Возможности коррекции микроэлементозов у детей школьного возраста
СтатьиОпубликовано в журнале:
«Практика педиатра», февраль 2011, с. 16-20
Н.А. Иванова, канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ВМА им. Кирова, Санкт-Петербург
Витамины являются универсальными регуляторами процессов обмена веществ в организме человека. Коферменты, или простетические группы, образующиеся из них, входят в состав активных центров ферментов, необходимых для катализа многочисленных обменных реакций. Для обеспечения клеточных процессов необходимы также макро- и микроэлементы (МЭ), обеспеченность микронутриентами нужна для нормального уровня интеллектуального развития детей [7]. Дефицит МЭ приводит к выраженным нарушениям и соматического, и психоневрологического здоровья детей [6].
Физиологический баланс макро- и микроэлементов в организме человека является обязательным условием для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья [3]. Распространенность дефицитных витаминно минеральных состояний даже среди условно здоровых детей обусловлена повышенными потребностями в этих веществах при интенсивном росте организма. На подростков негативное влияние оказывает и так называемый «школьный» фактор. Освоение образовательной программы, возможность нормального интеллектуального развития требуют от них значительной умственной и физической активности [6, 7]. Так, йодная недостаточность может привести к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности. Недостаточное поступление в организм меди сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением иммунного статуса, а также нарушениями синтеза коллагена. Дефицит селена приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, является одной из причин развития болезни Кашина Бека [2, 4]. Кроме того, снижение содержания микронутриентов в почве, широкое применение современных технологий при приготовлении и хранении пищи и массовое нарушение принципов рационального питания привели к тому, что у большинства российских детей имеется субнормальное обеспечение, а иногда и дефицит витаминов и МЭ [1]. Поэтому применение витаминно минеральных препаратов у школьников весьма актуально. При этом выбор препарата предпочтительно осуществлять, учитывая элементный статус каждого ребенка.
Цель данного исследования – изучение состояния минерального обмена у школьников и оценка эффективности использования витаминно минерального комплекса Алфавит Школьник для коррекции микроэлементозов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определение основных групп микроэлементов, дефицитных для данной группы детей;
- оценка возможности применения витаминно-минерального комплекса Алфавит Школьник для коррекции микроэлементозов.
Объектом исследования были дети в возрасте 13–14 лет (n = 31). Исследование проведено в среднем общеобразовательном учреждении Санкт Петербурга. Период исследования – с марта по июнь 2010 года.
Предварительно была рассчитана величина выборки с помощью Stat Calc программы Epi Info (версия 6). Исходя из численности учеников и с учетом уровня статистической достоверности исследования, которой необ ходимо было достичь (p
Отбор участников осуществлялся по следующим критериям включения:
- возраст от 7 до 14 лет;
- отсутствие острых или обострения хронических заболеваний;
- отсутствие приема витаминно минеральных препаратов в течение последних 2 месяцев.
От законных представителей детей было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Определяли содержание МЭ в волосах детей. Для этого была необходима прядь чистых волос длиной до 3–5 см (от корня волос) в таком количестве, чтобы заполнить чайную ложку. Волосы вкладывали в отдельный конверт, отметив корневой конец пряди. Специальных условий хранения и транспортировки пробы не требовали. Анализ содержания МЭ проводили в аккредитованной лаборатории Центра биотической медицины (Москва) методом атомно эмиссионной и масс спектрометрии с индуктивно связанной аргоновой плазмой в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Роспотребнадзором (МУК 4.1.1482 03, МУК 4.1.1483 03). Полученные данные сравнивали с популяционными нормативами для данной возрастной группы [5].
Для коррекции нарушений минерального обмена у детей была применена биологически активная добавка – нутрицевтик Алфавит Школьник. Партия препарата имела все необходимые заключения и удостоверения, подтверждающие его качество и безопасность.
Состав Алфавита Школьник разработан с учетом потребностей детского организма; препарат выпускается в форме таблеток массой 1 г с фруктовым вкусом, не содержит искусственных красителей:
- таблетка «Железо+» включает железо, медь, витамины В1, С, А, фолиевую кислоту;
- таблетка «Антиоксиданты+» содержит магний, цинк, селен, йод, витамины С, Е, А, РР, В2, В6;
- таблетка «Кальций D3+» включает кальций, витамины D3, В12, пантотенат кальция, фолиевую кислоту.
Три таблетки данного препарата содержат 100% от суточной потребности витамина С, 75% – витамина В1, 100% железа, 45% меди, 63% цинка, 15% магния, 70% йода, 10% кальция, 100% селена, 75% витаминов В2 и РР, 55% витамина В6, 50% фолиевой кислоты, 85% витамина Е, 90% витамина А и 24% витамина D3 для детей данного возраста.
Для оценки эффективности витаминно-минерального комплекса было проведено рандомизированное контролируемое наблюдательное когортное исследование. Дети, принимающие участие в исследовании, случайным образом были разделены на 2 группы:
- группа 1 (группа исследования): получающие витаминно минеральный комплекс Алфавит Школьник по 1 таблетке каждого цвета 3 раза в день во время еды с пищей (интервал приема 4–6 часов), продолжительность приема 60 дней (n = 18);
- группа 2 (группа контроля): не получающие ВМК (n = 13).
Какие либо другие витаминно минеральные препараты в течение данного периода времени детьми не принимались.
Выбор методов статистической обработки был обусловлен характером распределения изучаемых признаков, типом данных и дизайном исследования. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости принимали равным 0,05. В таблицах числовые данные приведены в виде М (средняя), SE (стандартная ошибка средней), P25, P50, P75 (25 й, 50 й, 75 й процентили).
По результатам скрининга волос у детей, принявших участие в исследовании, незначительные нарушения минерального обмена выявлены у 9,7% детей, умеренные – у 54,8%, средней степени – у 29%, выраженные – у 6,5% (рис. 1).
С учетом глубины недостатка и важности для роста и развития ребенка к числу приоритетных для коррекции МЭ были отнесены селен, йод, медь, кальций. Дефицит селена зарегистрирован у 77,4% детей, у 38,7% был обнаружен дефицит йода и меди, недостаток кальция испытывали 16,1% детей (рис. 2).
После завершения курса было проведено повторное исследование волос детей обеих групп с исследованием концентраций 4 МЭ, выбранных приоритетными для коррекции и содержащихся в витаминно минеральном комплексе.
Результаты рандомизированного контролируемого наблюдательного когортного исследования эффективности использования витаминно минерального комплекса Алфавит Школьник для коррекции микроэлементозов оценивались по следующим критериям:
- увеличение концентрации биоэлемента в волосах детей группы исследования в сравнении с контролем;
- снижение доли лиц в группе исследования с недостаточной обеспеченностью биоэлементом.
В результате употребления витаминно минерального комплекса наблюдалось статистически значимое увеличение концентрации в волосах детей меди (р = 0,002) и селена (р = 0,003).
Имелась тенденция к увеличению содержания йода, однако статистически значимых различий достигнуто не было (р = 0,068). Содержание кальция достоверно не увеличилось (табл. 1).
Элемент | Первая точка (начало исследования) | Вторая точка (окончание исследования) | р | ||||||||
M | SE | P25 | P50 | P75 | M | SE | P25 | P50 | P75 | ||
Кальций | 404,59 | 17,07 | 375,70 | 404,06 | 454,34 | 446,70 | 69,96 | 341,00 | 373,00 | 422,00 | 0,246 |
Медь | 10,69 | 0,54 | 9,28 | 10,03 | 11,69 | 13,45 | 0,94 | 10,87 | 12,87 | 14,14 | 0,002 |
Йод | 0,73 | 0,13 | 0,33 | 0,51 | 0,92 | 1,80 | 0,62 | 0,45 | 0,72 | 1,53 | 0,068 |
Селен | 0,44 | 0,02 | 0,39 | 0,44 | 0,47 | 0,54 | 0,02 | 0,50 | 0,54 | 0,60 | 0,003 |
В то же время в контрольной группе не выявлено статистически достоверного увеличения содержания меди, селена, кальция, а содержание йода достоверно снизилось (табл. 2).
Элемент | Первая точка (начало исследования) | Вторая точка (окончание исследования) | р | ||||||||
M | SE | P25 | P50 | P75 | M | SE | P25 | P50 | P75 | ||
Кальций | 446,92 | 34,20 | 314,92 | 478,07 | 520,94 | 370,13 | 25,15 | 302,00 | 355,00 | 400,50 | 0,123 |
Медь | 11,29 | 0,67 | 9,81 | 10,68 | 12,47 | 11,38 | 0,64 | 9,71 | 10,99 | 12,35 | 0,779 |
Йод | 1,90 | 0,47 | 0,67 | 0,84 | 3,81 | 0,50 | 0,14 | 0,15 | 0,29 | 0,69 | 0,012 |
Селен | 0,44 | 0,03 | 0,38 | 0,43 | 0,48 | 0,52 | 0,02 | 0,45 | 0,50 | 0,60 | 0,069 |
Однако распространенность дефицита минералов в исследуемой популяции у детей из группы исследования снизилась (рис. 3).
При применении витаминно минерального комплекса Алфавит Школьник у детей не отмечалось аллергических и других нежелательных реакций.
Таким образом, в исследовании на основе репрезентативной выборки был определен микроэлементный статус детей в возрасте 13–14 лет. С учетом глубины недостатка и важности этих веществ для роста и развития были определены приоритетные для коррекции в данной группе микроэлементы: селен (недостаток у 77,4% детей), йод (у 38,7%), медь (у 38,7%), кальций (16,1%). У 64,5% детей выявлены незначительные и умеренные нарушения минерального обмена, коррекция которых возможна путем изменений в рационе питания. В то же время 35,5% детей имели нарушения минерального обмена средней степени и выраженные. Результаты рандомизированного контролируемого наблюдательного когортного исследования по изучению витаминно-минерального комплекса Алфавит Школьник свидетельствуют о его эффективности и безопасности для коррекции недостаточной обеспеченности медью и селеном у детей.
Список литературы:
1. Вильмс Е.А., Турчанинов Д.В., Боярская Л.А., Турчанинова М.С. Состояние минерального обмена и коррекция микроэлементозов у детей дошкольного возраста в крупном промышленном центре Западной Сибири // Педиатрия. 2010. Т. 89, № 1. С. 85–90.
2. Витамины и минералы в современной клинической практике. Возможности лечебных и профилактических технологий / под ред. О.А. Громовой, Л.С. Намазовой. М., 2003. – 56 с.
3. Ключников С.О. Витаминно-минеральные комплексы для детей: теория и практика // Педиатрия. 2008. Т. 87, № 4. С 103–111.
4. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в неврологии. Серия «Обучающие программы ЮНЕСКО». М.: ГЭОТАР Медиа, 2006. – 304 с.
5. Скальный А.В., Тармаева И.Ю., Скальная М.Г., Решетняк А.А. Питание и элемент ный статус детского населения Восточной Сибири. Иркутск: РИК ИВВАИУ, 2008.
6. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. 2008. № 1. С. 19–22.
7. Benton, D. (2001). Micro nutrient supplementation and intelligence of children. Neurosci. Biobehav. Reb, 25 (2001) 297–309.