Ресурсное обеспечение профилактики и лечения артериальной гипертонии в Российской Федерации

Статьи

Опубликовано в журнале:
Экономика здравоохранения »» N11-12 2001 Трифонов С.В.

Актуальность задач здравоохранения определяется, в первую очередь, их социальной значимостью: необходимостью защиты отдельных групп населения от социально опасных заболеваний, включая артериальную гипертонию и ее осложнения.

В Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.

Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн человек, хотя, по данным официальной статистики, в 2000 году в стране зарегистрировано всего 7,2 млн таких больных, из них 4,6 млн больных имеют осложнения в виде тяжелых болезней сердца и сосудов головного мозга.

В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней - основных осложнений артериальной гипертонии - приходится соответственно 46,9 и 37,9 процента.

Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

Ежегодно экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертностью по причинам артериальной гипертонии и ее осложнений, а также затраты, связанные с лечением и реабилитацией указанной категории больных, превышают 30 млрд руб. и постоянно возрастают.

Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно только путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций.

Решение этих организационных задач имеет государственный характер и должно осуществляться в рамках программных мероприятий, для нормативно-правового обеспечения которых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. №540 принята федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".

Данная Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. №1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. №1776-р.

Профилактическая направленность программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий увязываются с целями, задачами и основными принципами концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Программа рассчитана на 2002-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.

Основными целями программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
- расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;
- создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;
- совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
- укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;
- проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;
- разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей, а также высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной решением Правительства от 10 июля 2001 г. №910-р отмечена основная цель государственной политики в области реформирования здравоохранения до 2004 года "как улучшение состояния здоровья населения на основе доступности медицинской помощи путем правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, ... а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане ... Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать ... реализации федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как ... артериальная гипертония".

В связи с этим особенно актуальной становится проблема полноценного ресурсного (финансового, материально-технического, кадрового) обеспечения программы, от решения которой зависит готовность учреждений здравоохранения к проведению мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации.

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетом субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников (таблица 1).

Таблица 1. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы «Профилактика и лечение аотеоиальной гипеотонии в Российской Федерации».

Объём финансирования

2002-2008 годы всего

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Всего

3580,42

558,39

598,39

604,19

551,33

462,45

462,74

342,93

в том числе федеральный бюджет

372,1

60,15

71,95

65,95

45,75

42,9

42,8

42,6

бюджеты субъектов Российской Федерации

2803,23

435,24

463,94

475,74

451,78

365,75

366,14

244,64

Внебюджетные источники

405,09

63

62,5

62,5

53,8

53,8 53,8 55,69

Общий объем финансирования программы составляет 3580,42 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 372,1 млн рублей (10,4 процента), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 2803,23 млн. рублей (78,3 процента) и за счет средств внебюджетных источников - 405,09 млн рублей (11,3 процента).

Объем финансирования на 2002 год составляет 558,39 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -60,15 млн рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 435,24 млн рублей и за счет средств внебюджетных источников - 63 млн рублей.

В общих расходах за счет средств федерального бюджета расходы на приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения амбулаторно-поликли-нических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 221,2 млн рублей (59,5 процента).

Кроме того, в программе предусматриваются:
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью осуществления первичной профилактики артериальной гипертонии — 60 млн рублей;
- подготовка и издание новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике, диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечению больных артериальной гипертонией - 4 млн. рублей;
- создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией - 28 млн рублей;
- разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями - 27,8 млн рублей; - обеспечение клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами - 16,1 млн рублей;
- разработка и внедрение в медицинскую практику унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией — 2,3 млн рублей;
- участие в международном сотрудничестве со странами-участниками Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, реализующими национальные программы по борьбе с артериальной гипертонией - 8,4 млн рублей.

Необходимо подчеркнуть, что проблема предупреждения и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений среди населения Российской Федерации имеют огромную народнохозяйственную и социальную значимость.

Как считают эксперты, проведение широкомасштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышению качества ее диагностики и лечения позволит:
- сократить сроки восстановления утраченного здоровья за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; снизить:
- заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями -на 16-18 процентов и ишемической болезнью сердца на 13-15 процентов;
инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда - на 10-12 процентов;
смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - на 15 процентов, от инсультов — на 14-16, от инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
- укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу первичного звена здравоохранения, учреждений терапевтической и кардиологической службы;
- обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению;
- усилить профилактическую деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений;
- сократить расходы на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертонией и больным с ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
- увеличить период активной трудоспособности граждан.

Учитывая это, актуальность данной Программы не вызывает сомнений. Игнорирование или недооценка важности реализации мер по профилактике и лечению артериальной гипертонии в Российской Федерации, пусть даже со ссылкой на сложности современной политической и экономической ситуации в России, недопустимы.

В противном случае прогнозируемые размеры ущерба могут намного превысить запланированные ресурсы на выполнение Программы, которые и без того представляются весьма скромными. Таким образом борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.

This article includes examinations of such actual medical problem as arterial hypertensy. The author presents the perspective of financing such program and analyses the main problems of its resources provision. Mr. Trifonov formulates the main aims how to realize these programs and the way how to solve them.

1 апреля 2002 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика