Поиск новых противовирусных препаратов – актуальная задач

Статьи

Опубликовано в журнале:
« УЧАСТКОВЫЙ ТЕРАПЕВТ » №6, март, 2011г.

События 2009 года заставили медицинское сообщество по-другому взглянуть на терапию острых респираторных вирусных инфекций. Для обсуждения проблемы мы встретились с главным специалистом по инфекционным болезням Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, д.м.н., профессором В.В.Никифоровым


Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о сложившейся эпидемиологической обстановке? Каковы прогнозы специалистов?

В.В.: После пандемии гриппа в 2009 году эпидемиологическая ситуация и в мире, и в нашей стране остается достаточно благополучной. Согласно прогнозам ВОЗ, в Северном полушарии в сезоне 2011–2012 гг. будут циркулировать те же вирусы, что и в прошлом году, что нашло отражение в штаммовом составе вакцин. Можно предположить, что доминировать будет A/California/7/2009.

То есть опять прогнозируется тяжелое течение гриппа?

В.В.: Не могу утверждать. Конечно, гриппозная инфекция может протекать тяжело, что характерно для пожилых людей, хронических больных. Тем не менее, во время пандемии 2009–2010 гг. грипп даже у здоровых людей молодого возраста протекал в тяжелой форме. Но это было связано с тем, что данный штамм являлся для большинства населения новым по антигенному составу.

Какие же меры необходимо предпринять в борьбе с эпидемией?

В.В.: В настоящее время в России нет эпидемии – заболеваемость гриппом и ОРВИ в целом остается на неэпидемическом уровне. Но как мы уже отметили, существуют группы риска по заболеванию, а также по тяжелому и осложненному течению гриппа. Именно эти группы являются приоритетными для охвата иммунизацией. После пандемии настроенность населения прививаться несколько выросла – согласно данным Роспотребнадзора, на конец ноября в общей сложности от гриппа было привито 22,4% всего населения (88,0% от числа подлежащих вакцинации).
Вместе с тем, сейчас в большей степени регистрируются негриппозные ОРВИ (парагрипп, РС– и аденовирусная инфекция).

Что скажете о профилактике ОРВИ негриппозной этиологии?

В.В.: В этом вопросе я, как инфекционист, ратую за комбинацию двух подходов – нелекарственного и медикаментозного. Я уверен – ни один препарат не может стать заменой банальных санитарно-гигиенических мер.
Но, конечно, основным способом профилактики является применение средств, влияющих на неспецифическую резистентность организма.

Каковы рекомендации инфекционистов относительно лечения ОРВИ и гриппа. Как Вы относитесь к распространенной шутке про то, что лечение сокращает продолжительность ОРВИ с 7 дней до 1 недели?

В.В.: Это хорошая шутка, но если говорить серьезно, то правильное лечение позволяет сократить продолжительность болезни на 1-3 дня и это без учета предотвращенных бактериальных осложнений.
Во главу угла нужно поставить этиотропную терапию. При этом очень важно учитывать спектр противовирусной активности препарата. Раз речь идет о лечении ОРВИ, то приходится выбирать противовирусное лекарство с широким спектром активности и по возможности, универсальным механизмом действия – ведь воз- будители ОРВИ очень серьезно различаются между собой (РНК– и ДНК-вирусы, разный рецепторный аппарат).

Второй важный момент – резистентность. Это актуально в отношении лечения взрослых больных. Ведь на прием к врачу они попадают, перепробовав несколько средств, которые выбирают себе сами, ориентируясь чаще всего на советы знакомых или рекламу. К сожалению, мониторинг распространения рези- стентности (к римантадину, осельтамивиру, арбидолу) ведется только в отношении вируса гриппа.

Поиск новых противовирусных препаратов – актуальная задача...

В.В.: В последнее время в этой области ощущается определенный застой. Активно развивается фармакология антиретровирусных препаратов, есть определенные подвижки в отношении противогерпетических препаратов и средств для лечения вирусных гепатитов. А вот в отношении возбудителей ОРВИ – все достаточно стандартно.

Арсенал в основном представлен рядом отечественных препаратов, которые либо обладают противовирусным действием, либо действуют через индукцию интерферонов (в основном, интерферона-альфа). Несколько обнадеживает обещание коллег-ученых выпустить в ближайшие годы новый противовирусный препарат – разработку уральских фармакологов.

Еще более свежим решением является недавно зарегистрированный и выпущенный в обращение российский противовирусный препарат Эргоферон. Он принципиально отличается от других препаратов по сочетанию фармакологических свойств.

Противовирусная активность Эргоферона характеризуется широким спектром: от банальных адено-, корона-, РС-вирусов и вирусов парагриппа, до ассортимента актуальных сезонных вирусов гриппа А и В, включая пандемические штаммы «свиного» (А/H1N1) гриппа.

В отличие от широко распространенных индукторов интерферона Эргоферон обладает синергичным действием: стимуляция продукции и рецепции интерферонов альфа и гамма дополняется активирующим влиянием на систему распознавания вирусного антигена (ассоциация CD-4+ клеток). В целом, этот препарат может оказаться перспективным в терапии не только банальных ОРВИ. И очень важно, чтобы информация о новых препаратах своевременно поступала к врачам. Именно тогда больной сможет получить современное и эффективное лечение.

В последнее время часто приходится сталкиваться с неприятием назначений врача пациентами...

В.В.: Вы абсолютно правы, коснувшись этой темы. В России распространено самолечение, тем более по поводу таких «пустяков, как грипп и простуда». С другой стороны, отмечается низкая готовность больных выполнять назначения врача. Взрослые пациенты редко соблюдают даже схему приема лекарств, я уж не говорю, о постельном режиме. Лечение нередко заключается в приеме жаропонижающих, рекламирующихся по телевидению. Часто отмечается необоснованное употребление антибиотиков.

Я считаю, что в связи с этими проблемами становится актуальным выбор средств с комплексным действием, чтобы одно лекарство обеспечивало не только симптоматическое, но и этиопатогенетическое действие. Кстати, Эргоферон обладает таким комплексным действием. Помимо противовирусной активности препарат оказывает противовоспалительное и антигистаминное действие. Таким образом, появляется возможность одновременно подавить репликацию вирусов и купировать выраженный катаральный синдром за счет противоотечного и спазмолитического влияния.

Вы считаете обоснованным использование для лечения ОРВИ препаратов с комплексным действием? Не будет ли это способствовать полипрагмазии?

В.В.: Если компоненты комплексного препарата усиливают действие друг друга, то мы добиваемся решения сразу нескольких проблем: быстрее улучшается состояние больного, ускоряется выздоровление. При этом за счет функционального синергизма мы можем обойтись меньшими дозами действующих веществ, и, тем самым, избежать риска развития побочных эффектов. Наконец, применение препаратов комплексным действием снижает финансовое бремя лечения для пациента и оказывается обоснованным с точки зрения фармакоэкономики.

Владимир Владимирович, что Вы от себя можете порекомендовать коллегам в период подъема заболеваемости?

В.В.: Прежде всего, не терять позитивный настрой, ведь на самом деле в организме все определяет всего одна, зато глобальная – психо-нейро-эндокринно-иммунная система.

И конечно, призываю врачей соблюдать меры профилактики и грамотно применять для себя и близких современные терапевтические подходы.

1 марта 2011 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Вирусные инфекции - статьи

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика