Личность пациента и действия медсестры
СтатьиОпубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №6 2000 Сестра и больной
В предлагаемой вашему вниманию статье сделана попытка показать необходимость личностного подхода к каждому пациенту, раскрыв важность этого вопроса в сестринской практике. Основой статьи является дипломная работа автора, ныне преподавателя основ сестринского дела Брянского медицинского колледжа Н.А. Васюковой "Личность пациента как предмет деятельности сестры".
Еще Авиценна говорил: "Тебе должно знать, что каждый отдельно взятый человек предрасположен к определенной натуре, присущей ему лично; редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру".
Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней. Для определения личностных возможностей пациента в регулировании состояния "здоровье - болезнь" мною было проведено анкетирование 100 пациентов, находящихся на стационарном лечении в Объединенной городской больнице №1 и Объединенной городской больнице №9. Пациентам предлагалось ответить на 30 вопросов анкеты.
Краткие результаты анкетирования таковы.
На вопрос: "Знаете ли вы, что такое здоровье?" - 64% опрошенных респондентов уверенно ответили "да". И только 12% респондентов не знают ответа на этот вопрос. При этом полученные варианты ответов свидетельствуют о том, что представления о здоровом образе жизни у 39% респондентов неверны. 76% респондентов считают, что вредные привычки влияют на состояние здоровья, хотя их отсутствие в понятие о здоровом образе жизни включили только 22% респондентов.
32% респондентов полагают, что им необходимо изменить образ жизни в связи с заболеванием. Хотя 64% респондентов утверждали, что знают о здоровье, а 51% - о здоровом образе жизни, 62% отметили, что вредные привычки не являются составляющей их болезни.
Следовательно, отвечая на вопросы "Знаете ли вы, что такое здоровье?" и "Что включает в себя здоровый образ жизни?" - пациент отвечает формально, пытаясь казаться сведущим в области медицины. Можно сделать вывод: только ориентация медсестры на то, что взаимодействие с пациентом должно строиться на уровне "личность - личность", позволит изменить представления 64% пациентов о состоянии "здоровье - болезнь" и убедить их в необходимости вести здоровый образ жизни или придерживаться определенных рекомендаций при наличии болезни.
Согласно результатам анкетирования собственное представление о картине своего здоровья (т.е. мотивированный подход) имеют 48% респондентов, а оставшиеся подходят к заболеванию чисто эмпирически.
При этом только 40% пациентов имеют некоторые реальные представления о собственном состоянии "здоровье - болезнь" и лишь 2% - четкую картину своего состояния, так как их представления здесь полностью совпадают с врачебными.
60% респондентов считают, что могли бы расширить свои знания, получив из уст медсестры сведения о прогнозе, лечении, профилактике заболевания. При этом 70% респондентов считают важнейшим качеством профессионализм медсестры, т.е. только в этом случае они обратились бы к ней за помощью. 12% не желают ничего знать о своем заболевании, включая право на информацию при выполнении манипуляций.
76% от общего числа обследованных мною респондентов считают, что им придется изменить образ жизни из-за заболевания, причем 32% согласны сделать это радикально; 24% считают, что заболевание не изменит их дальнейшую жизнь, хотя 40% респондентов ответили, что в стрессовой ситуации не могут приспособиться к изменениям, вызванным болезнью; 38% указали, что их реакция зависит от самой ситуации; и только 20% опрошенных считают себя адаптированными. Это значит, что 80% участвовавших в анкетировании нуждаются в сестринской помощи в плане адаптации.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что сестринский персонал должен включиться в решение проблем пациента, так как большая часть пациентов не адаптирована к изменению состояния своего здоровья, а отношение их к собственному состоянию здоровья можно охарактеризовать как чисто эмоциональное.
Для получения более четкого представления о личности пациента и типе его отношения к заболеванию нами был разработан личностный опросник, по которому были обследованы 100 пациентов. Исследование проводилось в вышеупомянутых лечебных учреждениях Брянска. Личностный опросник, предложенный пациентам, включал в себя 8 наборов утверждений, касающихся различных аспектов системы отношений: к заболеванию, к медперсоналу, к окружающим, к будущему и т.д. В каждом наборе пациенту предлагалось 13 утверждений, для того чтобы он смог выбрать наиболее для него подходящее. И обязательно предусматривался вариант "0".
При анализе данных исследования было получено следующее соотношение: из 100 обследованных пациентов только 13% имеют гармоничный тип отношения к болезни, остальные распределились следующим образом:
- тревожный (непрерывное беспокойство и мнительность) - 9%;
- ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных ощущениях) - 8%;
- меланхолический (удрученность, неверие в выздоровление) - 7%;
- апатический (безразличие) - 9%;
- неврастенический (реакция по типу "раздражительной слабости") - 9%;
- обсессивно-фобический (мнительность, основанная на маловероятных опасениях) - 8%;
- сенситивный (озабоченность впечатлением, которое производит на окружающих) - 7%;
- эгоцентрический (уход в болезнь) - 9%;
- эйфорический (наигранное настроение)- 7%;
- анозогностический (отбрасывание мыслей) - 5%;
- эргопатический (уход в работу) - 5%;
- параноический (уверенность, что болезнь - это чей-то злой умысел) - 3%;
- не определились - 2%.
Следовательно, сестринскому персоналу ежедневно приходится строить взаимоотношения с пациентами, из которых 50% примерно тревожно-обеспокоены и требуют полной информации о состоянии здоровья. С такими больными необходимо умение выслушать, вникнуть в их проблемы. 38% пациентов безразличны к изменениям в организме, к переменам в состоянии здоровья или ищут возможность ухода. Этот контингент требует вовлечения в деятельность (обучение), информированности о прогнозе и профилактике и изменения образа жизни. Оставшиеся 13% трезво оценивают свое состояние, нуждаясь во врачебной и сестринской помощи с целью адаптации.
Проведенное исследование показало, что более 50% пациентов требуют полной информации о своем состоянии здоровья и проводимых манипуляциях, что накладывает определенные требования на сестринский персонал (прежде всего повышение профессионализма). Профессионализм медсестры заключается в умении правильно построить отношения с определенным пациентом, в зависимости от его личностных качеств и состояния здоровья, т.к. 85% пациентов требуют нестандартного подхода при решении их проблем, связанных со здоровьем.
Для того чтобы избежать односторонней картины личностного взаимодействия пациента и медсестры, было проведено анкетирование сестринского персонала. В анкетировании приняли участие 100 медсестер, работающих в тех же лечебных учреждениях г. Брянска. Медсестрам предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты. Хочется отметить следующие данные: 20% участвовавших в опросе медсестер не считают, что при уходе за пациентом они должны ориентироваться на особенности личности пациента; 35% медсестер уверены, что уход за пациентом заключается в неукоснительном выполнении врачебных назначений и только 25% - в удовлетворении потребностей пациента. При этом 75% опрошенных медсестер знают, что такое сестринский процесс, и 80% указали, что элементы ухода должны быть индивидуальны для каждого.
Данные результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы "Личность пациента как предмет деятельности сестры", говорят о том, что сестринское дело требует углубленной подготовки медсестер в области психологии, социологии, педагогики и умения оценить состояние пациента не только клинически, но и в плане психологии (имеется в виду внутренняя картина здоровья, внутренняя и внешняя картина болезни), а также ориентировать пациента на адаптацию к меняющемуся состоянию здоровья. Они позволяют показать студентам, будущим медработникам и сестрам практического здравоохранения, что ориентация деятельности медперсонала на личность пациента, внедрение сестринского процесса, применение моделей сестринского ухода на практике является обязательным условием на современном этапе развития здравоохранения РФ.