Здравоохранение России: вчера, сегодня и через 10 лет

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №3 2001 Официальный отдел

В третьей декаде марта состоялась ежегодная итоговая коллегия Минздрава России, собравшая для обсуждения стратегии развития отрасли руководителей регионального здравоохранения, территориальных фондов ОМС, ученых, представителей исполнительной и законодательной государственной власти. Коллегия оценила результаты первого этапа реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и впервые определила задачи на перспективу до 2010 года.

НАША ЗАДАЧА - ПОСТРОИТЬ НОВУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Всесторонний анализ ситуации, сложившейся в здравоохранении, дал в своем докладе на коллегии министр Ю.Л. Шевченко. Отметив, что большинство мероприятий, запланированных по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки на первом этапе, выполнено, министр, однако, указал, что не все мероприятия были осуществлены в полном объеме, а часть поставленных задач полностью не решены. И связано это не только с рядом социально-экономических условий, но и с недостаточной организационной работой Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Федерации. "Мы слишком увлеклись, - сказал Ю.Л. Шевченко, - реформированием отдельных разделов системы бывшего советского здравоохранения. Невозможно добиться успеха, не создав единых принципов управления отраслью в стране, не введя новых организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, не сделав главного врача действительно единым распорядителем кредитов, не заинтересовав медицинского работника в результатах его труда. Перед нами стоит важнейшая задача - создание и развитие на лучших традициях отечественного здравоохранения новой системы здравоохранения в стране". В то же время министр здравоохранения особо подчеркнул важность крайне бережного, эволюционного подхода к реформированию отрасли.

Первой среди главных проблем здравоохранения России министр назвал высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Ежегодно в стране регистрируется 155-185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. - с впервые выявленным диагнозом. Уровень первичной патологии за последние 5 лет вырос на 9% (общей - на 15%). Сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отношении болезней системы кровообращения; растет количество онкологических больных (в настоящее время их 1,4% населения), зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом, болезнью на сегодняшний день практически неизлечимой; возрастает смертность от травм, отравлений, несчастных случаев и суицидов. Ухудшаются показатели психического здоровья населения. Серьезную угрозу представляет проблема алкоголизма и наркомании. Уровень заболеваемости наркоманией за последние 9 лет вырос в 10,7 раза.

Показатель смертности от туберкулеза в 2000 г. составил 20,4 на 100 тыс. (в 1990 г. - 7,9, в 1999 г. - 20,1). Среди умерших 75% - лица трудоспособного возраста.

В 2000 г. было выявлено 46438 случаев ВИЧ-инфекции, что почти в 1,5 раза превышает число больных за предыдущие 12 лет. Попав в среду потребителей наркотиков, ВИЧ продолжает стремительно распространяться среди лиц в возрасте 16-29 лет.

Сложившаяся ситуация требует, чтобы стратегическим приоритетом государственной политики в области здравоохранения на следующие 10 лет стало сокращение заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.

Серьезной проблемой сегодняшнего здравоохранения является ухудшение показателей репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных. Резко сократилось число нормальных родов, удельный вес которых составил в 1999 г. по России 31%, а в ряде субъектов этот показатель не достигает 25%. Вместе с тем полученные в 2000 г. показатели младенческой и материнской смертности - соответственно 15,3 и 44,0 на 100 тыс. родившихся живыми - являются самыми низкими за всю историю СССР и Российской Федерации. Однако они в 2,5-3 раза выше аналогичных показателей в развитых странах.

В ближайшие годы необходимо восполнить пробелы в нормативно-правовой базе первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики; расширить масштабы профилактической деятельности, воспитать профиактическое мышление у медиков.

Несбалансированность государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания и их финансового обеспечения. Прямое следствие данной проблемы - снижение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения, рост платных медицинских услуг в социально-неприемлемых формах.

Низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала системы здравоохранения, работы первичного амбулаторно-поликлинического звена, неоправданно медленные темпы структурных преобразований в отрасли. Необходимо сделать приоритетными амбулаторно-поликлинические принципы охраны здоровья вместо дорогостоящей стационарной системы. Нужен донозологический мониторинг уровней здоровья с созданием необходимой инфраструктуры (центры диагностики, профессионального здоровья, восстановительной медицины).

Неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования здравоохранения. В период до 2005 г. предстоит создать эффективную систему координации на федеральном уровне действий различных государственных органов и общественных организаций в решении проблем охраны здоровья. На этой основе можно будет осуществить широкомасштабные программы развития ресурсного потенциала и деятельности системы здравоохранения по предотвращению и лечению заболеваний, угрожающих национальной безопасности.

Представив широкой аудитории участников коллегии обстоятельный анализ основных проблем отечественного здравоохранения, министр остановился на первоочередных и перспективных задачах работы отрасли.

"До 2005 г. следует сосредоточиться на реализации широкомасштабных программ санитарно-гигиенического просвещения, - сказал Ю.Л. Шевченко, - на воспитании здорового образа жизни, воссоздании системы охраны труда на предприятиях различной отраслевой принадлежности и форм собственности, привлечении к работе по охране здоровья самих граждан и всего общества. Только совместные усилия обеспечат повышение эффективности профилактической работы, придадут ей цивилизованный и комплексный опыт, облегчат реабилитационную работу. Для этого требуется единая общегосударственная система медицинского просвещения и оперативной медицинской информации".

Для достижения реальной сбалансированности государственных гарантий медицинского обслуживания населения с их финансовым обеспечением и для сокращения теневого рынка в здравоохранении не обойтись без внесения определенных корректив в конституционную норму о бесплатном медицинском обслуживании для всех граждан (статья 41), поскольку стоимость медицинской помощи в дальнейшем будет расти из-за развития новых технологий и потребностей населения в получении медицинских услуг, отвечающих современному уровню развития медицины. В финансировании здравоохранения должны принять участие и государство, и предприятия, и сами граждане. Однако прежде всего перспективы реформирования системы финансирования здравоохранения министр связывает с созданием системы обязательного медико-социального страхования путем объединения существующей системы ОМС и социального страхования.

Министр здравоохранения РФ сформулировал в своем докладе следующие задачи отрасли на долгосрочную перспективу (до 2010 г.):

  • совершенствовать систему государственных гарантий обеспечения населения медицинской помощью;
  • разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую работодателей и население к увеличению средств, инвестируемых в улучшение состояния здоровья;
  • обновить производственные фонды государственных и муниципальных медицинских организаций на основе реализации программ инноваций медико-технического характера;
  • расширить масштабы первичной медико-санитарной помощи и ранней диагностики заболеваний;
  • развивать материально-техническую базу федеральной и региональных систем здравоохранения, обеспечивающую повышение эффективности их деятельности;
  • обеспечить повсеместный переход на контрактные отношения между администрацией медицинских организаций и медицинскими работниками;
  • развивать информационное обеспечение функционирования системы управления здравоохранением;
  • координировать развитие нормативно-правового обеспечения деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением
Для успешного выполнения намеченных задач необходимо создать эффективную и постоянно действующую систему координации деятельности различных ведомств на федеральном уровне, поэтому необходимо учредить координационный совет по здравоохранению и охране здоровья при Президенте Российской Федерации, который должен утвердить национальный план по охране здоровья. Следует также разработать систему взаимодействия и координации усилий с неправительственными организациями и частным сектором.

КТО ПЛАТИТ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ?

"Недофинансирование отрасли привело к тому, - сказала в своем выступлении вице-премьер Правительства РФ В.И. Матвиенко, - что груз расходов на медицинские нужды перемещается на население. Теневой рынок медицинских услуг приобрел угрожающие размеры, а соотношение расходов государства и населения на здравоохранение оценивается как 56:44, тогда как в развитых странах 75:25. И это при крайне низком жизненном уровне населения".

Прекрасно понимая, что отрасль финансируется неудовлетворительно, правительство ежегодно направляет на нужды здравоохранения дополнительные средства, включая государственные внешние заимствования. С 1995 г. на модернизацию ЛПУ было затрачено 246,5 млн. долларов США, в том числе в 2000 г. - почти 40 млн. С 2001 г. за счет программы государственных внешних заимствований предполагается привлечь 200 млн. долларов США на нужды здравоохранения, включая 150 млн. - на осуществление мероприятий по профилактике, диагностике и лечению туберкулеза и СПИДа и 30 млн. - на техническое содействие структурной реформе системы здравоохранения. По решению правительства в 2001 г. на модернизацию ЛПУ, их реконструкцию и строительство планируется выделить более 100 млн. долларов.

Говоря об инвестиционных программах, вице-премьер правительства подчеркнула, что Минздрав России должен занимать объективную принципиальную позицию, формировать идеологию государственной инвестиционной политики в отрасли. На сегодняшний день далеко не все из многочисленных обращений в Правительство РФ от руководителей субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам строительства и реконструкции объектов здравоохранения, закупке дорогостоящего медицинского оборудования достаточно обоснованы. Некоторые вызваны конъюнктурными причинами. Следует разработать критерии формирования долгосрочной инвестиционной программы для здравоохранения с учетом финансовой обеспеченности территорий.

Не умолчала В.И. Матвиенко и о злоупотреблениях в системе здравоохранения. Количество экономических преступлений возросло в 2000 г. по сравнению с 1997 г. на 70%. Эти тревожные тенденции требуют ясной позиции Минздрава РФ и региональных органов управления здравоохранением - необходим жесткий контроль реализации программы государственных гарантий в сфере охраны здоровья. Следует также ускорить принятие закона о частной медицине.

Приоритетной задачей государства назвала заместитель председателя Правительства РФ охрану материнства и детства. Здесь требуются серьезные системные меры и со стороны Минздрава России, и со стороны органов управления здравоохранением субъектов РФ. Основные усилия должны быть сконцентрированы на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам. В ближайшее время МЗ РФ внесет в правительство проект межведомственной программы "Здоровый ребенок".

Острой остается проблема оказания качественной и экономически эффективной медицинской помощи, прежде всего первичной. Даже в крупных городах амбулаторная сеть не соответствует современным требованиям. Медленно идет структурная перестройка здравоохранения, недостаточны темпы внедрения ресурсосберегающих технологий в виде дневных стационаров. Не уделяется должное внимание развитию сельского здравоохранения, хотя в стране 27% сельских жителей и показатели их заболеваемости и смертности выше, чем у горожан. В.И. Матвиенко поддержала предложение о проведении в Саратове выездной коллегии Минздрава России по вопросам здоровья жителей села.

Остановилась В.И. Матвиенко и на вопросах лекарственного обеспечения. Сейчас в правительстве дорабатывается проект постановления о формировании системы государственного регулирования цен на лекарственные средства, что позволит, по мнению правительства, стабилизировать ценообразование на лекарственном рынке и улучшить доступность лекарств. Но и в регионах должны быть приняты серьезные, эффективные меры в этом направлении.

Оплату труда медицинских работников вице-премьер назвала недопустимо низкой. По всем коэффициентам единой тарифной сетки уровень оплаты труда медиков ниже прожиточного минимума. С 1 января за счет изменения межтарифных коэффициентов зарплата медиков была увеличена на 20%, по первым трем разрядам введены доплаты до 200 руб., с 1 июля - до 300 руб. Правительство РФ внесло в Госдуму предложение (и оно было поддержано) об очередной индексации зарплаты с 1 сентября 2001 г.

Межведомственная рабочая группа готовит предложения по коренному изменению системы оплаты труда бюджетников, в том числе и медиков. В текущем году будут приняты меры по существенному увеличению зарплаты медицинских работников.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ?

Председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев видит два реальных пути решения этой проблемы: увеличение государственного финансирования из федерального бюджета и развитие системы обязательного медицинского страхования. Бюджетное финансирование остается важным фактором для многих сфер жизнедеятельности нашего общества, в том числе и для здравоохранения. Депутаты Госдумы постоянно настаивают на увеличении бюджетных ассигнований на отрасль здравоохранения. И здесь удалось добиться существенных сдвигов. Если в бюджете на 2000 г. Минздраву выделили 14,2 млрд. руб., то уже в этом году - 19,5 млрд. руб. Однако и этого явно недостаточно для покрытия первоочередных нужд здравоохранения. Поэтому вторым путем в решении проблемы финансирования здравоохранения стало развитие системы обязательного медицинского страхования.

Депутаты, как и министр здравоохранения Ю.Л. Шевченко, полагают, что необходимо усилить роль государства в руководстве системой ОМС. В состав правления Федерального фонда ОМС от Госдумы были делегированы два представителя - председатель Комитета по охране здоровья и спорту Н.Ф. Герасименко и его заместитель Н.А. Дайхес.

Большую тревогу депутатов Госдумы вызывает стремительный рост наркомании и СПИДа. Были приняты федеральные законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и "О наркотических средствах и психотропных веществах". На правительственном часе рассматривалась ситуация с наркоторговлей, наркоманией и СПИДом в РФ. Не менее острая проблема - рост пьянства и алкоголизма. Она также требует принятия эффективных мер.

Депутаты обращают внимание Правительства РФ и Минздрава на малодоступность качественного медицинского обслуживания для весьма значительной части населения, особенно в малых городах и сельской местности, где система ОМС не срабатывает из-за недостатка средств.

Госдума в последние годы приняла такие актуальные федеральные законы, как "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В стадии согласования и доработки находится важный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

Г.Н. Селезнев подчеркнул, что законодатели озабочены и состоянием здоровья самих работников системы здравоохранения. В 2000 г. Госдумой был отправлен в Правительство парламентский запрос "О назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". В нем Дума настоятельно предлагала правительству дополнить список профессий и должностей работников, которым дается право на пенсию за выслугу лет, теми категориями медицинских работников, в отношении которых была нарушена социальная справедливость.

По словам председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья и спорту Н.Ф. Герасименко, доля средств на здравоохранение ежегодно снижается и составляет сегодня 3,1% ВВП. Практически все территориальные программы госгарантий дефицитны.

Приятным эпизодом итоговой коллегии МЗ РФ стала церемония вручения правительственных наград группе медицинских работников. Указом Президента РФ за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, в Северо-Кавказском регионе, были награждены три медицинских сестры клинической больницы Центральной медико-санитарной части № 119 Федерального управления медико-биологических и санитарных проблем. Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 1-й степени награждены Светлана Фазиловна Рахимова и Валентина Александровна Штыкова, медалью "За спасение погибавших" - Елена Васильевна Лаврова.

Главной проблемой, по мнению Н.Ф. Герасименко, остается принятие закона "О здравоохранении в Российской Федерации", устанавливающего принципы национальной системы в соответствии с концепцией ВОЗ "Здоровье для всех в XXI веке". Председатель Комитета по охране здоровья и спорту выразил надежду, что с принятием этого закона положение реально изменится в лучшую сторону, поскольку законопроект устраняет разобщенность и раздробленность государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и воссоздает вертикаль управления. Провозглашаются принципы государственной политики в области здравоохранения, согласно которым определяется ответственность Правительства РФ за здоровье населения и обеспечивается доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи. Ставится задача повысить долю государственных расходов на здравоохранение до 5% ВВП. Определяется также минимум средств, который субъекты федерации обязаны тратить на нужды отрасли (по предложениям депутатов, 20% расходной части бюджета).

Заместитель председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения Г.А. Щербаков особое внимание обратил на недостатки в реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, обусловленные прежде всего дефицитом средств на реформу. "Настало время Правительству РФ не ограничиваться одобрением Концепции, - сказал он в заключение своего выступления, - а утвердить реальную программу и взять на себя конкретные обязательства по ее выполнению".

На итоговой коллегии МЗ РФ выступили 25 представителей медицинской науки и практического здравоохранения, органов управления здравоохранением субъектов Федерации. Минздраву России рекомендовано совместно с президиумом РАМН, Федеральным фондом ОМС, ЦК профсоюза работников здравоохранения, учеными и специалистами отрасли доработать план мероприятий на 2001-2005 годы и на период до 2010 г., а органам управления здравоохранением субъектов Федерации утвердить территориальные планы развития отрасли на этот период.

1 октября 2001 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика