Биотерроризм и биокатастрофы: предупреждение, проблемы защиты и безопасности

Комментарии

Биотерроризм
№3 (21) Май-июнь 2002 г.

    Биотерроризм и биокатастрофы: предупреждение, проблемы защиты и безопасности

    П.И. Мельниченко
    Главное военно-медицинское Управление МО РФ

    В настоящее время термин "терроризм" стал едва ли не самым употребляемым в лексиконе политиков и государственных деятелей. И если эта угроза национальной безопасности касалась, главным образом, России в связи с вооруженным конфликтом на Северном Кавказе, то после известной авиаатаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (США) мир заговорил о реально наступившей глобализации терроризма.

    Вскоре, не успев оправиться от шока после трагедии в Нью-Йорке, США подвергаются новой атаке, на этот раз биологической! Причем, это была первая эффективная биотеррористическая акция с сознательным применением возбудителя особо опасной инфекции - сибирской язвы (Bacillus anthracis). Всего было зарегистрировано 23 случая заболевания, в том числе 5 летальных, у 11 больных выявлена легочная форма заболевания. Понятие "биотерроризм" теперь уже на устах не только политиков, дипломатов, государственных деятелей, но и ученых всех континентов. В первую очередь проблема биотерроризма коснулась специалистов, род деятельности которых связан с изучением биологических агентов (БА).

    Наблюдается существенная активизация усилий со стороны международных террористических организаций с целью получения доступа к биологическим средствам поражения, а также технологиям их получения и применения. Это обусловлено, в частности, их высокой поражающей эффективностью, возможностью скрытой наработки необходимых для применения количеств при наличии минимальной по площади и техническому оснащению лабораторной базы, относительно низкой стоимостью и сильнейшим психологическим воздействием на население факта применения этих средств наряду со значительным экономическим ущербом. Основным методом совершения биологического террористического акта является диверсионный, в ходе которого с помощью различного малогабаритного снаряжения осуществляется преднамеренное заражение внешней среды, замкнутых воздушных пространств, воды, продовольствия, предметов.

    Наибольший поражающий эффект может быть достигнут при реализации воздушно-капельного (аэрозольного, аспирационного) механизма передачи инфекции с использованием фактора ограниченного пространства.

    Вторым по значению механизмом передачи заразного начала для достижения существенного поражающего эффекта является фекально-оральный, при котором конечным фактором передачи инфекции служат пищевые продукты и вода. Третьим механизмом передачи биологических поражающих агентов при совершении террористического акта может быть трансмиссивный, реализуемый путем рассеивания на местности или в помещении искусственно зараженных переносчиков (блох, комаров, клещей). Несмотря на малую вероятность использования трансмиссивной передачи инфекции при акте биотерроризма, её также следует учитывать.

    Наряду с диверсионным методом непосредственного применения биологических агентов, взрывы на объектах биологической промышленности, в микробиологических лабораториях научно-исследовательских и практических учреждений Минздрава России, других министерств и ведомств РФ по возможному характеру медико-санитарных последствий необходимо также отнести к биотеррористическим актам.

    Указанные объекты по своей природе являются искусственными резервуарами возбудителей опасных инфекционных заболеваний и по этой причине должны быть отнесены к биологически опасным объектам. Имевшие место аварийные ситуации на этих объектах (не террористического происхождения) полностью подтверждают это положение.

    Существенную трудность представляет собой установление самого факта совершения биотеррористического акта, который, как правило, своевременно обнаружить невозможно, а его скрытность, вероятнее всего, приведет к внезапному и необъяснимому появлению единичных или массовых случаев опасных инфекционных заболеваний среди населения или в войсках. Приведенные выше особенности чрезвычайных ситуаций, связанных с актами биотерроризма требуют обеспечения высокой степени готовности соответствующих государственных структур к проведению комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных и других последствий биотеррористических актов.

    Появление реальной угрозы биологического терроризма в России может иметь тяжелые последствия, поскольку на сегодняшний день ни население, ни государственные службы в полной мере не готовы к адекватному реагированию на его проявление, а также к проведению своевременных и эффективных мер по ликвидации последствий таких террористических актов. В целом возрастающая вероятность использования террористами биологических средств представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Ситуация катастрофически ухудшается из-за прогрессирующей утраты Россией интеллектуального потенциала. В настоящее время продолжается стремительный отток квалифицированных кадров, в том числе и в зарубежные научные биологические центры. Еще в 1997 году к выводу об опасном отставании в сфере разработки проблем биологической защиты пришли в Минобороны, Минздраве России. В связи с этим была разработана Федеральная целевая программа "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 - 2005 годах” - "Защита". Однако с 2002 года она была исключена из перечня федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из Федерального бюджета, что еще в большей мере усугубило ситуацию в этой области.

    Реальность угрозы биотерроризма в нашей стране обусловила принятие ряда мер законодательного, организационного и специального характера. Подготовлен проект Федерального закона "О биотерроризме и биокатастрофах". Работа в области защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений координируется Межведомственной рабочей группой Федеральной антитеррористической комиссии.

    Проблемы защиты населения страны от биотерроризма стали предметом обсуждения в Аппарате Правительства Российской Федерации в октябре 2001 года, в итоге которого были разработаны и представлены Председателю Правительства РФ предложения о принятии неотложных мер по противодействию биотерроризму. Ключевыми среди них являются разработка концепции о биологической безопасности России, её военной и промышленной составляющей и реализация первоочередных мер по восстановлению и наращиванию защитного биопотенциала страны, создание единой государственной системы управления биокомплексом страны, разработка Федеральной целевой программы развития прорывных биотехнологий и другие.

    В рамках Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации действует Комиссия по биологической безопасности. В ноябре 2001 года этой комиссией разработан и направлен в адрес Президента страны ряд обоснованных предложений, направленных на создание специальных государственных структур для руководства на межведомственном и межрегиональном уровнях всей деятельностью государства по обеспечению мобилизационной готовности страны к отражению нападения с применением биологических и химических средств, в том числе террористических актов.

    Вызывает удовлетворение принятое в феврале текущего года решение Комиссии по охране здоровья населения Совета Безопасности Российской Федерации, в котором Правительству РФ рекомендовано возобновить финансирование из государственного бюджета Федеральной целевой программы "Защита".

    Приняты дополнительные меры по повышению готовности оперативных групп специалистов в составе учреждений противочумной системы Минздрава России и санитарно-эпидемиологических учреждений Министерства обороны, которые всегда были основой медицинских сил и средств быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных эпидемических ситуаций.

    В Решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения, рассмотревшей в феврале 2002 года вопрос "Особо опасные инфекции как вероятное средство биотерроризма", отмечается: "Определяющим фактором противодействия биологическому терроризму является как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, готовность органов и учреждений здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, соответствующих учреждений других министерств и ведомств к проведению профилактических, противоэпидемических мероприятий при возникновении эпидемических или эпизоотических очагов в результате применения биологических агентов, укрепление материально-технической базы и создание надежной системы "раннего оповещения" с использованием электронных средств. В Российской Федерации обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических (биотеррористических) акций, имеет многоуровневую, межведомственную и иерархически соподчиненную организацию".

    Однако реальное состояние готовности органов государственной власти, заинтересованных Министерств и ведомств к проведению мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий актов биотерроризма и биокатастроф пока не отвечает в полной мере потребностям страны. Определены лишь пути и направления, в соответствии с которыми предстоит целенаправленная кропотливая работа по восстановлению и наращиванию системы биологической защиты в России.

    Таким образом, решение проблем, связанных с противодействием биотерроризму, является актуальной государственной задачей, напрямую затрагивающей интересы обеспечения национальной безопасности России.

    © П.И. Мельниченко, 2002

1 сентября 2002 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика