Инструкции:

Отчет по протоколу клинического исследования эффективности и переносимости биологически активной добавки к пище «Кидз (Kidz) сироп с холином» в комплексной терапии детей с астенией и пониженной успеваемостью в школе

Статьи

Москва 25 июня 2018 года

Исследователи:

Главный исследователь - заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, доктор медицинских наук, профессор Панков Дмитрий Дмитриевич.

Ответственный исполнитель - доцент кафедры педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, кандидат медицинских наук Панкова Тамара Борисовна.

Основной исполнитель - ассистент кафедры педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, главный врач детской городской поликлиники № 150 Ключникова Ирина Викторовна.

Соисполнитель - доцент кафедры педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, кандидат медицинских наук Ковригина Елена Семеновна

В качестве исполнителей в работе принимают участие сотрудники кафедры педиатрии и школьной медицины РНИМУ, медицинские сестры и лаборанты ДТП № 150.

Клиническая база исследования:

Детская городская поликлиника № 150 (Москва, ул.Братиславская, д. 1), отделение дневного стационара.

Сроки проведения:

апрель 2017 - июль 2018 года

Основная цель исследования:

Изучение клинической эффективности биологически активной добавки к пище (БАД) «Кидз (Kidz) сироп с холином» на основе холина, карнитина, коэнзима Q10 и экстракта лаванды в лечении детей с астенией и пониженной школьной успеваемостью.

Дополнительная цель:

Оценка влияния использования препарата на общее состояние детей, их психоэмоциональную устойчивость.

Материалы и методы:

В скрининге, включающем в себя сбор анамнеза, осмотр врача, проведение мониторинга реактивности вегетативной нервной системы (РВНС) на фоне функциональных нагрузочных проб и психологического тестирования, приняло участие 162 ребенка школьного возраста, обратившиеся в дневной стационар ДТП № 150 г. Москвы со специфическими жалобами.

После получения согласия на участие в исследовании проводился опрос родителей и анализ карты развития ребенка, осмотр и термометрия. При опросе родителей и изучении амбулаторных карт учитывалась информация о наличии соматической патологии в анамнезе и недавно перенесенных инфекционных заболеваний, приведших к астении на момент включения в исследование.

Врачебный осмотр

На первом этапе сбор анамнеза и жалоб производился в соответствии с визуальной аналоговой шкалой астении VAS-A.

Шкала VAS-A (A Visual Analogue Scale measuring fatigue) даёт возможность получить количественную оценку субъективной тяжести состояния по трём параметрам: психическая астения, соматическая астения, нарушение социального функционирования. Шкала ранжирована от 0 (очень хорошее самочувствие) до 10 (чрезмерное истощение) таким образом, что более высокий бал свидетельствует о большей выраженности астении.

Пациентам было предложено оценить по 10-балльной визуальной шкале физическую слабость (0 - Вообще не чувствую слабости; 10 - испытываю страшную слабость, нет сил); психическое истощение, усталость, утомление (0 - Вообще не чувствую психического истощения; 10 - чувствую себя ужасно утомлённым и истощённым); насколько слабость снижает успеваемость и мешает участию в жизни класса (0 - не снижает, не мешает вообще; 10 - очень снижает, очень мешает, не могу с этим справиться). Если жалобы пациента соответствовали астении, он направлялся на исследование РВНС и MFI-20.

Функциональные и психологические тесты

Исследование реактивности ВНС проводилось по классической методике, основанной на автоматической регистрации компьютерным способом индекса Кердо на фоне физиологических функциональных нагрузочных проб. Первой проводилась клиностатическая проба, затем ортостатическая проба и затем снова клиностатическая проба. Сравнивались минимальные значения индекса Кердо, полученные у обследованных больных при проведении клиностатических проб и максимальные значения, полученные при проведении ортостатических проб.

Психологическая часть обследования включала тест MFI-20, как методику экспресс-диагностики астенического состояния. Шкала состоит из 20 вопросов, разделенных на 5 субшкал. Опросник Multidimensional Fatigue Inventory;Smets E.M., Garssen B.J., et al. представляет собой субъективную шкалу оценки астении у взрослых. Исследователями предварительно была адаптирована шкала для ответственного понимания вопросов ребенком 7-14 лет. Адаптированная шкала представлена в приложении.

Все направленные на исследование дети справились с поставленной задачей. Примерное время тестирования составляло 5-10 минут. При обработке результатов по каждой из перечисленных субшкал вычислялся свой суммарный балл, который может меняться в интервале от 4 до 20 баллов. Сумма баллов больше 12 хотя бы по одной шкале являлась основанием для диагноза «астенический синдром». Кроме того, высчитывается общий суммарный балл. В норме общее количество баллов не должно превышать 20—30.

Скрининговое тестирование продемонстрировало отсутствие четкой взаимосвязи между характерными для астении жалобами (утомляемость, снижение аппетита, работоспособности и успеваемости в школе) и функциональными тестами. Многие дети и их родителя отмечали субъективные ухудшения самочувствия и когнитивных возможностей, но объективное тестирование с помощью шкал опросника MFI-20 и исследование РВНС не выявляло астении. Вероятно, отсутствие жесткой корреляции связано с личностными характеристиками пациентов, склонных к жалобам на утомляемость, предпочитающих меньшую физическую и эмоциональную нагрузку.

Поскольку критериями включения в протокол являлось обнаружение у ребенка школьного возраста объективных признаков астенического синдрома на основании суммы баллов более 12 по одной из шкал опросника MFI-20 и наличие нарушений РВНС по данным мониторинга артериального давления (с расчетом индекса Кердо) при наличии жалоб на слабость и утомляемость, то к рандомизации были допущены только дети с истинной астенией, у которых кроме жалоб были обнаружены объективные критерии астении.

Критериям включения соответствовали 50 человек (клинически здоровые на момент исследования в возрасте от 7 лет до 14 лет 11 месяцев 29 дней, законные представители которых дали письменное согласие на участие в клиническом исследовании). Ни один из этих детей не принимал параллельного участия в другом клиническом исследовании и не страдал клинически значимым психическим, неврологическим, эндокринологическим (в т. ч. нарушения углеводного обмена и сахарный диабет), сердечнососудистым, печеночным, почечным заболеванием. Ни один из детей не имел индивидуальной непереносимости компонентов исследуемого препарата и не принимал лекарственных средств или биологически активных добавок, содержащих карнитин и/или холин и/или коэнзим Q10 или других ноотропных веществ в течение 2 недель до начала исследования.

После набора требуемых по протоколу пятидесяти человек скриниг был остановлен. Все отобранные пациенты были рандомизированы на две репрезентативные по степени тяжести астении, выраженности нарушений РВНС, по полу и возрасту группы методом фиксированной простой рандомизации.

Помимо обозначенного в протоколе исследования РВНС в процессе скрининга выяснилось, анализ данных РВНС недостаточен для полной оценки исходного состояния сосудистой и нервной системы, поэтому дополнительно к РВНС у всех детей, прошедших рандомизацию, рассчитывался в динамике минутный объем циркулирующей крови (МОК). МОК — величина, характеризующая количество крови, которое отправляет миокард в кровеносную систему в течение минуты; измеряется в литрах в минуту в состоянии покоя при горизонтальном положении тела.

В соответствии с протоколом, по предложению Основного исследователя, в качестве объективных методик были включены два теста, призванные оценить интеллектуальную активность пациента. Эти тесты проводились только пациентам, продемонстрировавшим нарушения при исследовании РНВС и MFI-20.

Оценка объёма динамического внимания оценивалась с помощью таблиц Шульте, где вычисляется показатель эффективности работы (общее время, затраченное на все таблицы, делённое на общее количество таблиц) и допущенных ошибок (количество неправильных ответов) в течение фиксированного интервала времени.

По методике «Таблицы Шульте» испытуемому предъявляют 5 таблиц (размером 60x60 см), которые были приобретены исследователем для реализации Протокола. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Для выполнения задания испытуемому вручалась указка, чтобы было удобно показывать цифры. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Первую таблицу сопровождают фразой: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. В ходе исследования экспериментатор фиксирует не только время, затраченное на каждую таблицу, но и ошибки допущенные в процессе работы (неправильная последовательность чисел, несоответствие названного числа указанному), комментарии испытуемого во время работы.

Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Это исследование позволяет определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. Важно и то, что данную методику можно использовать при обследовании лиц разных возрастов. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена11 кривая истощаемости (утомляемости)", также отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Оценку концентрации внимания и темпов психической деятельности планировалось оценивать с помощью теста Пьерона-Рузера, но в связи с особенностями пребывания пациентов в дневном стационаре она была заменена на аналогичную корректурную пробу - Тест Бурдона.

Тест Бурдона - метод патопсихологического исследования, заимствованный из психологии труда, используемый для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания. Он особенно показателен при оценке работоспособности школьников, для которых имеют очень большое значение факторы внимания и точности выполнения задания.

Тест проводится при помощи специальных бланков со случайно расположенными рядами символов (букв, цифр). Испытуемому необходимо, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивать из него указанные в инструкции символы. После команды «Начали!» экспериментатор включает секундомер и по прошествии каждой минуты ставит пометку в месте, где держит карандаш в этот момент испытуемый. Длительность проведения методики может составлять 3, 5 или 10 минут, в зависимости от задачи.

В клинической практике используются показатели изменения скорости работы (количество знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (количество ошибок в те же интервалы). Построение двух этих графиков выявляет утомляемость (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности) и колебания того или иного показателя.

Дети, обучающиеся в первых классах или слабовидящие с этими двумя пробами не могут справится и исключаются из исследования. Нам пришлось по этим причинам исключить некоторых детей из двух исследований интеллектуальной активности.

Дополнительно исследователем был использован тест «Характер личности», который предназначен для выявления и количественной оценки акцентуированных черт личности ребенка и подростка.

«Характер личности» - психологический компьютерный тест, программный продукт, загружаемый в компьютер. Информация вводится посредством заполнения электронной таблицы и оценивается в % акцентуированных черт личности. Определяющими поведенческие реакции реципиента являются позиции, набирающие больше 50% по своей выраженности. Достоинством теста является то, что он доказал свою чувствительность даже при опосредованном применении, когда электронную таблицу заполняет не сам реципиент на себя, а человек хорошо его знающий, например, кто-либо из родителей. В связи с этими возможностями теста, он был использован даже у детей, не достигших возраста, позволяющего самостоятельно заполнить графы.

Таким образом, исследователем произведена разносторонняя оценка субъективных и объективных характеристик астении у детей разных возрастов школьного периода первично и в динамике после лечения (Табл.1).

Таблица 1. Дизайн исследования и структура пациентов, принимавших участие в исследовании на разных этапах в соответствии с протоколом.

Медикаментозное воздействие

Все дети в процессе прохождения лечения на базе дневного стационара получали базовую терапию и, в зависимости от рандомизационной группы, получали или не получали препарат «Кидз сироп с холином».

В качестве базовой терапии использовались лекарственные средства для купирования основного заболевания: антимикробные, противовоспалительные, фитотерапевтические дезинфицирующие, антацидные, Базовая терапия не включала в себя препараты на основе карнитина, коэнзима Q10, холина, экстракта лаванды (кроме используемых в исследовании, а также средства на основе иных ноотропов, психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов, миорелаксантов, кортикостероидов, седативных средств. Задачей исследователя было оценить спонтанное купирование астенического синдрома на фоне стабилизации основного заболевания, вызвавшего астенизацию.

Препарат «Кидз сироп с холином» выдавался родителям под расписку с подробными рекомендациями по использованию средства (взбалтывание препарата перед применением, прием в дозе 5 мл с едой дважды в день на протяжении 30 дней). Каждый пациент, включенный в основную группу, получал упаковки, содержащие исследуемый препарат для самостоятельного применения на дому. Ввиду единой дозы для детей старше 7 лет (10 мл в день) и единой длительности лечения (30 дней), каждому пациенту требовалось 6 флаконов по 50 мл. Исследуемый препарат пациенты принимали внутрь во время еды.

Состав препарата «Кидз сироп с холином» в 5 мл сиропа:

Компонент Содержание в 5 мл сиропа
L-карнитин 50 мг
Холин 90 мг
Коэнзим Q10 7,5 мг
Экстракт цветков лаванды 200 мг
Вспомогательные компоненты Декстроза, фруктоза, мальтодекстрин кукурузный, вода

По окончании лечения были повторно проведены все исследования.

Кроме того, оценивалась переносимость препарата по наличию/отсутствию аллергических реакций и других побочных эффектов по 3-х балльной шкале (0 баллов - реакции отсутствуют, 1 балл - симптомы выражены незначительно, 2 балла - реакция максимально выражена). Также оценивались органолептические свойства препарата и удобство применения.

Результаты:

Ко времени окончания проведения протокола из 50 наблюдаемых детей в возрасте от 7 до 14 лет, все 50 человек завершили исследование. Выбывших или досрочно прекративших участие в исследовании нет.

Медиана возраста составила 11,5 лет, тендерное соотношение составило: м/ж=1,38/1. Возрастно-половое распределение по группам было равнозначным.

Исследователи обратили внимание, что среди пациентов с истинной астенией преобладали дети в возрасте 7, 11 и 14 лет, что соответствует первому, четвертому и восьмому-девятому классу общеобразовательной школы. То есть это возраст при поступлении в школу (7 лет), при переходе в среднюю школу (11 лет) и окончании основного общего образования (9 класс). Именно в эти периоды на детей падает основная физическая, интеллектуальная и эмоциональная нагрузка.

Поскольку распределение в ту или иную группу производилось на основании случайных чисел, сгенерированных с помощью компьютерной программы, то предшествующие заболевания в основной группе (группа I) и контрольной (группа II) не всегда совпадали. Отягощение анамнеза наблюдалось не у всех детей. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Соматические болезни в анамнезе и перенесенные инфекционные заболевания у пациентов, включенных в исследование, n=50

Наиболее часто встречающейся патологией были: дисфункции вегетативной нервной системы, болезни ЖКТ.

Время пребывания ребенка в дневном стационаре зависело от фонового заболевания и плана проводимой терапии, но, в соответствии с протоколом все пациенты были приглашены на контрольное обследование на 30 день от начала лечения (табл. 3).

Таблица 3. Сроки наблюдения в дневном стационаре в зависимости от фонового заболевания

При исследовании соматического статуса оказалось, что подавляющее большинство этих пациентов (94%) были конституциональными гипотониками, имеющими наследственную предрасположенность к пониженному АД. По данным неврологического осмотра у этих детей имелись микрознаки, указывавшие на гипофункцию стволового отдела головного мозга, скорее всего конституционального происхождения, что подтверждалось у тех из них, кому было сделано ЭЭГ-обследование. В оценке деятельности вегетативной нервной системы имелись признаки дистонии в большинстве случаев по симпатикотоническому типу, что подтверждалось данными исследования РВНС.

При построении кривой Индекса Кердо, отражающей тонус и реактивность ВНС, у всех обследуемых был получен патологический тип кривой. В динамике пациентам обеих групп были оценены минимальные значения индекса Кердо при проведении клиностатической пробы (ИК при КП) и максимальные значения индекса Кердо при проведении ортостатической пробы (ИК при ОП). Средние значения пациентов из обеих групп представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Минимальные значения индекса Кердо при проведении клиностатической пробы (ИК при КП) и максимальные значения индекса Кердо при проведении ортостатической пробы (ИК при ОП); средние значения пациентов из основной группы (n=25)
*р<0,05 для ИК при КП по сравнению с ИК при ОП
**р<0,005 для ИК при КП по сравнению с ИК при ОП

Из табл.4 видно, что до начала лечения вегетативный статус пациентов этой группы характеризовался симпатикотонией, преобладавшей не только в ортостазе, но и при проведении клиностатических проб. Данное обстоятельство можно объяснить саногенетическими усилиями организма, реализуемого (по Селье) в виде напряжения симпатического отдела ВНС.
Сопоставление минимальных значений индекса Кердо при проведении клиностатической пробы и максимальных значений при проведении ортостатической пробы выявляло достоверные различия, демонстрировавшие то позитивное обстоятельство, что РВНС у этих пациентов сохраняется. При качественной оценке структуры диаграмм, отражающих состояние ВНС, была явно выражена в подавляющем большинстве случаев (у 21 ребенка - 84 %) гиперсимпатокотония с ослаблением реактивности. При этом у 10 (38%) детей эти изменения ВНС отмечались на фоне формирования гиперкинетического типа кровообращения, у 9 (36%) детей отмечалась нестабильность сердечного выброса и у 1 ребёнка просматривалась тенденция к формированию гипокинетического типа кровообращения.

К концу курса лечения выраженность симпатикотонии достоверно уменьшилась, что, отражало воздействие медикаментозной терапии. Кроме этого, значительно выросла достоверность в различиях между минимальными показателями индекса Кердо в клиностазе и максимальным значением в ортостазе, что позволяет говорить о значительно возросшей РВНС в результате проведенной терапии, а, следовательно, восстановлений зависящих от нее фазовых процессов. Однако, переходя от групповой к индивидуальной, качественной оценке диаграмм, отражающих исследование ВНС, можно условно констатировать, что заметная нормализация тонуса и реактивности ВНС явно представлена у 21(85%) пациента, а у 4 (15%) детей она на качественном уровне была значительно меньше, что отражало клиническую характеристику течения основных заболеваний. Данный факт позволяет полагать, что используемый препарат оказывал значительный положительный эффект.

Оценивая результаты наблюдения за больными контрольной группы, можно указать на то, что у (75 %) детей была получена некоторая положительная динамика индекса Кердо в виде усиления симатикотонии там, где она была выражена, видимо, недостаточно (о чем свидетельствовала тенденция к формированию гипокинетического типа кровообращения), и снижение симпатикотонии там, где она была избыточной (о чем свидетельствовала тенденция к формированию гиперкинетического типа кровообращения). Различия в этой группе между показателями до и после лечения были недостоверны. Средние значения представлены в таблице 5.

Таблица 5. Минимальные значения индекса Кердо при проведении клиностатической пробы (ИК при КП) и максимальные значения индекса Кердо при проведении ортостатической пробы (ИК при ОП); средние значения по контрольной группе (n=25)

У 6 пациентов из группы контроля положительной динамики не было.

Из представленных выше данных обследования больных группы контроля видно, что почти у всех детей этой группы имелся симптомокомплекс, характерный для синдрома вегетативной дистонии.

Анализ динамики РВНС в целом выявил некоторую положительную динамику в обеих группах. В основной группе, на фоне приема «Кидз сироп с холином», динамика была более заметной, чем в контрольной группе. Но ни в одной из групп не наступило 100% полное восстановление фазовых характеристик циркадного ритма ВНС.

Предполагая, что оценка влияния холина, карнитина и коэнзима на периферическую нервную систему требует более длительного лечения и всестороннего наблюдения, исследователи использовали дополнительный тест МОК, позволяющий оценить активацию сердечно-сосудистой системы.

Средняя величина увеличения МОК в основной группе составила 5840±2970 мл, что оказалось существенно больше аналогичного показателя в контрольной группе, составившего 620±554 мл (р<0,05).

Это позволяет предполагать, что препарат действует в большей степени на сосудодвигательный, а не вегетативный центры. При подтверждении данного факта в дальнейшем можно будет существенно расширить показания к назначению данного средства. В пользу этого предположения говорит и регресс в неврологическом статусе ряда клинических признаков, выявлявшихся исходно.

Тест MFI-20 оценивался в обеих группах по пяти шкалам.

При оценке обшей астении до лечения средний показатель у обследованных пациентов обеих групп составил 13,3±0,4 балла.

После лечения с использованием препарата "Кидз сироп с холином" -средний показатель составил 11,4±0,5 балла (Р<,05), что указывало на достоверное снижение проявлений общей астении вплоть до ее регресса, поскольку сумма балов у всех пациентов основной группы стала ниже 12.

В контрольной группе у некоторых пациентов отмечалась положительная динамика, но средний показатель после лечения составил 12,8+0,9 баллов. Часть пациентов минимизировали проявления общей астении до нормы, но большинство имели превышение более 12 баллов.

При оценке физической астении до лечения средний показатель у обследованных пациентов составил 11,8 балла, после лечения с использованием препарата «Кидз сироп с холином» - 10,2 балла (Р<0,07), что указывало на заметное снижение ее проявлений, хотя формально этот показатель не выглядел по среднегрупповому показателю патологическим. Изменение показателя физической астении по данным MFI-20 у детей контрольной группы не было достоверным. Первоначально 11,5 баллов; после лечения 11,1 балла.

Показатели пониженной активности по тесту MFI-20 (соответственно 10,4 и 10,1, до и после лечения), снижения мотивации (соответственно 8,3 и 7,5, до и после лечения), психической астении (соответственно 11,4 и 9,9, до и после лечения). Как видно, во всех этих вариантах прослеживалась тенденция к снижению бальной оценки, но она не подтверждалась статистической обработкой полученных данных у детей от 7 до 14 лет на фоне приема препарата «Кидз сироп с холином». Это объясняется отсутствием патологического характера данных показателей до начала лечения.

Однако общая положительная тенденция всех этих показателей по данным MFI -20 у детей от 7 до 14 лет после приема препарата "Кидз сироп с холином" подтверждалась суммарным эффектом, среднее значение которого до лечения составляло 55, а после лечения 47,4 (Р<0,03).

В группе контроля снижение суммарного показателя астении по данным MFI -20 у детей от 7 до 14 лет составило до и после лечения соответственно от 56 до 53 баллов.

Характеристика оценки эффективности препарата по тесту MFI-20 представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика общей астении (синий график) и физической астении (красный график) у обеих групп до и после лечения.

Дополнительно, для оценки когнитивных возможностей в состоянии астении было проведено тестирование по Шульте. Обычно здоровые обследуемые, выполняя тест Шульте ведут поиск чисел в таблицах равномерно, иногда наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. В состоянии астении ожидаемо снижается работоспособность и повышается количество оплошностей при выполнении задания. Для большей наглядности результатов исследования строится график, в котором отражены показатели продуктивности (например, количество просмотренных знаков) и допущенных ошибок (например, количество неправильно зачеркнутых букв в корректурных пробах) в течение определенного интервала времени. Если график медленно «растет» вверх, то налицо инертность нервных процессов, постепенная врабатываемость. Резкое снижение показателей к концу работы демонстрирует слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.). Неравномерный темп выполнения характерен для истощаемости и снижения работоспособности. При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) отмечается невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок. При неврозах выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

У обследованных пациентов из группы «Кидз сироп с холином», использование Таблицы Шульте до лечения дало показатель 67,4 сек. среднего времени выполнения задания, а после - 63,7 сек.

Средний темп выполнения задания по Таблицам Шульте у детей группы контроля исходно мало отличался от основной группы и составлял 67,5 сек. Результаты использования Таблицы Шульте (в секундах) у детей группы контроля в динамике составлял 66,8 сек. То есть темп работы практически не улучшался за месяц наблюдения.

Построение кривых истощаемости показал до лечения средний минимальный показатель на уровне 62,7 сек., средний максимальный - на уровне 78,8 сек., а после лечения они ускорились до, соответственно, 56,1 сек. и 72,7 сек.

Графически эти данные отражены на рис. 2: Кривые истощаемости (в секундах) до (Ряды 1 и 2) и после (Ряд 3 и 4) лечения препаратом «Кидз сироп с холином» у детей от 7 до 14 лет на уровне минимальных (Ряды 1 и 3) и максимальных (Ряды 3 и 4) показателей.

Рисунок 2. Динамика тестирования по Шульте у пациентов из основной группы до и после терапии (n=25).
Кривые истощаемости (в секундах) до (Ряды 1 и 2) и после (Ряд 3 и 4) лечения препаратом "Кидз сироп с холином" у детей от 7 до 14 лет на уровне минимальных (Ряды 1 и 3) и максимальных (Ряды 3 и 4) показателей

В отличие от положительной динамики, выявленной на фоне лечения препаратом «Кидз сироп с холином», аналогичного эффекта при наблюдении детей из группы контроля не обнаружено. Существенного индивидуального прироста работоспособности и снижения истощаемости у пациентов из группы контроля не было зафиксировано.

При проведении корректурной пробы с помощью теста Бурдона, направленной на определение точности выполнения задания до и после курсового приема препарата «Кидз сироп с холином» исследователи получили следующие результаты. До лечения средний групповой показатель составил 80,2 знака, а после лечения повысился до 94,7 знаков (Р<0,05), что указывало возросшую работоспособность обследованных детей.

Эффект от назначения препарата в основной группе подтверждался другим вариантом корректурной пробы, основанным на количестве правильно вычеркнутых букв. Здесь средний групповой показатель составил до лечения 115,8 знака, а после лечения он повысился до 135,4 знаков, что достоверно (Р<0,05) указывало не только на возросшую работоспособность обследованных детей, но и оптимизацию у них фактора внимания.

Еще одно подтверждение регресса астенических проявлений у детей, получавших исследуемый препарат, связано с корректурной пробой, основанной на подсчете количества пропущенных букв. Здесь средний групповой показатель составил до лечения 20,7 знака, а после лечения он понизился до 6,7 знаков, что достоверно (Р<0,01) указывает на оптимизацию у них фактора внимания.

Повышение точности выполнения задания при корректурной пробе, количество правильно вычеркнутых букв и количество пропущенных букв детьми из группы контроля не имело положительной динамики в процессе наблюдения.

Для оценки эмоционального состояния детей на разных стадиях астении исследователем был использован тест «Характер личности», где выраженность акцентуации черт характера представлена в процентах от возможного. Эмпирически принято считать, что выраженность больше 50% указывает на клиническую значимость данной акцентуации, меньше 50% на регресс клинических проявлений по параметру характера личности. При обследовании детей до лечения препаратом «Кидз сироп с холином» средний групповой показатель астении акцентуированных черт составил 69,2%, после лечения - 49,7% (р<0,05), что достоверно свидетельствует о регрессе клинических проявлений астении и меньшей выраженности эмоционального напряжения в обследованной группе.

У представителей контрольной группы показатель акцентуации черт характера по данным обследования экспресс-тестом «Характер личности» уменьшился менее, чем 10 пунктов (стартовый показатель 68,9%, через месяц наблюдения - 59,7%). Это свидетельствует о сохраняющемся эмоциональном накале в общении с окружающими и обостренных реакциях испытуемых даже после стабилизации основного заболевания.

Таким образом, все использованные виды психологического тестирования выявили улучшение показателей в группе, получавшей изучаемый препарат. Причём, это улучшение существенно отличалось от показателей группы контроля.

Оценка безопасности и переносимости:

Безопасность и переносимость препарата «Кидз сироп с холином» оценивалась для основной группы.

При проведении исследования оценивалась частота возникновения и тяжесть аллергических и других нежелательных реакций, общее соматическое и психологическое состояние детей. Использовались методы осмотра пациентов, опроса и анкетирования родителей.

Не зафиксированного ни одного случая нежелательных явлений. Не отмечалось случаев аллергических реакций, в том числе у детей с диагнозом атопический дерматит (5 человек).

Технических трудностей в применении препарата отмечено не было. Приём препарата во время еды упрощает режим использования этого средства. Органолептические свойства препарата были оценены хорошо. Не было случаев отказа от приема препарата.

Некоторые родители отмечали в беседе с врачом снижение утомляемости и нервной возбудимости ребенка. Подростки отмечали возросшую устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам в школе. Часть родителей зафиксировали нормализацию сна у детей.

Индивидуальные регистрационные карты оформлены для всех пациентов. Все занесенные в ИРК данные соответствуют первичной документации, изложенной в Карте развития ребенка. Во всех ИРК на каждой странице указаны номер пациента и подпись Исследователя. Доступ к оригиналам клинической документации имеет только Главный Исследователь, уполномоченные им сотрудники. Оригиналы клинических документов (исходные данные) хранятся в архиве исследователя.

Выводы:

По результатам клинических исследований препарата «Кидз (Kidz) сироп с холином» в комплексной терапии детей с астенией и пониженной успеваемостью в школе (открытое рандомизированное проспективное исследование эффективности и переносимости препарата) можно сделать следующие выводы:

  1. Оценка переносимости и безопасности «Кидз (Kidz) сироп с холином» у детей с астенией и пониженной успеваемостью в школе свидетельствует о том, что:
    • препарат хорошо переносится детьми этой возрастной группы и имеет высокий профиль безопасности. Не зафиксированного ни одного случая нежелательных явлений. Не отмечалось случаев аллергических реакций, в том числе у детей с диагнозом атопический дерматит;
    • технических трудностей в применении препарата отмечено не было. Не было случаев отказа от приема препарата. Органолептические свойства препарата были оценены как хорошие.
  2. Оценка эффективности применения «Кидз (Kidz) сироп с холином» у детей с признаками астении и пониженной успеваемости в школе (на фоне хронических заболеваний или после перенесенных острых заболеваний и находящихся в стадии реконвалесценции), свидетельствует о том, что:
    • по результатам клинического исследования отмечается снижение признаков астении у детей, включенных в протокол, причем в основной группе, получающей «Кидз (Kidz) сироп с холином» значительно эффективнее по сравнению с контрольной группой, получающей иные препараты.
    • по результатам исследования реактивности вегетативной нервной системы и минутного объема крови отмечается положительная динамика сосудистой регуляции, достоверно более активная в группе детей, получавших «Кидз (Kidz) сироп с холином».
    • использование психологических тестов (MFI-20, таблицы Шульте, тест Бурдона) для контроля за результатами лечения детей от 7 до 14 лет показало эффективность БАД «Кидз сироп с холином». Практически во всех тестах, в которых были выявлены клинически значимое снижение средних групповых показателей, после лечения произошла их статистически достоверная нормализация. На фоне применения «Кидз сироп с холином» произошло увеличение работоспособности, уменьшение истощаемости и улучшение внимания (в контрольной группе соответствующих изменений не наблюдалось).
  3. Оценка воздействия приема «Кидз (Kidz) сироп с холином» на психоэмоциональную устойчивость в комплексной терапии детей с астенией показала, что:
    • общее эмоциональное состояние детей и акцентуация их специфических характерных особенностей (тест «Характер личности») спустя месяц наблюдения улучшились в основной группе, получающей «Кидз (Kidz) сироп с холином», в отличие от контрольной группы, получавшей базовую терапию.
    • у части пациентов основной группы нормализовался или улучшился сон.
Таким образом, применение препарата «Кидз (Kidz) сироп с холином» в нашем исследовании позволяет сделать вывод о его высокой эффективности.

На фоне его приема отмечаются повышение устойчивости организма к эмоциональным переживаниям, улучшение концентрации внимания и памяти, наличие протекторного действия при повышении умственных нагрузок.

Кроме этого, исследователи предполагают, что прием препарата весьма полезен при наличии конституциональной артериальной гипотензии.

Коллектив исполнителей полагает, что целесообразно продолжить исследование препарата с включением в комплекс динамического наблюдения за пациентами наряду с мониторингом МОК и РВНС, еще электроэнцефалографию и реоэнцефалографию. Полученные с их помощью данные могут позволить уточнить фармакокинетику и фармакодинамику препарата, расширить рекомендации по его применению и сделать их более предметными.

Главный исследователь: профессор Панков Д.Д.

Ответственный исполнитель: Панкова Т.Б.

Основной исполнитель: Ключникова И.В.

Соисполнитель: Ковригина Е.С.

5 октября 2018 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Астения - статьи

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика