Специфическое расстройство личности у взрослых. Клинические рекомендации.
Статьи
Специфическое расстройство личности у взрослых
- Российское общество психиатров
Оглавление
- Ключевые слова
- Список сокращений
- Термины и определения
- 1. Краткая информация
- 2. Диагностика
- 3. Лечение
- 4. Реабилитация
- Критерии оценки качества медицинской помощи
- Список литературы
- Приложение А1. Состав рабочей группы
- Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
- Приложение А3. Связанные документы
- Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
- Приложение В. Информация для пациентов
- Приложение Г.
Ключевые слова
-
диагностика расстройств личности
-
динамика расстройства личности
-
декомпенсация расстройства личности
-
психофармакотерапия при расстройствах личности
Список сокращений
МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр)
РЛ – расстройство личности
РОП – Российское общество психиатров
СРЛ – специфическое расстройство личности
ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им В.П. Сербского»
Термины и определения
Декомпенсация – это период, характеризующийся явным заострением основных патологических свойств личности, временным или длительным нарушением социальной адаптации. Клинические проявления декомпенсации могут выходить за рамки собственно личностных расстройств и достигать уровня болезненных состояний (реакции, фазы).
Клиническое интервью (расспрос) – основной метод исследования, позволяет собрать субъективный анамнез и выявить клинические факты, определяющее психическое состояние.
Компенсация – это тип динамики расстройства личности (РЛ), когда в результате развития вторичных характерологических черт, играющих защитную роль в отношении первичных особенностей, обеспечиваются временная адаптация личности к микросреде. Состояние компенсации отличается минимальными проявлениями и удовлетворительными показателями социальной приспособляемости. В эти периоды нет необходимости в медицинской помощи.
Объективный анамнез – важнейший этап диагностики личностного расстройства. С целью получения объективных сведений производят расспрос лиц его ближайшего окружения – родственников, знакомых, сослуживцев. Важные сведения могут быть получены также из характеристик с места учебы или работы, проживания.
Расстройства личности (РЛ) – ряд клинически значимых состояний поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму с детства стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Это дисгармония всех сфер личности с нарушением преимущественно эмоций и воли, своеобразным мышлением. Аномалии личности мало изменяются в течение жизни, в результате этих нарушений может изменяться адаптация индивидуума в социуме.
1. Краткая информация
1.1. Определение
Специфическое расстройство личности (СРЛ) – состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройствам и удовлетворяющие следующим критериям:
1) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;
2) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;
3) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;
4) указанные проявления всегда возникают в детстве и подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;
5) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу;
6) как правило, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.
1.2 Этиология и патогенез
РЛ возникают на основе взаимодействия двух факторов – рано приобретенной биологической неполноценности головного мозга и влияния внешней среды.
Общим механизмом динамики РЛ являются компенсация и декомпенсация патологического состояния. Они отражают преимущественно количественные степени выраженности нарушений в пределах одного типа РЛ.
1.3 Эпидемиология
Средний суммарный показатель распространенности всех типов РЛ среди населения составляет 5-10%. Для каждого конкретного типа РЛ показатель колеблется от 0,5% до 7,8%.
1.4 Кодирование по МКБ-10
Специфические расстройства личности (F60):
F60.0 – Параноидное (параноическое) РЛ
F60.1 – Шизоидное РЛ
F60.2 – Диссоциальное РЛ
F60.3 – Эмоционально неустойчивое РЛ
F60.30 – импульсивный тип
F60.31 – пограничный тип
F60.4 – Истерическое РЛ
F60.5 – Ананкастное РЛ
F60.6 – Тревожное (уклоняющееся) РЛ
F60.7 – Расстройство типа зависимой личности
F60.8 – Другие СРЛ
F60.9 – РЛ неуточненное
Смешанные и другие расстройства личности (F61)
В МКБ-10 под СРЛ понимают тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, включающее обычно несколько сфер психики и сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Расстройства, возникшие в детстве или подростковом возрасте, проявляются в периоде зрелости, представляют собой существенные отклонения от образа жизни обычного человека со свойственными ему в данной культуре особенностями восприятия, мышления, эмоций и интерперсональных отношений.
1.5 Клиническая картина
При диагностике необходимо учитывать, что для параноидного РЛ характерны враждебность, подозрительность, раздражительность, односторонность и стойкость аффекта. Могут отмечаться патологическая ревность, критическая настроенность к другим людям, неспособность сотрудничать, сутяжная деятельность. Такие личности могут развивать нереалистичные фантастические идеи. Сверхценные идеи подчиняют себе всю личность, определяют поведение индивидуума. Выявляются аффективные колебания (психогенные и спонтанные). В ответ на стресс, индивидуумы могут испытывать кратковременные психотические эпизоды (от нескольких минут до нескольких часов). У них часто возникает зависимость от психоактивных веществ.
При шизоидном РЛ с ранних лет постепенно формируется замкнутость (аутизм), дискомфорт в области человеческих общений, обращенность к сфере внутренних переживаний, бедность эмоциональных связей с окружающими. Основой шизоидного темперамента является сочетание чрезмерной чувствительности (гиперестезия) и эмоциональной холодности (анестезия). Обращает на себя внимание дисгармоничность, парадоксальность внешнего облика и поведения. Мимика лишена живости, голос маломодулирован. Увлечения нередко своеобразные, оригинальные.
Для диссоциального РЛ характерны грубое несоответствие между поведением и социальными нормами, поведение, при котором социальные нормы и законы нарушаются. Это люди импульсивные, лишенные чувства ответственности, они не способны извлечь уроки из негативного опыта. В детстве часто отмечаются синдром дефицита внимания и гиперактивности, поведенческие нарушения, оппозиционное отношение и враждебность к окружающим. Рано обнаруживаются склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, патологическое влечение к азартным играм.
При эмоционально неустойчивом РЛ отмечается импульсивность с тенденцией действовать без учета последствий и самоконтроля, неустойчивость настроения с аффективными вспышками. Личностям с импульсивным типом свойственна выраженная возбудимость, ограничения и запреты вызывают бурные реакции протеста с агрессией, двигательным возбуждением. Дисфории перемежаются периодами страха, паники или отчаяния. Длительные периоды повышенного настроения могут смениться дистимическими фазами, спровоцированными психогенными или соматическими нарушениями.
При истерическом РЛ отмечаются чрезмерная эмоциональность и особенности поведения, которые направлены исключительно для привлечения внимания к себе. Внешний вид и поведение эксцентричны, они склонны преувеличивать свои возможности и способности, фантазируют на эту тему. Особенность психики - отсутствие четких границ между воображаемым и действительным. Лица с этим расстройством могут совершить попытку самоубийства с целью привлечения внимания к себе.
При ананкастном РЛ выявляются чрезмерная озабоченность порядком, перфекционизм, упрямство, ригидность сочетающиеся с неуверенностью и чрезвычайной осторожностью. Обнаруживаются впечатлительность, ранимость, склонность к тревожным опасениям. Внимание к правилам выражено столь значительно, что теряется цель деятельности. Патологическая динамика наблюдается в инволюционном возрасте, нарастают тревожность, ограничение личных потребностей, патологическая скупость. Обсессивно-фобическая симптоматика носит характер изолированных навязчивостей, компульсий, ритуалов. Навязчивости являются эгосинтонными.
При тревожном РЛ можно выявить гиперчувствительность в сфере интерперсональных отношений, ограничение контактов, нерешительность. Эти лица с детства робки, боязливы, не могут оставаться в одиночестве. В коллективе они чувствуют себя неуютно, в референтной группе выбирают тех, с кем чувствуют себя уверенно. Низкая самооценка и гиперчувствительность к отвержению сочетаются с ограничением межличностных контактов. Основные проблемы проявляются в социальной и профессиональной сферах функционирования.
При зависимом РЛ выявляются пассивность, подчиняемость, внушаемость, постоянная потребность в заботе. В повседневной жизни они малоактивны, утомляемы, им недостает инициативы, способности противостоять чужим желаниям, у них отсутствует уверенность в своих силах. Потребность поддерживать значимую связь часто приводит к искаженным взаимоотношениям. В семье они находятся на положении «взрослых детей».
Диагностические критерии параноидного (параноического) РЛ (F60.0):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
- тенденция постоянно быть недовольным кем-то, т.е. отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свысока;
- подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в качестве враждебных или презрительных;
- воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации;
- возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера;
- тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет;
- охваченность несущественными «законспирированными» толкованиями событий, происходящих с данной личностью или, по большому счету, в мире.
Диагностические критерии шизоидного РЛ (F60.1):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- мало, что доставляет удовольствие или вообще ничто;
- эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность;
- неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев;
- слабая ответная реакция, как на похвалу, так и на критику;
- незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом (принимая во внимание возраст);
- повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией;
- почти неизменное предпочтение уединенной деятельности;
- непреднамеренное заметное игнорирование доминирующих социальных норм и условностей;
- отсутствие близких друзей и доверительных связей (или существование лишь одной) и желания иметь такие связи.
Диагностические критерии диссоциального РЛ (F60.2):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать, по меньшей мере, три признака из числа следующих:
- бессердечное равнодушие к чувствам других людей;
- грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
- неспособность поддерживать продолжительные связи, хотя и без затруднений в установлении их;
- крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
- неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
- выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которые ставят индивидуума в конфликт с обществом.
Диагностические критерии эмоционально неустойчивого РЛ (F60.3):
F60.30 Импульсивный тип.
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум три признака из числа следующих:
- выраженная тенденция действовать неожиданно, не принимая в расчет последствия;
- выраженная тенденция к конфликтному поведению, особенно когда пытаются препятствовать импульсивным поступкам или пенять на них;
- склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать "поведенческие взрывы", являющиеся результатом этих эмоций;
- трудности в продолжении действий, которые не сулят немедленного вознаграждения;
- нестабильное и капризное настроение.
F60.31 Пограничный тип.
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны отмечаться минимум три из вышеперечисленных симптомов критерия Б для F60.30, и дополнительно два из следующих:
- расстройство и неопределенность образа «Я», целеполагания и внутренних предпочтений (включая сексуальные);
- склонность вовлекаться в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, которые часто приводят к эмоциональным кризисам;
- чрезмерные усилия избегать уединения;
- периодические угрозы и акты самоповреждения;
- хроническое чувство пустоты.
Диагностические критерии истерического РЛ (F60.4):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- самодраматизация, театральность и преувеличенное выражение эмоций;
- внушаемость (легкая подверженность влиянию других людей или обстоятельств);
- неглубокая и лабильная эмоциональность;
- постоянное стремление к деятельности, при которой индивидуум находится в центре внимания;
- неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении;
- чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.
Диагностические критерии ананкастного РЛ (F60.5):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
- озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
- перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
- чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
- повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
- ригидность и упрямство;
- необоснованные настойчивые требования индивидуума, чтобы окружающие поступали таким же образом, как и он или необоснованное нежелание позволять выполнять что-либо другим людям;
- появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.
Диагностические критерии тревожного (уклоняющегося, избегающего) РЛ (F60.6):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия;
- представления о собственной социальной неспособности, непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
- излишняя озабоченность быть критикуемым или отвергаемым в социальных ситуациях;
- нежелание вступать во взаимоотношения с людьми, не будучи уверенным в своей привлекательности для них;
- ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
- уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межперсональными контактами, из-за страха критики, неодобрения или отвержения.
Диагностические критерии зависимого РЛ (F60.7):
А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
- стремление переложить на других ответственности в важнейших решениях своей жизни;
- подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых индивидуум зависит, и излишняя податливость их желаниям;
- нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости;
- чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха оказаться неспособным позаботиться о себе;
- страх остаться покинутым и предоставленным самому себе;
- ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны окружающих.
Отграничение РЛ от основных психических расстройств может представлять затруднения. В некоторых случаях возникает необходимость в тщательном клиническом и инструментальном (электроэнцефалография, энцефалография, реоэнцефалография, компьютерная томография, ядерный магнитный резонанс, рентгенологическое, биохимическое и т.д.) исследовании. Для диагностики важны закономерности развития и динамики. Формирование аномального склада происходит постепенно, годами. Не характерна значительная изменчивость клинической картины, не связанная с психогенными воздействиями и сопровождающаяся расширением клинических проявлений с падением психической продуктивности и длительной социальной дезадаптацией.
2. Диагностика
2.1 Жалобы и анамнез
Сбор жалоб и анамнеза в психиатрии – психодиагностическое интервью. Его принципы: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность; последовательность (алгоритмизированность); беспристрастность опроса; проверяемость полученной информации. Оно позволяет уточнить наличие в анамнезе черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций, сосудистых заболеваний мозга, соматических заболеваний, что является важным как для дифференциальной диагностики, так и установления сопутствующих патологических состояний.
Сбор жалоб и анамнеза, визуальное обследование, психопатологическое исследование, наблюдение за больным позволяют выявить в психическом статусе пациента признаки преходящих реакций, которые возникают в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию. Они характеризуются усугублением основных патохарактерологических проявлений, нарушением поведения, появлением аффективных (депрессивные, гипоманиакальные, сдвоенные-биполярные) расстройств, а также астенических, истерических, обсессивных и соматоформных симптомокомплексов.
- Рекомендован сбор объективного анамнеза. [3,9]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
Комментарий: Объективный анамнез включает:
А) данные о наследственной отягощенности психическими расстройствами; личностных особенностях ближайшего окружения;
Б) данные о личности пациента, характерологических особенностях, особенностях его развития, поведения в детстве, изменения склада личности в течение жизни под влиянием возрастных кризов; данные о семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях, особенностях реагирования напатогенные воздействия внешней среды.
Сведения о психических расстройствах, особенностях их проявлений, динамике развития, терапевтический анамнез собираются при изучении и анализе медицинской документации.
- Рекомендован сбор субъективного анамнеза (методология). [2,4]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
Комментарий: Приступая к расспросу, следует учитывать отношение пациента к собеседованию. Часто по отношению к психиатру существует настороженность, нередко нежелание подвергаться обследованию. Расспрос должен проводиться врачом в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей факторы, способные создать ощущение торопливости.
Врач должен исключить демонстрацию собственной личностной позиции и не допускать оценивающих, комментирующих и назидательных высказываний.
Предпочтительными считаются вопросы, стимулирующие опрашиваемого к самостоятельному рассказу, который следует деликатно направлять в нужное русло (этап пассивного интервью).
- Рекомендуется начинать беседу с получения фактических сведений, переходя от нейтральных тем – к эмоционально значимым. [5,6]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
Комментарий: Вопросы должны быть по возможности простыми и понятными пациенту. Их доступность определяется совпадением их лексики с речевой практикой пациента, что зависит от образовательного, культурного уровня, национальных и этнических факторов.
Анамнестические сведения собирают от прошлого больного к настоящему. При РЛ удается установить, что уже в детском возрасте у пациента проявляются черты характера, которые достигают крайности и влияют на его адаптацию в обществе.
Схема опроса – хронологическая последовательность, она включает школьный, семейный, трудовой, сексуальный, социальный анамнез и анамнез болезни.
Расспрос должен выявлять:
А) психические расстройства с учетом времени их появления, последующего усложнения или обратного развития с оценкой их влияния на различные стороны жизни пациента;
Б) личностные особенности и характерологические изменения;
В) особенности реагирования на психические травмы;
Г) влияние перенесенных экзогенных вредностей (черепно-мозговые травмы, употребление психоактивных веществ) на психическое состояние пациента;
Д) особенности протекания критических возрастных периодов;
Е) эффективность лечения.
- Рекомендовано клиническое (психопатологическое) исследование. [19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарий: Во время расспроса обращается внимание на особенности внешнего вида пациента, его мимику, движения, речь.
Во время беседы с пациентом выявляются:
А) степень ориентировки в окружающей обстановке, во времени, собственной личности;
Б) особенности мышления, памяти, интеллекта, внимания и их нарушения;
В) особенности эмоционально-волевой сферы, настроения;
Г) психические расстройства, имеющиеся на момент обследования.
При изложении психического состояния применяется описательный метод. В тех случаях, когда обследуемый употребляет слова и выражения, точно описывающие его переживания, их следует приводить как прямую речь.
Клиническое исследование завершается систематизацией выявленных феноменов, их психопатологической квалификацией для целостного анализа, нозологической диагностики и выбора терапии.
При интерпретации полученных данных психиатр должен руководствоваться клиническими аргументами с последовательным переходом от феноменологического описания к нозографической верификации и функциональному диагнозу.
2.2 Лабораторная диагностика
Лабораторных показателей, позволяющих выявить симптомы РЛ, не существует. Некоторые лабораторные данные могут использоваться для дифференциальной диагностики РЛ и состояний, обусловленных эндокринной патологией и употреблением психоактивных веществ.
2.3 Инструментальная диагностика
Возможно проведение электрофизиологического, реоэнцефалографического исследований и других исследований, направленных на уточнение диагноза.
- Электроэнцефалографическое исследование рекомендовано для констатирования снижение порога судорожной готовности, наличие эпилептической активности, а также регистрировать признаки внутричерепной гипертензии, размеры желудочков мозга. [10]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
- При обнаружении психических расстройств, вызванных теми или иными соматическими или неврологическими заболеваниями, рекомендовано привлечение врачей-специалистов в той области медицины, к которой относится выявленное заболевание. [12]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
2.4 Иная диагностика
- Рекомендовано экспериментально-психологическое исследование[16]
Уровень убедительности рекомендаций С (уровень достоверности доказательств – 4)
Комментарий: Экспериментальное-психологическое (психодиагностическое) исследование является методикой для диагностики СРЛ. Используются экспериментально-психологические методики-тесты, с помощью которых возможна оценка типа темперамента, особенностей характера, личностных качеств. Исследование направлено на изучение психической деятельности личности, дает возможность выявить внутреннюю структуру познавательных и эмоционально-волевых процессов, сохранные стороны личности, установить индивидуальные особенности личности.
Минимальный набор экспериментальных методов, охватывающих основные сферы психической деятельности:
- Для исследования умственной работоспособности и внимания рекомендовано проведение не мене одной из следующих методик: отсчитывание, таблицы Шульте (черно-белые и цветные), счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона. [7,17]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
- Для исследования оценки памяти рекомендовано проведение не менее двух методик: узнавание предметов, запоминание 10 слов, опосредованное запоминание по Леонтьеву, пиктограмма, запоминание коротких рассказов, картинок, пробы на опознание запоминаемых предметов. [1,2,18]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
- Для исследования ассоциативной сферы рекомендовано проведение не менее двух методик: ответные, свободные и тематические ассоциации, пиктограмма. [1,2]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
- Для исследование мыслительной деятельности рекомендовано проведение не менее двух методик: исключение предметов и понятий, сравнение и признаки понятий, простые и сложные аналогии, объяснение пословиц и метафор, последовательные картинки, сюжетные картины, проба Эббингауза, незаконченные предложения, проба на чувствительность к логическим противоречиям. [1,2]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достовернгости доказательств – 4)
- Для исследование индивидуально-психологических особенностей рекомендовано проведение не менее двух методик: шкалы самооценки (по Дембо-Рубенштейн, «Самочувствие-активность-настроение» - САН, «Подростковый диагностический опросник» - ПДО и др.); проективные тесты («Тематический апперцептивнй тест» - ТАТ, тесты Роршаха, Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики), опросники (ММРI – «Миннесотский мультифакторный личностный опросник», тест Кеттела, Спилбергера). [12,13]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)
3. Лечение
Цель лечения – купирование симптомов тревоги, дисфории, депрессии, коррекция патологических защитных механизмов и поведенческих реакций.
Условия лечения – преимущественно амбулаторное (1-2 месяца). Показаниями для амбулаторного лечения являются невротические, связанные со стрессом расстройства, соматоформные расстройства: тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные, диссоциативные; аффективные расстройства настроения без выраженных психомоторных нарушений и суицидальных тенденций: легкий депрессивный эпизод, расстройства адаптации с преобладанием нарушения поведения.
Стационарное лечение показано лишь в случае выраженной декомпенсации, лечение в условиях психиатрического стационара должно быть непродолжительным (до 30 дней). Показаниями для стационарного лечения являются аффективные расстройства настроения, сопровождающиеся психомоторным возбуждением, ауто- и гетероагрессивным поведением, не купирующиеся в амбулаторных условиях, а также обследование для решения диагностических и экспертных вопросов.
3.1 Психотерапия
-
Рекомендована психотерапия. [9,10]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарий: Прием врача-психотерапевта первичный желательно осуществлять на более ранних сроках начала амбулаторного лечения, при этом необходимо учитывать психическое состояние пациента, позволяющее установить психотерапевтический контакт. Проводится диагностика и определяется нуждаемость в различных видах психотерапевтической работы (как индивидуальной, так и групповой).
Целью психотерапии является гармонизация поведения и достижение стабильной социальной адаптации пациентов. При СРЛ наиболее эффективны:
- долгосрочная психоаналитическая психотерапия;
- долгосрочная когнитивная психотерапия.
Цель - гармонизация поведения и достижение стабильной социальной адаптации пациента. Применяются методы групповой, семейной и индивидуальной психотерапии. Выбор методического приема зависит от типа РЛ и варианта динамики. Групповая психотерапия предусматривает использование взаимоотношения, возникающие между участниками группы, а также между психотерапевтом и группой в целом. Терапия ориентирована на коррекцию дезадаптирующих патохарактерологических девиаций и аномального поведения пациента через опосредованное групповым взаимодействием раскрытие, осознание и психологическую переработку имеющихся проблем. В результате групповой терапии устраняются неадекватные установки, когнитивные, эмоциональные и поведенческие стереотипы. Особенно важным является то, что в ходе такой работы пациент приобретает реальный опыт конструктивного преодоления внутри- и межличностных конфликтов.
К основным методам индивидуальной психотерапии относятся психодинамический метод, гештальт-терапия, когнитивно-бихевиоральная терапия.
3.2 Медикаментозное лечение
Этиопатогенетического лечения не существует. Лекарственная терапия назначается в случаях выраженной отрицательной динамики личностных расстройств, проводится непродолжительными курсами, строго индивидуально.
Показания к применению психофармакологических препаратов определяются клиническими признаками декомпенсации личностных расстройств и типом реакции. При терапии используются препараты основных психофармакологических классов: анксиолитики (транквилизаторы) и снотворные средства, антидепрессанты, антипсихотические препараты (нейролептики), нормотимики, психостимуляторы. Используются средние и высокие дозы психотропных препаратов, вводимых при необходимости парентерально.
В связи с высокой вероятностью развития зависимости от психоактивных веществ, необходимо с большой осторожностью назначать транквилизаторы.
Характеристика алгоритмов и особенностей проведения лекарственной помощи.
Этиопатогенетического медикаментозного лечения СРЛ не существует. Медикаментозная терапия проводится в рамках динамических сдвигов, определяющих декомпенсацию РЛ (длительные декомпенсации собственно патохарактерологических проявлений, манифестные картины в пределах фаз и реакций) и зависит от структуры синдрома. При терапии используются препараты основных психофармакологических групп: антипсихотические препараты (типичные и атипичные), антидепрессанты, анксиолитики (транквилизаторы), снотворные средства, психостимуляторы, противосудорожные средства в качестве нормотимиков. Лекарственную терапию предпочтительно начинать с низких и средних доз препаратов, вводимых при необходимости парентерально, проводить непродолжительными курсами, со строго индивидуализированным подходом.
-
При параноидном и диссоциальном РЛ рекомендовано назначение антипсихотиков. [15, 17-19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарий: Хлорпромазин**# (средняя суточная доза – 110 мг/сутки), галоперидол**# (до 6 мг/сутки), флупентиксол**# назначается с низкой дозы 3 мг/сутки повышая в среднем до 10 мг/сутки (высокие дозы – 40-150 мг/сутки), зуклопентиксол**# (10 мг/сутки), рисперидон**# - начальная доза по 1 мг два раза в сутки, при необходимости дозу можно увеличивать до 4 мг/сутки (назначать не чаще, чем через день), оланзапин**# – назначается 1-2 раза в день – в низкой дозе – 5 мг/сутки (средняя доза 10-15 мг/сутки, высокие – 15-20 мг/сутки).
-
При шизоидном РЛ рекомендовано атипичные антипсихотики (рисперидон**#, оланзапин**#) в вышеуказанных дозах. [12, 17-19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
-
При терапии истерического РЛ рекомендовано использование следующих нейролептиков. [8, 17-19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарий: Тиоридазин**# (до 100 мг/сутки), перициазин**# назначается 2-3 раза в день в дозе 30 мг/сутки (высокие дозы – 75-100 мг/сутки), левомепромазин**# (50 мг/сутки), сульпирид (100-200мг/сутки). Из транквилизаторов: диазепам**# (10мг/сутки), бромдигидрохлорфенилбензодиазепин**# (1 мг/сутки). Препараты бензодиазепиновой группы следует назначать с осторожностью, короткими курсами. При наличии депрессивной симптоматики можно назначать антидепрессанты всех известных групп, предпочтительны трициклические антидепрессанты – амитриптилин** # (в дозе 100 мг/сутки).
-
При эмоционально-неустойчивом РЛ рекомендовано использование антидепрессантов всех групп. [8. 17-19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
-
При терапии ананкастного РЛ рекомендованы транквилизаторы. [10, 17]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарии: Клоназепам**# (4 мг/сутки), алпразолам# (1 мг/сутки); нейролептики с преимущественно анксиолитическим действием – сульпирид# (200мг/сутки), хлорпротиксен (75 мг/сутки), тиоридазин**# (100 мг/сутки); атипичные антипсихотики – рисперидон**#, оланзапин**#, кветиапин# (50 мг/сутки); антидепрессанты: трициклические# (ТЦА) - наиболее предпочтителен кломипрамин**# (100 мг/сутки); селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) – пароксетин**# (40 мг/сутки.), сертралин**#– 50 мг/сутки, флувоксамин# – 100-150 мг/сутки.
-
При тревожном (уклоняющееся, избегающее) РЛ рекомендованы транквилизаторы (алпразолам#); антидепрессанты с преимущественно седативным эффектом: амитриптилин**#, миансерин# (30 мг/сутки); нейролептики – тиоридазин**#, алимемазин# (10 мг/сутки). [11, 18]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
-
При зависимом РЛ рекомендовано назначение транквилизаторов; трициклических антидепрессантов в небольших суточных дозах; нейролептиков – тиоридазин**# и др. [10, 19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
-
С целью стабилизации аффективного дисбаланса при всех типах РЛ рекомендуются нормотимики (карбамазепин**# – 400 мг/сутки, ламотриджин# – 100 мг/сутки, лития карбонат# – 600 мг/сутки.). [14]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
4. Реабилитация
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств– 2)
Комментарии: Цель – решение бессознательного психологического конфликта. Существует два вида терапии: ориентированная на адекватную самооценку (экспрессивная психотерапия) и поддерживающая психотерапия (психотерапия отношений). Пациенты посещают психиатра 1-2 раза в неделю.
-
Рекомендована долгосрочная когнитивная психотерапия. [19]
Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 2)
Комментарии: Цель – достижение понимания бессознательных конфликтов, что приводит к психологическим и поведенческим изменениям. Терапия требует от врача большой активности для постоянного направления ассоциаций и мыслей пациента в конфликтные сферы. Курс терапии – 10-40 сеансов.
Критерии оценки качества медицинской помощи
Список литературы
-
Горинов В.В. Расстройства личности в зрелом и пожилом возрасте: к вопросу о проблеме исходов личностной патологии (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. - 2009. - №5 - С.51-55.
-
Горинов В.В., Васюков С.А., Ушакова И.М., Данилова С.В. Клинические аспекты комплексной психолого-психиатрической оценки процессуальной дееспособности обвиняемых с психическими расстройствами. Методические рекомендации. – М.,2009. - 25с.
-
Горинов В.В., Васюков С.А., Ушакова И.М., Данилова С.В. Принципы судебно-психиатрической оценки смешанного расстройства личности. Методические рекомендации. – М.,2011. - 25с.
-
Илюшина Е.А., Ткаченко А.А. Клинико-патогенетические механизмы сверхценных образований // Российский психиатрический журнал. - 2016. - № 3. - С. 26-35.
-
Кернберг О.Ф. Тежелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. - М., 2005. – 464 с.
-
Симуткин Г.Г., Яковлева АЛ., Бохан Н.А. Проблема коморбидности аффективных расстройств и расстройств личности // Социальная и клиническая психиат-рия. – 2014. – Т.24. - №2. – С.92-98.
-
Смулевич А.Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии. - М., 2012
-
Шостакович Б.В. Расстройства личности. – М., 2006. – 372 с.
-
Akiskal H.S. Affective temperaments as precursors of mood disorders//In: Syllabus and scientific proceedings. The 161 Annual meeting of the American Psychiatric Association. – Washington, 2008. – P.200-220
-
Bulli F, Melli G, Cavalletti V, Stopani E, Carraresi C. Comorbid Personality Disorders in Obsessive-Compulsive Disorder and Its Symptom Dimensions. Psychiatr Q. 2016 Jun;87(2):365-76.
-
Grilo C.M., Stout R.L., Markowitz J.C. et al. Personality disorders predict relapse after remission from an episode of major depressive disorder: a 6-year prospective study // J. Clin. Psychiatry. 2010. Vol. 71, N 12. P. 1629–1635.
-
Kinscherff R. Proposition: a personality disorder may nullify responsibility for a criminal act. J Law Med Ethics. 2010 Winter; 38(4):745-59.
-
Landy F., Sparr. Personality Disorders and Criminal Law: An International Perspective// J. Am. Acad. Psychiatry Law., 2009. - P. 168-181.
-
Patrick C.J. Handbook of Psypathy. – N.Y., 2006.
-
Peter Tyrer, Geoffrey M Reed, Mike J Crawford Classification, assessment, prevalence, and effect of personality disorder. Lancet 2015; 385: 717–26.
-
Skodol A. E. Manifestations, Clinical Diagnosis. //Textbook of Personality Disorders. Wascington, 2005.- Vol.57.
-
Skodol A.E. Persistence of personality disorder psychopathology and functional impairment over time // In: Syllabus and scientific proceedings, 161 Annual Meeting of the АРА, Washington, DC, May 3-8, 2008. — P. 158-159.
-
Soloff P.H. Psychopharmacology o borderline personality disorders // The psychiatric clinics of North Am. – 2000. – Vol. 1. – P. 169-192.
-
Widiger T. Personality and Psychopathology // World Psychiatry. 2011; vol.10. (2):110-113.
Приложение А1. Состав рабочей группы
-
Горинов В.В. - доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения психогений и расстройств личности Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им В.П. Сербского» (ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России).
-
Корзун Д.Н. - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения психогений и расстройств личности ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, член Российское общество психиатров (РОП);
Организационное информационное обеспечение клинических рекомендаций:
-
Букреева Н.Д. - доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ, руководитель Научно-организационного отдела ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, член правления РОП;
-
Ракитянская Е.А. - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научно-организационного отдела ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, член РОП;
-
Кутуева Р.В. - младший научный сотрудник Научно-организационного отдела ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского» Минздрава России, член РОП.
Конфликт интересов отсутствует.
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
- Врачи-психиатры
- Врачи-психотерапевты
- Клинические психологи
- Врачи общего профиля
Методы, использованные для сбора доказательств: поиск в электронных базах данных.
Описание методов: доказательной базой для рекомендаций являются базы данных MEDLINE, глубина поиска составляла 5 лет.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
Консенсус экспертов;
Оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой
А) Доказательства убедительны: есть веские аргументы в пользу утверждаемого положения;
Б) Относительная убедительность доказательств: есть достаточно доказательств в пользу того, чтобы рекомендовать данное предложение.
В) Достаточных доказательств нет: имеющихся доказательств недостаточно, но рекомендации могут быть даны с учетом иных обстоятельств.
Г) Достаточно отрицательных доказательств: имеется достаточно доказательств, чтобы рекомендовать отказаться от применения данного лекарственного средства в определенной ситуации.
Д) Веские отрицательные доказательства: имеются достаточно убедительные доказательства того, чтобы исключить лекарственное средство или методику из рекомендаций.
Доказательства разделяются на несколько уровней:
-
Доказательства, полученные в ходе мета-анализа или систематического обзора.
-
Доказательства, полученные в проспективных рандомизированных исследованиях.
-
Доказательства, полученные в больших проспективных, но нерандомизированных исследованиях.
-
Доказательства, полученные в ретроспективных нерандомизированных исследованиях на большой группе.
-
Доказательства, полученные в исследованиях на ограниченном числе больных
-
Доказательства, полученные на отдельных больных.
Таблицы доказательств заполнялись членами рабочей группы.
Методы, использованные для формулирования доказательств:
Консенсус экспертов
Индикаторы доброкачественной практики – базируются на клиническом опыте членов по разработке рекомендаций.
Экономический анализ: анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.
Метод валидизации:
Внешняя экспертная оценка
Внутренняя экспертная оценка
Описание метода валидизации: рекомендации были рецензированы экспертами; комментарии экспертов систематизировались и обсуждались.
Консультация и экспертная оценка: изменения в настоящих рекомендациях были представлены для дискуссии на съездах и конгрессах. Версия была выставлена для широкого обсуждения на сайте МЗ РФ.
Таблица П1. Уровни достоверности доказательств
Уровень достоверности |
Источник доказательств |
I (1) |
Проспективные рандомизированные контролируемые исследования Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных Крупные мета-анализы Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование Репрезентативная выборка пациентов |
II (2) |
Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных Несколько исследований с небольшим количеством пациентов Хорошо организованное проспективное исследование когорты Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне Результаты не презентативны в отношении целевой популяции Хорошо организованные исследования «случай-контроль» |
III (3) |
Нерандомизированные контролируемые исследования Исследования с недостаточным контролем Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками Ретроспективные или наблюдательные исследования Серия клинических наблюдений Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию |
IV (4) |
Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные |
Таблица П2. Уровни убедительности рекомендаций
Уровень убедительности |
Описание |
Расшифровка |
A |
Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) |
Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией |
B |
Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) |
Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений |
C |
Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) или нет убедительных данных ни о пользе, ни о риске) |
Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов |
D |
Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой |
Не рекомендовано |
Рабочая группа: рекомендации проанализированы членами рабочей группы, замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск ошибок сведён к минимуму.
Порядок обновления клинических рекомендаций – пересмотр 1 раз в 3 года.
Приложение А3. Связанные документы
Данные клинические рекомендации разработаны с учетом следующих нормативно-правовых документов:
-
Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
-
Приказ Минздрава России от 09.11.2012 N 800н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при специфических расстройствах личности»
-
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1131н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при расстройствах личности и поведения в зрелом возрасте».
Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
Ведение пациента с РЛ, диагностика, выбор лечебной тактики и методов лечения в каждом случае осуществляется индивидуально в зависимости от типа расстройства личности, преобладающего психопатологического синдрома. Диагностика проводится в соответствии с критериями действующей классификации, в ходе лечения оценивается его эффективность. В общем виде ведение пациента с РЛ осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом.
Алгоритм ведения пациентов с РЛ
Приложение В. Информация для пациентов
В основе РЛ лежит стойкая аномалия характера, приводящая к повышенной уязвимости таких лиц в отношении неблагоприятных стрессовых воздействий. При благоприятных средовых условиях в отношении лиц с РЛ не требуется проведения каких-либо лечебных мероприятий. В том случае, если на фоне стресса или субъективно труднопереносимой ситуации возникают поведенческие нарушения, депрессия, тревога, требуется проведение медикаментозного лечения и психотерапии. В подавляющем большинстве при своевременном начатом лечении подобные состояния имеют благоприятный прогноз. Лечение может осуществляться амбулаторно, а при значительной выраженности симптомов – потребовать госпитализации в психиатрический стационар. Дозы медикаментозных средств, выбор методов психотерапии, длительности лечения и частоты посещения определяются врачом-психиатром.
Приложение Г.
(в психиатрическую больницу, психо-наркологический диспансер,психиатрическом кабинете поликлиники, психиатрической консультации)
Я, _____________________________________________________________________
согласен(на) на обследование и лечение в условиях
Лечащим врачом ________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество).
мне даны разъяснения об условиях пребывания в отделении, методах лечения и обследования, назначенных врачом, и включающих в себя:
клиническое обследование у врачей специалистов: терапевта, невролога, окулиста, гинеколога и др.
лабораторные исследования (биохимические и клинические анализы крови и мочи)
инструментальное исследование (по показаниям)
физиотерапевтическое лечение
лечебную физкультуру (общеукрепляющие и специализированные группы)
психологическое исследование
психотерапию – краткосрочную, долгосрочную, индивидуальную, семейную, групповую и (или) психологическую коррекцию
медикаментозную терапию (психофармакотерапия, соматотропная, общеукрепляющая)
продолжительность лечения не более ____________ дней.
Мною получена информация о характере психического расстройства, целях, продолжительности лечения, методах лечебного воздействия, о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах.
Я, ___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Ознакомлен (а) с режимом работы отделения (кабинета), правилами внутреннего распорядка.
Согласен (а) с назначенным лечащим врачом лечением и вышеизложенными положениями, обязуюсь им строго следовать.
«____» _______________ 201__ год. Подпись пациента________________