Местные случаи малярии и бешенства в городе Иркутске

Комментарии

Опубликовано в журнале:
Дезинфекционное дело »» № 4'98 Опарин П.С., Куруц Г.А., Шептунов С.И.
ГУП "Иркутская дезинфекционная станция", г. Иркутск

Осложнение политической и экономической ситуации в России привело к ухудшению уровня жизни населения и социальному напряжению в обществе, что не могло не сказаться на уровне инфекционной заболеваемости и возникновению ранее отсутствующих на данных территориях инфекционных заболеваний. Такими заболеваниями в городе Иркутске стали малярия и бешенство.

12 августа 1998 г. зарегистрирован случай местной малярии у ребенка 8 лет. Причиной возникновения этого заболевания явилось наличие местного источника инфекции. Случаи завозной малярии ежегодно регистрируются в г. Иркутске на протяжении последних 5 лет, а за 8 месяцев текущего года зарегистрировано 13 случаев малярии у лиц, прибывших в город из Таджикистана, Азербайджана, Северной Кореи и других государств ближнего и дальнего зарубежья.

При проведении эпидемиологического и энтомологического расследования в период с 12 августа по 17 августа установлено, что в окрестностях микрорайона "Солнечный" г. Иркутска имеется 5 анофелогенных водоемов, заселенных личинками малярийных комаров, плотность которых достигает 30 на м2. Особую угрозу представлял искусственный водоем, расположенный вблизи выявленного очага малярии и школ № 25 и 47.

Кроме того, при обследовании сотрудниками ГУП "Иркутская дезинфекционная станция" и ГЦ ГСЭН в этот же период из 60 домов микрорайона "Солнечный" и рядом расположенного микрорайона "Байкальский" в 42% обнаружены комары в подъездах и подвалах. В целом в подвальных помещениях сыри, большая часть захламлена бытовым мусором, подтоплено водой, что создает условия для заселения и размножения комаров.

В целях предупреждения распространения малярии 14 августа 1998 г. при городском департаменте здравоохранения был создан медицинский штаб по координации профилактических мероприятий.

Силами и средствами ГУП "Иркутская дезинфекционная станция" по согласованию с ГЦ ГСЭН 14 августа были проведены дезинсекционные мероприятия в подвальных помещениях и подъездах дома, где проживал больной малярией ребенок и выдано Тресту жилищного хозяйства Октябрьского административного округа предписание по устранению засоренности и подтопления подвальных помещений.

В результате проведенного эпидемиологического и энтомологического обследования 19 августа ГЦ ГСЭН определил перечень 35 объектов муниципального жилого фонда, подлежащих обязательной дезинсекции с повторной обработкой при снижении среднесуточной температуры воздуха до +10оС, в которых плотность комаров вида cx. p. molestus составила от 1-10 экз. на 1 м2 в подвале, подъездах - An. maculipennis, плотность их 1-5 экз. на 1 м2.

Только 26 августа администрацией города Иркутска был определен источник финансирования данных мероприятий (гарантийное письмо). Опасаясь того, что администрация города предложит финансировать данные мероприятия Тресту жилищного хозяйства Октябрьского округа и до решения вопроса о источнике финансирования, он всячески препятствовал проведению дезинсекционных мероприятий.

Руководством ГУП "Иркутская дезинфекционная станция" 4 сентября выдано повторное предписание начальнику Треста жилищного хозяйства Октябрьского округа г. Иркутска, согласно которого ЖЭУ требуется устранить засоренность и захламленность подвалов, подтопление водой, предусмотреть освещение и другие мероприятия, которые до настоящего времени не выполнены, со ссылкой на отсутствие финансовых средств, при этом, в первую очередь, страдает качество проводимых дезмероприятий.

Тем не менее, ГУП "Иркутская дезинфекционная станция" 7-8 сентября провела дезинсекционные мероприятия на объектах муниципального жилого фонда и на искусственном водоеме. Через 3-5 дней после дезобработки специалистами ГУП "Иркутская дезинфекционная станция" и ЦГСЭН г. Иркутска повторно проведен учет численности комаров. Имаго и личинок комаров на данных объектах не обнаружено. Дезинсекция проведена качественно и эффективно.

ОЦ ГСЭН не согласовал дезобработку прибрежной зоны 5 анофелогенных водоемов, расположенных вокруг микрорайонов "Солнечный" и "Байкальский", ссылаясь при этом на то, что данные водоемы расположены в водоохранной зоне. Тем не менее, при напряженной эпидситуации по малярии и заселенности данных водоемов личинками малярийных комаров, население продолжало все это время ловить рыбу, отдыхать, купаться и т. д. В данной ситуации, нам кажется, более жесткую оперативную позицию должен занимать ОЦ ГСЭН и ГЦ ГСЭН, т. к. источник размножения малярийного комара остается.

При проведении дезмероприятий по малярии отсутствует Постановление мэра города Иркутска "О первоочередных мерах по предотвращению распространения малярии среди населения", которое бы значительно ускорило и упростило купирование данной инфекции и предупреждение ее распространения и возникновения. А также и организационную работу с жилищно-коммунальными службами и др., расположенными на территории города.

Практически одновременно с местным случаем малярии, 31 августа 1998 г. Иркутская областная ветеринарная бактериологическая лаборатория информировала о положительном результате исследования на вирус бешенства павшей домашней кошки, предварительно укусившей владельцев.

Бригадой специалистов в составе ветеринарных врачей и эпидемиологов ГЦ ГСЭН было проведено обследование домашнего очага с определением комплекса первичных противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий. Определены границы очага, назначена иммунизация пострадавших от укуса владельцев и их ребенка, проведены прививки против бешенства собакам и кошкам в подъезде дома и активизирована работа по отлову бродячих животных в районе, определена роль грызунов в распространении данного заболевания.

Постановлением мэра города Иркутска и утвержденным планом комплексных противоэпизоотических и эпидемических мероприятий по купированию очага с 8 сентября 1998 г. в городе введен карантин по бешенству. Одним из пунктов плана было намечено проведение сплошной дератизации в жилом и общественном фонде Свердловского административного округа силами и средствами ГУП "Иркутская дезинфекционная станция". О чем 9-ого сентября на экстренном совещании в дезстанции были оповещены все руководители РЭУ Свердловского округа. Специалистами ГУП ИДС с целью получения информации о численности грызунов до проведения сплошной дератизации в микрорайоне бульвара Рябикова - очага случая бешенства, проведено обследование 153 жилых домов объективными методами с использованием контрольных площадок (песок, мука) Из 153 домов в 132 (84%)- обнаружены грызуны, в т. ч. по видам: серая крыса в 73 подвальных помещениях (55 %), домовая мышь - в 39 домах (30 %), оба вида - в 20 домах (15%).

После истребительных мероприятий проведена оценка их эффективности. Заселенности грызунами снижена на 70%. В 14% домов дератизация повторена. Одновременно усилена дератизация с профилактической целью и на категорийных договорных объектах: торговопищевых, лечебных, детских, школьных и других, где ежемесячно проводится по договору дератизация и процент заселенности в среднем небольшой, равен 4. Это говорит о том, что при систематической дератизации и соблюдении санитарно-технического порядка на обслуживаемых объектах можно поддерживать стойкое эпидблагополучие не только в микрорайоне, но и городе, чего нельзя сказать о жилом фонде г. Иркутска, где невозможно организовать сплошную дератизацию из-за отсутствия финансирования этих вопросов.

Так получилось и в этот карантинный период в связи с отсутствием источника финансирования (данный вопрос не нашел отражения в Постановлении мэра города) 11 сентября нами были проведены дератизационные мероприятия только в одном микрорайоне (в очаге обнаружения данной инфекции) из 6 за счет сил и средств нашей дезстанции.

Основная сложность проведения дезмероприятий при возникновении таких инфекций как малярия, бешенство и др. заключается и будет заключаться в том, что первоначально не решается вопрос определения источника финансирования данных мероприятий, т. к. в городской администрации отсутствует специальный фонд чрезвычайных эпидситуаций. В данных условиях в трудном положении находится руководство дезинфекционной станции. С одной стороны, ИДС находится на хозрасчете, с другой она обязана провести дезмероприятия в кратчайшие сроки на огромных площадях, которые требуют больших материальных и финансовых затрат.

Одновременно, чтобы выставить счет на дезработы необходимо представить расчеты и согласовать их с соответствующими отделами цен, т. к. объекты в основном относятся к муниципалитету.

Кроме того, для организации дезмероприятий необходимо обследование домов и их подвальных помещений, для чего сотрудников дезслужбы должны сопровождать работники ЖЭУ или РЭУ, которые в настоящее время при отсутствии финансовых средств работают 4-5 дней в неделю. В результате сроки проведения дезмероприятий растягиваются. При этом специалистам дезстанции приходится работать в неимоверно трудных условиях, т. к. в подвальных помещениях нет света, большей частью они захламлены, наличие людей без определенного места жительства, бездомных собак, в связи с чем, возникает необходимость для безопасности дополнительно обеспечивать их сопровождающими.

Одновременно, в список домов подлежащих обязательной дезобработке попадают ведомственные, кооперативные дома, которые не относятся к муниципальному жилью и финансирование на них не предусмотрено, что значительно усложняет проведение дезмероприятий в необходимые сроки и нарушается принцип сплошной дезобработки. Чаще всего эффективность данных мероприятий значительно снижается, что и имело место в описываемом нами случае.

Хотелось остановиться еще на одном важном моменте, который касается дезмероприятий при малярии и при бешенстве. В последние годы жилищные тресты и РЭУ перестали заключать договора на проведение плановых дезмероприятий, а заключают их с частными фирмами, которые чаще всего для проведения данных мероприятий не имеют материально-технической базы, необходимого количества квалифицированных специалистов. Кроме того, в течение года нарушается принцип плановости, полного охвата дезмероприятиями жилищного фонда, что в свою очередь приводит к осложнению эпидобстановки. Данное обстоятельство еще раз подтверждает как несовершенство лицензирования данных работ, так и законодательных актов по данным проблемам, когда проведение противоэпидемических мероприятий разрешено юридическим и частным лицам не относящимся к органам Госсанэпидслужбы и которые не отвечают за эпидобстановку в городе (районе, территории).

Таким образом, анализ проведенных эпидмероприятий по купированию очагов инфекций показывает необходимость внесения на следующий год в городской бюджет отдельного фонда чрезвычайных эпидситуаций, т. к. динамика нестабильности и роста значительного числа инфекционных болезней дает возможносгь прогнозировать ухудшение эпидситуаций.

1 февраля 1999 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика