Зависимость акустического ответа от речевой функции у детей с расстройством аутистического спектра
СтатьиЮ.С. Ишанова1, канд. мед. наук, И.В. Рахманова1, д-р мед. наук, профессор, З.В. Савинкова2
1 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москвы
2 ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы»
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, РАС, речь, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, КСВП
Keywords: Autism Spectrum Disorder, ASD, auditory evoked potentials, ABR
Резюме. Проведено исследование слуховой функции у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) при наличии и отсутствии речи. Оценка состояния слуховой функции проводилась с помощью регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Результаты: в ходе работы не получено достоверно значимых отличий показателей КСВП у детей с достаточной речевой функцией и без таковой. Область применения: полученные результаты могут быть применены специалистами, ведущими прием детей с РАС - прием невролога, психиатра, оториноларинголога, сурдолога, нейропсихолога, педагога, логопеда, тераписта. Выводы: Детям с РАС требуется проведение регистрации КСВП. Анализ пиков и латентностей КСВП не может служить прогностическим фактором развития речи у детей с РАС. Ранняя диагностика нарушения слуха могла бы позволить выявлять детей с РАС на ранних этапах роста, чтобы начать своевременную реабилитацию. Но окончательные выводы можно делать после проведения более масштабного обследования.
Summary. This study investigated auditory function in children with Autism Spectrum Disorder (ASD) based on the presence or absence of speech. Auditory function was assessed using the registration of short-latency auditory evoked potentials (ABR). Results: No statistically significant differences were found in EAP indicators between children with adequate speech function and those without. Applications: The findings may be useful for specialists who work with children with ASD, including neurologists, psychiatrists, otolaryngologists, audiologists, neuropsychologists, educators, speech therapists, and therapists. Conclusions: Early diagnosis of hearing impairments could help identify children with ASD at early stages of development, enabling timely rehabilitation. However, we are still searching for criteria.
Для цитирования: Ишанова Ю.С., Рахманова И.В., Савинкова З.В. Зависимость акустического ответа от речевой функции у детей с расстройством аутистического спектра // Практика педиатра. 2025. № 3. С. 68-70.
For citation: Ishanova Yu.S., Rakhmanova I.V., Savinkova Z.V. Dependence of acoustic response on speech function in children with autism spectrum disorder // Pediatrician's Practice. 2025;(3): 68-70. (In Russ.)
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) имеют особенности развития и восприятия речи. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, в 2023 г. распространенность РАС среди детей составляла 1 на 36 детей. Исследования показывают, что ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить исходы для детей с аутизмом.
Дополнительные статистические данные также подтверждают важность раннего вмешательства. Например, согласно данным Autism Speaks, около 30% детей с РАС имеют интеллектуальные нарушения. Примерно 40% детей с аутизмом не говорят или имеют ограниченные речевые способности. Около 70% детей с аутизмом имеют хотя бы одно сопутствующее психиатрическое расстройство, такое как тревожное расстройство, СДВГ или депрессия [1].
Статистика нарушений слуха у детей с аутистическим спектром также предоставляет важные данные для понимания и разработки эффективных вмешательств. Исследования показывают, что дети с аутизмом могут иметь различные формы слуховых нарушений.
Согласно данным исследований, около 30-50% детей с аутизмом имеют некоторую степень нарушения слуха. Например, исследование Rosenhall и соавт. (1999) показало, что примерно 40% детей с РАС имели различные формы нарушений слуха [2]. Другое исследование, проведенное Gravel и соавт. (2006), выявило, что около 35% детей с РАС имели нарушение слуховой функции [3]. Кроме того, исследование J.S. Gravel, М. Dunn (2006) показало, что 9% детей с РАС имеют значительные сенсоневральные потери слуха, что превышает количество в общей популяции детей [4].
Эти данные подчеркивают важность осведомленности, раннего выявления и специализированной поддержки для детей с РАС, чтобы обеспечить им наилучшие возможности для развития и адаптации в обществе.
Среди особенностей слуховой функции у детей с РАС выделяют повышение порогов слуха, задержки в обработке слуховой информации и другие специфические слуховые нарушения.
Данные по изучению изменений показателей коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) разнятся. Так, латентность пиков оказалась не изменена в исследованиях Roth и соавт. (2012) [5], Demopoulos and Lewine (2016) [6], Santos и соавт. (2017) [7]. Результаты в педиатрической практике также показали отсутствие изменений в работах Miron и соавт. (2016) [8], Pillion и со-авт. (2018) [9]. Укорочение латентных периодов отмечено в работах Dabbous (2012) [10] среди взрослых пациентов, среди детей - в работах Miron и соавт. (2018) [8], Talge и соавт. (2018) [11]. Удлинение латентных периодов с укорочением межпикового интервала (МПИ) отмечено при работе с детьми Vervari A (2015) [12]. Удлинение МПИ I/III -Maziade и соавт. (2000) [13], укорочение МПИ I/III -Ververi и соавт. (2015) [12] отмечено у детей.
В ходе проведенной ранее работы при сравнении детей с РАС и без РАС не было выявлено особенности в обработке сигнала на уровнях улитка - средний мозг у детей с РАС [14].
Целью данной работы было провести сравнительный анализ показателей КСВП у детей с диагнозом РАС с нормальным речевым развитием и с задержкой речевого развития.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В ходе наблюдения анализ данных КСВП был произведен у 60 детей (120 ушей) с РАС в возрасте от 3 до 11 лет (6,2 ± 2,7 лет). В зависимости от наличия или отсутствия жалоб на задержку речевого развития было выделено две группы. В группу 1 вошел 21 ребенок (42 уха), где не было жалоб на задержку речевого развития или отсутствия речи, и группу 2 составили 39 детей (78 ушей) с отсутствием речи или задержкой речевого развития.
Исследование проводилось на приборе Audera (GSI, США) на базе ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы». Перед исследованием слуха всем детям проводился стандартный ЛОР-осмотр (отоскопия, риноскопия, фарингоскопия) и аудиологическое обследование методами тимпанометрии и регистрации, вызванной отоакустической эмиссией. Проведение данных исследований позволило исключить пациентов с патологией среднего уха и улитки. Отобранным детям проводилась запись КСВП с применением головных телефонов. Частота стимула была 39,1 /с, стимул щелчок, с нисходящей интенсивностью стимула шагом в 10 дБ.
Для статистического анализа использовалась сертификационная программа «Statistica» 6.0. Все данные в исследовании представлены как средняя арифметическая ± ошибка среднего (М ± m). Статистически достоверным уровнем значимости принимали P < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Первично анализ полученных результатов включал оценку на нормальность распределения зарегистрированных латентных значений. Нормальное распределение латентных значений I, III, V пиков КСВП было получено при стимуляции щелчками интенсивностью 60 дБ нПС в группе 1 и на всех предъявляемых интенсивностях группы 2. С целью дальнейшего анализа обеих групп была выбрана интенсивность стимуляции в 60 дБ нПс.
При оценке зависимости латентного периода I, III, V пиков у детей с речевой функцией или ее отсутствием были получены статистически значимые отличия в LI при интенсивности 60 дБ, LV - при интенсивности 60 дБ.
Как видно из данных таблицы, латентные значения были не различны в группах на протяжении тестируемого пути (p > 0,05), хотя и имелся тренд укорочения у детей группы 2.
Таблица. Зависимость латентности пиков I, III, V при 60 дБ (M ± Sd)
|
Интенсивность |
Группа детей |
N (ушей) |
L I, мс |
L III, мс |
L V, мс |
|
60 дБ |
Группа 1 |
42 |
1,44 ± 0,23 |
3,1 ± 0,30 |
5,05 ± 0,31 |
|
Группа 2 |
78 |
1,35 ± 0,18 |
3,0 ± 0,3 |
5,00 ± 0,41 |
При использовании логистического анализа были получены следующие данные. Значения чувствительности в латентном значении I пика составило 53,8%, специфичности 67,9%. Полученный расчет показывает, что применять данные показатели в прогностических целях нецелесообразно.
Анализ III пика показал, что чувствительность составила 51,2%, специфичность - 40,0%.
Анализ V пика показал, что чувствительность составила 56,1%, специфичность - 75,0%.
В целях поиска критерия в качестве предиктора была построена ROC - кривая чувствительности - специфичности для латентности I пика. Площадь под ROC - кривой (AUC) составила 0,784. По общепринятой градации, если значение площади под кривой составляет 0,9-1,0, то информативность признака отличная, 0,8-0,9 - очень хорошая, 0,7-0,8 - хорошая, 0,6-0,7 - средняя, 0,5-0,6 -неудовлетворительная. Таким образом, использовать показатели латентности I пика КСВП с целью прогнозирования у детей с РАС вероятность наличия нарушения речевой функции нецелесообразно.
Рис. 1. ROC - кривая латентности I пика КСВП
Таким образом, при сравнительном анализе не было найдено особенности в проведении звукового стимула у детей с РАС как со сформированной речевой функцией, так и при ее отсутствии.
Литература
1. Nelson K., Bruce S.M. Children Who Are Deaf/Hard of Hearing with Disabilities: Paths to Language and Literacy. https: //www. mdpi.com/2227-7102/9/2/134 (accessed 12.07.2024)
2. Fluorescent differential display identifies circadian clock-regulated genes in Arabidopsis thaliana / J.A. Kreps, T. Muramatsu, M. Furuya, S.A. Kay // Journal of Biological Rhythms. 2000. Vol. 15, No. 3. P. 208-217. DOI: 10.1177/074873040001500302.
3. Peripheral Auditory Nerve Impairment in a Mouse Model of Syndromic Autism / J.S. Gravel [et al.] // Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 26, No. 12. P. 3356-3368. DOI: 10.1523/JNEUROS-CI.4283-05.2006.
4. Peripheral audition of children on the autistic spectrum / J.S. Gravel, M. Dunn, W.W. Lee, M.A. Ellis // Ear Hear. 2006. Vol. 27, No. 3. P. 299-2312. DOI: 10.1097/01.aud.0000215979.65645.22.
5. Evidence for atypical auditory brainstem responses in young children with suspected autism spectrum disorders / D.A. Roth [et al.] // Developmental Medicine and Child Neurology. 2012. Vol. 54, No. 1. P. 23-29. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2011.04149.x.
6. Demopoulos C., Lewine J.D. Audiometric Profiles in Autism Spectrum Disorders: Does Subclinical Hearing Loss Impact Communication? // Autism Research. 2016. Vol. 9, No. 1. P. 107-120. DOI: 10.1002/aur.1495.
7. Autism spectrum disorders and the amplitude of auditory brainstem response wave I / M. Santos [et al.] // Autism Research. 2017. Vol. 10, No. 7. P. 1300-1305. DOI: 10.1002/aur.1771.
8. Prolonged Auditory Brainstem Responses in Infants with Autism / O. Miron [et al.] // Autism Research. 2016. Vol. 9. P. 689-695.
9. Pillion J.P., Boatman-Reich D., Gordon B. Auditory Brainstem Pathology in Autism Spectrum Disorder: A Review // Cognitive and Behavioral Neurology. 2018. Vol. 31, No. 2. P. 53-78. DOI: 10.1097/ WNN.0000000000000154.
10. Dabbous A. Characteristics of auditory brainstem response latencies in children with autism spectrum disorders // Audiological Medicine. 2012. Vol. 10. P. 122-131.
11. Click-evoked auditory brainstem responses and autism spectrum disorder: a meta-analytic investigation of disorder specificity / N.M. Talge, M. Adkins, P.R. Kileny, I. Frownfelter // Pediatric Research. 2022. Vol. 92, No. 1. P. 40-46. DOI: 10.1038/s41390-021-01730-0.
12. Brainstem Auditory Evoked Potentials in Boys with Autism: Still Searching for the Hidden Truth / V. Ververi [et al.] // Iranian Journal of Child Neurology. 2015. Vol. 9, No. 2. P. 21-28.
13. Prolongation of brainstem auditory-evoked responses in autistic probands and their unaffected relatives / M. Maziade [et al.] // Archives of General Psychiatry. 2000. Vol. 57. P. 1077-1083.
14. Объективная оценка слухового ответа у детей с расстройствами аутистического спектра / Ю.С. Ишанова, И.В. Рахманова, М.Р. Богомильский, А.Г. Матроскин // Практика педиатра. 2012. № 4. С. 44-49.