Опыт применения грандаксина в коррекции предэкзаменационного стресса у студентов высших учебных заведений

Статьи Опубликовано в журнале, Фарматека, 2005;13(108):139-142. Н.В. Ярыгин, В.В. Никулин, А.И. Лукутина
Кафедра медицины катастроф МГМСУ, Москва

Начавшееся в 1980-1990-х гг. и продолжающееся сегодня реформирование российского общества с переходом страны к рыночным отношениям отразилось не только на экономике РФ, но и на жизни каждого россиянина.

Желание добиться успеха в жизни, занять высокое положение в обществе, сделать успешную карьеру повсеместно движет молодыми людьми различных социальных групп [4,5]. Одним из наиболее важных аспектов востребованности личности обществом является получение престижного и качественного высшего образования.

С каждым годом уровень требований, предъявляемых к студентам вузов России, растет. Это в равной степени касается как гуманитарных, так и технических высших учебных заведений.

Современный студент должен успевать усваивать большие объемы информации, осваивать новые технологии, уметь применять на практике полученные знания. Не секрет, что основная интеллектуальная нагрузка приходится на период экзаменационной сессии, когда за ограниченный промежуток времени студенту необходимо повторить пройденный материал по нескольким предметам, а некоторым менее сознательным учащимся выучить его. В период предэкзаменационной сессии возрастает давление со стороны профессорско-преподавательского состава вузов, требующего незамедлительной ликвидации академических задолженностей, часто запугивая отчислением. Не стоит игнорировать и значимость обстановки в семье, отношения с родителями, которые часто ждут от своих детей реализации собственных амбиций и вносят дополнительное напряжение в сложившуюся ситуацию [1,3].

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что предстоящие экзамены для большого числа студентов являются мощным стрессором, т. е. внешним агентом, вызывающим в организме стрессовые реакции.

Помимо этого в данной группе отмечено значительное повышение общего уровня тревоги и эмоционального напряжения уже в преддверии экзаменационной сессии. У части обследованных нами студентов были выявлены признаки психовегетативного синдрома (ПВС; учащение или урежение частоты сердечных сокращений, дрожь в руках, потливость, побледнение или покраснение кожи, головокружение, чувство удушья, желудочно-кишечные расстройства, гормональные дисфункции).

Большинство вышеперечисленных симптомов имеют психофизиологическую природу и представляют собой нормальный физиологический ответ на стрессовую ситуацию. Однако порой эта ответная реакция становится непропорционально сильной по сравнению с вызывающим ее внешним воздействием. Это нарушает адаптационные возможности организма, а в ряде случаев может спровоцировать даже развитие психосоматических заболеваний. Отмечается понижение настроения, преобладает подавленность, выраженно снижается мотивация. В результате подготовка к экзаменам становится малопродуктивной, процесс сдачи экзамена вызывает мощнейший психоэмоциональный сдвиг, а итоговая оценка оказывается ниже возможной.

Необходимость коррекции данного состояния не вызывает сомнений. Однако из-за особенностей образа жизни (интенсивный график занятий, необходимость отрабатывать пропущенные семинары, зачеты и подготовка к экзаменам) студент порой не в состоянии обратиться за медицинской помощью. Общеизвестно также, что в отличие от взрослых молодежь избегает лечения, особенно длительного, так как это ведет к значительному усложнению процесса обучения. Поэтому оптимальной помощью студенту, находящемуся в состоянии хронического стресса, является амбулаторное лечение. Наиболее часто данной категории пациентов в настоящее время назначаются препараты из группы дневных транквилизаторов.

Но, хотя во всем мире психотропные средства вошли в общесоматическую сеть (по данным ВОЗ, около 30% населения земного шара употребляют психотропные препараты), в России отношение к данной фармакотерапии неоднозначно. Это обусловлено стереотипным представлением о том, что эти препараты обязательно вызывают зависимость, снижают умственные способности, приводят к повреждениям внутренних органов. Это значительно осложняет оказание необходимой помощи и требует особенно внимательного и доброжелательного отношения со стороны врача.

Таким образом, перед психоневрологами стоит задача подбора лекарственного средства, которое бы соответствовало следующим критериям:

  • быстрое наступление терапевтического эффекта;
  • минимальное количество нежелательных побочных эффектов;
  • селективное анксиолитическое действие при отсутствии снотворного и миорелаксирующего эффектов;
  • выраженное вегетокорректирующее действие;
  • отсутствие привыкания и лекарственной зависимости;
  • усиление способности к концентрации внимания.

    Всем вышеизложенным требованиям полностью соответствует транквилизатор дневного действия Грандаксин (тофизопам), который сочетает в себе уникальные фармакологические свойства селективного анксиолитика и эффективного вегетокорректора. Кроме того, Грандаксин не потенцирует действие алкоголя и седативных средств, не снижает скорость реакции и может применяться при управлении автотранспортом и у лиц, занимающихся потенциально опасными видами деятельности [2,6].

    Материалы и методы
    Нами был обобщен опыт применения Грандаксина у студентов различных (технических и гуманитарных) московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Обследуемые - студенты разных курсов - обратились за лечением в порядке индивидуальной консультации. Они жаловались на чувство тревоги и напряженности, сердцебиение, дрожь в руках и ногах, гипергидроз, легкое головокружение, желудочно-кишечные расстройства, возникающие в пред- и экзаменационный периоды и особенно усиливающиеся перед каждым экзаменом. Для исследования были отобраны молодые люди, в клинической картине которых доминировали тревожные расстройства непсихотического уровня, а также ПВС психофизиологической природы (возникает при остром или хроническом стрессе и является ответом на действие стрессогенного фактора). Пациенты с вышеуказанными изменениями вошли в экспериментальную группу - 26 человек (15 девушек и 11 юношей). Этим студентам был рекомендован прием Грандаксина в качестве монотерапии. Препарат применялся по следующей схеме: в 1 -й день - 50 мг, начиная со 2-го дня и далее в течение 2 недель до первого экзамена -100 мг (50 мг утром и днем). Контрольную группу составили 12 студентов (7 девушек и 5 юношей) со сходными клиническими проявлениями, не получавшие специфической фармакотерапии.

    В исследование не включались студенты, имеющие сопутствующие органические заболевания ЦНС; выраженную невротическую патологию; эндогенные депрессии, шизофрению и тревожно-депрессивные состояния, не связанные с психоэмоциональной напряженностью перед экзаменами; страдающие синдромом вегетативной дистонии гормональной этиологии, тяжелой соматической патологией (язвенная болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет) и злоупотребляющие алкогольными напитками или наркотическими веществами, а также с неблагополучным аллергоанамнезом.

    Группу сравнения составили 15 человек (4 девушки и 11 юношей) - студенты с высокими адаптивными показателями (обычно не испытывающие тревогу перед экзаменами и без выраженных вегетативных изменений).

    Для оценки эффективности лечения Грандаксином использовались современные методы исследования:

  • клинико-неврологическое исследование - сбор клинико-неврологического анамнеза;
  • анкетирование - оценка состояния вегетативной нервной системы с помощью комплексных шкал и анкет, разработанных в Центре вегетативной патологии; шкала балльной оценки проявлений синдрома вегетативной дистонии, анкета оценки астенических проявлений, анкета тестирования гипервентиляционных нарушений, анкета субъективной оценки нарушений сна;
  • психологическое тестирование - тест Бека, тест Стилбергера, который позволяет оценить реактивную и личностную тревожность;
  • ортостатические пробы с вычислением разницы между систолическим артериальным давлением в положении лежа и на 3-й минуте пробы;
  • Электрофизиологические исследования: спектральный анализ вариативности ритма сердца; вызванные кожные симпатические потенциалы (ВКСП);
  • статистический анализ полученных результатов с применением параметрических (парный критерий t-Стьюдента) и непараметрических (критерий Вилкоксона-Манна-Уитни) методов.

    Результаты и их обсуждение
    Результаты исследований продемонстрировали высокую эффективность Грандаксина у студентов с выраженным ПВС и тревогой ожидания (экспериментальная группа). У них наблюдался статистически достоверный регресс тревоги и вегетативных проявлений. В период экзаменационной сессии такие студенты ощущали себя более спокойными, уравновешенными, реальнее оценивали свои силы и возможности, могли лучше распланировать день, успешно справлялись с требуемыми нагрузками, при этом в течение дня чувствовали себя физически более активными. Большинство принимавших Грандаксин студентов отметили более легкое засыпание и улучшение качества сна без применения снотворных средств. В день сдачи экзаменов уровень тревоги не превышал допустимой нормы.

    Суммарная балльная оценка вегетативных нарушений по шкале СВД (синдром вегетативной дистонии) при лечении Грандаксином достоверно снизилась с 50 до 32 баллов.

    Достоверные положительные изменения выявились и по другим анкетам (субъективной оценки сна, астенических проявлений, гипервентиляционных нарушений), полностью соответствуя норме. Динамика различных проявлений вегетативной дистонии при применении Грандаксина представлена в таблице.

    Динамика изменений психологических показателей при лечении Грандаксином была положительной. Уровень депрессивное™ по тесту Бека снизился статистически значимо с 15 до 8 баллов, а уровень реактивной тревожности по тесту Стилбергера - с 46 до 38 баллов.

    Интересными оказались результаты инструментальных методов исследования. Субъективная оценка студентами своего состояния подтверждалась объективными показателями. Так, наиболее часто предъявляемой жалобой при первом осмотре было усиленное потоотделение в период наибольшего эмоционального напряжения, которое после проведенного курса лечения Грандаксином либо было незначительным, либо не отмечалось вовсе.

    Таблица. Динамика балльной оценки клинических проявлений СВД у студентов в состоянии выраженного психоэмоционального напряжения, вызванного хроническим стрессом

    Показатели До лечения После лечения
    Снижение работоспособности, быстрая утомляемость 5,1 1,4
    Эмоциональные нарушения 6,0 1,2
    Нарушения сна 5,8 0,8
    Нарушения аппетита 3,2 0,7
    Изменение окраски кистей, стоп 2,7 0,9
    Неприятные ощущения в кистях, стопах 2,0 0,5
    Повышенная потливость 4,5 1,1
    Повышенная температура тела без воспалительных заболеваний 1,5 0,8
    Изменение артериального давления (пониженное/повышенное систолическое) 4,3 1,4
    Головные боли 1,9 0,2
    Ощущение затруднения дыхания 2,3 0,7
    Неприятные ощущения в левой половине грудной клетки 2,5 0,4
    Нарушение функций желудочно-кишечного тракта 4,1 1,2
    Суммарная балльная оценка 45,9 11,3
    Анкета гипервентиляции 20,2 3,25
    Анкета астенических проявлений
    Анкета субъективных характеристик нарушений сна 10,8 22,5

    Кроме того, нами было установлено, что под влиянием Грандаксина укорачивается латентный период (с 2125 до 2010 мс) и увеличивается амплитуда (с 210 до 279 мв) ответов ВКСП со стоп. Это указывает на улучшение проводимости по симпатическим потоотделительным волокнам и клинически подтверждается уменьшением выраженности элементов феномена Рейно и гипергидроза.

    Проанализировав результаты частотного анализа вариативности ритма сердца, мы обнаружили изменения на сегментарном уровне регуляции вегетативных функций. Было получено увеличение показателей вклада дыхательных волн в ритм сердца (с 20 до 34%), что указывает на сдвиг симпатико-парасимпатического баланса в сторону повышения парасимпатических влияний при состоянии расслабленного бодрствования. Вместе с тем проведение ортопробы показало изменение спектрального паттерна реагирования на нагрузку. В группе студентов, принимавших Грандаксин согласно рекомендациям, в отличие от тех, кто не проходил курс лечения данным препаратом, но имел выраженные психовегетативные изменения (контрольная группа), была отмечена нормализация соотношения спектральных составляющих ритма сердца. После завершения курса терапии студенты реагировали на физическую нагрузку так же, как обследуемые, вошедшие в группу сравнения. Это подтверждает превалирование симпатического влияния и указывает на более адаптационное и стрессоустойчивое реагирование обследуемых экспериментальной группы, чем студентов, составивших контрольную группу.

    Полученные данные по электрофизиологическим показателям свидетельствуют об увеличении симпатической реактивности именно на сегментарном уровне вегетативной регуляции.

    Заключение
    Обобщив клинический опыт применения Грандаксина у студентов с выраженной психовегетативной симптоматикой в период хронического стресса, мы пришли к выводу о высокой клинической эффективности препарата: у 94% студентов при его приме нении отмечался очень хороший или хороший эффект. В течение всего периода приема Грандаксина не отмечалось даже незначительных побочных эффектов, что подтверждает хорошую переносимость препарата. В связи с этим рекомендованная схема его приема соблюдалась даже не слишком обязательными студентами, а главное - все они остались довольны результатами проведенного курса лечения. По мнению самих студентов, данная терапия помогла более успешно и значительно легче справиться с поставленными в период экзаменационной сессии задачами, несмотря на дополнительное время, которое они тратили на заполнение анкет и прохождение электрофизиологических исследований.

    Таким образом, у студентов, находящихся в сильном психоэмоциональном напряжении, вызванном хроническим стрессом, чаще всего выявляются тревожные расстройства непсихотического уровня с выраженным ПВС психофизиологической природы. Рекомендовав прием препарата Грандаксин, мы воздействовали на уровень тревожности и вегетативные проявления, что привело к стабилизации данных показателей и значительно улучшило параметры стрессоустойчивое™, а значит и адаптации в ситуации психоэмоционального напряжения.

    Таким образом, Грандаксин представляет собой эффективный препарат для лечения психоэмоциональных и вегетативных нарушений, обладающий выраженным стресспротективным действием.

    Литература
    1. Аведисова А.С. Старые и новые проблемы пограничной психиатрии. М, 1997. С. 58-67.
    2. Ахапкин Р.В. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003.
    3. Измеров Н.Ф., Липенецкая Т.Д., Матюхин В.В. Стресс на производстве как важная составляющая проблемы психического здоровья в обществе. Российский психиатрический журнал. 2005. №2. С.10-18.
    4. Лежнев А.Н. Болонский процесс и документы международных медицинских образовательных сообществ. М., 2005.156 с.
    5. Соколов Е.И., Ющук Н.Д., Луцевич Э.В, Маев И.В, Ярема И.В, Лежнев А.Н. Основные направления совершенствования деятельности университета. М, 2001.208 с.
    6. Demyttenatere K.J. Affect Disord. 1997. p. 43.

  • 13 мая 2014 г.

    Комментарии

    (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
    Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
    
    Проект Московский врач
    МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика