Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников

Статьи


ЖУРНАЛ "ПРАКТИКА ПЕДИАТРА"


Опубликовано в журнале: ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, Гигиена. Май, 2008

А.А. Силаев, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава

В понятие "суточный режим" входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов) [3, 6]. В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией аналогичные отклонения отмечаются и в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1). В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет. Причем на начальном этапе обучения в школе в условиях повышенных умственных и физических нагрузок также необходимо организовать дневной сон для первоклассников, который является фактором, обеспечивающим нормально протекающую адаптацию к образовательному процессу. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Таблица 1. Продолжительность сна у детей

Возраст Продолжительность сна (часы)
Дневного Ночного Суммарно
3-4 года 2,15 10 12,15
4-5 лет 2,0 9,5 11,5
5-6 лет 1,45 9,45 11,3
6-7 лет 1,45 9,45 11,3
7-10 лет - 10-11 10-11
10-12 лет - 9-10 9-10
12-14 лет - 9-9,5 9-9,5
14-17 лет - 8-9 8-9

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка [2]. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия [3]. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг. Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.

В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам. В настоящее время санитарными правилами установлена следующая предельная нагрузка на школьников при 5 дневной учебной неделе: 1-е классы - 20 часов, 2-4-е классы - 22 часа, 5-й класс - 28 часов, 6-9-е классы - 29-32 часа, 10-11-е классы -33 часа; при 6-дневной учебной неделе нагрузка может быть увеличена: 2-4-е классы -25 часов, 5-й класс - 31 час, 6-9-й классы -32-35 часов, 10-11-й классы - 36 часов (1-е классы занимаются только по 5-дневной учебной неделе) [1]. Однако различными исследованиями (Института возрастной физиологии РАО, Научного центра здоровья детей РАМН) установлено значительное превышение учебной нагрузки во многих образовательных учреждениях, особенно с углубленным изучением ряда дисциплин [4, 6]. Составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной работоспособности учеников с учетом так называемой физиологической стоимости каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности. Любое увеличение учебной нагрузки (например, дополнительное введение информатики и иностранного языка) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым, увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

К учебным видам деятельности относится подготовка домашних заданий школьниками. Целесообразно приступать к их выполнению после полутора-двухчасового отдыха на открытом воздухе. Санитарными правилами рекомендована следующая продолжительность выполнения домашних заданий: в 1 классе (со 2 полугодия) - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часов, в 3-4-м классах - до 2 часов, в 5-6-м классах - до 2,5 часов, в 7-м классе - до 3 часов, в 8-11-м классах - до 4 часов [1]. При определении объема домашних заданий педагоги, к сожалению, не всегда учитывают возможность их выполнения в рамках выделяемого времени. Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными. Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения. Ежедневно свободное время учащиеся могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение. Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов. Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Дети дошкольного возраста могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке посуды и помещений (не более 15 минут в день). Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов) и превышающей физические возможности детского организма. Продолжительность такой работы у учащихся 1-4-го классов должна составлять не более 30 минут, 5-8-го классов - 40 минут, 9-11-го классов - 1,5 часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их состояния здоровья.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники и школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Помимо завтрака и ужина в домашних условиях учащиеся в группах продленного дня должны обеспечиваться 2-разовым питанием, а в школах полного дня -3-разовым питанием. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно предложить ему стакан молока или кефира.

Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку, продолжительность которой должна составлять не менее 2 часов для учащихся начальных классов и не менее 1,5 часов для учащихся средних классов. Самоподготовка (выполнение домашнего задания) должна начинаться не ранее 16:00 часов. Для первоклассников желателен послеобеденный пассивный отдых (сон) в течение 1-1,5 часов.

В период каникул и в выходные дни следует увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные занятия, соревнования, экскурсии, походы, больше отводить времени творческой деятельности учащихся. На этом важно акцентировать внимание родителей, поскольку даже в каникулярное время у детей преобладают статические виды деятельности (просмотр телепередач, занятия за компьютером).

Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Список использованной литературы находится в редакции.

Сведения об авторах:

  • Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • 1 июня 2008 г.

    Комментарии

    (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
    Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
    Связанные темы:
    Педиатрия - статьи
    Научно-практический журнал
    ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
    Подписаться »
    
    МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика