Применение препарата Пантогам актив в коррекции когнитивных и астенических расстройств у больных эпилепсией
Статьи
Опубликовано в журнале:
«Доктор.ру»; Психиатрия; № 4 (63); 2011; стр. 38-42.
Рогачева Т. А., Краснослободцева Л. А.
Проведено исследование эффективности и безопасности использования рацемата гопантеновой кислоты (препарата Пантогам актив) у 63 больных с различными формами эпилепсии и наличием когнитивных и астенических расстройств в клинической картине заболевания. Средний возраст пациентов к моменту исследования составил 31,7 ± 6,3 года, средняя длительность заболевания - 6,7 ± 1,5 года.
Показано, что, обнаруживая активность в купировании астенических расстройств, улучшении концентрации внимания и в целом позитивно влияя на память, Пантогам актив является эффективным средством коррекции когнитивных и астенических расстройств у больных эпилепсией. Препарат хорошо переносится больными, не снижает порога судорожной готовности и не приводит к срыву ремиссии.
Ключевые слова: Пантогам актив, эпилепсия, астенические расстройства, когнитивные нарушения.
Эпилепсия - одно из наиболее распространенных заболеваний ЦНС. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений наличие большого разнообразия психических нарушений в клинической картине болезни. При этом ведущее место в структуре психических расстройств занимает дефект когнитивного функционирования [4, 11, 15, 17, 18]. Он наблюдается на всех этапах течения эпилептического процесса - либо изолированно, либо в сочетании с другими психопатологическими девиациями. В структуре когнитивных расстройств наиболее часто выявляется снижение функций памяти и внимания. Указанные нарушения снижают качество жизни пациентов и диктуют необходимость поиска действенных средств их коррекции [2, 12, 14, 16].
Одним из основных направлений терапии этих нарушений является применение препаратов, оказывающих прямое активирующее влияние на интегративные механизмы мозга, - нейрометаболических стимуляторов. Вместе с тем общеизвестен риск усиления судорожной готовности при применении препаратов ноотропного действия, что сдерживает их широкое использование в лечении когнитивных и астенических расстройств у пациентов, страдающих эпилепсией [5-7, 9, 10].
Целью исследования явилось выяснение эффективности и безопасности применения рацемата гопантеновой кислоты (препарата Пантогам актив®) при коррекции когнитивных и астенических расстройств у больных эпилепсией.
Пантогам актив® представляет собой рацемическую смесь равных количеств R-формы гопантеновой кислоты и ее S-изомера. Присутствие изомера улучшает транспорт и взаимодействие препарата с рецепторами ГАМК. По данным фирмы-изготовителя - ООО «ПИК-ФАРМА», Пантогам актив® обладает более выраженным ноотропным действием, чем препарат гопантеновой кислоты первого поколения - Пантогам, а также легким противосудорожным антидепрессивным и анксиолитическим эффектом. Пантогам актив® повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом. Препарат обладает антиастеническим действием, уменьшает моторную возбудимость и упорядочивает поведение, а также активирует умственную деятельность и работоспособность, вызывает снижение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.
Материал и методы исследования
Материалом исследования явились данные, полученные в ходе обследования и лечения 63 пациентов обоего пола с наличием в клинической картине заболевания когнитивных и астенических расстройств. В соответствии с современными диагностическими критериями эпилепсии и эпилептических припадков, больные разделились на пациентов с криптогенной парциальной эпилепсией (37 чел.), симптоматической парциальной эпилепсией (7 чел.) и идиопатической генерализованной эпилепсией (19 чел.). Диагноз симптоматической эпилепсии был верифицирован данными КТ и МРТ. Из 44 пациентов с симптоматической и условно симптоматической (криптогенной) эпилепсией 17 находились на стадии ремиссии припадков, у 27 в клинической картине болезни имели место простые и/или сложные парциальные припадки с/без их вторичной генерализации. Из 19 больных с идиопатической генерализованной эпилепсией у 9 отмечалась ремиссия припадков, в остальных 10 случаях приступы носили характер простых абсансов (2 чел.) либо генерализованных судорожных припадков (8 чел.).
Средний возраст больных к моменту исследования составил 31,7 ± 6,3 года, средняя длительность заболевания - 6,7 ± 1,5 года, продолжительность ремиссии - 4,8 ± 0,6 года. Из 26 пациентов, находившихся в ремиссии, лечение антиконвульсантами принимали 18 человек, 8 пациентам антиконвульсивная терапия была завершена. Длительность ремиссии на фоне отсутствия лечения варьировала от 6 месяцев до 5 лет и в среднем составляла 1,8 ± 0,3 года.
Пациенты получали препараты вальпроевой кислоты,окскарбазепин, карбамазепин, леветирацетам в режиме моно-или политерапии. Пантогам актив® назначался в течение 45 дней в дозе 900 мг/сут. в 3 приема. Дополнительным требованием являлось отсутствие ноотропной терапии в течение как минимум 30 дней, предшествовавших исследованию.
В работе использовались ЭЭГ, экспериментально-психологический, статистический методы исследования. Психологические тесты были направлены на изучение внимания и памяти. Определение свойств внимания (степени его концентрации и устойчивости) осуществлялось методом корректурной пробы.
Исследование свойств памяти имело целью «измерить» объем различных видов памяти и оценить ее структуру [8]. Соответствующие экспериментально-психологические методики описаны в таблице 1. Наряду с применением этих методик производилась также оценка запоминания (максимальный результат заучивания 10 слов после 5 предъявлений) и прочности запоминания при отсроченном воспроизведении после интерференции.
Таблица 1
Экспериментально-психологические методики, использовавшиеся для изучения нарушений памяти
№ | Название психологических методик | Процедура тестирования |
1. | Исследование кратковременной памяти (слуховой и зрительной) | Предъявляется список из 15 не связанных между собой трех-, пятибуквенных слов или двузначных чисел 1 раз на слух или на 30 сек. зрительно. Нужно воспроизвести запомнившиеся элементы в любом порядке немедленно после окончания предъявления |
1. |
Исследование образной памяти | На 30 сек. предъявляется таблица из 16 не связанных между собой рисунков конкретных предметов. Требуется сразу после предъявления по памяти схематично начертить эти рисунки, сохраняя их взаимное расположение |
2. | Исследование ассоциативной памяти (пиктограммы) | Предъявляются на слух 11 понятий. Для запоминания каждого нужно нарисовать знак (пиктограмму), который ассоциируется с данным понятием. Требуется воспроизвести понятия через 60 мин., используя пиктограммы |
3. | Исследование смысловой памяти (воспроизведение рассказа) | Зачитывается 1 раз небольшой рассказ, содержащий 16 смысловых единиц. Сразу после прослушивания нужно воспроизвести содержание рассказа |
Кроме того, были использованы:
1) шкала общего клинического впечатления (Clinical Global Impression scale, CGI), позволяющая количественно оценить терапевтическую эффективность препарата по тяжести состояния (CGI-1) и его динамике (CGI-2). Респондерами признавали пациентов с баллами по CGI-1 и CGI-2 от 1 до 3 [19];
2) шкала общего впечатления пациента (Patient Global Impression scale, PGI), где 1 балл соответствует очень выраженному улучшению состояния, а 7 баллов - очень сильному ухудшению состояния;
3) шкала оценки астении (Multidimensional Fatigue Inventory, MFI-20), которая позволяет количественно оценить общую тяжесть астении и тяжесть ее подтипов. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих общую астению, пониженную активность, снижение мотивации, физическую астению и психическую астению. Каждый пункт оценивается от 1 до 5 баллов;
4) визуальная аналоговая шкала астении (ВАШ), где отсутствие усталости оценивается в 0 баллов, максимальная степень усталости - в 10 баллов [10];
5) структурированная шкала регистрации побочных эффектов (Udvald for Kliniske Undersogelser scale, UKU) [19].
Исследование регуляторных функций проводилось с помощью Висконсинского теста сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting, WCS) [13]. Перед обследуемым ставилась задача сортировать 124 тестовых карточки с четырьмя геометрическими изображениями четырех разных цветов в соответствии с четырьмя исходными карточками. При сортировке тестовые карточки приобщались к одной из исходных, для усвоения требуемого способа категоризации необходимо было руководствоваться подкрепляющими указаниями экспериментатора. Принцип сортировки произвольно менялся экспериментатором после получения от испытуемого 10 правильных ответов. Оценивались следующие показатели теста: а) количество выполненных категорий; б) количество персеверативных ошибок (случаев продолжения сортировки по предыдущей правильной или произвольно избранной категории); в) общее число ошибок; г) количество ответов концептуального уровня; д) поддержание стратегии.
Состояние больных оценивали до начала терапии (базовый визит), на 14-й и 45-й дни лечения.
Статистический анализ материала осуществлялся с использованием средних величин (М), стандартной ошибки (m) и медианы (X). Производилась также проверка на нормальность распределения. Оценка статистической значимости различий между группами выполнялась с помощью критериев Стьюдента и Вилкоксона [1, 3]. Различия считали статистически значимыми при p ≤ 0,05.
Результаты исследования
Исследование функции внимания у больных эпилепсией до начала терапии позволило характеризовать его как неустойчивое, с отчетливым снижением показателя концентрации внимания. Это касалось как больных на стадии активно текущего процесса, так и пациентов, у которых отмечалась ремиссия припадков.
На фоне терапии препаратом Пантогам актив® (14-й день) и по завершении курса его применения (45-й день) пациенты отмечали улучшение концентрации внимания и повышение его устойчивости. Субъективную оценку подтверждали объективные показатели (табл. 2,3).
Таблица 2
Краткосрочное и отставленное запоминание 10 слов и результаты корректурной пробы у пациентов до и после терапии препаратом Пантогам актив®
Группы | Запоминание 10 слов | Продуктивность (корректурная проба) |
Количество воспроизведенных слов | Отсроченное воспроизведение (число слов, воспроизведенных через 1 час) | Количество знаков, отмеченных за 3 мин. | Количество ошибок |
до терапии, M ± m |
после терапии, M ± m |
до терапии, M ± m | после терапии, M ± m | до терапии, M ± m | после терапии, M ± m | до терапии, M ± m | после терапии, M ± m |
Больные в стадии ремиссии припадков (n = 26) | 6,2 ± 1,1 | 7,3 ± 1,0 | 6,8 ± 0,9 | 7,6 ± 1,1 | 43,6 ± 1,5 | 48,9 ± 1,7 | 6,1 ± 0,9 | 3,5 ± 0,3 |
Р | 0,002* | 0,297 | 0,016* | 0,037* |
Больные в стадииактивного процесса (n = 37) | 5,3 ± 1,1 | 6,2 ± 1,3 | 5,8 ± 0,3 | 6,4 ± 0,4 | 36,7 ± 0,9 | 40,1 ± 0,4 | 7,5 ± 0,8 | 5,5 ± 0,3 |
Р | 0,037* | 0,410 | 0,138 | 0,026* |
* Различия между исходными и итоговыми показателями являются статистически значимыми.
Таблица 3
Динамика показателей когнитивной деятельности и показателей шкалы астении у больных эпилепсией
Параметры | Дни терапии |
р |
0-й | 14-й | 45-й |
Объем памяти, M ± m | 5,8 ± 0,4 | 6,2 ± 1,0 | 6,7 ± 0,8 | < 0,05 |
Время реакции*, M ± m, сек. | 0,684 ± 0,061 | 0,573 ± 0,043 | 0,468 ± 0,053 | < 0,05 |
Темп работоспособности, M ± m, мин. | 12,9 ± 2,4 | 11,8 ± 1,9 | 9,9 ± 1,7 | < 0,05 |
Е баллов**, M ± m | 14,3 ± 2,1 | 10,1 ± 1,8 | 7,2 ± 1,3 | < 0,05 |
* Латентное время ответа. ** Подшкалы общей астении.
Анализ данных, полученных в процессе проведения корректурной пробы, выявил у больных двух групп наблюдения к 45-му дню терапии значительное снижение числа ошибок (до терапии - 6,1 ± 0,9 у больных в стадии ремиссии и 7,5 ± 0,8 у пациентов в стадии активного процесса, на 45-й день от начала лечения - 3,5 ± 0,3 и 5,5 ± 0,3 соответственно, р < 0,05), уменьшение времени, требуемого для выполнения задания (до терапии - 12,9 ± 2,4 мин., на 45-й день от начала лечения - 9,9 ± 1,7 мин., р 0,05).
Концентрация внимания выросла в среднем в 1,34 раза относительно исходного уровня, а «кривая истощаемости» у 78,1% больных свидетельствовала о хорошей устойчивости работоспособности.
К концу анализируемого периода (к 45-му дню терапии) более чем у половины пациентов на стадии активно текущего процесса и у 87% испытуемых на стадии ремиссии припадков произошло увеличение объема как кратковременной памяти, так и отсроченного воспроизведения.
У 38 больных была проведена оценка действия препарата на астеническую симптоматику. До лечения средняя сумма баллов шкалы оценки астении MFI-20, отражающих общую астению, составляла 14,3 ± 2,1. По визуальной аналоговой шкале астении пациенты оценивали себя от 6,0 до 9,0 балла (средний показатель - 7,1 балла) (рис.). На 45-й день терапии по визуальной аналоговой шкале астении больные оценивали себя от 3,5 до 1,0 балла (средний показатель - 2,9 балла), а средняя сумма баллов подшкалы общей астении шкалы оценки астении MFI-20 составила 7,2 ± 1,3. При этом из 38 больных респондерами оказались 35 человек. В трех случаях показатели мало отличались от фона.
Рис. Визуальная аналоговая шкала астении
Динамика общих показателей когнитивной деятельности и антиастенический эффект препарата Пантогам актив® в зависимости от дня терапии представлены в таблице 3.
Следует отметить, что статистически значимые изменения в психическом статусе пациентов, оцененном по шкале общего клинического впечатления, были отмечены уже к 14-му дню от начала терапии.
По мере редукции астенической симптоматики пациентами отмечалось улучшение качества жизни. В группе ремиттеров к 45-му дню лечения 76,6% оценили качество жизни как «отличное» и «хорошее», 13,3% - как «скорее хорошее» и 10,1% - как «умеренное». В группе больных с активно текущим эпилептическим процессом 36,3% оценили качество жизни как «хорошее» и 63,7% отметили его «умеренное улучшение», ссылаясь при этом на приступы, протекающие с той же частотой и интенсивностью, что и до назначения препарата.
Исследование способности к целенаправленной деятельности с помощью Висконсинского теста до начала терапии выявило у больных сложности в выборе и поддержании выбранной стратегии, в то время как инициация интеллектуальной деятельности и процесс принятия решения страдали в меньшей степени (табл. 4).
Таблица 4
Показатели Висконсинского теста до проведения терапии и на фоне лечения препаратом Пантогам актив®
Показатели Висконсинского теста (n = 42) | 0-й день терапии, M ± m | 45-й день терапии, M ± m | р |
Количество законченных категорий | 4,1 ± 1,2 | 4,3 ± 0,8 | > 0,05 |
Общее количество ошибок | 47,6 ± 8,4 | 26,7 ± 5,3 | < 0,05 |
Количество персеверативных ответов | 36,5 ± 9,6 | 23,4 ± 3,7 | < 0,05 |
Количество ответов концептуального уровня | 71,6 ± 3,4 | 79,4 ± 2,3 | > 0,05 |
Поддержание стратегии | 1,1 ± 0,9 | 0,8 ± 0,3 | > 0,05 |
Интеллектуальные персеверации отражали нарушение произвольного контроля процесса интеллектуальной деятельности и снижение избирательного внимания. К концу лечения (на 45-й день терапии) было обнаружено статистически значимое уменьшение количества ошибок и числа персеверативных ответов. Возросло количество ответов концептуального уровня, хотя улучшение данного показателя не достигло статистически значимых значений.
Препарат одинаково хорошо переносился больными как с идиопатической, так и с симптоматической/криптогенной формой эпилепсии. В целом в процессе лечения нежелательный эффект был зарегистрирован у 8 (12,7%) из 63 больных и включал в себя: головную боль - 6,38%, боли в области желудка - 4,25%, головокружение - 2,12%. Эти явления наблюдались в первые дни терапии и в дальнейшем самостоятельно редуцировались у всех 8 пациентов. Степень их выраженности была минимальной и не диктовала необходимости прекращения лечения. Следует отметить, что препарат не вызывал срыва ремиссии припадков, а в группе больных с активно текущим эпилептическим процессом не приводил к учащению приступов. При ЭЭГ-контроле лишь в трех случаях была выявлена отрицательная динамика в виде увеличения количества пароксизмальных вспышек, в основном θ и δ-диапазонов. Эти изменения были обнаружены на 3-й и 14-й день терапии и полностью регрессировали к 45-му дню.
Заключение
Исследование по применению препарата Пантогам актив® у больных эпилепсией выявило его позитивное влияние на психофизиологические параметры: препарат способствовал усилению концентрации внимания и повышению его устойчивости. К завершению лечения (на 45-й день) у больных наблюдалось гармоничное улучшение количественных и качественных характеристик памяти: одновременно происходили увеличение объема памяти и нормализация ее структуры. Препарат обнаружил значительную эффективность при лечении астенических расстройств. Он хорошо переносился больными, не снижал порога судорожной готовности и не приводил к срыву ремиссии.
Надо признать, что, обнаруживая активность в купировании астенических расстройств, улучшении концентрации внимания и в целом позитивное влияя на память, Пантогам актив® является эффективным и безопасным средством коррекции когнитивных и астенических расстройств у больных эпилепсией.
Литература
1. Бейли Н. Статистические методы в биологии. М.: Иностр. лит-ра, 1962. 260 с.
2. Болдырев А. И. Социальный аспект больных эпилепсией. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1997. 208 с.
3. Ефремов А. Ф. Применение статистики при обработке клинических и экспериментальных данных / А. Ф. Ефремов, В. А. Ярыгина. Горький, 1966. 83 с.
4. Казаковцев Б. А. Психические расстройства при эпилепсии. М.: Амипресс, 1999. 415 с.
5. Максутова Э. Л. Пантогам в эпилептологической практике // Ноотропные препараты. М., 1998. С. 39-42.
6. Музыченко А. П. Применение препарата Пантогам при лечении больных с нервными и психическими расстройствами // Ноотропные препараты. М., 1998. С. 14-20.
7. Применение препарата МагнеВ6 для лечения тревожно-депрессивных состояний у больных эпилепсией/ В. В. Калинин [и др.] // Журн. неврологии и психиатрии. 2004. Т. 104. № 8. С. 51-55.
8. Рамендик Д. М. Психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. М.: Химия, 2004. 239 с.
9. Рогачева Т. А. Влияние Нооклерина на функцию памяти и внимания у больных эпилепсией в ремиссии // Соц. и клин. психиатрия. 2005. T. 15. № 1. С. 65-68.
10. Рогачева Т. А. Закономерности становления и течения ремиссии при эпилепсии: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2006. 319 с.
11. Рогачева Т. А. Ремиссии при эпилепсии // Мат-лы Рос. конф. «Современные тенденции организации психиатрической помощи: клинические и социальные аспекты». М., 2004. С. 201.
12. Addington J. Neurocognitive and social functioning in schizophrenia / J. Addington,. D. Addington // Schizophr. Bull. 1999. Vol. 25. № 1. P. 173-182.
13. Heaton R. K. Winsconsin Card Sorting Test Manual. Odessa, FL: Psychological Assesment Resources, 1981.
14. Linden M. Antidepressant medication and improvement of quality of life // WPA teaching bulletin on depression. 1996. Vol. 3. № 9. P. 4-5.
15. Perrine K. Cognitive deficits in epilepsy and contribution to psychopathology / K. Perrine, T. Kiolbasa // Neurology. 1999. Vol. 53. № 5. Suppl. 2. P. S39-48.
16. Rogacheva T. A. Guality of life in patients with epilepsy // 13th World Congress of Psychiatry. Cairo, 2005. P. 759.
17. Schmitz B. Depressive disorders in epilepsy / Ed. by M. Trimble, B. Schmitz. Guildford: Clarius Press LTD, 2002. P. 19-34.
18. Seizures, affective disorders and anticonvulsant drug / Ed. by M. Trimble, B. Schmitz. Guildford: Clarius Press LTD, 2002. 199 p.
19. Structure and Content of Clinical Study Reports. Directive 75/318/ EEC, 1995. 98 p.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)