Функциональные кишечные колики и их коррекция у детей раннего возраста
СтатьиОпубликовано в журнале:
Практика педиатра, сентябрь-октябрь, 2017
Е. К. Бердникова, к.м.н., врач Клинико-диагностического отдела ОСП НИКИ педиатрии им. акад. Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, г. Москва
Ключевые слова: функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, кишечные колики, лактазная недостаточность, «степовая» терапия, грудные дети, лечение
Keywords: functional disorders of the gastrointestinal tract, intestinal colic, lactase insufficiency, «step by step» therapy, infants, treatment
Феномен детского плача широко обсуждается в литературе последних лет специалистами разного профиля: педиатрами, психологами, нейропсихологами, неврологами. Хотя четких акустических различий типов плача у ребенка на сегодня не выявлено, на практике родители, прежде всего, должны научиться различать плач ребенка в зависимости от его желаний и потребностей.
Так, избыточный, чрезмерный плач является основным проявлением функциональных кишечных младенческих колик, служит главным количественным критерием при исследованиях колик у детей и рассматривается как верхняя граница нормы «плаксивости» ребенка в первые месяцы жизни (Wessel M. A. et al., 1954; Canivet C. еt al., 2002; Savino F. et al., 2007; Kvitvaer B.G. et al., 2011).
Проблема функциональных кишечных дисфункций у детей раннего возраста вызывает особый интерес у специалистов, ведение таких детей вызывает большие сложности, и мало учитывается тот факт, что пищеварительная система ребенка наиболее сложно адаптируется к внеутробному существованию, и очень многие факторы влияют на это.
К функциональным относятся состояние желудочно-кишечного тракта, заключающееся в несовершенстве моторной функции и секреции, лежащее в основе синдромов срыгиваний, кишечных колик, метеоризма, диспепсии, не связанные с органическими причинами и не влияющие на состояние здоровья ребенка [1, 2].
Кишечные колики определяются совокупностью причин: морфо-функциональная незрелость периферической иннервации кишечника, дисфункция центральной регуляции, поздний старт ферментативной системы, нарушения становления микробиоценоза кишечника. Болевой синдром во время колик связан с повышенным газонаполнением кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания пищи, что сопровождается спазмом участков кишечника в связи с незрелостью регуляции сокращений различных участков кишечника.
Колика происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под ней понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают так же, как и у взрослых – боли в животе, носящие спастический характер, но у ребенка это состояние сопровождается длительным плачем, беспокойством, сучением ножек [3]. О патогенезе этого состояния в настоящее время нет единого мнения. Большинство авторов считают, что функциональные кишечные колики обусловлены незрелостью нервной регуляции деятельности кишечника [3, 4]. Также рассматриваются различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в том числе и лактазная недостаточность, что, по нашему мнению, достаточно спорно, так как в данной ситуации кишечная колика является лишь симптомом [5].
Клиническая картина характерна. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления [6]. Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой достаточно устрашающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено и в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит. Однако у некоторых младенцев отмечаются частые и интенсивные приступы, непременно требующие медикаментозного вмешательства.
Главный вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, занимающемуся ведением детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Если нет, то мы должны заниматься не лечением, а симптоматической коррекцией этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания [7].
Учитывая то, что в основе приступа кишечных колик лежит спазм кишечника, симптоматическая коррекция должна быть направлена на устранение основных причин болевого синдрома [8].
Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.
Разработана определенная этапность действий при купировании этого состояния, так называемая степовая терапия. Идея степовой терапии такова, что мы постепенно, шаг за шагом пытаемся облегчить состояние ребенка.
Первый этап и, на наш взгляд, очень важный (чему не всегда придают большое значение) – это проведение беседы с родителями, объяснение им причин колик, как они протекают и когда должны закончиться, что ребенок не болен в этот период. Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности у родителей также помогает уменьшить боль у ребенка и выполнить правильно все назначения педиатра [8].
Во всех случаях функциональных расстройств деятельности желудочно-кишечного тракта лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка [8].
Немаловажно выяснить, как питается мать, и при сохранении разнообразия и полноценности питания, предложить ограничение продуктов, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас не пить молока, а заменить его кисломолочными продуктами.
Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно оценить вид смеси и изменить питание.
В фоновой коррекции, во-первых, целесообразно использование фитопрепаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия: фенхеля, кориандра, цветков ромашки.
Следующий этап «степовой» терапии – физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножках, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.
Третий этап – применение препаратов симетикона. Рассмотрим действие этих препаратов на примере Боботика. Эти препараты обладают ветрогонным действием, затрудняют образование и способствуют разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи желудочно-кишечного тракта. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводиться из организма благодаря перистальтике. Симетикон не угнетает микрофлору, участвующую в пищеварении, не переваривается желудочным соком, не всасывается в кровь и в неизмененном виде выводится из организма. Исходя из механизма действия не может служить средством профилактики колик.
Одним из важнейших преимуществ Боботика перед другими аналогичными лекарственными средствами является небольшой объем разовой дозы – всего 8 капель, препарат не оказывает влияния на аппетит, не усиливает срыгивания, снижает риск возникновения аллергических реакций. Органолептические и вкусовые свойства препарата не вызывают негативной реакции у маленького ребенка. Препарат разрешен к применению у детей с 28-го дня жизни. Эффективность достаточно высока. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет значительно меньше.
Следующий этап – пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. К сожалению, дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик [8, 9].
Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.
Предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей, и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение [8, 9].
Список литературы
- Хавкин А. И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста: Пособие для врачей. М., 2001. С. 16–17.
- Leung A. K, Lemau J.F. Infantile colik: a review // J R Soc Health. 2004. Jul; 124 (4): 162.
- Ittmann P. I., Amarnath R., Berseth C. L. Maturation of antroduodenalmotor activiti in preterm and term infants // Digestive dis Sci. 1992; 37(1): 14–19.
- Humphry R. A., Hock E. Infants with colic: a study of maternal stress and anxiety // Infant Mental Health Journal. 1989. 10: 263–272.
- Illingworth R. S. Th ree months colic. Arch Dis Child 1954; 29: 165–174
- Kanabar D. Infantile colic // J Fam Health Care. 2004; 14(2): suppl 1–2.
- Коровина Н. А., Захарова И. Н., Малова Н. Е. Лактазная недостаточность у детей // Вопросы современной педиатрии. 2002. № 1(4). С. 57–61.
- Бердникова Е. К., Кешишян Е. С. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста // Российский медицинский журнал. 2006. Т. 19, № 14. С. 1397–1400.
- Бердникова Е. К., Кешишян Е. С. Применение лекарственного препарата Плантекс при функциональных нарушениях желудочнокишечного тракта у детей раннего возраста // Российский медицинский журнал. 2007. № 1. С. 61–65.