Психология и сестринское дело. Cтрах

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №3 2000 Психология и сестринское дело

Страх - реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.

Однако по результатам исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом: боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д. Боул-би,1969), высота, нечто незнакомое.

Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом. Каждый возраст сопровождается тем или иным страхом. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других - скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т.д. Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника его страха (в этом случае необходимо провести работу по выявлению реальных источников страха, чтобы быть в состоянии разрешить ситуацию). У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.

Страх лежит в основе феноменологии тревоги. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций (страх, стыд, вину и др.), каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, восприятие, мысли, поведение. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями.

Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как "токсичная" эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда, диабета (1 типа), астмы, язвенного колита (исследования медицинского факультета Стенфордского университета, США). Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений.

Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) мускулы напрягаются; г) сокращается число степеней свободы в поведении. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию, в которой уже совершилось то, чего ты боялся ("Уж лучше конец без страха, чем страх без конца").

ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА ПАЦИЕНТАМИ

Практически все пациенты испытывают страх, и активаторы его многообразны: боль и ее ожидание, обеднение социальных контактов, изменения в различных сферах жизни из-за болезни, невозможность самостоятельно контролировать ситуацию и зависимость от профессионализма и личностных качеств медперсонала, неразрешимость ситуации, прогнозирование худшего. Страх заразителен, и беседы больных между собой не всегда способствуют снижению его уровня. Страх может оказаться и плодом чистой фантазии.

Ожидание боли вызывает у человека страх только тогда, когда он не уверен в том, что сумеет избежать опасности. Именно поэтому так важно информировать пациента о том, что необходимая помощь ему обязательно будет квалифицированно оказана, таким образом удовлетворяя его потребность в безопасности.

Одним из способов регуляции страха и защиты от потенциальной угрозы может быть навык избегания. Зачастую это бегство от самого страха, от его активаторов. Больной с таким навыком "прячется" от врача, не посещает медицинское учреждение, избегает медицинских работников, чтобы не иметь лишнего подтверждения о грозящей его здоровью опасности. Он боится за свою жизнь, опасается неблагоприятного прогноза, убежден, что с ним случится что-то нехорошее. И вместо того, чтобы прийти в медицинское учреждение и попытаться предупредить наступление этого "нехорошего", использовать имеющийся у каждого шанс, человек начинает прятаться от сигналов, напоминающих об этом "нехорошем". Он боится своего страха, страха смерти, ужаса, который с этим связан, и поэтому убегает от встречи с этим страхом. Пациент переносит свой страх перед прогнозируемой беспомощностью, вызванной болезнью, свой страх смерти на медицинское учреждение, медицинского работника. Поэтому медсестре важно расположить к себе пациента, снять в процессе общения с ним его эмоциональную напряженность, чтобы не напугать уже и так напуганного человека, а успокоить, посочувствовать ему. Страх перед медицинским работником у пациента должен быть ниже, чем желание бороться за свое здоровье, за свою жизнь.

Когда человек, испытывающий страх, получает поддержку от окружающих, оказывается среди людей, то его страх отступает ("На миру и смерть красна"). Страх заставляет искать помощи. В ситуации угрозы одно лишь присутствие верного друга может создать надежную преграду страху. Семейная поддержка также желательна. Обычно, когда кому-то в семье угрожает опасность, родные объединяются, чтобы поддержать близкого человека. Следует допускать к пациенту, находящемуся в стационаре, тех людей, которых он хочет видеть. В ряде случаев продолжительность таких контактов не следует ограничивать.

Внезапность заболевания, неожиданное попадание в больничную обстановку вызывает страх. Необходимо помочь пациенту приспособиться к новым обстоятельствам, к новому состоянию, и эта помощь будет способствовать снижению у него уровня страха.

Нечто необычное, странное, непонятное, происходящее с пациентом, вызывает у него страх. Полезно по возможности объяснять на понятном пациенту языке то, что с ним происходит.

Страхом можно заразиться, особенно, если испытываешь привязанность к тем людям, которые находятся с тобой рядом и испытывают страх. В то же время участливое сопереживание медсестры может ослабить страх. Однако для этого медсестра, проявляющая сочувствие, должна или быть бесстрашной, или уметь контролировать свой страх.

УПРАВЛЕНИЕ СТРАХОМ

1.Десенсибилизация.

Пациента обучают приемам расслабления мышц лица, шеи, тела. Затем, когда он находится в состоянии полного мышечного расслабления, его просят представить наименее пугающую ситуацию. Данная процедура длится до тех пор, пока пациент не научится оставаться полностью расслабленным в момент представления пугающей ситуации. Затем эта же процедура повторяется в следующей, более страшной для пациента ситуации.

2.Моделирование.

Предлагается понаблюдать за опытом чужого переживания, когда "модель" демонстрирует в пугающей пациента ситуации бесстрашное поведение, справляется со своим страхом. Именно эта техника используется, когда больной видит примеры поведения других пациентов, успешно преодолевших свой страх. В группах поддержки пациенты делятся своими переживаниями, опытом, как можно сопротивляться грозящей опасности, делятся способами преодоления своего страха.

3.Техника взаиморегуляции эмоций.

Если пугающий объект или ситуация способны вызвать у пациента злость, то он, скорее всего, не будет испытывать перед ними сильный страх. Для того, чтобы контролировать свой страх, полезно тренировать в себе способность к переживанию и выражению эмоций, противостоящих страху. Такая тренировка эффективна, если производится в ситуациях, аналогичных той, которая пугает.

4."Горячая кнопка".

Этот прием предполагает создание функциональной паузы, передышки. Предварительно надо выявить повторяющиеся ситуации, которые вызывают страх, осознать свои привычные реакции в этих ситуациях. "Горячая точка" - это та чувствительная область психики, которую часто нажимают, и она немедленно реагирует, как только до нее кто-нибудь (что-нибудь) дотронется. При нажатии кнопки нужно сделать три глубоких вздоха, представить красный стоп-сигнал и уйти из трудной ситуации на несколько мгновений. В этом случае вы сами контролируете свой ответ, а не ваша кнопка.

5.Поиск положительного.

Представьте, что то, чего вы боитесь, уже произошло. Каковы не только минусы, но и плюсы этого события?

6. Полезно:

-не подавлять свой страх, а соединиться с ним, позволить себе его испытывать и естественно выражать (принцип эмоционального выражения);

-выявить свои убеждения, лежащие в основе переживаемого страха (например, "Я - неспособный", "Я никому не нужен", "Люди любят быть только рядом со здоровыми", "Ты нужен другим, только если в состоянии работать", "Мое состояние от меня не зависит", "Мне всегда не везет" и др.), и при необходимости их пересмотреть (принцип работы с убеждениями);

-периодически избавляться от сохранившихся страхов, которые несешь из прошлого (принцип эмоционального очищения).

7.Контроль своих потребностей.

Страх прогнозирует страдание, вызванное невозможностью удовлетворения значимой для человека потребности. Но если человек чего-то не хочет (или не очень хочет), то и не боится этого лишиться. Поэтому осознание и контроль своих потребностей будет снижать уровень переживаемого страха.

Страхи - это только мысли, переживания, вызванные неблагоприятными прогнозами. Страхи должны предупреждать нас о возможной опасности, помогать нам, "приходить" и "уходить", а не "застревать", нарушая наше настроение, наше здоровье. Важно не поддаваться страху и даже в самых для себя неблагоприятных ситуациях бороться за свой шанс. В книге "Анатомия болезни с точки зрения пациента" (М, 1991) Норман Казинс описывает свое заболевание (болезнь Бехтерева) и свою решимость не поддаваться страху, отчаянию и панике и включиться в борьбу с болезнью, что позитивно сказалось на его состоянии. Он чувствовал страх перед тем, что не сможет вернуться к нормальной активной жизни, чувствовал страх перед всякой таинственной аппаратурой, которая может причинить страдание, у него были и другие страхи, но он с ними активно справлялся. И таких примеров победы над страхом в медицинской практике много.

Медсестра должна обращать внимание на страхи своих пациентов и помогать им с ними справляться. Необходимо также обезопасить пациентов от индуцированного страха (когда они заражаются страхом друг от друга); оптимистический настрой в лечебном учреждении и бесстрашие самой медсестры будут способствовать этому. Медсестрам следует стимулировать интерес пациентов к получению знаний о пользе для организма положительных эмоций и о вреде хронических отрицательных эмоций, в том числе и постоянного страха, и поощрять пациентов участвовать в снижении интенсивности своего страха.

А что вы сами делаете, когда вас одолевает страх?

- стараюсь избежать опасности, использую свой шанс, опираюсь на свои ресурсы, обращаюсь за поддержкой к другим людям;

- терпеливо мучаюсь, ведь такова жизнь, она несовершенна;

- стараюсь не замечать своего страха, не чувствовать его, подавляю, вытесняю его из сознания, убегаю от него;

- смотрю, насколько оправданы мои опасения, может, просто разыгралась фантазия;

- представляю, что уже произошло то, чего я боюсь, думаю, что я конкретно буду в этой ситуации делать;

- размышляю, почему я этого боюсь, удовлетворение каких моих потребностей находится под угрозой, могу ли я отказаться от части этих потребностей?

- размышляю, какие мои убеждения приводят меня именно к неблагоприятному прогнозу, все ли мои убеждения безупречны и не вызывают ли сомнения?

- изучаю свое окружение, ищу носителя сильного страха, от которого я мог заразиться; подбираю свое окружение, оптимистично настроенное на будущее, умеющее противостоять опасности;

- ... (другие варианты ответа).

Вспоминая свои страхи, закройте глаза и окиньте внутренним взором свое тело. В каких его разделах вы чувствуете неприятные ощущения, какие группы мышц напряжены, как долго эти изменения в теле сохраняются? Откройте глаза. Как вы считаете, какие из приведенных выше вариантов ответов непродуктивны, не способствуют здоровью? Беседуя с коллегами, с пациентами, перенимайте их приемы противодействия страху, способы профилактики хронического страха. Осваивайте наиболее продуктивные из этих приемов сами, обучайте пациентов противодействию страху, создавайте среди больных группы поддержки, позитивно влияйте на эмоциональный климат в своем подразделении. Полезно пройти групповую психотерапию и проработать свой страх смерти.

Не тот здоров, у кого никогда не бывает страха, а тот, кто в состоянии его преодолевать.

Н.Д.ТВОРОГОВА,
профессор, доктор психологических наук

1 октября 2000 г.
Связанные темы:

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика