Ирригационная терапия аллергического ринита у детей. что нового?

Комментарии

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», февраль 2011, с. 40-44

Е.П. Карпова, Л.И. Усеня, Российская медицинская академия последипломного образования, кафедра детской оториноларингологии

По данным международной медицинской статистики, распространение аллергических заболеваний значительно возросло в течение последних десятилетий, и ни в одной стране не отмечается ни снижения, ни стабилизации роста данной патологии [1, 4, 6].


В последние годы аллергический ринит (АР) приобретает большую значимость из-за высокого роста его распространенности среди населения (10–40%), особенно в детской популяции [3, 4, 5]. В России, согласно данным официальной статистики, АР встречается у 5–20% детского населения [1, 4, 5]. У 45–69% детей с АР в последующем развивается бронхиальная астма [1, 4]. J. Bousquet и соавт. было доказано, что значительное ухудшение качества жизни, которое вызывает круглогодичный АР, может сравниться с изменением качества жизни при тяжелом течении бронхиальной астмы [7, 8]. Широкая распространенность заболевания приводит к тому, что из за персистирующей формы АР дети пропускают до 1,5 млн школьных часов ежегодно [4]. Кроме того, АР является причиной значительных финансовых затрат.

Оценка причин или факторов риска в развитии аллергического ринита является одной из основных методологических задач эпидемиологии аллергических заболеваний. Поэтому проблема аллергического ринита является одной из самых актуальных проблем современной медицины, и установление факторов риска или причин роста аллергического ринита дает возможность разрабатывать эффективные методы лечения и профилактики данной патологии [3, 4, 6].

Подходы к лечению пациентов с АР базируются на общих принципах лечения других аллергических заболеваний: полное устранение или хотя бы уменьшение контакта с причиннозначимыми аллергенами; аллергенспецифическая иммунотерапия; рациональная фармакотерапия; обучение пациентов [1, 2, 3].

Общеизвестно, что нос выполняет разнообразные важные физиологические функции: проводящую, калориферную, защитную, резорбционную, выделительную, резонаторную, обонятельную. Особенно важно, что вдыхаемый воздух при дыхании носом согревается, очищается и увлажняется. В случаях сенсибилизации к ингаляционным аллергенам помимо уменьшения контактов с ними целесообразно удаление аллергенов, попавших на слизистую оболочку полости носа. В связи с этим обязательным звеном лечения АР является ирригационная терапия. На фармацевтическом рынке нашей страны широко представлены готовые изотонические соляные растворы, в том числе морской воды, в виде спреев, обеспечивающих распыление жидкости в носу. Готовые растворы для интраназального применения давно широко применяются в странах Западной Европы, Северной Америки и Австралии. Именно там с целью анализа клинической эффективности изотонических растворов в ринологии были проведены многие исследования. Важно, что значительная часть этих работ проведена в педиатрической практике [4, 9]. Среди них особое значение приобретают такие средства, как 100%-ная стерильная, изотоническая морская вода Хьюмер, обладающая способностью устранять клиническую симптоматику АР. Благодаря мелкодисперсному распылению морская вода Хьюмер эффективно удаляет частицы пыли и аллергены из полости носа, разжижается назальный секрет, улучшается дренаж пазух, носовое дыхание восстанавливается.

Клиническое исследование
Под нашим наблюдением находилось 90 детей (48 мальчиков и 42 девочки) в возрасте от 5 до 15 лет, страдающих персистирующим АР легкой и средней степени тяжести в период обострения заболевания. Целью многоцентрового рандомизированного исследования являлось повышение клинической эффективности лечения АР у детей с применением ирригационной терапии. С соблюдением принципа рандомизации было сформировано три группы.

Группа 1. 30 пациентов, которым ежедневно проводится орошение полости носа препаратом Хьюмер (не менее 3 раз в сутки), а так же использовались интраназальный глюкокортикостероид (ИГКС) – Назонекс (детям 5–11 лет по 1 впрыскиванию (50 мкг) в каждую половину носа 1 раз в день, утром; пациентам старше 12 лет – по 2 впрыскивания (100 мкг) в каждую половину носа 1 раз в день, утром) и антигистаминный препарат Лоратадин (лечение проводили согласно возрасту и тяжести АР).

Группа 2. 30 пациентов, которым вместо препарата Хьюмер интраназально закапывали физиологический раствор (не реже 3 раз в сутки) на фоне приема Назонекса и Лора тадина.

Группа 3. 30 пациентов применяли ИГКС (Назонекс) и антигистаминный препарата (Лоратадин) согласно возрасту и тяжести АР.

Оценка клинической эффективности проводилась на основании субъективных данных (динамики таких показателей, как головная боль, затруднение носового дыхания, количество отделяемого из носа, чихание и зуд в полости носа) и объективных данных на основании эндоскопического обследования (отек слизистой оболочки полости носа, количество секрета), позволяющих сравнить эффективность лечения в разных группах. Оценку динамики субъективных данных проводили по 5 балльной визуально аналоговой шкале на 14-й и 30-й день лечения. За 0 баллов принимали отсутствие данного симптома, за 5 баллов – его максимальное проявление. В результате полученных клинических данных эффект от проведенной терапии оценивался как отличный, хороший, удовлетворительный и без эффекта.

Анализ динамики субъективных данных в процессе лечения выявил более значительные положительные сдвиги у детей 1-й и 2-й групп по сравнению с детьми 3-й группы. При сравнении динамики этих показателей в 1-й и во 2-й группах отмечены более выраженные положительные изменения у детей 1-й группы. Так, головная боль у детей 1-й и 2-й групп до лечения составила 3,1 ± 0,51 балла, в 3-й группе – 2,9 ± 0,44 балла (p < 0,01) на 14-й день – головная боль исчезла во всех группах (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика головной боли у детей с АР
Динамика головной боли у детей с АР

Затруднение носового дыхания до начала лечения в 1-й и 2-й группах составило 4,2 ± 0,5 балла, в 3-й группе – 4,6 ± 0,62 балла (р

Ринорея в 1-й группе до начала лечения составила 4,7 ± 0,45 балла; во 2-й группе – 4,8 ± 0,43 балла (р

Рисунок 2.Динамика ринореи у детей с АР
Динамика ринореи у детей с АР

Приступы чихания и зуд в полости носа до лечения у детей 1-й группы составили 4,5 ± 0,32 балла, во 2-й группе 4,1 ± 0,28 балла (р < 0,01), в 3 й группе – 4,6 ± 0,56 балла (р < 0,05). Через 14 дней приступы чихания и зуд в полости носа значительно уменьшились у детей 1-й и 2- й групп – у 29 человек до 1,1 < 0,52 балла и у 28 человек до 1,3 ± 0,53 балла; в 3-й группе у 23 человек до 2,1 ± 0,42 балла. На 30-й день приступов чихания и зуда в полости носа не выявлено у детей 1-й и 2-й групп, в 3-й группе – приступов чихания и зуда в полости носа не отмечалось у 26 человек и составляла 1,9 ± 0,22 балла.

По результатам эндоскопического исследования показатель отека слизистой оболочки полости носа и носовых раковин статистически достоверно снижался (p = 0,01) через 14 дней лечения у 25 человек 1-й группы до 2,4 ± 0,25, у 23 человек 2 й группы до 2,7 ± 0,21 и у 14 человек 3-й группы до 3,1 ± 0,19. Через 30 дней эта цифра составила уже соответственно у 28 человек 1-й группы до 0,3 ± 0,23 и у 27 человек 2-й группы до 0,5 ± 0,2, а также у 21 человека 3-й группы до 1,23 ± 0,2 (рис. 3).

При сравнении динамики этих показателей 1-й и 2-й групп отмечены более выраженные положительные изменения у детей 1-й группы.

Таким образом, после применения комплексного лечения в условиях поликлиники отличные и хорошие результаты достигнуты у 26 детей 1-й группы; у 23 детей 2-й группы; у 19 детей 3-й группы (табл. 1). В результате проведенного комплексного лечения АР все больные дети и родители отмечали хорошую переносимость препарата, каких либо неприятных ощущений и раздражений слизистой оболочки полости носа не испытывали, побочных эффектов и нежелательных явлений не выявлено. Была проведена субъективная оценка динамики лечения родителями пациентов и оценена как «хорошо» и «очень хорошо». Так у 28 детей 1 группы данная комплексная терапия была оценена родителями, как «очень хорошо», по сравнению с детьми 2-й и 3-й групп – у 24 детей 2-й и у 18 детей 3-й группы соответственно.

Таблица 1. Результаты реабилитационного лечения в условиях поликлиники
Результаты лечения 1-я группа
(n = 30)
2-я группа
(n = 30)
3-я группа
(n = 30)
Отличный 26 (80%) 23 (80%) 19 (63,3%)
Хороший 2 (6,6%) 4 (13,3%) 8 (26,6%)
Удовлетворительный 2 (6,6%) 2 (6,6%) 3 (10%)
Без перемен - - -

Таким образом, проведенное исследование показало, что применение ирригационной терапии 100%-ной стерильной, изотонической морской водой (препарат Хьюмер) по сравнению с физиологическим раствором в комплексном лечении АР у детей приводило к более быстрому и выраженному ослаблению, а так же купированию симптомов заболевания. Опыт применения препарата Хьюмер продемонстрировал хорошую переносимость,отсутствие побочных эффектов и нежелательных проявлений. Насадка баллона Хьюмер имеет клапан, препятствующий ретроградному оттоку назальной слизи обратно в полость баллона, а качество материала, из которого она изготовлена, позволяет ее стерилизовать. Препарат удобен в применении – распыляется из баллона в любом положении, длительность одного впрыскивания неограничена (в отличие от механических спреев), а специальный гибкий карман баллона позволяет использовать морскую воду до последней капли. При этом мелкодисперсное распыление обеспечивает дополнительную безопасность использования и высокое качество ирригации. Хьюмер 150 можно использовать у детей с 1 го месяца жизни, так как насадка баллона имеет кольцо безопасности.

Все это подтверждает повышение клинической эффективностилечения детей с АР при использовании изотонических мелкодисперсных растворов (таких как препарат Хьюмер) в комплексной патогенетической терапии, и позволяет рекомендовать его к широкому клиническому применению.

Сведения об авторах
Елена Петровна Карпова, заведующая кафедрой детской оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования,профессор, д-р мед. наук.
Лариса Ивановна Усеня, ассистент кафедры детской оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования, канд. мед. наук

Список литературы находится в редакции.

1 февраля 2011 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь
Связанные темы:

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика