Питание часто болеющих дошкольников в организованных коллективах и дома

Статьи

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», март-апрель 2010, с. 46-51

А.Ю. Макарова, Ж.Ю. Горелова, С.Б. Соколова Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Рациональное питание детей дошкольного возраста – важное условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, резистентности к инфекционным заболеваниям и устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды. Питание – существенный и постоянно действующий фактор, от которого зависит здоровье детей.


Для часто болеющих детей характерен обычно незрелый тип иммунологического реагирования, не обеспечивающий оптимальной адаптации ребенка к внешней среде. При этом недостаточность регуляторных механизмов иммунной системы носит временный характер и тесно связана с нарушениями морфофункционального состояния часто болеющего ребенка.

Важный фактор реабилитации часто болеющих детей – создание оптимальных условий их роста и развития, обеспечивающих адекватное созревание органов и систем, что не может быть достигнуто без рационального, сбалансированного питания.

Целью настоящего исследования стало изучение питания часто болеющих детей 4–7 лет. На первом этапе исследования проводилась оценка питания вне учреждения по данным анкетирования семьи; на втором – анализ фактического питания дошкольников в коллективах.

Питание в семье изучали с помощью специальной анкеты, разработанной кафедрой гигиены детей и подростков ММА им. И.М. Сеченова. В частности, уделялось внимание факторам образа жизни, формирующим здоровье ребенка. Всего в этом фрагменте исследования участвовало 152 семьи, где воспитывались часто болеющие дети.

Для изучения питания детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), применялся расчетный метод по ежедневным меню-раскладкам с перечислением блюд, приготовленных в течение дня, и указанием количества использованных продуктов. Изучение меню-раскладок проводилось подряд за 10 дней. Это позволило оценить разнообразие питания, а также собрать исходные материалы для подробной характеристики суточного рациона по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Данные, полученные расчетным методом, сравнивали с рекомендованными физиологическими нормами питания для детей каждой возрастной группы и с утвержденным среднесуточным набором продуктов для дошкольных учреждений.

Анкетирование родителей по поводу домашнего питания часто болеющих детей показало, что только 58% малышей имеют четырехразовое питание, оставшиеся 42% – трехразовое.

Результаты изучения продуктовых наборов, используемых в питании детей дома, представлены в таблице 1.

Таблица 1
Продуктовый набор, используемый в питании часто болеющих детей в домашних условиях

Показатели (кол-во раз в неделю)Количество детей, %
Мясные и рыбные продукты
Регулярно (7 раз)67,1
Часто (4–5 раз)17,1
Иногда (1–2 раза)15,8
Не употребляют0,0
Яйца и сливочное масло
Регулярно (7 раз)26,3
Часто (4–5 раз)35,5
Иногда (1–2 раза)38,2
Не употребляют0,0
Молоко и молочные продукты
Регулярно (7 раз)57,8
Часто (4–5 раз)27,6
Иногда (1–2 раза)10,5
Не употребляют3,9
Фрукты, овощи и ягоды
Регулярно (7 раз)55,3
Часто (4–5 раз)34,2
Иногда (1–2 раза)10,5
Не употребляют0,0
Крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия
Регулярно (7 раз)39,5
Часто (4–5 раз)35,5
Иногда (1–2 раза)25,0
Не употребляют0,0

Результаты исследования показали, что у части детей питание в домашних условиях дефицитно и не сбалансировано по содержанию основных питательных веществ. Так, употребляют изредка, только 1–2 раза в неделю:

  • яйца и сливочное масло – почти 40% детей;
  • крупяные блюда и хлебобулочные изделия – каждый четвертый дошкольник;
  • мясные и рыбные продукты – 16% детей;
  • молочные продукты, фрукты и овощи – каждый десятый ребенок.

По набору продуктов часто болеющие дети недополучают яйца, молочные продукты, мясо и рыбу, овощи и фрукты, рацион беден крупами. Питание в семье зачастую однообразно, повторяются одни и те же блюда, случается, что дома утеряна традиция приготовления пищи.

Между тем у обследованных нами часто болеющих детей (данные из карт развития ребенка) выявлялись такие функциональные отклонения, как нарушения со стороны органов пищеварения: дискинезия желчевыводящих путей, пищевая аллергия, дисбактериоз. При анализе распространенности хронической патологии установлено, что часто встречаются эндокринно-обменные заболевания (ожирение). Обращают на себя внимание выявленные при собственном медицинском осмотре, неизвестные из материалов профилактических наблюдений случаи множественного кариеса почти у каждого пятого часто болеющего ребенка, большая распространенность (практически у каждого десятого) избытка массы тела, что при нерациональных семейных традициях питания впоследствии может привести к тучности ребенка, существенно снижая резистентность его организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

На втором этапе исследования было изучено фактическое питание часто болеющих детей 4–7 лет в ДОУ. Поскольку известно, что из-за энергоемкости оздоровительных процедур (физио- и бальнеотерапия) калорийность питания в ДОУ увеличивается на 10%, авторы исследования обратили особое внимание на питание, которое получали дети, и оценили, за счет каких пищевых ингредиентов повышена калорийность.

Все обследованные дошкольники в ДОУ получали четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед и усиленный полдник. Это должно удовлетворять их суточную потребность в пищевых веществах и энергии в среднем на 80–85%. На долю завтрака должно приходиться 25% суточной калорийности, на долю обеда – 35%, полдника – 20–25%. Ужин – 15–20% суточной калорийности – дети должны получать дома.

Завтраки состоят из трех блюд: горячего (крупяные молочные каши, яичные блюда, блюда из творога – пудинги, запеканки), бутербродов с сыром; 1–2 раза в неделю дети получают вымоченную сельдь. Из напитков на завтрак – какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком. На завтрак ежедневно обязательны свежие фрукты (яблоко, виноград, груша, киви, банан). Второй завтрак (10:00) включает минеральную воду (180 мл) или витаминизированный напиток (100 мл, 15 ккал).

В обеды входят овощной салат, заправленный растительным маслом, первое, второе и третье блюда. Ассортимент первых блюд представлен различными супами. На второе блюдо предусмотрены мясо или рыба. Гарнир – картофель, овощи, крупы. В качестве третьего блюда на обед подается компот из свежих или сухих фруктов.

Полдник состоит из трех блюд: основное – мясное или рыбное с гарниром (тушеные овощи, картофель), сырниками, творожными запеканками, винегретом, выпечкой; равномерно чередуются кисломолочные продукты, чай, кисели, напиток из шиповника. Ежедневно дети получают кондитерские изделия. Перед полдником в 15:00 малыши пьют сок (180 мл, 82,8 ккал).

Распределение приемов пищи по калорийности представлено в таблице 2.

Таблица 2
Распределение приемов пищи по калорийности за 10 дней

ДниЗавтракОбедПолдник% сут. калорийности
Ккал%Ккал%Ккал%
1611,427,8800,536,4543,724,792,7
2766,934,9864,738,5460,820,998,7
3673,830,6790,535,9415,118,991,5
4734,133,4638,829,0527,224,090,8
5708,332,2624,628,4539,524,589,6
6611,527,8832,537,8661,930,199,5
7853,038,8806,236,6537,424,4105,3
8618,028,1813,437,0567,325,894,6
9616,728,0774,535,2367,316,784,4
10691,031,4703,832,0715,432,599,7
Среднее
за 2 недели
688,531,3763,134,7533,624,294,7
Норма 25 35 2080–85

В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +5%. Необходимо отметить, что незначительное снижение соотношения калорийности отдельных приемов пищи и общей калорийности дневного рациона выявлено только один раз из 10 дней в обед – 32,0% (в сравнении с нормой: 35%). Значительное снижение в обед было отмечено два раза – 29,0 и 28,4%. Незначительное снижение калорийности выявлено два раза в полдник – 18,9 и 16,7%, однако этот недостаток восполняется приемом сока в 15:00.

За исключением указанных случаев, процент распределения калорийности, приходящейся на отдельные приемы пищи, соответствует рекомендуемому или превышает его. Калорийность питания в учреждении составляет 84,4–105,3% максимальной возрастнополовой нормы (2200 ккал).

Содержание белков, жиров и углеводов в рационе дошкольного питания по меню-раскладкам за 10 дней представлено в таблице 3.

Таблица 3
Содержание белков, жиров и углеводов в рационе дошкольного питания

ДеньБелки, г% сут. нормыЖиры, г% сут. нормыУглеводы, г% сут. нормы
185,1112,083,6110,0228,075,0
291,5120,490,2118,7230,475,8
386,4113,668,890,5257,784,8
454,972,375,999,8249,582,1
584,8111,662,582,2282,793,0
691,7120,781,9107,7268,488,3
794,5124,498,6129,8235,577,5
876,7100,979,0104,0252,983,2
959,277,074,497,9230,875,9
1076,2100,386,9114,4267,888,1
Среднее
за 2 недели
79,8105,080,2105,5250,482,4
Норма76,080–8576,080–85304,080–85

Необходимо отметить, что, согласно гигиеническим нормам, при четырехразовом питании в ДОУ рацион должен удовлетворять 80–85% суточной потребности в белках, жирах и углеводах. В оцениваемом рационе указанные нормы соблюдаются или несколько завышены по белкам и жирам (за исключением двух дней, когда белки составляли 72,3 и 77,9% суточной потребности), и 4 дня из 10 снижены нормы по углеводам. Соотношение белков, жиров и углеводов соответствует рекомендациям – 1:1:4 в половине меню-раскладок, в остальных – 1:1:3.

Содержание микроэлементов и витаминов в питании дошкольников по меню-раскладкам за 10 дней представлено в таблице 4.

Таблица 4
Содержание микроэлементов и витаминов в питании дошкольников в ДОУ

ВеществаСодержание в рационеНорма% суточной нормы
Кальций889,6 мг/сут1000,0 мг/сут89,0
Магний375,3 мг/сут300,0 мг/сут125,1
Фосфор1294,2 мг/сут1500,0 мг/сут86,3
Железо12,0 мг/сут15,0 мг/сут80,0
Витамин А480,5 мкг/сут500,0 мкг/сут96,1
Витамин В10,8 мкг/сут1,0 мкг/сут80,0
Витамин В21,2 мкг/сут1,3 мкг/сут92,3
Витамин РР15,0 мкг/сут12,0 мкг/сут125,2
Витамин С81,2 мкг/сут50,0 мкг/сут162,4
Норма, % 80–85

В течение недели каждый ребенок получал в полном объеме количество продуктов (кроме незначительного снижения количества картофеля, сухих плодов, пшеничной муки, сливочного масла), рекомендуемое в ДОУ с 12-часовым пребыванием детей. Углеводсодержащие продукты (хлеб ржаной и пшеничный, сахар) были представлены в меню-раскладках в более низких количествах, чем в нормах питания.

Изучение питания обследованных детей на основании анализа меню-раскладок за 10 дней показало, что меню разнообразно, составлено правильно, одни и те же блюда не повторяются в течение одного дня и за 10-дневный срок. За указанный период дети ежедневно получали мясо, птицу или рыбу, яйца, молоко или молочные продукты, свежие фрукты, а также свежие или вареные овощи. Однако в недельном рационе понижено содержание хлеба и сахара.

Завтрак составлял 27,8–38,8% суточного рациона – это довольно высокое соотношение. Три раза за 10 дней обед составлял менее 35% общей суточной калорийности, а в остальные дни колебался в пределах 35,2–38,5%. Аналогично завышена калорийность полдника – в 8 случаях из 10 составляла 24–32% дневного рациона. Соответственно общая калорийность питания в ДОУ повышена – 84–105% максимальной суточной нормы.

По жирам рацион за 10 дней превышает максимальную возрастно-половую норму. Сниженное количество белков наблюдалось два раза. Количество углеводов было снижено в четырех случаях.

В изученном рационе отмечено достаточное или превышающее норму количество основных микроэлементов (кальция, фосфора, магния, железа), причем соотношение кальция и фосфора оптимальное (1:1,5). При этом содержание витамина РР превышало норму в 1,3 раза, а витамина С – в 1,6 раза.

Таким образом, фактическое питание часто болеющих детей в организованных коллективах характеризуется:

  • высоким содержанием белка (в среднем 80 г) за счет продуктов животного происхождения;
  • превышением максимальной возрастно-половой нормы по жирам – не только за счет растительных масел (как источника полиненасыщенных жирных кислот, что необходимо часто болеющим детям), но и за счет сыров твердых сортов;
  • дисбалансом по углеводному составу;
  • частым завышением калорийности завтраков (28–39%) и полдников (24–32%).

Диете принадлежит важная, но не определяющая роль в борьбе с дефицитом витаминов. Большое значение имеют поливитаминные комплексы с минералами. Часто встают вопросы: какие препараты, как долго, в каких дозах, параллельно с другими или отдельно следует назначать детям и подросткам, не вызовет ли их применение гипервитаминоза или других нежелательных реакций. Для повышения биодоступности препарата и снижения вероятности аллергий взаимодействующие витамины и минералы принимают раздельно.

Среди витаминно-минеральных комплексов для детей можно отметить высокоэффективные и безопасные витаминно-минеральные комплексы Алфавит Детский сад и Алфавит Школьник. Особенность Алфавита в том, что, в отличие от «классических» однотаблеточных поливитаминных комплексов, дневная доза витаминов, представленная в виде таблеток разного цвета, разделена на 3 приема. Каждая таблетка отличается по составу витаминов и микроэлементов, но компоненты подобраны таким образом, что практически исключают отрицательные взаимодействия между ними. Таким образом, достигаются оптимальные условия для усвоения отдельных компонентов препарата.

Непременное условие оздоровления часто болеющего ребенка – комплексный подход, направленный на коррекцию режима дня, проведение закаливающих мероприятий, реабилитацию и восстановительное лечение, сбалансированное питание. Должен быть сделан акцент на активном участии семьи в профилактических мероприятиях. Недостаточная осведомленность родителей о режиме питания, наборе продуктов, которые должен получать часто болеющий ребенок, низкая культура питания становятся препятствием для снижения заболеваемости у детей.

Список литературы находится в редакции.

Сведения об авторах:
Жаннета Юрьевна Горелова – профессор кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, д-р мед. наук
Анна Юрьевна Макарова – доцент кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук
1 марта 2010 г.

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика