Проблемы консультирования родителей: ребенок первого года жизни
СтатьиОпубликовано в журнале:
Практика педиатра
Май, 2007
Е.С. Кешишян, И.И. Рюмина, ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава
Эффективность оказания медицинской помощи зависит от трех компонентов: правильной постановки диагноза; правильного лечения; консультирования пациента о его болезни, прогнозе, терапии, возможных побочных явлениях. Все эти компоненты одинаково важны, однако на сегодняшний момент в повседневной деятельности врача проблемы консультирования отошли на второй план.
Зачастую отсутствие взаимодействия и взаимопонимания между врачом и пациентом буквально зачеркивает всю сложнейшую работу специалиста и его усилия, направленные на выздоровление больного. Особое значение для педиатров приобретает консультирование родителей детей первого года жизни. Новоиспеченным мамам и папам трудно понять, что происходит с их малышом, если он кричит, беспокоится, плачет; любое пятнышко на его коже вызывает у них тревогу. Много вопросов вызывают вскармливание, вакцинация ребенка, а также физическое и психическое развитие крохи и еще множество других вопросов, которые врачу могут казаться простыми и не требующими долгих обсуждений, но крайне важны для родителей.
Не секрет, что сегодня отмечается огромная неудовлетворенность родителей отсутствием правильного консультирования их детей врачом при оказании медицинской помощи.
Что такое консультирование?
Консультирование – это диалог между медицинским работником и матерью/родителями ребенка, основная цель которого – выяснить проблемы, беспокоящие родителей, дать достоверную информацию в доступной для них форме, убедить следовать необходимым рекомендациям. Консультирование – это вовсе не императивное назидание, быстрое проговаривание информации без заинтересованности в том, насколько родители поняли и согласны с вашими советами, готовы и знают, как им следовать.
В основе эффективного консультирования лежат несколько общих принципов:
- каждый человек важен, ценен как таковой и заслуживает уважения;
- каждый человек в состоянии отвечать за свои поступки;
- каждый человек имеет право принимать самостоятельные решения;
- каждый человек имеет право выбирать ценности и цели.
В этих принципах заложен глубокий смысл. Врачи должны понимать, что взгляды пациентов или их родственников могут отличаться от правильных, но имеют право на существование. Задача врача – предоставить всю информацию, обсудить варианты решений. Консультирование будет эффективным, если медицинский работник искренне придерживается этих принципов и на их основании строит свои отношения с матерью или родителями ребенка.
Секреты общения
Прежде всего необходимо использовать средства невербального общения:
- улыбайтесь;
- кивайте головой;
- сядьте так, чтобы ваши глаза и глаза матери были на одном уровне, чтобы вас не разделял стол, стопки папок или другие предметы;
- смотрите в глаза;
- не проявляйте спешки;
- выражайте поддержку взглядом или жестами, иногда прикосновением, если это приемлемо;
- проводите беседу в удобной и непринужденной обстановке.
Приемы невербальной коммуникации дают возможность показать, что медицинский работник заинтересован в общении с родителями и готов оказать помощь. Однако большинство педиатров скажет, что времени на такие мелочи нет, что нужно заполнить множество бумаг, а у кабинета собралась большая очередь и родители раздражены. Но не стоит забывать: чем лучше проведено консультирование, тем лучше родители выполняют рекомендации, тем меньше потребуется объяснений в дальнейшем, тем больше доверия, тем здоровее малыш и меньше очереди. Так что в конечном итоге это важно не только для родителей, но и для врача.
Приемы консультирования
Использование приемов консультирования не слишком увеличивает время общения с родителями и осмотра ребенка, но в значительной мере его структурирует. Итак:
Старайтесь не прерывать мать/родителей, умейте слушать и понимать собеседника. Скорее всего, вы уже сотни раз слышали те жалобы, которые возникли у матери, вы заранее знаете, что она скажет. Однако, прежде чем ответить, дайте ей возможность высказаться. Своим поведением (позой, мимикой, словами и жестами) подчеркните, что вам интересно ее слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите мать повторить или пояснить то, что осталось неясным.
Задавайте открытые вопросы, которые начинаются со слов «кто», «что», «почему», «как», «когда», – они поощряют мать излагать информацию, а вам позволяют узнать необходимые сведения. В начале разговора вы можете задать открытый вопрос, например о том, как, по мнению матери, обстоят дела со вскармливанием или развитием ребенка. Это поможет вам получить общее представление об отношении матери к ребенку. Иногда, если необходимо получить более точную информацию, лучше задать закрытый вопрос, например: «Вы даете своему малышу чай?»
Учитывая, что если предоставить матери возможность рассказывать слишком подробно, информативность такого рассказа будет очень низкой и отнимет массу времени, следует использовать прием «отражения», когда врач, перефразируя последние слова собеседницы, с одной стороны прерывает рассказ, с другой, не обижая мать, демонстрирует, насколько он внимательно слушает. После этого направленными вопросами можно до конца прояснить для себя ситуацию.
Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров для эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь до конца понять точку зрения матери или ход ее мыслей, сопереживайте ей. Сопереживание означает, что вы понимаете чувства и проблемы матери, ставите себя на ее место. Сочувствие, в отличие от сопереживания, позволяет оценить проблемы матери со своей точки зрения. Это позволит матери ничего не скрывать, не стараться казаться лучше, правдиво описывать ситуацию, больше доверять врачу.
Не заостряйте внимание на речевых особенностях. Иногда мать может казаться вам слишком медлительной, монотонной, надоедливой или возбужденной, суетливой. Однако это не повод для того, чтобы проявлять нетерпение в общении, манеры матери и особенности ее речи не должны отвлекать вас от той проблемы, которая ее волнует.
Спокойнее реагируйте на высказывания матери или членов семьи. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие другого. В таком случае срабатывают эмоциональные барьеры. Врач иногда старается найти себе моральную поддержку в полном отрицании того, о чем говорит мать или родственник. Такая ситуация часто встречается, если мать уже консультировалась с кем-либо и получила неудовлетворяющие ее советы, которые скорее усугубили проблему.
Не отвлекайтесь. Необходимо сесть так, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки, сконцентрировать свое внимание только на словах собеседника. Очень важно, чтобы мать чувствовала неравнодушие врача к процессу консультирования. Нередко в ходе приема врача отвлекают посторонние люди или телефонные звонки. Если все же отвлечься необходимо, надо извиниться и продолжить консультирование с повторения последней фразы или утверждения, чтобы показать, что вы хорошо помните, о чем шла речь, и что для вас это тоже важно.
Не указывайте матери, что она должна делать, например, как она должна кормить ребенка. Ваша задача – предоставить достоверную и убедительную информацию о вскармливании и дать матери возможность самой решать, что нужно делать. Не опровергайте и не критикуйте сказанное матерью, но и не соглашайтесь с ее ошибочными высказываниями. Такое нейтральное реагирование показывает матери, что вы уважаете ее мысли и чувства, и дает ей ощутить вашу поддержку. Можно предложить матери варианты выхода из проблемы, но не отдавать распоряжения, начиная с повелительной формы глагола «делайте», «давайте», «найдите», а также слова «всегда», «никогда», «нужно».
Очень важно поощрять и хвалить мать там, где это уместно. Медицинские работники склонны искать проблему и исправлять ее, но необходимо также уметь искать в действиях матери положительные стороны и поощрять ее. В этом случае она охотнее примет ваши рекомендации.
Схема консультирования
Для максимального структурирования осмотра ребенка и консультирования родителей необходимо прежде всего четко определить задачи данного осмотра. Это имеет особое значение при диспансерном наблюдении ребенка на первом году жизни. Так, в 1 месяц прежде всего необходимо консультирование по питанию и поддержке грудного вскармливания, коррекции кишечных колик. В 3 месяца нужно предоставление информации о профилактических прививках и первые рекомендации по развитию. В 6 месяцев необходимо обучить родителей введению прикорма и развивающим играм, подбору игрушек и т.д. Необходимо понимать, что родители не способны воспринять огромный объем информации, но если ее предоставлять небольшими порциями, усвоение будет максимально полным.
Сам осмотр ребенка занимает минимальный объем времени на приеме, после этого малыша нужно одеть, усадить мать или родителей и провести консультирование. При этом должна присутствовать следующая схема и последовательность действий:
Спрашивайте и слушайте. Задавайте вопросы в открытой форме. Внимательно слушайте ответы для того, чтобы определить, что мать уже делает для своего ребенка. Таким образом вы определите, что она делает правильно и что может быть улучшено.
Хвалите. Похвалите мать за что-нибудь, что она делает правильно, например кормит грудью. Не забывайте, что похвала должна быть естественной, и хвалите только за те действия, которые действительно полезны для ребенка.
Советуйте. Ограничьте ваши советы только вопросами, необходимыми матери на данный момент. Используйте слова, понятные для нее. Во время объяснения можно пользоваться иллюстрациями или реальными предметами. Например, показывайте матери рекомендуемые объемы жидкости в чашке, стакане или другой емкости, научите, как приготовить смесь. Убедите мать отказаться от дальнейшего применения методов, опасных для здоровья ребенка. Объясните ей, почему это опасно для здоровья ребенка. Ваши объяснения должны быть четкими и ясными, мать не должна чувствовать себя виновной или некомпетентной.
Проверьте, как мать поняла объяснения. Задайте матери вопросы, чтобы определить, как она поняла объяснения и что следует объяснить дополнительно.
Избегайте задавать наводящие вопросы (то есть вопросы, подсказывающие правильный ответ) и вопросы, на которые можно ответить односложно («да» или «нет»). Примерами правильных контрольных вопросов могут быть следующие: «Какую пищу вы будете давать вашему ребенку?», «Как часто вы будете давать эту пищу вашему малышу?». Если вы получаете нечеткий ответ, задайте другой контрольный вопрос. Хвалите мать за правильное понимание или уточняйте в случае необходимости ваш совет. Такая проверка запоминания вовсе не обидна, а еще раз упрочивает родителей в мысли, что медицинский работник озабочен правильным выполнением рекомендаций.
С другой стороны, если ответы правильные, педиатр может быть уверен, что родители восприняли рекомендации и будут им следовать. Это особенно важно, когда проводится консультация по лечению и врачи должны быть убеждены в том, что все назначения будут выполняться правильно и в полном объеме.
При проведении специальных тренингов для врачей-педиатров по вопросам консультирования детей на первом году жизни стало ясно, что большинство из них не имело понятия о системе консультирования. Чаще всего первоначально врачи считали, что это пустая трата времени, что при сложности работы в детской поликлинике проведение эффективного консультирования невозможно. Однако обучение навыкам структурирования и приемам консультирования пациентов показало на практике значительную экономию времени и огромную удовлетворенность родителей и самих врачей проведенным осмотром. Учитывая, что единственной целью и задачей медицины является оказание помощи, без внедрения навыков консультирования невозможно достичь реальной эффективности, удовлетворения и уважения со стороны населения.
Сведения об авторах:
Елена Соломоновна Кешишян, руководитель отделения коррекции развития недоношенных детей ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава, профессор, др мед. наук
Ирина Ивановна Рюмина, ведущий научный сотрудник отделения физиологии и патологии новорожденных ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава, др мед. наук