Эффективность применения ноотропов в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и когнитивных функций у детей с бронхиальной астмой

Статьи

Опубликовано в журнале:
Медицинская наука и образование Урала № 4/2012

Акатова А. А., Коньшина Н. В., Аминова А. И.
ФБУН Федеральный научный центр медико-профилактических технологий снижения рисками здоровью населения, г. Пермь В статье проводится анализ нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с бронхиальной астмой. На основании углубленного обследования детей с использованием методов нейропсихологического тестирования установлены – высокий уровень тревожности, низкий – уровень слухо-речевой памяти и общего психического развития. Эти нарушения эмоционально-волевой сферы возможно связано с явлениями гипоксии и могут привести к утяжелению основного заболевания. Использование препарата Тенотен способствовало улучшению показателей нарушений эмоционально-волевой сферы и снижению рецидивов бронхиальной астмы.

Ключевые слова: бронхиальная астма, дети, эмоциольно-волевая сфера, тенотен.

Correction of violations of emotional and volitional and cognitive function in children with bronchial asthma

Akatova A. A, Konshina N. V., Aminov A. I. The article analyzes the violations emotional and volitional in children with asthma. Based on in-depth study of children with neuropsychological testing methods established – high level of anxiety, low – level of auditoryverbal memory and general mental development. These disorders are emotional and volitional possibly related to hypoxia and may lead to weighting of the underlying disease. The drug improved the performance tenotome violations emotional and volitional and reduce recurrence of asthma.

Key words: asthma, children, emotsiolno-volitional, tenotome. Актуальность. Во всем мире продолжает увеличиваться число больных бронхиальной астмой (БА) [2]. Распространенность БА в различных популяциях составляет от 0,5 до 25,5%, а среди детей в России от 5,6 до 12,1%. БА снижает качество жизни больных, может стать причиной инвалидизации детей, способствует значительным экономическим потерям [3]. Общие расходы на лечение БА в индустриально развитых странах, достигают 2% от всех расходов на здравоохранение. ЭкономичАеский ущерб в мире от БА выше, чем от ВИЧ и туберкулеза вместе взятых. Следовательно, задача изучения проблем диагностики, лечения БА является важной не только медицинской, но социальноэкономической проблемой. Согласно литературным данным, в патологический процесс при БА вовлекаются системы, обеспечивающие интеграцию процессов жизнедеятельности организма: нервная, эндокринная, иммунная, находящиеся в тесном взаимодействии и составляющие единство в живом организме [4, 5, 7]. Известно, что неотъемлемой частью патогенеза БА являются нарушения механизмов нервной регуляции, гипоксемия и гиперкапния, которые в свою очередь могут усугублять дисрегуляторный процесс. Неадекватная гемоперфузия и оксигенация, которые имеют место при БА, являются одним из патогенетических факторов структурно-функциональных нарушений нейронов и межнейрональных взаимоотношений. Имеются данные о том, что при среднетяжелом и тяжелом течении бронхиальной астмы нарушение вентиляционной функции легких сопровождается депрессией церебрального кровотока со снижением объемных скоростных показателей в вертебробазилярном бассейне, что приводит к изменению электрической активности головного мозга (снижению спектральной мощности альфа-ритма, увеличению спектральной мощности бета- и тета-ритма) и нарушению когнитивных функций. В то время как при бронхиальной астме легкого течения, так и у здоровых лиц доминирует активность альфа-диапазона, положительно коррелирующая с показателями церебральной гемодинамики, функции внешнего дыхания и когнитивных функций. Психологические факторы в совокупности с воздействием аэро-поллютантов и вирусной инфекции могут ухудшать течение даже легкой БА. Исходя из этого, становится очевидной актуальность лечения нарушений функций ЦНС при БА, так как их своевременная коррекция позволяют ограничить клинические проявления когнитивных и эмоционально-волевых нарушений.

Традиционно в практике детского невролога для лечения когнитивных расстройств применяются средства, относящиеся к группе ноотропных препаратов. В результате улучшения метаболизма и межнейронной передачи в ЦНС ноотропные препараты улучшают умственную деятельность, внимание, речь, активизируют процессы обучения (ноотропное действие); улучшают память, способность к воспроизведению информации и переводу текущей информации в долговременную память (мнемотропное действие); снижают потребность нейронов в кислороде при гипоксии (антигипоксическое действие), а также повышают устойчивость ЦНС к неблагоприятным факторам: гипоксии, интоксикациям и другим экстремальным воздействиям (церебропротективное и адаптогенное действие). Препараты этой группы усиливают поглощение кислорода нервными клетками, увеличивают резистентность мозга к гипоксии и способствуют переживанию нейронов в условиях нарушенного кровотока. Одним из таких препаратов является «Тенотен детский®», в состав которого входят сверхмалые дозы аффинно-очищенных антител к мозгоспецифическому белку S100. «Тенотен детский®» обладает ноотропным, успокаивающим и вегетотропным действием, а также нормализует поведение и улучшает процесс обучения и адаптации. В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает седации, заторможенности и мышечной релаксации. Препарат безопасен даже при длительном приеме из-за отсутствия побочных эффектов. Может назначаться детям с сочетанной соматической патологией.

Цель: оценить клиническую эффективность препарата («Тенотен детский®») в коррекции когнитивных и эмоционально-волевых дисфункций у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих БА.

Материалы и методы. Обследовано 48 детей в возрасте от 5 до 7 лет с диагнозом БА, находящихся в стадии медикаментозной ремиссии. Из них в возрасте 5 лет – 7%, 6 лет – 85,7%, 7 лет – 7%. Все больные в зависимости от применяемых схем лечения, были разделены на две группы: основная группа (28 чел.), получавшие на фоне базисной терапии препарат «Тенотен детский®» – по 1 таб.× 3 раза в день (1,5 месяца). Дети группы сравнения (20 чел.) находились только на базисной схеме лечения (национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики», 2008). Клиническую эффективность применяемой терапии оценивали по динамике клинических симптомов и показателей нейропсихологического тестирования после лечения. Для выявления нарушения когнитивных и эмоционально-волевых функций проводилось нейропсихологическое тестирование, включающее: оценку общего уровня развития, объема памяти, исследование уровня тревожности. Для оценки уровня тревожности был использован тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [6]. В зависимости от уровня индекса тревожности (ИТ) дети подразделялись на 3 группы: с высоким уровнем тревожности (ИТ выше 50%); с средним уровнем тревожности (ИТ от 20 до 50%) и низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Для оценки состояния кратковременной слуховой памяти испытуемых, применялась методика «Заучивание 10 слов» (по А. Р. Лурия.) [1]. Эта методика позволяла исследовать объем слухоречевой памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Для выявления общего уровня психического развития была использована методика «Наложенных изображений». При оценке результатов использовалась бальная система, на основании которых делалось заключение об общем уровне психического развития ребенка.

Результаты и обсуждение. Все обследованные пациенты с БА до начала лечения предъявляли жалобы на эмоциональную лабильность (у 42% пациентов), агрессивное поведение (21%), импульсивность (у 14% пациентов), быструю утомляемость (12%), снижение внимания (17%), гиперактивость (14%), навязчивые движения (7%) (рис. 1).


1. эмоциональная лабильность; 2. Агрессивное поведение; 3. Импульсивность; 4. Снижение внимания; 5. Гиперактивность; 6. Навязчивые движение.
Рис. 1. Анализ частоты встречаемости жалоб у обследуемых детей

При определении исходного уровня тревожности анализ полученных результатов показал, что 28,5% детей из основной группы и 35% из группы сравнения при поступлении в стационар имели высокий уровень тревожности; средний уровень тревожности имели 64,2% и 55% детей, соответственно, низкий уровень тревожности отмечался лишь у 7% детей из основной группы и 10% из группы сравнения (р>0,05). Объем слухоречевой памяти не соответствовал возрастной норме у 57% детей основной группы и 62% детей из группы сравнения. Общий уровень развития детей из основной группы до начала лечения определялся как высокий у 7,1% детей, средний у 75% детей и низкий у 17,8% детей (р>0,05). В группе сравнения общий уровень развития оценивался как высокий у 15%, средний до этапа оценки эффективности терапии обе группы были репрезентативны по возрасту и состоянию исследуемых конгитивных функций и уровню нарушений эмоционально-волевой сферы. Показатели уровня тревожности, объема слухоречевой памяти и общего уровня психического развития до начала лечения не имели достоверных различий в обеих группах; данные показатели указывают на высокую распространенность повышенной тревожности, снижение объема слухоречевой памяти и общего уровня развития у детей с бронхиальной астмой. После проведенного курсового лечения, более выраженные позитивные сдвиги в показателях уровня тревожности, объема слухоречевой памяти и общего уровня развития регистрировались в основной группе пациентов, получавших гомеопатический ноотропный препарат «Тенотен детский®». Отмечалось модулирующее действие препарата на уровень тревожности, достоверное снижение количества детей с высоким уровнем тревожности более чем в 8 раз (с 28,5 до 3,5%, р<0,05), увеличение числа детей с низким уровнем тревожности в 4 раза (с 7,1 до 28,5%, р>0,05), при этом показатели среднего уровня тревожности достоверно не изменились и составили до и после лечения 64,4 и 68% (р=1,0) (рис. 2, табл. 1).

Таблица 1
Динамика уровня тревожности у детей с БА до и после лечения

Уровень тревожностиОсновная группаГруппа сравненияp**
до лечения, %после лечения, %p*до лечения, %после лечения, %р*
Низкий7,128,50,08110,030,00,230,83
Средний64,268,01,055,050,01,00,34
Высокий28,53,50,02935,020,00,470,17
Итого100100100100
Примечание: p*– достоверность различий в группах до и после лечения; p**– достоверность различий между группами после лечения.


Рис. 2.Показатели уровня тревожности детей основной группы с БА до и после лечения Тенотен детский®

Объем слухоречевой памяти после проводимого лечения соответствовал возрасту у 71,4% детей, общий уровень развития у 14,3 % отмечался как высокий, что в два раза превысило показатель до лечения (ОШ=0,46,ДИ-0,09-2,64, р=0,046) (рис. 3, 4, табл. 2, 3). У детей из группы сравнения регистрировалось статистически значимое увеличение количества детей с низким уровнем тревожности с 10% до 30% (р=0,08), снижение числа детей с высоким уровнем с 35% до 20% (р=0,47), доля детей со средним уровнем тревожности достоверно не изменилась и составила 55% и 50%, соответственно (р=1,0) (рис. 3).

Таблица 2
Объем слухоречевой памяти у детей с БА до и после лечения

Объем слухоречевой памятиОсновная группаГруппа сравненияр**
до лечения, %после лечения, %p*до лечения, %после лечения, %p*
Соответствует возрасту57,271,40,465,070,01,00,83
Снижен42,828,50,435,030,01,00,83
Итого100100100100
Примечание: p*– достоверность различий в группах до и после лечения; p**– достоверность различий между группами после лечения

Таблица 3
Показатели общего уровня развития детей с БА до и после лечения

Уровень развитияОсновная группаГруппа сравненияp**
до лечения, %после лечения, %p*до лечения, %после лечения, %p*
Низкий17,810,70,720,015,01,01,0
Средний75,075,01,065,065,01,00,66
Высокий7,214,30,04615,020,01,00,89
Итого100100100100
Примечание: p*– достоверность различий в группах до и после лечения; p**– достоверность различий между группами после лечения


Рис. 3.Показатели уровня тревожности детей группы сравнения с БА до и после лечения.


Рис. 4. Д инамика показателей слухоречевой памяти у детей с БА до и после лечения.

Объем слухоречевой памяти остался на прежнем уровне, у 30% детей он не соответствовал возрасту (рис. 4, табл. 2). Показатели общего развития так же не имели достоверных отличий до и после лечения детей из группы сравнения (р=1,0).

На фоне позитивной динамики показателей уровня тревожности, объема слухоречевой памяти и общего уровня развития в катамнезе у детей, получавших в составе комплексной поддерживающей терапии препарат «Тенотен» отмечалось снижение частоты рецидивов бронхиальной астмы, в отличие от группы сравнения (12,0±1,2 и 31,0±1,7 раз в год, р=0,03). Таким образом, дети, страдающие БА, имеют психоэмоциональные и когнитивные нарушения. Все это является важной проблемой, которая заслуживает внимания специалистов. Выявленные проблемы наряду с основной патологией (БА) требуют коррекции, которая должна осуществляться в комплексном лечении основного заболевания, приема препаратов улучшающих когнитивные функции (ноотропы) и снижающих уровень тревожности (анксиолитики), занятий с педагогом и психологом.

Нарушения когнитивных функций и эмоциональной сферы, при недостаточном к ним внимании, могут в неизмененном виде прейти из детского возраста, в подростковый и юношеский возраст и существенно повлиять на социальную адаптацию ребенка в детском коллективе, на его познавательную активность и психическое развитие. Что имеет большое социальное значение, так как может помешать ребенку в становлении его как полноценного члена общества.

Заключение. Установлено, что у значительного числа детей с бронхиальной астмой повышен уровень тревожности, снижены объем слуховой памяти и показатели общего развития. Включение гомеопатического препарата Тенотен – детский, в комплекс терапии когнитивных и эмоциональных нарушений у детей с БА, имеет выраженную терапевтическую эффективность. Использование гомеопатического препарата Тенотен детский в дозе 1 таблетка ×3 раза в день (в течение 1,5 месяцев), способствует снижению уровня общей тревожности в 8 раз, увеличению объема слуховой памяти в 1,2 раза, увеличению уровня общего психического развития в 2 раза.

Литература

  1. Альманах психологических тестов / Под ред. Р. Р. Римского. М.: АСТ-ПРЕСС. 1995. 375 с.
  2. Бронхиальная астма. Глобальная стратегия: Совместный доклад Национального института Сердце, Легкие, Кровь и Всемирной организации здравоохранения // Пульмонология. 1996. Приложение. 166 с.
  3. Кутин, В. А. Неврологические и электрофизиологические нарушения у детей с бронхиальной астмой // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. Т. LXXXVIII. вып. 3. С. 48-50. 98.
  4. Никифоров, А. С. Клиническая неврология: Учебник. В трех томах М.: Медицина. 2002. 792 с.
  5. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе М., 1999. 261 с.
  6. Чучалин А. Г., Огородова Л. M. , Петровский Ф. И. и др. Базисная терапия тяжелой бронхиальной астмы. Данные национального исследования НАБАТ // Пульмонология. 2004. № 6. С. 68-77.
  7. K linderhofer, J. Bilateral changes of middle cerebral artery blood flow velocities in various hemisphere specific brain activities // J. Neurol. 1994. Vol. 241. P. 264-265

Сведения об авторах:

Акатова Алевтина Анатольевна – д. м. н., заведующая педиатрическим отделением ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»,
Коньшина Наталья Владимировна – врач-невропатолог педиатрического отделения ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»,
Аминова Альфия Иршадовна – д. м. н., заведующая клиникой ФБУН «Федеральный научный центр медикопрофилактических технологий управления рисками здоровью населения».

1 января 2012 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика