Как врачу-педиатру получить статус «Московский врач»
СтатьиИ.М. Османов1, д-р мед. наук, профессор, С.Н. Борзакова2, 3, канд. мед. наук, А.В. Винокуров2, канд. мед. наук, А.В. Мирошина2
1 ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой Департамента здравоохранения г. Москвы»
2 ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г Москвы»
3 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра» № 2, 2021, стр. 31-32
Ключевые слова: статус «Московский врач», повышение квалификации, педиатры, оценка квалификации
Резюме. Создание эффективных механизмов непрерывного повышения квалификации медицинских работников является ключевой задачей реформы московского здравоохранения. Одним из таких инструментов стала процедура оценки квалификации в рамках проекта по присвоению почетного статуса «Московский врач». В данной статье авторы анализируют участие врачей педиатрического профиля в этом проекте в течение последних 4 лет на основании материалов экспертной комиссии по проведению добровольных оценочных процедур в ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Результатом данной работы стала разработка рекомендаций по подготовке к добровольным оценочным процедурам для врачей-педиатров.
Для цитирования: Для цитирования: Османов И.М., Борзакова С.Н., Винокуров А.В., Мирошина А.В. Как врачу-педиатру получить статус «Московский врач». Практика педиатра 2021;(2):31-2.
Keywords: status "Moscow doctor", professional development, pediatricians, qualification assessment
Summary. Creating effective mechanisms for continuous professional development of medical workers is a key task of the Moscow healthcare reform. One of these tools was the procedure for assessing qualifications in the framework of the project for awarding the honorary status of "Moscow Doctor". In this article, the authors analyze the participation of pediatricians in this project over the past 4 years based on the materials of the expert commission for conducting voluntary evaluation procedures at the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of Russia. The result of this work was the development of recommendations for preparing for voluntary evaluation procedures for pediatricians.
For citation: Osmanov I.M., Borzakova S.N., Vinokurov A.V., Miroshina A.V. How to get the status of "Moscow Doctor" for a pediatrician. Pediatrician's Practice 2021;(2):31-2. (In Russ.)
Введение
В апреле 2017 г. в Москве стартовал проект «Московский врач». Его инициатором стал столичный Департамент здравоохранения.
«Задача проекта - повысить престиж профессии, создать дополнительный моральный и материальный стимул для представителей врачебных специальностей к повышению их профессионального уровня, расширению кругозора, а также, в перспективе, для служебного роста», - сказал на его презентации руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы А.И. Хрипун.
Условиями для получения статуса «Московский врач» являются наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, стажа работы по специальности врача не менее 5 лет, успешное прохождение добровольных оценочных процедур, включающих клинический экзамен по специальности (тестовый контроль, демонстрацию практических навыков, собеседование с членами экспертной комиссии по решению ситуационных клинических задач) и защиту портфолио профессиональных достижений [1].
На 1-м этапе возможность участвовать в оценочных процедурах получили врачи по 12 специальностям, включая врачей-педиатров. В дальнейшем этот список расширился до 28 специальностей. Ожидалось, что пилотный проект «Московский врач» станет одним из ключевых мероприятий нынешнего этапа модернизации столичного здравоохранения и охватит в течение нескольких лет 5-7 тыс. столичных медиков. Однако число специалистов, принявших участие в проекте и получивших статус «Московский врач», оказалось существенно меньше предполагаемого.
В связи с этим авторами была поставлена задача проанализировать результаты деятельности экспертной подкомиссии по проведению добровольных оценочных процедур по специальности «педиатрия», сформированной на базе ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Были изучены протоколы заседаний подкомиссии за период с сентября 2017 г. по май 2021 г. и информационные ресурсы, связанные с проектом.
Демонстрация владения практическими навыками
Статистика прохождения этапов добровольного испытания для получения звания «Московский врач» по специальности «педиатрия»
Результаты
Данные об участии педиатров в аттестационных процедурах представлены в таблице.За изученный период подали заявку для участия 194 педиатра. Тенденция к уменьшению числа врачей была отмечена уже в 2019 г. Низкие показатели участия в 2020 и 2021 гг. связаны с ограничительными мероприятиями в период пандемии COVID-19. Но охват программой за 4 года примерно 2,5% врачей-педиатров, которые работают в медицинских учреждениях, расположенных на территории г. Москвы, нельзя считать хорошим результатом.
На клинический экзамен пришли 149 (76,8%) человек, а 45 (23,2%) врачей не смогли или не захотели принять участие в оценочных процедурах. Успешно справились с тестовыми заданиями лишь 83 (55,7%) человека. Это говорит о том, что именно эта часть клинического экзамена вызывает наибольшие затруднения. Удовлетворительно продемонстрировали практические навыки 85,5% допущенных к данному этапу врачей, что является хорошим показателем. Успешно решили клинические задачи и прошли профессиональное собеседование 76% врачей, дошедших до данного этапа оценочных процедур. В итоге клинический экзамен успешно сдали только 36% врачей, принявших участие в оценочных процедурах, что стало реальным препятствием к широкому внедрению проекта.
Для подготовки к тестовому экзамену разработана и эффективно функционирует программа тренировочного тестирования. Для педиатрического профиля она реализована на базе единой образовательно-информационной среды РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Как показывает опыт, прохождение пробного тестирования 40-50 раз существенно повышает вероятность успешного результата. Однако освоение практических навыков остается нерешенной проблемой.
«Сегодня "Московский врач" - это уровень европейского врача. Но мы столкнулись с тем, что всего 700 врачей прошли отбор, а у нас около 40 тыс. врачей. Поэтому мы приняли решение, посоветовались с главными врачами, специалистами, чтобы сделать второй уровень "Московского врача", - сказал С.С. Собянин в эфире телеканала ТВЦ в июне 2019 г.
Речь шла о создании комплекса образовательных программ повышения квалификации для подготовки к прохождению оценочных процедур. Ряд медицинских образовательных учреждений успешно реализовали подобные программы. Для педиатров г. Москвы ведущие педиатрические кафедры РНИМУ им. Н.И. Пирогова разработали уникальную программу, включающую большой симуляционный раздел по отработке практических навыков на рабочих станциях. Однако ее реализации помешала пандемия COVID-19.
По мере ослабления ограничительных мер, связанных с пандемией, на рынке образовательных услуг г. Москвы появляются предложения по краткосрочным симуляционным курсам, позволяющим закрепить навыки, которые включены в оценочные процедуры проекта «Московский врач». Кроме того, претендентам на получение статуса «Московский врач» рекомендуется внимательно изучить информацию, посвященную практическим навыкам врачей-педиатров и размещенную на страницах сайтов Университета и аккредитационно-симуляционных центров РНИМУ им. Н.И. Пирогова и ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» в разделе первичной специализированной аккредитации (станции «сердечно-легочная реанимация», «экстренная помощь» и «прием пациента»).
Сдача участниками проекта «Московский врач» экзамена на владение практическими навыками на таких станциях представлена на фотографиях (на с. 31).
Ситуационные клинические задачи для прохождения 3-го этапа добровольных оценочных процедур охватывают все разделы педиатрии (болезни новорожденных, детей грудного возраста, раннего, дошкольного и школьного возраста -болезни органов дыхания, пищеварения, мочевыделительной, эндокринной систем, инфекционные болезни). К каждой задаче даны 5 контрольных заданий:
1. Сформулируйте развернутый диагноз.
2. Обоснуйте диагноз.
3. Разработайте и обоснуйте диагностическую тактику.
4. Разработайте и обоснуйте лечебную тактику.
5. Разработайте и обоснуйте профилактическую тактику.
Портфолио специалиста оформляется согласно рекомендациям Положения о портфолио для участия в оценочных процедурах на присвоение статуса «Московский врач», с которым можно ознакомится на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы. Портфолио должно содержать сведения о полученном базовом и непрерывном медицинском образовании специалиста, «отражать достигнутые профессиональные результаты; успешно разрешенные профессиональные проблемы; наиболее значимые для специалиста профессиональные достижения (события)» [2].
Литература
1. Положение о порядке и условиях присвоения статуса «Московский врач»
2. Положение о портфолио для участия в оценочных процедурах на присвоение статуса «Московский врач».