​О порядке выявления и учета случаев физического или психического насилия и иной эксплуатации в отношении несовершеннолетних

Статьи

А.Н. Макарова, юрисконсульт ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой Департамента здравоохранения г. Москвы»

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра» № 3, 2021, стр. 32-36

Ключевые слова: дети, жестокое обращение, права несовершеннолетних, охрана здоровья, семейное неблагополучие, социальное неблагополучие, противоправные действия, защита прав детей
Keywords: children, abuse, rights of minors, health protection, family problems, social problems, illegal actions, protection of children's rights

Резюме. В статье изложен алгоритм действий сотрудников медицинских организаций при поступлении к ним несовершеннолетних пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. Дано нормативно-правовое обоснование и перечислены признаки причинения такого вреда. Приведены примеры из судебной практики.
Summary. The article describes the algorithm of actions of employees of medical organizations when they receive minor patients for whom there are sufficient grounds to believe that harm to their health was caused as a result of illegal actions. The regulatory and legal justification for this is given. The signs of causing harm to health as a result of committing illegal actions are listed. Examples from judicial practice are given.

Для цитирования: Макарова А.Н. О порядке выявления и учета случаев физического или психического насилия и иной эксплуатации в отношении несовершеннолетних. Практика педиатра 2021;(3):32-6.
For citation: Makarova A.N. On the procedure for identifying and recording cases of physical or mental violence and other exploitation against minors Pediatrician's Practice 2021;(3):32-6. (In Russ.)

Дети являются наиболее социально и физически уязвимыми членами социума. Ребенок вправе рассчитывать на уважительное, гуманное отношение к себе со стороны окружающих его взрослых людей. Однако трудно исключить существование людей, которые способны допустить преступную жестокость по отношению к ребенку, пользуясь его физической слабостью и эмоциональной незрелостью. По данным Всемирной организации здравоохранения, 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались жестокому обращению. Последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья, а их влияние на социальную и профессиональную область может в конечном итоге замедлить экономическое и социальное развитие страны.

В соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей одним из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включающей заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по обеспечению детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Эти же органы создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья. Органы управления здравоохранением входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних;
- органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
- органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 9 федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Письмом Минздрава России от 29.12.2017 № 152/10/1-8708 «О предупреждении преступлений в отношении детей, защите их прав и здоровья» руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовано принять необходимые меры, направленные на предупреждение преступлений в отношении детей, защиту их прав и здоровья, а также устранение нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья и основано на конституционном праве на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. В соответствии с ч. 1 ст. 13 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Между тем, в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 13 предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 79 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Порядок такого информирования ранее был установлен приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н. В соответствии с ним медицинские организации должны были передавать в территориальные органы Министерства внутренних дел России (МВД России) по месту нахождения медицинской организации сведения о поступлении (обращении) пациентов, если у них имеются следующие признаки причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий:

1) огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;
2) ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;
3) колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;
4) переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
5) гематомы внутренних органов;
6) ушибы, сотрясения головного мозга;
7) повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
8) последствия механической асфиксии;
9) последствия поражения электрическим током;
10) отравление наркотическими средствами, психотропными, токсичными, сильнодействующими, ядовитыми и (или) одурманивающими веществами;
11) признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
12) признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;
13) истощение;
14) иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

Данный порядок информирования возлагал на руководителя медицинского учреждения обязанность организовать работу по передаче этих сведений в территориальные органы МВД России и назначить медицинских работников, ответственных за своевременность информирования о фактах поступления (обращения) таких пациентов.

При выявлении у пациента признаков, указанных выше, и наличии достаточных оснований полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, медицинский работник должен был передать информацию об этом в территориальный орган МВД России телефонограммой и затем направить в течение 1 рабочего дня письменное извещение о поступлении (обращении) такого пациента. Извещение должно было быть подписано руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверено круглой печатью медицинской организации.

Извещение должно было содержать следующие сведения о пациенте:

1) фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений);
2) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);
3) дата, время поступления (обращения) пациента;
4) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.

Этот порядок не предусматривал направление медицинских документов в органы внутренних дел, а обязывал лишь извещать их о факте поступления таких пациентов в медицинскую организацию. Указание в законе на «наличие достаточных оснований полагать, что признаки причинения вреда здоровью возникли в результате противоправных действий» предполагает, что медицинские работники не должны давать юридическую оценку действий, которая относится к компетенции следствия, суда и прокуратуры, а обязаны лишь дать информацию о выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетним в уполномоченные органы.

Обратите внимание, что с 30 августа 2021 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 24.06.2021 № 664н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел в случаях, установленных пунктом 5 части 4 статьи 13 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”», который отменяет действующий приказ.

Медорганизации теперь должны сообщить сведения:

- о пациентах с признаками причинения вреда здоровью противоправными действиями. Отметим, это будет касаться и граждан с отравлением психоактивными веществами, в том числе алкоголем (пп. 10 п. 1 приложения к приказу);
- лицах, которые не могут сообщить данные о своей личности;
- смерти пациентов, личность которых установить не удалось.

Информацию о них следует передать телефонограммой с последующей досылкой извещения. Это нужно сделать в течение суток, а не в течение одного рабочего дня, как ранее (п. 3 приложения к приказу).

Извещение можно направить на бумаге или в электронной форме (п. 3 приложения к приказу). В последнем случае оно посредством ЕГИСЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступит в информационную систему МВД. Извещение заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного за передачу сведений медработника (п. 5 приложения к приказу). Он подписывает и извещение на бумаге, которое медицинская организация заверяет круглой печатью (п. 4 приложения к приказу). Ранее кроме нее на извещении должна была быть подпись руководителя медицинской организации или одного из его заместителей.

В медицинской организации ведется журнал регистрации сведений о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. В журнал вносятся следующие сведения:

1) дата, время, способ передачи информации о пациенте в территориальный орган МВД России;
2) фамилия, имя, отчество, возраст поступившего (обратившегося) пациента (при наличии таких сведений);
3) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений) и место фактического проживания физлица, если известно (пп. 2 п. 6 приложения к приказу);
4) дата, время поступления (обращения) пациента;
5) адрес, с которого был доставлен пациент, если такая информация есть (пп. 4 п. 6 приложения к приказу);
6) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента;
7) предварительная причина смерти (пп. 5 п. 6 приложения к приказу);
8) фамилия, имя, отчество медицинского работника, передавшего телефонограмму;
9) фамилия, имя, отчество, должность сотрудника территориального органа МВД России, принявшего информацию;
10) дата и время направления извещения.

Журнал регистрации ведут в электронной форме в информационной системе медорганизации или региональной системе в сфере здравоохранения. Если такой возможности нет, то на бумажном носителе (п. 7 приложения к приказу).

В целях исполнения приказа в учреждении также должен быть издан локальный нормативный акт (приказ), в котором:

1. Определен порядок передачи информации в органы внутренних дел.
2. Определен круг должностных лиц, ответственных за передачу информации в органы внутренних дел. Ответственные лица обязательно должны быть ознакомлены с указанным приказом.

Если кем-либо из ответственных лиц медицинской организации нарушен порядок направления сведений в органы внутренних дел о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, руководство учреждения вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности.

Помимо федерального законодательства в Москве действует «Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации», который утвержден протоколом заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 04-15 от 25.11.2015. Данный регламент предписывает руководителям лечебно-профилактических медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения травматологии, незамедлительно (в течение 3 ч) направить информацию по установленной форме (приложение № 2 к Регламенту) при выявлении ребенка (детей), поступившего с признаками жестокого обращения с ним, включая физическое, психическое или сексуальное насилие, непринятия родителями (иными законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью. Информация должна быть направлена в:

- Управление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения г. Москвы;
- Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- межрайонную прокуратуру;
- подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне;
- орган опеки и попечительства;
- районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка либо, в случае если место жительства ребенка неизвестно или отсутствует, по месту нахождения медицинской организации.

Указанные категории детей могут быть переданы работниками медицинских организаций родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих личность родителей (законных представителей), после письменного согласования с органом опеки и попечительства и территориальным органом МВД России на районном уровне.

Не могут быть переданы родителям дети в случае если:

- родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- родители недееспособны;
- ребенок отобран у родителей (иных законных представителей) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
- в отношении родителей (иных законных представителей) возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
- дело об ограничении родителей в родительских правах или о лишении родителей родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) находится на рассмотрении в суде.

Дети, которые не подлежат передаче родителям (законным представителям), прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, должны быть переведены в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Пример из судебной практики. Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2019 по делу № 88-1029/2019 по кассационной жалобе гражданки М. отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 10.09.2019 по делу № 33-1718/2019, а решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия (суда первой инстанции) от 07.06.2019 оставлено в силе.

Гражданка М. обратилась в суд с иском к ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская районная больница» (далее по тексту - Атяшевская РБ) о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Судами установлено, что гражданка М. с 12 сентября 2002 г. состоит в трудовых отношениях с Атяшевской РБ, с 3 января 2005 г. -в должности врача психиатра-нарколога, с ней заключен трудовой договор. Как следует из материалов дела, на основании представления прокуратуры Атяшевского района об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан, а также в сфере оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, гражданка М. привлечена к дисциплинарной ответственности на основании приказа от 15.03.2019, к ней применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (за несвоевременное предоставление медицинской документации в Отдел полиции № 5 ММО МВД России «Ардатовский» на лиц, состоящих на профилактическом учете, как лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача).

В целях исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н главным врачом Атяшевской РБ издан приказ № 63-а от 09.01.2019 о назначении лиц, ответственных за отправление сведений в органы внутренних дел и прокуратуру по факту поступления граждан, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. В указанный перечень лиц гражданка М. не входит.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования М. о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания на истицу, суд первой инстанции руководствовался положениями локальных нормативных актов Атяшевской РБ и правильно исходил из того, что со стороны истицы не было ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по своевременному представлению медицинской документации в органы внутренних дел на лиц, состоящих на профилактическом учете, как лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача, так как это не входит в круг ее должностных обязанностей, а также в связи с тем, что в приказе не указан локальный либо нормативный акт, возлагающий на истицу исполнение данных должностных обязанностей.

В связи с этим суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения гражданки М. к дисциплинарной ответственности. При этом вывод суда основан на исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, представленных в материалах дела, в том числе трудовом договоре, должностной инструкции, приказе главного врача Атяшевской РБ о назначении лиц, ответственных за отправление сведений в органы внутренних дел и прокуратуру по факту поступления граждан, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. Всем этим доказательствам дана надлежащая оценка в судебном решении.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признала незаконным приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

В случае если медицинская организация не сообщит полиции сведения о выявленном факте жестокого обращения по отношению к несовершеннолетнему или подаст их с нарушением срока, представит неполные либо искаженные данные, может быть наложен штраф: на должностных лиц - в размере от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - в размере от 3 до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»).

18 октября 2021 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Право в медицине - статьи

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика