Оценка эффективности профилактического применения препаратов «Анаферона детского» и «Тенотена детского» в период адаптации детей к началу обучения в детских образовательных учреждениях.

Статьи

Опубликовано в журнале:
Медицинская наука и образование Урала 3/2013

Захарова Г. Я., Абрамова Е. В., Ватутова Р. Ш.
ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, г. Тюмень Организм ребенка в начале обучения испытывает большие нагрузки, что обусловлено сочетанием его интенсивного развития и необходимостью осваивать постоянно усложняющиеся образовательные программы. Комплексное использование в период начала посещения детских образовательных учреждений «Анаферона детского» и «Тенотена детского» обеспечивает более быструю благоприятную адаптацию к образовательным учреждениям детей дошкольного и школьного возрастов, снижению заболеваемости ОРВИ, повышению работоспособности и успеваемости.

Ключевые слова: адаптация, профилактика, заболеваемость ОРВИ, невротические реакции.

Preventive treatment efficiency estimation of «Anaferon for child» and «Tenoten for child» during children adaptation period before the beginning of school training

Zakharova G. Ya., Abramova E. V., Vatutova R. Sh. Child organism is exposed to a serious stress at the beginning of school training which is determined by combination of his intensive development and necessity to learn educational programs becoming more and more complicated. Mixed use of «Anaferon for children» and «Tenoten for children» during the beginning period of study at children educational institutes is making sure more rapid and productive adaptation to those institutes for the children of pre-school and school ages, decreasing ARVI frequency rate, increasing performance efficiency and progress in studies.

Key words: adaptation, preventive care, ARVI frequency rate, neurotic reactions.

Актуальность. Большую часть дня (более 70% времени) дети дошкольного и школьного возраста проводят в стенах образовательного учреждения [2, 17]. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Организм ребенка испытывает большие нагрузки, что обусловлено сочетанием его интенсивного развития и необходимостью осваивать постоянно усложняющиеся образовательные программы [15]. Неблагоприятно влияют на здоровье учащихся и несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям, стрессовая педагогическая тактика и, что особенно печально, недостаточность знаний педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья [13, 14, 19]. Не менее актуальной проблемой является отсутствие своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья [3, 4]. Начало посещения детских образовательных дошкольных и школьных учреждений сопровождается определенными изменениями поведенческих реакций ребенка, повышением заболеваемости ОРВИ, часто снижением уровня нервно-психического, физического развития [17]. У некоторых детей незначительные до этого функциональные отклонения приобретают форму хронических заболеваний [8].

Расстройства адаптации широко представлены в детской популяции и часто (до 25% всех психических расстройств) встречаются в педиатрической практике [1, 21]. Увеличилось количество жалоб детей на функциональные расстройства организма: головные боли, боли в животе, нарушение сна, повышенную утомляемость, снижение успеваемости. Только частота головной боли напряжения у школьников составляет от 28-52% [6, 23], и она нередко является показателем снижения их адаптационно-компенсаторных возможностей, сигналом дисфункции отдельных органов и систем организма. Наиболее уязвимы к расстройствам адаптации дети в периоды возрастных кризисов (3-4 года, 7-8 лет, пубертатный возраст), которые совпадают с изменением жизненного стереотипа детей: поступление в детский сад, школу, колледж и др. [5, 9, 11]. В дошкольном возрасте основным стрессовым фактором у большинства малышей является отрыв от семьи, а также неумение общаться с другими детьми или неправильное позиционирование себя в коллективе из-за завышенной или заниженной самооценки, стеснительности, некорректных действий педагогов. При поступлении в школу триггерами могут быть новые условия деятельности, большие физические (статические), эмоциональные и умственные нагрузки. Большинство исследователей сходятся во мнении, что школьная дезадаптация – сложный многофакторный процесс, имеющий как медико-биологические, так и социально-психолого-педагогические основы. В ее структуре выделяют три основных компонента: когнитивный (неуспеваемость в обучении предметам по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка), эмоционально-личностный (нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой) и поведенческий (повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения) [7, 10].

Одним из лекарственных средств, предназначенных для неспецифической профилактики ОРВИ, является отечественный препарат «Анаферон детский» (Материа Медика Холдинг). Действующим веществом служат сверхмалые дозы антител к Ƴ-интерферону человека. «Анаферон детский» обладает противовирусной активностью и оказывает иммуномодулирующее действие на все звенья иммунитета [18, 20, 22]. Препарат разрешен к применению у детей, начиная с возраста в 1 месяц, и практически не имеет противопоказаний. Для профилактики ОРВИ и гриппа применяется по простой и удобной схеме: 1 таблетке 1 раз в день сублингвально. Учитывая, что препарат не требуется запивать водой, он особенно удобен для проведения неспецифической профилактики ОРВИ в детских образовательных учреждениях.

Для устранения тревожных проявлений и коррекции эмоционального состояния детей часто назначаются вегетокорректоры и седативные препараты. Однако препараты, сочетающие в себе вегетотропный и противотревожный эффекты, часто имеют противопоказания к применению и побочные действия в виде миорелаксирующего и сомногенного эффектов. Поэтому для устранения психо-эмоциональной и вегетативной симптоматики многие авторы предлагают использовать анксиолитический препарат «Тенотен детский» (Материя Медика Холдинг). В состав препарата входят сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S100, которые модулируют нейрохимические процессы в головном мозге, препятствуя развитию невротических и неврозоподобных состояний. «Тенотен детский» практически лишен побочных эффектов, имеет стрессопротекторный эффект, широкий спектр псхотропной, нейротропной и вегетомодулирующей активности. В отличие от транквилизаторов не вызывает дневную сонливость, заторможенность, мышечную слабость, зависимость и связанный с ней синдром «отмены». Как следствие, «Тенотен детский» может быть использован в период адаптации детей к образовательным учреждениям [12].

Целью нашего исследования явилась оценка эффективности применения препаратов «Анаферона детского» и «Тенотена детского» в периоде адаптации детей к началу посещения детских образовательных учреждений.

Задачи:

  1. Оценить эффективность применения отечественного препарата «Тенотена детского» (ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг», регистрационный номер № ЛСР-003309/7 от 22.10.2007 г.) для профилактики дезадаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям.
  2. Оценить эффективность применения отечественного препарата «Тенотена детского» (ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг», регистрационный номер № ЛСР-003309/7 от 22.10.2007 г.) для профилактики дезадаптации детей к школьным образовательным учреждениям.
  3. Оценить эффективность применения иммуномодулятора с противовирусной активностью «Анаферона детского» (ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг», Россия, регистрационный номер № 000372/01) для профилактики дезадаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям.
  4. Оценить эффективность применения иммуномодулятора с противовирусной активностью «Анаферона детского» (ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг», Россия, регистрационный номер № 000372/01) для профилактики дезадаптации детей к школьным образовательным учреждениям.
  5. Разработка схем профилактики дезадаптации детей к началу посещения дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Методы обработки. Полученные данные обработаны способом вариационной статистики-6 с использованием математической программы Biostat. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в исследовании принимался равным 0,05.

Материалы и методы. Объектом настоящего исследования послужили дети в возрасте 2,5-3,5 лет (детский сад № 88 г. Тюмени) – 56 человек; дети в возрасте 7-8 лет (гимназия № 12 г.Тюмени) – 59 человек. Перед началом исследования были получены информированные письменные согласия родителей для участия несовершеннолетнего в исследовательском проекте.

Клинические наблюдения за детьми осуществлялись в течение 120 дней (4 месяца) – с сентября по декабрь. Условия данного проекта предусматривали, что дети, получающие «Анаферон детский» и «Тенотен детский» не должны были принимать другие иммуномодуляторы, противовирусные и успокаивающие средства на протяжении 120 дней. Оценка адаптации осуществлялась с помощью определения частоты ОРВИ и продолжительности течения, присоединении осложнений. Психологические аспекты адаптации оценивались с помощью стандартизованных шкал и опросников, данных анкетирования родителей до и после исследования. За время наблюдения дети осматривались врачом 4 раза: перед началом проекта, через один месяц, через три месяца от начала наблюдения, через четыре месяца от начала проекта.

Основная группа включила 54 ребенка: из них дошкольники – 26, школьники – 28 человек. В контрольную группу вошел 61 ребенок: из них дошкольники – 30, школьники – 31 человек. Контрольную группу составили дети, обучающиеся в тех же образовательных учреждениях (группах и классах), не получавшие профилактическое лечение вследствие отказа родителей. Эти дети также в течение всего проекта наблюдались исследователями. Основная и контрольная группы были сопоставимы по возрасту и полу, социальным факторам (жилищно-бытовые условия, условия обучения). Вакцинация против гриппа проведена всем детям, участвовавшим в исследовании, в плановом порядке.

Дети в основной группе получили профилактический курс «Тенотена детского» продолжительностью 1 месяц (по 1 таблетке 2 раза в день, утром и перед обедом, сублингвально). Профилактический курс «Анаферона детского» составил 3 месяца (по 1 таблетке 1 раз в день, утром, сублингвально). С учетом особенностей функционирования образовательных учреждений прием препаратов осуществлялся пять дней в неделю (с понедельника по пятницу). Лечебные курсы «Анаферона детского» назначались при каждом эпизоде ОРВИ по стандартной схеме (в 1-е сутки 8 приемов, со 2-х по 5-е сутки – по 1 таб. 3 раза в день, сублингвально).

Профилактическая активность «Анаферона детского» оценивалась по уровню частоты ОРВИ среди детей данных групп.

Оценка «Тенотена детского» проводилась на основании динамики выявленных при анкетировании родителей невротических и поведенческих расстройств, оценки успеваемости школьников в динамике. По данным анкетирования родителей в начале посещения детских образовательных учреждений жалобы на нарушение фазы сна, двигательную расторможенность, раздражительность, беспричинные страхи, колебания настроения, навязчивые движения имели место у детей и основной, и контрольной групп.

Практическая значимость работы. Предложенное комплексное использование в начальном периоде посещения (обучения) «Анаферона детского» и «Тенотена детского» является неинвазивным и нетрудоемким, поэтому может быть использовано для обеспечения более быстрой благоприятной адаптации к образовательным учреждениям детей дошкольного и школьного возрастов.

Результаты исследования и их обсуждение

Раздел 1. Дошкольная группа

Анализ проведенной работы показал, что достоверных различий частоты ОРВИ у детей основной и контрольной групп до начала курса «Анаферона детского» не выявлено. Это еще одно подтверждение сопоставимости исследуемых групп.

На фоне приема препарата в течение трех месяцев частота ОРВИ в основной группе дошкольников достоверно снизилась (в 4,2 раза) по сравнению с контрольной группой (1,1 раза) (табл. 1). После окончания курса «Анаферона детского» в основной группе дошкольников частота ОРВИ снизилась в 5 раз, в контрольной группе – в 1,3 раза (различия достоверны). В контрольной группе дошкольников повторные эпизоды ОРВИ отмечались в 9,5% случаев. В основной группе повторных эпизодов ОРВИ не было.

Таблица 1
Влияние приема «Анаферона детского» на частоту возникновения ОРВИ у дошкольников

ГруппаЧисло детейБолели ОРВИ, %В т. ч. повторно, %
через 1 месяц от начала приемачерез 3 месяца от начала приемапо окончании курса
Основная2612,53,0*2,5*– *
Контрольная3033,028,025,09,5
Примечание: * – достоверность различия основной и контрольной группы при p<0,05.

Анализ проведенной работы показал, что достоверных различий среди частоты предъявляемых жалоб и частоты нарушений поведенческих реакций у детей основной и контрольной групп до начала курса «Тенотена детского» не выявлено.

Полученные при исследовании данные иллюстрируют высокую эффективность «Тенотена детского» (табл. 2). Значительно улучшение поведенческих реакций и уменьшение жалоб в течение первого месяца профилактики достоверно отмечено у детей основной группы дошкольников. В контрольной группе существенной положительной динамики в поведении детей не отмечалось.

Таблица 2
Влияние «Тенотена детского» на параметры поведенческих реакций у детей дошкольного возраста

Клинические симптомыДо курса «Тенотена детского», %После курса «Тенотена детского», %
основная группаконтрольная группаосновная группаконтрольная группа
Нарушение фаз сна13,57,54,0*7,4
Двигательная расторможенность10,08,12,4*8,1
Раздражительность11,810,33,1*7,6
Беспричинные страхи12,011,53,0*11,0
Навязчивые движения2,62,41,02,3
Колебания настроения17,014,04,3*13,7
Примечание: * – достоверность различия до и после курса «Тенотена детского» при p<0,05.

Раздел 2. Школьная группа

Анализ проведенной работы показал, что достоверных различий частоты ОРВИ у детей-школьников основной и контрольной групп до начала курса «Анаферона детского» не выявлено. На фоне приема препарата в течение трех месяцев частота ОРВИ в основной группе школьников снизилась в 1,4 раза, в контрольной группе, напротив, возросла в 1,25 раза (табл. 3). После окончания курса «Анаферона детского» в основной группе школьников частота ОРВИ достоверно снизилась (в 6,8 раз), в контрольной группе рост частоты ОРВИ продолжился – в 1,5 раза. Повторных эпизодов ОРВИ не отмечалось ни в основной, ни в контрольной группах школьников.

Таблица 3
Влияние приема «Анаферона детского» на частоту возникновения ОРВИ у школьников

ГруппаЧисло детейБолели ОРВИ, %В т. ч. повторно, %
через 1 месяц от начала приемачерез 3 месяца от начала приемапо окончании курса
Основная2834,025,05,0*
Контрольная3132,040,050,0
Примечание: * – достоверность различия основной и контрольной группы при p<0,05.

Полученные при исследовании данные иллюстрируют высокую эффективность «Тенотена детского» и среди детей школьного возраста. Анализ проведенной работы показал, что достоверных различий среди частоты предъявляемых жалоб и частоты нарушений поведенческих реакций у школьников основной и контрольной групп до начала курса «Тенотена детского» не выявлено. Полученные при исследовании данные иллюстрируют эффективность «Тенотена детского» (табл. 4). Значительно улучшение поведенческих реакций и уменьшение жалоб в течение первого месяца профилактики отмечено у школьников основной группы. В контрольной группе существенной положительной динамики в поведении детей не отмечалось.

Таблица 4
Влияние «Тенотена детского» на параметры поведенческих реакций у детей школьного возраста

Клинические симптомыДо курса «Тенотена детского», %После курса «Тенотена детского», %
основная группаконтрольная группаосновная группаконтрольная группа
Нарушение фаз сна17,312,55,5*12,4
Двигательная расторможенность10,85,33,6*4,9
Раздражительность13,810,33,7*10,1
Беспричинные страхи8,93,82,34,0
Навязчивые движения4,64,02,23,9
Колебания настроения16,111,65,2*10,9
Примечание: * – достоверность различия до и после курса «Тенотена детского» при p<0,05.

При анализе успеваемости в основной группе школьников количество детей с низкой успеваемостью уменьшилось в 2,5 раза, в 1,5 раза увеличилось количество детей с высокой успеваемостью. В контрольной группе, наоборот, количество учащихся с высокой успеваемостью уменьшилось в 1,4 раза.

Заключение

Полученные нами результаты согласуются с данными литературы, посвященными процессам адаптации детей к дошкольным/школьным учреждениям, а также различным способам профилактики и коррекции расстройств адаптации [1, 2, 3, 4, 5, 16].

Комплексное использование в начальном периоде обучения «Анаферона детского» и «Тенотена детского» обеспечивает более быструю благоприятную адаптацию к образовательным учреждениям детей дошкольного и школьного возрастов, снижению заболеваемос ти ОРВИ, уменьшению продолжительности течения каждого эпизода ОРВИ, повышению работоспособности и успеваемости.

Выводы

  1. «Анаферон детский» показал высокую эффективность как средство для неспецифической профилактики ОРВИ у детей в период адаптации к дошкольным образовательным учреждениям и в эпидемически опасный период (осенне-зимний).
  2. «Анаферон детский» показал высокую эффективность как средство для неспецифической профилактики ОРВИ у детей в период адаптации к школьным образовательным учреждениям и в эпидемически опасный период (осенне-зимний).
  3. «Тенотен детский» показал высокую эффективность при состояниях гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, раздражительности, плаксивости, сниженной способности к обучению, вегетативной дисфункции у детей в период адаптации к дошкольным образовательным учреждениям и в эпидемически опасный период (осенне-зимний).
  4. «Тенотен детский» показал высокую эффективность при состояниях гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, раздражительности, плаксивости, сниженной способности к обучению, вегетативной дисфункции у детей в период адаптации к школьным образовательным учреждениям и в эпидемически опасный период (осенне-зимний).
  5. Для достижения эффективной профилактики дезадаптации детей к дошкольным и школьным образовательным учреждениям целесообразно применять «Анаферон детский» и «Тенотен детский» в комплексе. Оптимальная схема применения препаратов: 3х-месячный курс «Анаферона детского» в профилактической дозе (по 1 таблетке 1 раза в день, утром, сублингвально) в сочетании с 1-месячным курсом «Тенотена детского» (по 1 таблетке 2 раза в день, в 1й половине дня, сублингвально).

Литература

  1. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков // Изд. Института психотерапии. М., 1999. С. 297.
  2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
  3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с.
  4. Баранов А. А., Кучма В. Р., Тутельян В. А., Величковский Б. Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 20052009 гг.». Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 176 с.
  5. Безруких М. М. Трудности адаптации первоклассников к школе //Управление начальной школой. 2011. № 8. С. 24-31.
  6. Горюнова А. В. Патогенетические механизмы головной боли напряжения у детей. Терапевтическая стратегия и принципы профилактики // Лечащий врач. 2012. № 1. С. 1-8.
  7. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский дом «Академия», 2005. 256 с.
  8. Звездина И. В., Агапова Л. А., Жигарева Н. С. и др. Функциональные возможности младших школьников в динамике обучения // Сб. материалов XII Конгресса педиатров «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2008.
  9. Зверева Н. В., Кузьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 208 с.
  10. Иовчук Н. М., Северный А. А. Междисциплинарное взаимодействие в реабилитационной работе с дезадаптированными детьми и подростками: Методические рекомендации. М.: МГППУ, 2005. 46 с.
  11. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005.
  12. Карпин В. А. и др. Влияние Тенотена на нейровегетативный статус и консолидацию ремиссии у больных хроническим гастродуоденитом и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки / Поликлиника. 2010. № 1. С. 78-83.
  13. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 528 с.
  14. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Изменение показателей заболеваемости школьников в процессе завершения общего образования // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. Москва, 2008. С. 94-95.
  15. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  16. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Физиологогигиеническое обеспечение модернизации структуры и содержания общего образования в России. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-19592004) / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. М.: Издательский Дом «Династия», 2006. С. 21-27.
  17. Надеждин Д. С. Иващенко Е. В., Турчинский В. Н. и др. Связь социометрического статуса младших школьников с успешностью учебной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков». М., 2007. С. 160-162.
  18. Осидак О. И. и др. Анаферон детский. Новое средство в терапии и профилактике гриппа и ОРЗ у детей: метод.пособие для врачей. СПб., 2003. С. 25.
  19. Сухарева Л. М, Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах // Сб. материалов XII Конгресса педиатров «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2008. С. 324.
  20. Учайкин В. Ф. и др. Анаферон детский. Отечественный иммунокорректор с противовирусной активностью: пособие для врачей-педиатров, инфекционистов / Под ред. В. Ф. Учайкина. М., 2003. С. 35.
  21. Шалимов В. Ф., Новикова Г. Р., Ополинский Э. С. Пограничные психические расстройства у детей и школьная дезадаптация // Российский психиатрический журнал. 2001. № 4. С. 26-30.
  22. Эпштейн О. И. и др. Фармакология сверхмалых доз антител к эндогенны регуляторам функций. М.: Издательство РАМН, 2005. 226 с.
  23. Юдельсон Я. Б., Рачин А. П. Эпидемиология головной боли у детей и подростков // Журн. неврол. и психиатр. 2004. Т. 104; № 5. С. 50-53.

Сведения об авторах:

Захарова Галина Яковлевна – к. м. н., доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, врач-педиатр, г. Тюмень.
Абрамова Елена Витальевна – к. м. н., доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, главный внештатный специалист департамента здравоохранения Тюменской области по гигиене детей и подростков, врач-педиатр, г. Тюмень.
Ватутова Руфина Шавалиевна – клинический ординатор кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России, врач-педиатр, г. Тюмень.

1 января 2013 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика