого заболевания.

    По словам Н.И. Брико, заведующего кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, главного эпидемиолога Минздрава РФ, отмечающийся в последние годы рост заболеваемости населения РФ коклюшем вызван предсказуемым снижением популяционного иммунитета и уменьшением иммунной прослойки среди населения через 5-7 лет после проведения первичной плановой АКДС-вакцинации. Кроме того, академик отметил, что официальные эпидемиологические данные могут не отражать реальной картины заболеваемости из-за ограниченного использования серологических и ПЦР-методик диагностики коклюша, и низкой чувствительности культурального метода. Д.м.н., доцент кафедры ФГБУ "Первый Московский Медицинский университет им. И.М. Сеченова", профессор А.Я. Миндлина добавила, что истинная заболеваемость коклюшной инфекцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста остается недооцененной из-за преобладания легких и стертых форм течения заболевания.

    Согласно эпидемиологическим данным, в 2015 году заболеваемость коклюшем выросла на 36,8%. При этом значительное число случаев болезни - 37,9% пришлось на детей в возрасте 7-14 лет. В 2016 году тенденция к росту заболеваемости коклюшной инфекцией сохранилась – число зарегистрированных случаев увеличилось на 27,4% по сравнению с 2015 годом. Таким образом, эксперты пришли к выводу о том, что рост общего числа случаев болезни, высокие показатели заболеваемости у детей до года, а также дошкольников и младших школьников, сигнализируют об активной циркуляции возбудителя коклюшной инфекции в популяции.

    К подобным выводам пришли и исследователи ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, Санкт-Петербург. Специалисты изучали состояние поствакцинального иммунитета к коклюшу у когорты пациентов в возрасте 3-15 лет и обратили внимание на то, что доля детей с признаками перенесенной инфекции нарастала в среднем через 6-7 лет после последней вакцинации. Высокая заболеваемость коклюшем среди подростков, по мнению специалистов, способствует поддержанию уровня бактерионосительства в популяции. Эксперты пришли к заключению, что введение дополнительных ревакцинаций может положительно повлиять на эпидемиологическую ситуацию с коклюшной инфекцией.

    Согласно обзору международного опыта, плановая ревакцинация против коклюша у детей в возрасте 4-6 лет включена в календари прививок в 51 стране (включая США, Канаду, большинство Европейских стран, ряд стран СНГ). Третья ревакцинирующая доза для детей и подростков в возрасте 9-17 лет включена в календари 39 стран. Данные мониторинга за коклюшной инфекцией, полученные из этих стран, свидетельствуют о том, что ревакцинация против коклюша в возрасте 4-7 лет оказывает существенный эпидемиологический эффект, значительно снижает заболеваемость в возрастной группе детей 4-10 лет, а также за счет популяционного эффекта, уменьшает число случаев инфекции у детей 1-го года жизни.

    Сусанна Михайловна Харит, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» ФМБА России, в своем выступлении пояснила, что в России первичная вакцинация от коклюша, дифтерии и столбняка и плановые ревакцинации от дифтерии и столбняка проводятся в рамках Национального календаря профилактических прививок. Однако повторные ревакцинации против коклюша на данный момент НКПП не предусматривает, несмотря на то, что поствакцинальный иммунитет к возбудителю инфекции начинает снижаться уже примерно через 1-3 года после последней дозы первичного курса.

    Коклюш по-прежнему остается распространенной бактериальной инфекцией, которая нередко протекает у детей в тяжелой форме, и приводит к развитию серьезных осложнений. Особенно опасен коклюш для детей первых месяцев жизни – у них часто наблюдаются приступы апноэ (остановка дыхания), развиваются пневмонии, ателектазы, судороги, энцефалопатия. В этой же группе отмечаются и самые высокие показатели летальности от коклюшной инфекции. Однако и у старших детей коклюш может протекать тяжело, осложняясь воспалением легких, нарушением сердечной деятельности (при тяжелом течении пневмонии), отитом, коллапсом, грыжами, переломами ребер.

    Оптимизация программ иммунизации населения за счет включения в них повторных вакцинаций от коклюша, способствующих формированию популяционного иммунитета, повышение осведомленности педиатров и родителей о данном заболевании, а также пропаганда вакцинопрофилактики – основные методы борьбы с коклюшной инфекцией. Успешная работа по этим направлениям может не только помочь спасти тысячи детей и взрослых, но и повысить экономическую эффективность системы здравоохранения России.

    Список литературы:

    1. Chit A, Zivaripiran H, Shin T, Lee JKH, Tomovici A, Macina D, et al. Acellular pertussis vaccines effectiveness over time: A systematic review, meta-analysis and modeling study. PLoS ONE (2018) 13(6): e0197970;
    2. Миндлина А.Я., Полибин Р.В. О необходимости совершенствования тактики иммунопрофилактики коклюша. Пульмонология, 2016;26(5):560-569);
    3. Басов А.А. Эпидемический процесс коклюша на современном этапе АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности 14.02.02 – эпидемиология (Москва, 2016 г.);
    4. Н.Н. Курова, Е.В. Тимофеева, N. Guiso, D. Macina Исследование поствакцинального иммунитета против коклюша у детей 3-13 лет в Санкт-Петербурге, выступление на Междисциплинарном совещании специалистов, «Нерешенные вопросы эпидемиологии коклюша в РФ и новые возможности его вакцинопрофилактики» 13.06.2018 г., г. Москва;
    5. Capili CR et al. Increased risk of pertussis in patients with asthma. J Allergy Clin Immunology 2012; 129:957-963;
    6. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковский Иммунопрофилактика - 2018, Справочник, 13-е издание, расширенное. Москва, 2018 г., раздел 2.5. Коклюш;
    7. 12. Hellebrand W et al. BMC Infect Dis 2009; 9:22;
    8. De Greeff SC et al. Pediatr Infect Dis J 2008; 27:218-223;
    9. Berti E et al. Acta Paediatrica 2014; 103:846-849 (table S1; additional supporting information;
    10. Dalby T et al. Euro Surveill 2016; 21(36):pii=30334;
    11. Sherertz RJ, et al. Emerg Infect Dis. 2001;7(2):241-244;
    12. Под редакцией М.П.Костинова Вакцинация детей с нарушенным состоянием здоровья, 4-е издание, Москва 2013 г.: 432стр.;
    13. Адаптировано из инструкции по применению лекарственного препарата для медицинского применения Адасель.
    14. Внутренняя информация компании Sanofi Pasteur по состоянию на 20.05.2016
    10 августа 2018 г.

    Комментарии

    (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
    Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Организация здравоохранения - статьи
Вакцинация у детей - статьи

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика