Роль педиатра в профилактике и коррекции гипо- и гиперкинезии у детей и подростков
Статьи
ЖУРНАЛ "ПРАКТИКА ПЕДИАТРА"
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», декабрь 2009, с. 17-23
Н.Д. Бобрищева-Пушкина, А.А. Силаев, Л.Ю. Кузнецова, О.Л. Попова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава
Необходимость движения (кинезофилия) является биологической потребностью живого организма, удовлетворение которой способствует гармоничному, своевременному развитию, сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Качественный и количественный состав движений формируется под влиянием генетически обусловленных конституциональных особенностей, состояния здоровья, климатогеографических условий, системы обучения и воспитания и сложившегося образа жизни. Между реакцией организма и количественной величиной суточной двигательной активности обнаружена так называемая параболическая зависимость. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при средних (оптимальных) уровнях двигательной активности. Оздоровительный эффект и благоприятное влияние снижается по мере того, как величина этого показателя выходит за пределы оптимального диапазона, как в сторону его превышения, так и снижения.
Дефицит движений обозначается термином «гипокинезия», а избыток – термином «гиперкинезия». В России (как и в большинстве других стран) среди детей и подростков в основном наблюдается гипокинезия. По данным Научного центра здоровья детей, до 60% детей школьного возраста в нашей стране испытывают гипокинезию. Дефицит движений порой составляет до 50-60%. Отсутствие достаточной двигательной активности способствует развитию предпатологического дезадаптационного состояния. Характерными его признаками являются снижение иммунной резистентности, быстрая утомляемость при выполнении физических нагрузок, низкие функциональные возможности организма, отставание в развитии двигательных качеств, задержка физического развития и его дисгармоничность за счет избытка массы тела. В дальнейшем при гипокинезии развивается астено-невротический синдром, усиление акцентуаций характера, нарушение регуляции артериального давления (чаще по гипотоническому типу), нарушение липидного обмена с гиперхолестеринемией, остеопения.
Гиперкинезия у детей и подростков в основном связана с ранней спортивной специализацией и форсированным режимом тренировок и соревнований. На ранних стадиях она, как и гипокинезия, проявляется снижением иммунной резистентности организма, появлением астено-невротических жалоб, увеличением спортивного травматизма, гипертоническими реакциями на физическую нагрузку. С ростом тренировочных нагрузок начинают наблюдаться гормональные нарушения (значительная задержка физического и полового развития, нарушение менструальной функции у девочек, гирсутизм), заболевания опорно-двигательного аппарата (артриты, артрозы), значительные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы (нарушения проводимости, гипертензия, миокардиодистрофические изменения, вплоть до острой сердечной недостаточности, которая может стать причиной внезапной смерти спортсмена).
С целью рациональной организации двигательной активности детей и предупреждения гипо- и гиперкинезии в результате научных исследований были установлены нормы суточной двигательной активности для детей и подростков (табл. 1) [1, 3]. Для нормирования ее чаще всего используют локомоции (шаги) и продолжительность двигательного компонента в часах. Для измерения суточного объема локомоций используется прибор шагомер, закрепляемый на поясе ребенка и в течение суток фиксирующий его передвижения. Определение продолжительности двигательного компонента может быть произведено путем непосредственного хронометража деятельности ребенка, анкетированием родителей, воспитателей, старших школьников или анализом режима дня учреждения для детей и подростков. Следует обратить внимание на появление с началом пубертата половых различий в числе локомоций, а также на то, что при увеличении числа локомоций с возрастом детей продолжительность двигательного компонента в течение суток снижается, поэтому для выполнения нормы им следует увеличивать интенсивность движений и их энергетическую стоимость.
Таблица 1
Возрастные нормы двигательной активности
Возрастно-половая группа | Число локомоций (шагов; тысячи) | Продолжительность двигательного компонента (в часах) |
---|---|---|
3-4 года (оба пола) | 9-13 | 5,5-6 |
5-6 лет (оба пола) | 11-15 | 5-5,5 |
7 лет (оба пола) | 14-18 | 4,5-5 |
8-9 лет (оба пола) | 16-20 | 4,5-5 |
10 лет, мальчики | 17-21 | 4,5-5 |
10 лет, девочки | 16-20 | 4-4,5. |
11-12 лет, мальчики | 20-24 | 4-4,5 |
11-12 лет, девочки | 16-21 | 3,5-4 |
13-14 лет, мальчики | 21-25 | 4-4,5 |
13-14 лет, девочки | 18-23 | 4-4,5 |
15 лет, мальчики | 24-28 | 3-4 |
15 лет, девочки | 21-25 | 3,5-4,5 |
16-17 лет, мальчики | 25-29 | 3-4 |
16-17лет, девочки | 20-24 | 3,5-4,5 |
18 лет, мальчики | 26-30 | 3-4 |
18 лет, девочки | 19-25 | 3,5-4,5 |
Гипокинезия
Профилактика гипокинезии должна начинаться с рождения ребенка. Недопустимо ограничение движений, тактильных и кинестетических раздражителей (тугое пеленание, отсутствие пребывания ребенка на руках, в вертикальном положении, положении на животе, на боку). Уже в грудном возрасте необходимо регулярное применение таких элементов физического воспитания детей, как гимнастика и массаж. Это способствует укреплению здоровья, положительно влияет на общее развитие детей, сроки появления и качество двигательных навыков, состояние эмоционального тонуса и функциональные возможности отдельных органов и систем. Педиатру необходимо обучить родителей ребенка простейшим приемам такого воздействия. Эффективным способом развития двигательной сферы является купание ребенка, занятия с ним в бассейне, так как вода оказывает термическое и механическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребенка, способствует снижению гипертонуса, интенсифицирует основной обмен Окружающая ребенка среда должна способствовать развитию у него произвольных движений (наличие ярких, озвученных, удобных для захвата игрушек, твердой опоры для формирования навыков сидения и вставания, удобной одежды и гибкой, не стесняющей движений стопы обуви). При освоении навыка самостоятельной ходьбы следует помнить, что использование ходунков, страховочных приспособлений тормозит у ребенка выработку чувства равновесия и задерживает формирование этого двигательного акта. В то же время педиатру следует предостеречь родителей от форсирования освоения актов сидения и ходьбы, принудительного сажания и вождения за ручки, так как это может приводить к формированию деформаций опорно-двигательного аппарата.
При организации деятельности детей преддошкольного возраста следует помнить, что реализация двигательной активности у них происходит в основном во время игр и прогулок. Большое значение здесь имеет наличие игрушек и несложного спортивного инвентаря (мячей, движущихся игрушек, самокатов, трехколесного велосипеда), игрового оборудования (лесенок, горок, качелей, каруселей), ограничение использования прогулочных колясок, удобная, не стесняющая движений (что может привести к более быстрому охлаждению) и не вызывающая перегревания одежда и обувь. Оптимальной одеждой для прогулок в осенне-зимний период является комбинезон и кожаная обувь или специальная обувь из современных синтетических материалов (использование валенок с калошами и шуб значительно затрудняет двигательную активность ребенка). Родители, педагоги-воспитатели должны способствовать увеличению качественного разнообразия движений, побуждая ребенка к прыжкам, вставанию на четвереньки, перекатыванию, приседанию, выполнению точных и мелких движений.
В дошкольном возрасте большая часть двигательной активности реализуется ребенком во время игр и прогулок, однако при посещении дошкольного образовательного учреждения малыш начинает участвовать в различных формах физического воспитания. Согласно санитарным правилам для дошкольных образовательных учреждений, организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки на занятиях статического характера, подвижные игры на прогулках, физкультурные праздники и соревнования [5]. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Одно из таких физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует проводить на открытом воздухе (в любое время года). В средней полосе занятия проводят при температуре воздуха до -15 ° С в безветренную погоду. Медицинский персонал учреждения должен осуществлять медико-педагогический контроль за организацией занятий, проводя выборочный хронометраж и пульсометрию. Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%, на воздухе - не менее 80%.
Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС (определяемый как среднее арифметическое от частоты пульса ребенка в начале, середине и конце занятия) у детей 3-4 лет должен составлять - 130-140 уд./минуту, на воздухе - 140-160 уд./минуту; у детей 5-7 лет: в зале - 140-150 уд./минуту; на воздухе - 150-160 уд./минуту.
Высокоэффективным средством профилактики гипокинезии в дошкольном возрасте является плавание в бассейне. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между плаванием и прогулкой не менее 50 минут. В целом объем двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений за счет организованных форм физического воспитания должен составлять не менее 6 часов в неделю.
У детей школьного возраста роль организованных форм двигательной активности для профилактики гипокинезии еще более возрастает. Согласно действующим санитарным правилам, для выполнения суточной нормы двигательной активности школьников в образовательном учреждении должны быть организованы [2]:
- гимнастика до уроков;
- уроки физкультуры не менее 3 раз в неделю;
- физкультминутки на уроках статического характера (для учащихся с 1 по 9 классы);
- подвижные игры средней и малой степени интенсивности на переменах;
- ежедневная динамическая пауза после 2-3-го урока для первоклассников продолжительность не менее 40 минут;
- ежедневный час здоровья и физической культуры в группах продленного дня;
- занятия школьников в физкультурно-спортивных секциях не менее 3 часов в неделю;
- дни здоровья и спорта;
- соревнования и физкультурные праздники (6–8 раз в году).
Для обеспечения качественного разнообразия движений и гармоничного физического развития детей следует избегать активно пропагандируемой в настоящее время профилизации занятий по одному виду спорта в образовательном учреждении.
Медицинский персонал должен осуществлять медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания, осуществлять осмотр и допуск детей к сдаче нормативов и участию в соревнованиях и занятиях в секциях. Моторная плотность занятий школьников должна составлять от 60 до 80%, а максимальное учащение пульса во время занятий для учащихся основной и подготовительной групп – 90-100% от исходного.
Выраженная гипокинезия может наблюдаться у детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, что способствует ухудшению течения основного заболевания, снижению функциональных резервов и иммунной резистентности организма. Педиатру следует добиваться занятий такого ребенка в специальной медицинской группе в образовательном учреждении или врачебно-физкультурном диспансере, группе лечебной физической культуры в поликлинике. При улучшении состояния здоровья следует своевременно переводить ребенка в подготовительную и основную группу физического воспитания. Для детей подготовительной группы физического воспитания могут быть организованы занятия в секциях общей физической подготовки для повышения их тренированности. Весьма распространенной проблемой в настоящее время является дефицит времени у учащихся старшей школы, вынужденных заниматься на подготовительных курсах или с репетиторами. Для ликвидации двигательной задолженности в короткое время следует рекомендовать занятия наиболее энергоемкими видами спортивных развлечений (плавание, лыжи).
К задачам медицинского персонала относится также и образовательная работа среди детей и родителей по этим вопросам. Не умаляя достоинств традиционных форм такой работы (беседы, лекции, наглядная агитация, уроки здоровья), следует подчеркнуть значительно более высокую эффективность организации соревнований и спортивных праздников (особенно с участием родителей) в создании мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Гиперкинезия
Профилактика гиперкинезии заключается в учете состояния здоровья детей перед началом их занятий в спортивных секциях и кружках. Существует перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом [4]. Это острые и хронические заболевания в стадии обострения, особенности физического развития, например, выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости, укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке. При нервно-психических заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, как противопоказание, выделяют эпилепсию, органические заболевания центральной нервной системы. Однако при редких приступах эпилепсии рекомендуется углубленное исследование и противопоказаны не все виды спорта, а только единоборства, сложнокоординационные, травмоопасные и водные виды спорта. После перенесенных травм головного и спинного мозга дети могут быть допущены к занятиям не ранее чем через 12 месяцев после полного излечения при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы. Не допускаются к занятиям спортом и дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, ревматизм, кардиомиопатии, органические нарушения ритма сердца и проводимости, пролапс клапанов 2-й степени и выше). Особо следует обратить внимание на пролапс 1-й степени. Не следует рекомендовать страдающим им детям занятия скоростными и силовыми видами спорта (особенно штанга), а также видами спорта, связанными с возможным травмированием грудной клетки (бокс, борьба). Противопоказаниями для занятий спортом являются регургитация, миксоматозная дегенерация клапанов, синусовая аритмия, экстрасистолия функционального характера, АВ-блокада 1-й степени, синдром ранней реполяризации желудочков. Не рекомендуются занятия спортом при хронических неспецифических заболеваниях легких и плевры. Дети, страдающие бронхиальной астмой, допускаются к занятиям в период ремиссии и только в том случае, если оксигенация во время тестирования с постепенно возрастающей нагрузкой остается удовлетворительной. При этом не рекомендуются зимние виды спорта, виды занятий, направленные на развитие выносливости, а также, если они проходят в залах, где используют тальк, канифоль. Среди других заболеваний внутренних органов, которые являются противопоказанием к занятиям спорта, следует выделить язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические заболевания печени и почек, системные заболевания соединительной ткани, прогрессирующую миопию. Не допускаются к занятиям спортом дети с выраженными нарушениями положения позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскости (кифоз рахитический, болезнь Шейерманна - Мау, болезнь Кальве, сколиотическая болезнь, явления выраженной нестабильности позвонков). Однако детям с нефиксированными искривлениями позвоночника во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) и начальными признаками межпозвонкового остеохондроза с бессимптомным течением занятия симметричными видами спорта (спортивная и художественная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание) не противопоказаны. При плоскостопии 1-й и 2-й степени без артроза в таранно-ладьевидных сочленениях дети могут быть допущены к занятиям спортом (исключая занятия тяжелой атлетикой и виды спорта связанные с длительным статическим нахождением в положении стоя). При нестабильности шейных позвонков, сопровождающейся головной болей мышечного напряжения, запрещены занятия видами спорта, в которых есть контакт (столкновение) или ограниченный контакт (удар): бокс, хоккей, борьба, баскетбол, прыжки в воду, такие виды плавания как баттерфляй, брасс.
Помимо ограничений по состоянию здоровья следует учитывать возраст детей при зачислении в учебно-тренировочные группы по отдельным видам спорта. Ранние (с 6-7 лет) регулярные тренировочные занятия допускаются только в тех видах спорта, которые преимущественно развивают гибкость и ловкость (гимнастика, фигурное катание, плавание, прыжки в воду), несколько позже (в 10-11 лет) рекомендуется начинать занятия в видах спорта, развивающих быстроту (лыжный спорт, легкая атлетика). Видами спорта, которые связаны с развитием силы и выносливости (бокс, борьба, тяжелая атлетика, марафонский бег) можно начинать заниматься с 13-14 лет. Рекомендации о возрасте начала занятий в различных секциях для детей и подростков содержатся в санитарных правилах для учреждений дополнительного образования [6]. Спортивная специализация и привлечение детей к соревнованиям допускается не ранее чем через 2 года начальной подготовки.
Для профилактики гиперкинезии обязательными являются регулярные медицинские осмотры детей, занимающихся спортом, контроль за организацией и условиями тренировок и соревнований.
Комплексная работа врачей, педагогов, тренеров, родителей, администрации образовательных учреждений по профилактике гипо- и гиперкинезии у детей и подростков будет способствовать сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Список литературы:
- Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5-18 лет. Методические рекомендации., Москва, 1984.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для вузов. Москва, ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2008. –, 480 с.
- Поляков С.Д., Корнеева И.В. Медицинские проблемы детского спорта. flippers.ru
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1.1249-03.
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03.
Сведения об авторах:
Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук