Наличие антител в грудном молоке после вакцинации четырьмя разными вакцинами против COVID-19
Статьи
COVID-19 у детей обычно имеет легкое течение, однако у новорожденных и детей грудного возраста чаще протекает тяжело. Предполагается, что грудное молоко играет важную роль в защите от инфекций, в основном благодаря наличию антител, специфичных для конкретных заболеваний. Антитела против SARS-CoV-2 присутствуют в грудном молоке ранее инфицированных женщин, а также после вакцинации против SARS-CoV-2 и способны нейтрализовать вирус. Поскольку вакцинация женщины против SARS-CoV-2 может защитить не только ее саму, но и ее ребенка, находящегося на грудном вскармливании, понимание эффектов вакцины очень важно для принятия решения о вакцинации для кормящих грудью женщин. В Нидерландах было проведено исследование, в котором сравнивалось количество антител в грудном молоке после введения женщинам вакцин на основе мРНК и векторных вакцин.
Всего в Нидерландах доступно 4 вакцины: 2 вакцины на основе мРНК (BNT162b2, разработанная Pfizer-BioNTech, и мРНК-1273, разработанная Moderna) и 2 векторные вакцины (AZD1222, разработанная Oxford/AstraZeneca, и Ad26. COV2.S, разработанная компанией Johnson & Johnson/Janssen). В данном проспективном исследовании имели право участвовать кормящие женщины, прошедшие полную вакцинацию одной из этих вакцин. Каждая участница собрала 17 образцов грудного молока в течение 100 дней. Сбор данных осуществлялся с января по июль 2021 года.
Для оценки наличия антител IgA и IgG в грудном молоке использовался иммуноферментный анализ с использованием шиповидного белка SARS-CoV-2. Для каждой вакцины была рассчитана доля участников, у которых антитела в грудном молоке обнаруживались, и отображена с помощью кривых Каплана -Майера (отдельно для IgA и IgG).
Всего в окончательный анализ было включено 1650 образцов грудного молока от 124 кормящих матерей. Почти у всех участниц, получивших вакцину на основе мРНК, в молоке обнаруживались антитела класса IgA: у 25 (96%) из 26 после введения вакцины BNT162b2 и у 37 (97%) из 38 после введения MRNA-1273. У женщин, получивших векторную вакцину, этот показатель был значительно ниже: только у 13 (39%) из 33 после введения вакцины AZD1222 и у 10 (48%) из 21 после введения Ad26.COV2.S. После введения обеих доз вакцин BNT162b2, MRNA-1273 и AZD1222 у всех участников обнаруживались антитела класса IgG. Однако после введения вакцин на основе мРНК это произошло на 23-й и 32-й день после первой дозы, тогда как после введения вакцины AZD1222 - на 94-й день. После вакцинации только одной дозой Ad26.COV2.S у 6 (28%) из 23 участников в молоке обнаруживались антитела класса IgG.
Таким образом, авторы исследования продемонстрировали, что IgA, специфичный для SARS-CoV-2, чаще присутствовал в грудном молоке после введения вакцин на основе мРНК, чем после введения векторных вакцин. IgG присутствовал у всех участниц после получения двух доз вакцины независимо от ее типа. Однако IgG можно было обнаружить раньше после вакцинации мРНК-вакцинами, что можно объяснить сроками введения второй дозы. Ограничением исследования можно считать отсутствие оценки нейтрализующей способности антител грудного молока. Основываясь на этих данных, авторы исследования предполагают, что вакцины на основе мРНК являются оптимальным выбором для кормящих женщин.
Источник: Comparing human milk antibody response after 4 different vaccines for COVID-19 / H.G. Juncker [et al.] // JAMA Pediatrics. Published online March 14, 2022.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)