Применение Тенотена детского на фоне местной анестезии в амбулаторной практике

Статьи

Опубликовано в журнале:
«Стоматолог-практик» № 1, 2012

Л.И. Ларенцова, профессор
И.А.Денисова, к.м.н., ассистент
Д.В.Любимова, к.м.н., ген. директор стоматологической клиники «ДиО», г.Пермь
И.Ф. Ковалева, врач-стоматолог поликлиники №144

Кафедра факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ Стоматологические вмешательства, больше, чем другие, ассоциируются с болью и другими неприятными ощущениями, несмотря на современное оснащение стоматологических клиник. Негативный опыт первой встречи со стоматологом, как правило, является причиной дентофобии пациентов, отказа от любых стоматологических манипуляций и приводит к отсроченным визитам. Изучение поведения детей во время лечения зубов позволило выделить 84% пациентов с признаками боязни и страха [Киселева Е.Г. 2006]. Бензодиазепиновые транквилизаторы продолжали занимать доминирующее положение в своей группе до недавнего времени. Однако, известно, что они имеют ряд побочных эффектов. Поэтому изучение новых, современных и безопасных средств для медикаментозной подготовки детей на стоматологическом приеме оправдано. Такой подход к лечению создаст благоприятные условия для формирования терапевтического альянса между врачом, пациентом-ребенком и его родителями.

В последние годы при поиске новых нейропсихотропных препаратов внимание исследователей привлекают нейропептиды и мозгоспецифические белки. Среди них существенный интерес представляет семейство мозгоспецифических белков S-100, которые являются важнейшими регуляторами интегративной деятельности мозга.

В нашем исследовании мы использовали препарат Тенотен детский. Он представляет собой противотревожный препарат нового класса, приготовлен по оригинальной технологии потенцирования, в основе которой лежит многократное и многоэтапное воздействие на раствор для придания ему высокой биологической активности. Тенотен – биотехнологический препарат, в состав которого входят тонкие регуляторы - антитела к белку S-100, содержащемся в отделах головного мозга, ответственных за адекватное эмоциональное реагирование. Тенотен детский разработан и выпускается для лечебной практики НПФ «Материа Медика Холдинг». Препарат обладает широким спектром психотропной и нейротропной фармакологической активности, подтвержденной в общепринятых экспериментальных моделях: анксиолитеческой, стресспротекторной, антигипоксической, антиагрессивной, антидепрессивной, антиастенической, ноотропной, нейропротекторной и некоторыми другими [Хейфец И.А. 2006].

При клиническом исследовании тенотен показал высокий анксиолитический эффект на взрослом и детском стоматологическом приеме и разрешен для широкого медицинского применения [Духина И.А. 2006; Сосульникова Е.А., 2011].

Целью настоящей работы явилось изучение анксиолитического действия тенотена на фоне местной анестезии раствором лидокаина 2% – 2,0 в детской стоматологической практике.

В исследовании приняли участие 59 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Пациенты с сопутствующей патологией и с отсутствием тревоги в данное исследование не включались. Из них была отобрана группа в количестве 40 человек (24 девочки и 16 мальчиков), у которых были выявлены проявления эмоционального стресса: негативное поведение, беспокойство, боязнь, страх, повышенная двигательная и вербальная активность.

Дети, которые проявляли по методике MCDAS переходное и легкие признаки негативного поведения составили 10 человек. Дети со средними и сильными признаками негативного поведения (30 человек), помимо психокоррекции, участвовали в оценке анксиолитической эффективности медикаментозной подготовки (2 группа). Пациентов этой группы распределили на 3 подгруппы, каждая из которых получала: тенотен – 10 детей (средний возраст 6,65 лет); лидокаин – 10 пациентов (средний возраст 6,78 лет); тенотен на фоне анестезии с лидокаином 2% - 2,0 - 10 человек (средний возраст 7,3 года). Препарат тенотен детский использовали под язык за 15 минут до стоматологического вмешательства в дозе 1+1 таблетка (с интервалом в 10 минут), а также тенотен по 1 таблетки три раза в день в течение всего периода санации.

Детям 1 и 2 групп проводили лечение зубов по поводу кариеса и его осложнений.

В исследовании использовали следующие методы: клинический и психологический. Клинический метод включал наблюдение, опрос и измерение вегетативного статуса (Ч.Д., А/Д, Ч.С.С. до и после применения медикаментозных средств). В качестве психологического метода использовали шкалу MCDAS (The Modified Child Anxiety Scale) для оценки эмоционального статуса пациента и для количественной оценки действия тенотена изолированно и на фоне лидокаина. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета SPSS.

По шкале MCDAS бальной системой оценивалось поведение до лечения и после медикаментозной подготовки детей через 30 минут: 1 балл – позитивное поведение; 2 балла – нейтральное поведение; 3 балла – легкие признаки негативного поведения; 4 балла – средние признаки негативного поведения; 5 баллов – сильные признаки негативного поведения. Поведение ребенка оценивалось по выражение лица, речевой активности, скорости подхода и расположению в кресле, наличию двигательных реакций.

Например, отметка в 1 балл ставилась при условиях: улыбка или спокойное выражение лица, положительная речевая активность или отсутствие ее, ответ на вопрос: «Будем лечить зубы?» – «Конечно», «А как же?», «Да», быстрый подход к креслу, свободное расположение в нем, открывание рта сразу же после усаживания в кресло или в ответ на включение бормашины, без просьбы врача, отсутствие защитных двигательных реакций при лечении зубов. Соответственно, отметка в 5 баллов – слезы, гримаса неудовольствия, отсутствие мимических проявлений, словесные отказы от лечения, условия, крик, ответ на вопрос: «Будем лечить зубы?» – «Нет, не хочу», «Не сегодня», «Мне будет больно?», «Только с уколом!», «Это ужасно!», «Очень боюсь!», медленный подход и усаживание в кресло, открывание рта для осмотра и лечения после неоднократной команды врача: «Открой рот!», активные защитные движения руками, отведение головы в сторону, движения тела, мешающие работе врача, движения ног, стоп, отказ от продолжения лечения.

Эффективность анестетика для местной анестезии изолированно и в сочетании с тенотеном оценивали через 5 минут с момента её проведения по двум параметрам:

  1. Субъективную оценку болевой чувствительности (зондирование) проводили стоматологическим зондом, исследуя стенки и дно кариозной полости и оценивались по четырехбалльной шкале: 4 балла-полная анальгезия, 3 балла- незначительная болезненность, 2 балла — умеренная болезненность, 1 балл — сильная боль.
  2. Электровозбудимость пульпы определяли методом электроодонтодиагностики (ЭОД). Проведение ЭОД у детей связано с рядом особенностей, которые мы учитывали при проведении исследования. Электровозбудимость постоянных развивающихся зубов у детей значительно отличается от возбудимости зубов взрослых и варьирует в широких пределах. Учитывались все особенности строения пульпы зубов в различные периоды их развития.

В зависимости от эмоционального состояния и поведения детей перед лечением, для каждой группы по шкале MCDAS необходим свой алгоритм действия детского врача-стоматолога. Психологические приемы базируются на особенностях возрастной и медицинской психологии детского возраста. При диагностике у детей-пациентов переходного поведения и легких признаков негативного поведения (1 группа) необходимо провести дополнительный охранительный режим. В большинстве случаев этими контролируемыми, но напуганными детьми можно управлять без применения медикаментов с условием способности всей стоматологической команды использовать соответствующие психологические технологии. В настоящем исследовании использовались следующие психологические приемы эмоциональной поддержки детей: формирование (шейпинг) поведения, метод суггестивной терапии, методика отвлечения внимания и релаксации, технология моделирования. Регулировалось назначение детей с потенциально негативной реакцией после детей с позитивной реакцией.

Как показано в таблице 1, психологические методы эмоциональной коррекции оказались достаточно эффективными для детей с переходным и легкими признаками негативного поведения (p>0,05).

Таблица 1. Результаты применения психологических методов эмоциональной поддержки детей в баллах у детей 1 группы.

МетодикаСреднее значение до психокоррекцииЭффективность (среднее значение)
формирование (шейпинг) поведения2,9 + 0,31,24 + 0,2
метод суггестивной терапии2,9 + 0,212,1 + 0,3
методика отвлечения внимания и релаксации2,7 + 0,491, 28 + 0,2
технология моделирования2,8 + 0,32,4 + 0,1

При проявлении серьезных поведенческих проблем (2 группа), а также отсутствии возможности проведения психологических методик, либо их неэффективности необходимо применить другие способы помощи ребенку. В менеджменте такого ребенка может быть применена медикаментозная подготовка.

В ходе нашего исследования выявлено, что тенотен детский обладает выраженными анксиолитическими эффектами. В группе детей, принимавший тенотен детский, показатели по шкале MCDAS достоверно улучшились с 4,5+0,72 баллов до 1,97+0,69 баллов. Успокаивающий эффект тенотена детского ни в одном случае не сопровождался сонливостью, заторможенностью, поведение детей становилось упорядоченным, но эмоциональные реакции оставались живыми, что положительно оценивалось родителями и врачами.

Наряду с влиянием на эмоциональное состояние пациента, тенотен детский влияет на вегето-сосудистые показатели, вызываемые стрессом. При приеме препарата тенотен детский пульс у детей уменьшился на 8,28 ударов в минуту с 84,03+10,4 до 75,75+5,85 (p=0,023); а частота дыхания уменьшилась на 7,1 вдох в минуту с 30,66+2,77 до 23,56+2,76 (p=0,048).

Физиологические показатели и показатели по методике MCDAS во всех группах были выше до приема препарата на высоком уровне статистической значимости (р<0,001) (таблица 2)

Таблица 2.Измерение вегетативного статуса после приема препарата тенотен детский.

Среднее±стандартное отклонениеp-lever
допосле
Пульс83,67±10,3675,43±9,85<0,001
Частота дыхания30,43±2,7123,43±2,77<0,001
Артериальное давление (верхнее)121,5±5,59116,5±3,97<0,001
Артериальное давление (нижнее)80,67±4,377,17±3,39<0,001
MCDAC4,5±0,731,97±0,72<0,001

Гипотеза о равенстве физиологических показателей (пульс, частота дыхания, артериальное давление) и показателей по методике MCDAC у испытуемых разного пола и с разной категорией диагноза (средний кариес, глубокий кариес, множественный кариес, пульпит) подтвердилась (р>0,05).

В стоматологической практике, для оценки эффективности местного обезболивания, мы использовали еще два метода: основной — зондирование и дополнительный - электроодонтодиагностику (ЭОД).

При применении только местного обезболивания через 5 мин во 2 группе группах больных отмечаются близкие по значениям результаты: методом зондирования – 2,4 балла и ЭОД 80,6 мкА.

Через 5 минут в группе детей этой же группы при проведении местной анестезии в сочетании с тенотеном детским ЭОД было максимально и состав ляло 99 мкА, что является средними значениями между данными ЭОД при отсутствии медикаментозной подготовки и на фоне тенотена детского.

Таким образом, максимальная глубина обезболивающего действия достигнута при сочетании тенотена детского и местной анестезии. На фоне медикаментозной подготовки врач мог сделать анестезию. Ребенок спокойно садился в кресло, улыбался и давал провести все манипуляции в полном объёме. Устранялось напряжение, боязнь и страх, уменьшалась психогенная одышка и тахикардия. При измерении вегетативного статуса пациентов было отмечено, что тенотен и его комбинация с анестетиком стабилизируют гемодинамические показатели независимо от уровня эмоционального состояния ребенка. Результаты исследования показали, что эффективность анестетика лидокаина на фоне тенотена усиливается. Это особенно важно для детской стоматологической практики, где присутствие вазоконстриктора в растворе анестетика или увеличение дозы анестетика может способствовать появлению осложнений во время детского амбулаторного стоматологического приема.

Таким образом, проведенное исследование препарата тенотен в качестве средства медикаментозной подготовки на детском стоматологическом приеме, выявило его высокий анксиолитический эффект. Препарат хорошо переносился. Показана степень эффективности комбинированного применения тенотена (1+1) с раствором с лидокаина 2%-2,0. Наименьший интервал выключения болевой чувствительности для детей с сильными и средними признаками негативного поведения наблюдался при сочета нии тенотена детского на фоне местной анестезии с лидокаином 2%-2.0. При этом сочетается повышение выносливости к боли (типичное для препарата тенотен); тактильной и болевой чувствительности – типичное для анестетиков. Комплексное обезболивание можно рекомендовать для широкого применения на детском амбулаторном стоматологическом приеме.

При этом дополнительно дети получали препарат тенотен детский в течение всего периода санации по 1 таблетке три раза в день под контролем родителей.

Наблюдаемая под влиянием тенотена надежная корреляция эмоционального статуса детей помогает выстроить обстановку психологического комфорта для пациента и врача, избежать осложнений в процессе лечения и после него. Препарат тенотен эффективен, безопасен, его можно рекомендовать для широкого применения в детской стоматологической практике изолированно и на фоне анестетиков детям со средними и сильными признаками негативного поведения.

Список литературы находится в редакции

1 января 2012 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Анестезиология-реаниматология - статьи
Педиатрия - статьи
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика