Система организации фармакологического надзора в странах EC

Статьи

Поствакцинальные реакции и осложнения
№4 (10) Июль-август 2000

    СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СТРАНАХ ЕС

    А.В.Говорков
    Представительство "Авентис Пастер" в странах СНГ, Москва

    В сфере контроля за лекарственными препаратами в 1993 г. учрежден специализированный независимый институт Европейского Союза (ЕС) – Европейское Агентство по оценке лекарственных препаратов [4]. Среди многочисленных задач, возложенных на эти надгосударственные структуры, основными являются координация национальной политики стран ЕС, учет национальных интересов и устранение различий, существующих между странами ЕС в различных областях. Это нашло свое отражение и в законодательстве ЕС о лекарственных препаратах, при развитии которого потребовалась разработка и принятие большого числа директив и постановлений, направленных на согласование национальных законодательств о лекарственных препаратах стран ЕС. В настоящее время институты ЕС представляют интересы свыше 370 миллионов граждан Европейского Союза, а фармацевтический рынок стран ЕС является самым большим в мире.

    Европейское Агентство по оценке лекарственных препаратов (The European Agency for the Evaluation of Medicinal Products – EMEA) – независимое учреждение Союза, деятельность которого осуществляется в тесном сотрудничестве с другими институтами Союза и, прежде всего, с Комиссией ЕС (в составе которой образована Рабочая группа по биотехнологии и фармакологии) [5]. ЕМЕА проводит оценку лекарственных препаратов, осуществляет надзор за ними. На основании заключения ЕМЕА Комиссия ЕС утверждает торговые лицензии (Marketing Authorization – MA) на новые лекарственные препараты. В целом, ЕМЕА выполняет в рамках Европейского Союза функции по контролю за лекарственными препаратами, схожие с теми, которые выполняет Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (FDA) в США. В основные задачи ЕМЕА входит:

    • обеспечение национальных и общесоюзных учреждений ЕС научно-консультативной помощью по вопросам качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов;
    • создание единой системы оценки лекарственных препаратов посредством централизованной и децентрализованной процедур выдачи МА;
    • разработка быстрых и эффективных процедур по лицензированию, контролю и, в соответствующих случаях, изъятию используемых лекарственных препаратов в странах ЕС;
    • координация проверок по соблюдению производителями и разработчиками лекарственных препаратов требований надлежащей лабораторной (GLP), клинической (GCP) и производственной практики (GMP);
    • усиление контроля за существующими лекарственными препаратами путем координации деятельности национальных органов, отвечающих за проведение фармакологического надзора*) (pharmacovigilance) и инспекций.

    В структуру ЕМЕА входит Комитет по запатентованным лекарственным препаратам, состоящий из постоянно действующих рабочих групп (по биотехнологии, эффективности, безопасности, фармакологическому надзору, а также по контролю качества). Рабочая группа по фармакологическому надзору обеспечивает достижение взаимопонимания между национальными органами надзора и ЕМЕА (в частности, в вопросах согласования терминологии и процедуры фармаконадзора в странах ЕС) и рассматривает любые вопросы, связанные с безопасностью применения лекарственных препаратов для здоровья людей.

    Глава Vа "Фармаконадзор" Директивы Совета ЕС от 20 мая 1975 г. "О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов" (75/319/ЕЕС) обязывает государства ЕС учредить систему фармаконадзора, гарантирующую принятие соответствующих регулирующих решений в отношении лицензированных в ЕС препаратов при полученной информации об отрицательных реакциях на лекарственные препараты в условиях их обычного применения [2]. Эта система должна применяться для сбора данных, необходимых при осуществлении надзора за лекарственными препаратами и контроля побочных реакций у человека, а также для проведения научной оценки этой информации. В данной Директиве использованы следующие определения:

    • побочная реакция
    • – вредная для организма и непреднамеренная реакция, наблюдаемая у человека при использовании препарата в обычных дозах в целях профилактики, диагностики или лечения заболевания или для коррекции физиологических функций;
    • выраженная побочная реакция – побочная реакция с фатальным исходом или угрожающая жизни пациента, или приводящая к инвалидности, потере трудоспособности, либо ведущая к госпитализации или увеличению периода госпитализации;
    • непредвиденная побочная реакция – побочная реакция, которая не указана в краткой характеристике лекарственного препарата;
    • выраженная непредвиденная побочная реакция
    • – побочная реакция, которая одновременно является и выраженной, и непредвиденной.

    В развитие упомянутой Директивы и на ее основе 22 июля 1993 г. было принято Постановление Совета ЕС "Об установлении общесоюзных процедур лицензирования и контроля за лекарственными препаратами для применения у человека и в ветеринарии и об учреждении Европейского Агентства по оценке лекарственных препаратов" (ЕЕС № 2309/93) [3]. В соответствии с данным Постановлением, Агентство (ЕМЕА), в тесном сотрудничестве с национальными системами по фармаконадзору, должно получать всю информацию, имеющую отношение к предполагаемым побочным реакциям на лицензированные в ЕС лекарственные препараты. Лицо (фирма, компания), ответственное за размещение лекарственного препарата на рынке, и компетентные органы стран ЕС должны гарантировать, что вся соответствующая информация о предполагаемых побочных реакциях предоставляется в ЕМЕА в соответствии с указанным Постановлением Совета ЕС.

    Организация (фирма, компания), ответственная за размещение на рынке лекарственного препарата, должна иметь квалифицированного сотрудника, отвечающего за фармаконадзор и несущего ответственность за:

    • создание и поддержание системы, гарантирующей сбор информации обо всех предполагаемых побочных реакциях (о которых сообщается персоналу компании и медицинским представителям), ее оценку и возможность изучения в учреждении ЕС;
    • подготовку отчетов для компетентных органов государств ЕС и ЕМЕА;
    • обеспечение гарантий о предоставлении дополнительной информации, необходимой для оценки пользы и риска при применении лекарственного препарата по запросам компетентных органов (в том числе и сведения об объеме продажи и количестве выписываемых рецептов на данный лекарственный препарат).

    Организация (фирма, компания), ответственное за размещение препарата на рынке, должна гарантировать, что информация обо всех наблюдаемых в государствах ЕС предполагаемых выраженных побочных реакциях на лекарственный препарат, сообщаемая медицинскими работниками, регистрируется и немедленно сообщается государствам ЕС не позднее 15 дней после получения подобной информации. Упомянутое лицо должно гарантировать, что обо всех предполагаемых выраженных побочных реакциях, наблюдаемых в странах, не состоящих в ЕЭС, сообщается государствам ЕС и ЕМЕА также не позднее 15 дней после получения информации.

    От ответственного лица (фирмы, компании) требуется ведение подробной документации обо всех наблюдаемых в ЕС (или за его пределами) предполагаемых побочных реакциях, о которых ему сообщили медицинские работники. При соответствующем запросе эту документацию следует немедленно направлять в ЕМЕА и странам ЕС, а в других случаях – не реже 1 раза в 6 месяцев (в течение первых 2 лет после выдачи торговой лицензии и 1 раза в год в течение последующих 3 лет). После этого документацию следует подавать 1 раз в 5 лет вместе с заявкой на продление МА или немедленно в случае запроса. Документация должна сопровождаться научной оценкой. Таким образом, продление МА на новый срок возможно только после рассмотрения ЕМЕА досье (регулярно обновляемый отчет по безопасности лекарственного препарата – Periodic Safety Update Report/PSUR), содержащего обновленную информацию по фармаконадзору за данным препаратом.

    Кроме того, согласно положениям статьи 29h Директивы Совета ЕС 75/319/ЕЕС, если государство ЕС в результате оценки поступивших ему отчетов по побочным реакциям лекарственного препарата, полагает, что в МА должны быть внесены изменения или ее действие должно быть приостановлено (либо аннулировано), то оно обязано проинформировать об этом ЕМЕА и лицо (фирму, компанию), ответственное за размещение препарата на рынке. В исключительных случаях, когда необходимо принять экстренные меры по защите здоровья населения, заинтересованное государство ЕС может еще до принятия окончательного решения союза приостановить реализацию и использование лекарственного препарата на своей территории. При этом государство обязано проинформировать не позднее следующего рабочего дня Комиссию ЕС и другие государства ЕС об имеющихся у него основаниях для подобных действий.

    Каждое государство ЕС должно гарантировать, что все наблюдаемые на его территории предполагаемые выраженные побочные реакции на лицензированный лекарственный препарат, о которых ему сообщают, будут зарегистрированы и о них будет сообщено в ЕМЕА и лицу (фирме, компании), ответственному за размещение лекарственного препарата на рынке, не позднее 15 дней после получения подобной информации. ЕМЕА, в свою очередь, должно извещать национальные системы по фармаконадзору. Комиссия ЕС, на основе консультации с ЕМЕА, государствами ЕС и заинтересованными сторонами (фирмами, компаниями) составляет унифицированное Руководство по сбору, подтверждению и предоставлению отчетов по побочным реакциям. ЕМЕА после консультации с государствами ЕС и Комиссией ЕС, создает сеть по обработке данных для быстрого обмена ими между компетентными органами ЕС в случае поступления сообщений, предупреждающих о выраженных побочных реакциях (или других данных по фармаконадзору) в отношении лекарственных препаратов, реализуемых на территории ЕС.

    По международному фармаконадзору ЕМЕА сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), обеспечивая быстрое предоставление ВОЗ необходимой информации в отношении предпринятых в ЕС мер, в случае, если эти меры могут иметь отношение к защите здоровья населения в государствах, не состоящих в ЕС.

    Таким образом, национальная система фармаконадзора стран-участниц ЕС должна обеспечивать выполнение принятых общеевропейских стандартов. Разумеется, не является исключением и Франция, стоявшая у истоков создания Союза и являющаяся одним из активнейших его участников. Кстати, по оценке ВОЗ в рейтинге стран Франция занимает первое место по качественной характеристике системы здравоохранения (CNN, 20.06.2000).

    Конечно, до сих пор существуют определенные отличия национальных требований в области фармаконадзора стран, входящих в ЕС. Так, например, в соответствии с законодательством всех стран ЕС, лицо (фирма, компания), ответственное за размещение препарата на рынке, обязано оповещать национальные органы здравоохранения обо всех случаях выраженных предвиденных и непредвиденных реакций, имевших место на территории данного государства. Вместе с тем, Австрия, Германия, Великобритания и Португалия требуют извещения их органов здравоохранения также и об аналогичных случаях, произошедших на территории других стран-участниц ЕС. Ответственное лицо обязано оповещать соответствующие органы всех стран ЕС (за исключением Италии) о случаях выраженных непредвиденных реакций на территории государств, не являющихся членами Союза.

    Документы ЕС регламентируют деятельность в области фармаконадзора не только на уровне отдельных национальных систем, но и на уровне фирм и компаний, производящих фармацевтические и иммунобиологические препараты, допущенные на общеевропейский рынок. Французская фирма "Авентис Пастер" (до 15 декабря 1999 г. – "Пастер Мерье Коннот") также осуществляет эту работу, ориентируясь на положения соответствующих Директив и Постановлений ЕС [1-3, 6].

    Координация деятельности по фармаконадзору в "Авентис Пастер" осуществляется в трех центрах – во Франции (Лион, Центральный офис), а также в Канаде (Торонто) и США (Свифтуотер, Пенсильвания). Департаменты фармаконадзора этих центров производят сбор данных, контролируют качество собранных данных, проводят их медицинскую оценку, заносят данные в компьютерную базу, направляют информацию установленным адресатам. Работа осуществляется исходя из следующих основополагающих принципов:

    • Предметом фармаконадзора является любая предвиденная или непредвиденная выраженная побочная реакция, последовавшая после применения любого препарата, производимого "Авентис Пастер";
    • Лица, занимающиеся фармаконадзором, для сбора, документирования и передачи информации должны использовать только стандартные формы донесения;
    • Анализ и занесение случая в базу данных по фармаконадзору требует определенного минимального объема информации (имя и адрес репортера/автора донесения; имя и дата рождения/возраст пациента, подозреваемый препарат, предполагаемое осложнение);
    • Терминология и определения, используемые при выполнении фармаконадзора, должны соответствовать Глоссарию, опубликованному Департаментом фармаконадзора (эти термины, как и сам Глоссарий, подлежат пересмотру с определенным интервалом);
    • Первоначальная информация о подлежащих учету случаях собирается в нужном объеме, регистрируется в соответствии со стандартной формой и направляется в Департамент фармаконадзора уполномоченными сотрудниками региональных представительств "Авентис Пастер";
    • Собранная Центрами по фармаконадзору информация направляется, как немедленно (в случае необходимости), так и на периодической основе в Центральный офис "Авентис Пастер", в ЕМЕА, в страны ЕС, в другие страны, зарегистрировавшие препараты "Авентис Пастер", для последующей передачи этой информации в национальные органы здравоохранения (там, где это необходимо).

    Немедленно (в течение 15 календарных дней) направляют сведения о выраженных и/или непредвиденных случаях поствакцинальных реакций, при этом собираемый объем сведений должен соответствовать форме "Экстренного оповещения" (CIOMS). Эта одностраничная форма заполняется репортером (автором донесения) и должна содержать всю информацию, доступную на момент донесения. Помимо минимально необходимой информации, CIOMS предусматривает краткое описание события (в терминологии ВОЗ), хронологию симптоматики, проведенное лечение, выполненные лабораторные исследования (даже если их результаты в данный момент недоступны). По получении заполненная форма CIOMS просматривается сотрудником Департамента фармаконаблюдения "Авентис Пастер". Если сообщенный случай соответствует критериям серьезности, то соответствующее оповещение посылается в течение определенного срока в региональные представительства компании в тех странах, где зарегистрирован подозреваемый препарат.

    В других случаях, не требующих экстренного оповещения, репортер заполняет расширенную "Отчетную форму о случае побочной реакции" (Adverse Event Reporting Form – AERF). Данная форма может быть использована для любого препарата "Авентис Пастер" и содержит всю необходимую для анализа информацию, позволяющую оценить взаимосвязь между наблюдаемой реакцией и подозреваемым препаратом. Для этого, AERF предусматривает сбор сведений о пациенте (включая данные анамнеза, факторы риска, предыдущие случаи поствакцинальных реакций, перечень лекарственных средств, принимаемых перед наблюдавшейся реакцией); дата, способ и точка введения подозреваемого препарата; описание и хронология местных и общих симптомов; описание предпринятого лечения, течение и исход сообщаемого случая, результаты лабораторных и инструментальных исследований пациента.

    Если какой-либо препарат "Авентис Пастер" случайно или преднамеренно был введен во время беременности, то ответственный сотрудник компании документирует исход беременности, течение родов, состояние здоровья матери и ребенка. Специально разработанная для этого форма донесения облегчает в этом случае сбор необходимой информации.

    Изложенную систему фармаконадзора компания "Авентис Пастер" старается реализовать также и на территории России и других стран СНГ. Региональные представители компании отслеживают, по мере возможности, случаи поствакцинальных реакций и осложнений, собирают информацию в объеме, предусмотренном стандартными формами, и направляют ее в представительство "Авентис Пастер" в странах СНГ (Россия, Москва). Здесь эта информация проверяется и (в случае необходимости) дополняется, переводится на английский язык, после чего направляется в Департамент фармаконадзора "Авентис Пастер" (Франция, Лион). Разумеется, подобная деятельность может быть успешной только при условии сотрудничества и обмена информацией с национальными и местными органами здравоохранения, а также с национальными органами контроля МИБП.

    *)

    Мы используем термин фармаконадзор, как наиболее точно, на наш взгляд, отвечающий (по сравнению с термином фармаконаблюдение) существу принятой в ЕС системы, поскольку она предполагает не только мониторинг, но и решительные действия, направленные на защиту здоровья населения.

    ЛИТЕРАТУРА:

  1. Директива Совета ЕС от 26 января 1965 г. "О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов" (65/65 ЕЕС).
  2. Директива Совета ЕС от 20 мая 1975 г. "О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов" (75/319/EEC).
  3. Постановление Совета ЕС от 22 июля 1993 г. "Об установлении общесоюзных процедур лицензирования и контроля за лекарственными препаратами для применения у человека и в ветеринарии и об учреждении Европейского Агентства по оценке лекарственных препаратов" (ЕЕС № 2309/93).
  4. А.Л.Спасокукоцкий. – Сб. "Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор", Киев, 1998.
  5. В.А.Усенко, А.Л.Спасокукоцкий. – Там же.
  6. The European Agency for Evaluation of Medicinal Products. Notice to Marketing Authorization Holders. // Pharmocovigilance Guidelines, London, 1998.

1 января 2002 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика