Тенотен

Тенотен - универсальный препарат, обладающий несколькими важнейшими фармакологическими эффектами:
- анксиолитическим (успокаивающим и вегетотропным)
- ноотропным
- стресспротекторным


Инструкции:

Влияние Тенотена детского на психологический статус детей с бронхиальной астмой

Комментарии

Опубликовано в журнале:
Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 4 (89)

Куприянова И. Е.1, Кривоногова Т. С.2, Бабикова Ю. А.2, Шемякина Т. А.2
1 НИИ психического здоровья
634014, Томск, ул. Алеутская, 4
2 ГБОУ ВПО Сибирский ГМУ Минздрава России
634050, Томск, Московский тракт, 2 Бронхиальная астма является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. Сопутствующая психическая дисфункция ассоциируется с тяжелым и нестабильным течением заболеваний, снижением качества жизни и плохой приверженностью соматическому лечению. Выполнена оценка влияния тенотена детского на психологический статус детей, страдающих бронхиальной астмой. Проведено сравнительное рандомизированное исследование результатов лечения 150 детей с бронхиальной астмой, 7—12 лет, которые получали только базисную терапию (2-я контрольная группа, n=50), а также базисную терапию в сочетании с физическими методами (1-я контрольная группа, n=50) и базисную терапию с физическими методами и курсовым приемом тенотена детского (основная группа, n=50). Тенотен детский назначали по 1 таблетке 3 раза в день сублингвально, в течение 3 месяцев, 2 курса. Показано, что включение тенотена детского в комплексную терапию бронхиальной астмы предотвращает развитие психосоматических расстройств, о чем свидетельствуют полученные результаты в виде достоверно позитивной динамики вегетативного гомеостаза, психического состояния (достоверное снижение уровня тревоги) и качества жизни детей основной группы в сравнении с детьми других обследуемых групп. Ключевые слова: дети, тенотен детский, психологический статус, психосоматические расстройства, бронхиальная астма.

Influence of children’s Tenoten on psychological status of children with bronchial asthma.

Kupriyanova I. E.1, Krivonogova T. S.2, Babikova Yu. A.2, Shemyakina T. A.2
1 Mental Health Research Institute. Aleutskaya Street 4, 634014, Tomsk, Russian Federation. Bronchial asthma is a relevant medical and socio-economic problem. Co-occurring mental dysfunction is associated with severe and unstable course of diseases, reduction in quality of life and poor adherence to somatic treatment. The purpose of the study was to evaluate the impact of the children’s tenoten on the psychological status of children suffering from asthma. Materials and methods: A comparative randomized study of treatment outcomes of 150 children with asthma, aged 7—12, who received only basic therapy (the second control group, n=50), basic therapy in combination with physical methods (the first control group, n=50), and basic therapy with physical methods and course intake of children’s tenoten (study group, n=50) was undertaken. Children’s tenoten was prescribed 1 tablet 3 times a day sublingually, within 3 months, 2 courses. Results and discussion: The inclusion of children’s tenoten in the treatment of bronchial asthma prevents the development of psychosomatic disorders, as evidenced by the results obtained in the form of reliably positive dynamics of vegetative homeostasis, mental state (reliable decrease in anxiety level) and the quality of life of children of the main group in comparison with other children from examined groups. Key words: children, children’s tenoten, psychological status, psychosomatic disorders, bronchial asthma.

Бронхиальная астма является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. Данное хроническое заболевание характеризуется значительной распространенностью и повсеместно продолжающимся ростом [1—3]. Так, по данным ВОЗ [4], в настоящее время от астмы страдает около 235 млн человек в мире. Согласно последним аналитическим исследованиям, при существующем темпе урбанизации уже к 2025 г. прогностический прирост БА составит дополнительно 100—150 млн человек [5].

Особую озабоченность вызывает БА в педиатрической практике, поскольку является самой распространенной хронической болезнью среди детей, затрагивая до 30 % детского населения [4, 6—8]. По данным Федеральной службы государственной статистики, общее число больных БА детей и подростков на сегодняшний день в России составило уже более 350 тысяч [9]. У 50 % детей симптомы развиваются примерно к 2 годам и в целом до 80 % больных заболевают бронхиальной астмой к школьному возрасту [10]. Отмечается более ранний дебют с тенденцией к тяжелому течению и неблагоприятному прогнозу [1—6]. Бронхиальная астма часто становится причиной инвалидности у детей [11].

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс [12].

В настоящее время идет активный поиск новых медикаментозных и немедикаментозных средств, направленных на стимуляцию защитных и приспособительных реакций организма, способствующих повышению эффективности базисной терапии и уменьшению медикаментозной нагрузки. Исследователями изучаются переносимость и эффективность их использования у детей с БА на этапе реабилитации [13, 14, 15].

Одним из таких средств является тенотен детский. Уже доказана его эффективность в комплексной терапии и реабилитации различных психосоматических расстройств, полиэтиологичных заболеваний, случаев возникновения феномена взаимоотягощения.

Например, при наличии патогенетических связей между БА и заболеваниями ЖКТ и сердечно-сосудистой системы, в частности у пациентов с эрозивно-язвенными поражениями и артериальной гипертензией (АГ), тенотен эффективно используется при язвенной болезни желудка [16], заболеваниях толстой кишки [17], заболеваниях сердечно-сосудистой системы, в частности при нарушениях ритма сердца различной этиологии [18], вегетососудистой дистонии [19,20], а также в стоматологической практике (при хроническом генерализованном пародонтите) [21].

Согласно результатам ряда исследований [22, 23, 24], у пациентов с БА часто наблюдаются тревожные и депрессивные расстройства. Сопутствующая психическая дисфункция ассоциируется с тяжелым и нестабильным течением заболеваний, снижением качества жизни и плохой приверженностью соматическому лечению [8, 9, 10, 11, 25].

Давно известны теории о роли ГАМК-рецепторного комплекса в патогенезе тревожных состояний. Также важным представляется изучение участия мозгоспецифического белка S-100 в возникновении тревожных расстройств. Белок S-100 участвует в реализации базовых функций нейронных систем, таких как генерация и проведение нервного импульса, протекание синаптических процессов (пластическая перестройка), регуляция энергетического метаболизма клеток ЦНС, пролиферация и дифференцировка нейронов и глии [26]. Принципиально новым направлением регуляторного воздействия на эту мишень – синдром тревоги – является использование антител в сверхмалых дозах. В серии экспериментальных исследований было выявлено, что антитела в сверхмалых дозах, обработанные по технологии, заимствованной из гомеопатии, обладают широким спектром психотропной активности, в том числе и противотревожной (анксиолитической). Определено их модулирующие влияние на нейрохимические процессы в головном мозге, препятствующие развитию невротических и неврозоподобных состояний.

На основе этих экспериментов компанией «Материа Медика» разработан препарат тенотен, содержащий сверхмалые дозы аффинно очищенных антител к мозгоспецифическому белку S-100 в смеси гомеопатических разведений С12, С30 и С200, для лечения широкого круга тревожных состояний и невротических расстройств [26].

Разносторонние аспекты проблемы тревоги и депрессии, её влияния на восприятие болезни пациентом, определения связи между основным заболеванием и состоянием психики приобретают все большую актуальность при БА [16].

Цель исследования – оценить влияние препарата тенотен детский на психологический статус детей, страдающих БА.

Объект и методы. Рандомизированное клиническое исследование детей проводилось на базе ЛОЦ «Здоровая мама – Крепкий малыш» (г. Томск), Сиб КБ ФГБУЗ КДП (г. Северск) и ОГАУЗ «Томская районная больница» (г. Томск, с. Тимирязевское). Диагноз БА устанавливался согласно рекомендациям ВОЗ (Глобальная стратегия лечения и профилактики БА (GINA), пересмотр 2011 г.) [27].

В исследовании учувствовали 150 детей 7—12 лет с верифицированным диагнозом БА, легкой и средней степени тяжести. Исследуемые дети были разделены на три равные по количеству группы, в зависимости от метода проводимой терапии: основную, 1-ю контрольную и 2-ю контрольную.

В основную группу (n=50) вошли дети, получающие базисную терапию в сочетании с физическими методами и курсовым приемом препарата тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день сублингвально, независимо от приема пищи. В течение 3 месяцев дети получали двухкурсовую терапию тенотеном с перерывом 3 месяца, курс приема для одного ребенка составил 270 таблеток. Дети в 1-й контрольной группе получали базисную терапию в сочетании с физическими методами (n=50). Дети 2-й контрольной группы получали только базисную терапию бронхиальной астмы (n=50). Продолжительность наблюдения во всех группах составила 9 месяцев, исследуемые показатели оценивали перед началом исследования, через 3, 6 и 9 месяцев после начала лечения.

Критерии включения в исследование: возраст детей 7—12 лет; БА легкой и средней степени тяжести; наличие информированного согласия родителей.

Критерии исключения: возраст детей младше 7 и старше 12 лет; БА интермиттирующая и тяжелой степени тяжести; сопутствующие заболевания; отсутствие информированного согласия родителей; индивидуальная непереносимость препарата тенотен детский.

В динамике всем обследованным проводился клинический осмотр с оценкой контроля БА, вегетативной регуляции, психологических особенностей и оценкой качества жизни детей. В индивидуальной карте больного указывали клинические симптомы БА, их динамику, а также критерии переносимости препарата.

Уровень контроля БА оценивался с помощью теста Childhood Asthma Control Questionnaire (САСТ), основанного на анкетировании обследуемых детей. Для выявления признаков вегетативных изменений использовался опросник А. М. Вейна [28].

Для определения личностной и ситуативной тревожности применяли тест, разработанный Ч. Д. Спилбергером в адаптации Ю. Л. Ханина [29]. Оценка качества жизни проводилась с помощью официальной русскоязычной версии Pediatric Asthma Quality of Life Questionnaire (PAQLQ)[30].

Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета прикладных программ «Statsoft Statistica 10.0» с использованием непараметрического Wкритерия Вилкоксона и рангового дисперсионного анализа Краскела-Уоллиса (H-критерий). Все различия считались значимыми при доверительной вероятности 95 % и больше (p<0,05).

Результаты и их обсуждение. С целью исключения влияния факторов, которые могли дать ложные результаты, рандомизированные группы сравнивались по ряду признаков. При изучении половых и возрастных признаков детей с бронхиальной астмой статистически значимых различий между исследуемыми группами не установлено. Результаты сравнения по клиническим дыхательным симптомам так же статистически значимых различий между группами не показали.

При определении уровня контроля БА отмечено, что в основной группе на первом визите подавляющее число больных было с частично контролируемой бронхиальной астмой. На втором визите после лечения препаратом тенотен детский разница между различными уровнями контроля бронхиальной астмы начинала выравниваться – 40 % и 60 % (p<0,01). Через 6 месяцев после начала лечения количество детей с контролируемой бронхиальной астмой составило 48 %. В остальных случаях наблюдения – частичный контроль заболевания. Количество детей с контролируемой бронхиальной астмой через 9 месяцев достоверно увеличилось (р<0,05). Так, в 1-й контрольной группе в динамике от второго до четвертого визита число детей с контролируемой бронхиальной астмой статистически повысилось (р<0,05). При обследовании детей 2-й контрольной группы уровень контроля бронхиальной астмы становился эффективнее, тем не менее статистически значимых различий не установлено.

Показатель адекватности процессов вегетативной регуляции у детей, страдающих бронхиальной астмой, подтверждает статистически значимое улучшение деятельности вегетативной нервной системы в основной группе. Это объясняется уменьшением общего показателя признаков вегетативных изменений с учетом шкалы А. М. Вейна в динамике на фоне лечения бронхиальной астмы (табл. 1, рис. 1). Уменьшение вегетативного показателя зарегистрировано в пределах 90 %.

Таблица 1
Результаты изменения показателя вегетативной нервной системы у больных в зависимости от клинической группы (M±m)

Клиническая группаПоказатель вегетативной нервной системы, баллы
1-й визит2-й визит3-й визит4-й визит
Основная22,4±1,116,2±0,8*13,4±0,5**11,2±0,1***
1-я контрольная19,6±1,218,1±1,316,5±1,1^15,2±0,9^^
2-я контрольная21,3±1,120,6±2,320,1±,519,7±1,8
Примечание. Достоверность различий: * – различия между 1-м и 2-м визитами значимы при p<0,005; ** – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,001; *** – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,0001; ^ – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,005; ^^ – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,001.


Рис. 1. Динамика изменения вегетативной нервной системы в зависимости от клинической группы

У больных детей из 1-й контрольной группы прослеживалась динамика изменения признаков вегетативных изменений, значительно уступала таковой в основной группе (табл. 1, рис. 1). Статистически значимые различия получены только при обследовании детей через 6 месяцев от начала лечения, т. е. во время третьего визита. Максимальное уменьшение общего вегетативного показателя отмечалось по завершении обследования и составило 46 %.

У детей 2-й контрольной группы статистически значимых изменений показателя вегетативной нервной системы не установлено ни на одном из этапов обследования больных (табл. 1, рис. 1).

При изучении личностной и ситуационной тревожности выявлено, что показатели личностной и ситуационной тревожности больных бронхиальной астмой детей тесно коррелировали между собой (рис. 2).


Рис. 2. Корреляционная зависимость между различными видами тревожности

В основной группе отмечено статистически значимое уменьшение личностной тревожности в процессе лечения детей тенотеном (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2
Результаты изменения показателя личностной тревожности в зависимости от клинической группы (M±m)

Клиническая группаПоказатель личностной тревожности, баллы
1-й визит2-й визит3-й визит4-й визит
Основная48,6±3,241,3±2,1*34,7±2,4**28,5±1,9***
1-я контрольная44,2±2,740,5±2,937,2±1,5^33,1±2,2^^
2-я контрольная41,7±2,239,5±2,738,5±2,535,6±1,9»
Примечание. Достоверность различий: * – различия между 1-м и 2-м визитами значимы при p<0,01; ** – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,001; *** – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,0005; ^ – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,01; ^^ – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,005; « – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,01.


Рис. 3. Динамика изменения личностной тревожности в зависимости от клинической группы

Через 3 месяца после терапии показатель личностной тревожности в основной группе снизился на 17 %, через 6 месяцев лечения – на 29 %, через 9 месяцев – на 41 %. Что же касается больных 1-й контрольной группы, то после 3 месяцев лечения показатель личностной тревожности уменьшился на 10 %, после 6 месяцев лечения – на 16 %, а после 9 месяцев – на 25 %. Во 2-й контрольной группе процент снижения личностной тревожности составил 6 %, 8 %, 15 % соответственно спустя 3, 6 и 9 месяцев лечения бронхиальной астмы. Снижение ситуационной тревожности в основной группе было аналогичным личностной тревожности, т. е. статистически значимым (табл. 3).

Таблица 3
Результаты изменения показателя ситуационной тревожности в зависимости от клинической группы (M±m)

Клиническая группаПоказатель ситуационной тревожности, баллы
1-й визит2-й визит3-й визит4-й визит
Основная38,2±2,832,3±1,5*29,5±2,2**23,2±1,6***
1-я контрольная41,3±3,138,5±2,233,2±1,7^28,1±1,8^^
2-я контрольная43,5±2,541,5±1,737,2±1,534,5±3,2
Примечание. Достоверность различий: * – различия между 1-м и 2-м визитами значимы при p<0,01; ** – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,001; *** – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,0005; ^ – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,01; ^^ – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,005.

При изучении качества жизни установлено, что в основной группе, где в сочетании с базисной терапией, физической и психологической коррекцией использовался препарат тенотен детский, уже на момент второго визита наблюдалось улучшение качества жизни (табл. 4, рис. 4). Так, показатель двигательной сферы увеличился на 10 %, симптоматики заболевания – на 7 %, эмоциональной сферы – на 9 %, качества жизни – на 7 %. Во время третьего визита отмечено, что показатель двигательной сферы увеличился на 17 %, симптоматики заболевания – на 14 %, эмоциональной сферы – на 17 %, качества жизни – на 18 %. Во время последнего, четвертого визита выявлено увеличение показателя двигательной сферы на 24 %, симптоматики заболевания – на 19 %, эмоциональной сферы – на 21 %, качества жизни – на 27 %.

Таблица 4
Результаты изменения показателя общего качества жизни в зависимости от клинической группы (M±m)

Клиническая группаПоказатель качества жизни (PAQLQ), баллы
1-й визит2-й визит3-й визит4-й визит
Основная4,8±0,15,0±0,1*5,4±0,2**5,8±0,2***
1-я контрольная4,6±0,24,9±0,15,1±0,2^5,3±0,1^^
2-я контрольная4,5±0,34,8±0,35,0±0,45,0±0,5
Примечание. Достоверность различий: * – различия между 1-м и 2-м визитами значимы при p<0,01; ** – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,001; *** – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,0005; ^ – различия между 1-м и 3-м визитами значимы при p<0,01; ^^ – различия между 1-м и 4-м визитами значимы при p<0,005.


Рис. 4. Динамика изменения показателя качества жизни в зависимости от клинической группы

В 1-й контрольной группе на фоне базисной терапии в сочетании с физической и психологической коррекцией через 3 месяца лечения достоверных различий по компонентам качества жизни PAQLQ относительно первого визита не отмечено (табл. 4, рис. 4).

Достоверные различия отмечены лишь через 6 месяцев от начала лечения больных детей с бронхиальной астмой. Так, показатель двигательной сферы увеличился на 21 %, симптоматики заболевания – на 12 %, эмоциональной сферы – на 13 %, качества жизни – на 17 %. Во время последнего, четвертого визита выявлено увеличение показателя двигательной сферы на 23 %, симптоматики заболевания – на 18 %, эмоциональной сферы – на 18 %, качества жизни – на 17 %. Таким образом, по завершении обследования дети 1-й контрольной группы были сопоставимы с детьми основной группы по показателю двигательной сферы и симптоматике заболевания, зато уступали по эмоциональной сфере и общему показателю качества жизни.

Во 2-й контрольной группе достоверные различия между этапами обследования детей отмечены лишь по симптоматике заболевания (PAQLQ). Так, через 6 месяцев от начала лечения бронхиальной астмы симптомы заболевания уменьшились на 32 %, что почти в 2 раза больше, чем в других группах исследования. По завершении терапии достоверных различий по симптоматике заболевания не отмечено.

Таким образом, лечение детей с бронхиальной астмой должно включать кроме базисной терапии мероприятия, направленные на нормализацию психологического состояния детей, от которых в большей степени зависит успех терапии. Базисное лечение бронхиальной астмы обращено на устранение воспаления, не оказывая значительного влияния на психологическое сосотояние детей. Сочетание базисной терапии бронхиальной астмы с физическими и психологическими методами коррекции способствует нормализации деятельности вегетативной нервной системы, повышению качества жизни и психологического статуса детей, но динамика этих изменения не достоверна. Отмечено, что клинический эффект лечения бронхиальной астмы максимален при использовании терапевтической схемы, включающей прием лекарственного препарата тенотен детский.

Заключение. Дети, страдающие БА, имеют ряд индивидуально-психологических особенностей, с учетом которых можно улучшить их адаптационные возможности. Включение препарата тенотен детский в стандартную терапию БА приводит к уменьшению выраженности клинической симптоматики, улучшению психологического состояния детей (достоверное снижение уровня тревоги), качества жизни и стабилизации течения заболевания. Отсутствие побочных явлений на фоне терапии подтверждает безопасность препарата.

Литература

  1. Геппе Н. А., Ревякина В. А. Аллергия у детей. – М. : Династия, 2002. – 120 с.
  2. Емельянов A. B., Счетчикова О. С. Механизмы развития и современная концепция лечения бронхиальной астмы // Российский аллергологический журнал. – 2007. – № 4. – С. 9—17.
  3. Эльканова А. Х. Клинико-функциональные особенности бронхиальной астмы у детей с грибковой сенсибилизацией : автореф. дис. … канд. мед. наук. – Ставрополь, 2013. – 24 с.
  4. Информационный бюллетень N°307, Май 2011 г. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs307/ru
  5. Masoli M., Fabian D., Holt S., Beasley R. The global burden of asthma: executive summary of the GINA dissemination committee report // Allergy. – 2004. – Vol. 59. – P. 469—478.
  6. Лусс Л. В., Арипова Т. У., Ильина Н. И., Лысикова И. В. Распространенность симптомов бронхиальной астмы (результаты программы ISAAC) // Астма. – 2000. – Т. 1, № 1. – С. 52—59.
  7. Kim H., Mazza J. Asthma // Allergy Asthma Clin. Immunol. – 2011. – № 10 (1). – P. 7.
  8. Nekam K. Эпидемиология аллергических заболеваний в Центральной и Восточной Европе // Астма. – 2009. – Т. 10, № 1. – С. 43—44.
  9. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики». – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Оригинал-макет, 2012. – 184 с.
  10. Геппе Н. А., Курчакова Т. В., Быданова Т. А. Влияние интервальной гипоксической тренировки на качество жизни детей с бронхиальной астмой // Медицинская помощь. – 2003. – № 3. – С. 29—33.
  11. Маркелова Т. Н. Особенности цитокинового профиля, фармакотерапии и показателей качества жизни у детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой : автореф. дис. … к.м.н. – Самара, 2011. – 24 с.
  12. Клиническая психиатрия / пер. с англ., перераб. и доп. / гл. ред. Т. Б. Дмитриева. – М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 512 с.
  13. Голикова Е. М. Комплексная реабилитация детей 7—8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с.
  14. Семке В. Я., Куприянова И. Е., Семке В. А., Дашиева Б. А. Терапевтическая эффективность препарата «Тенотен» в амбулаторной психиатрической практике // Качество жизни. Медицина. – 2006. – № 1. – С. 2—6.
  15. Дашиева Б. А., Карауш И. С., Куприянова И. Е. Тревога у детей с ограниченными возможностями здоровья и ее коррекция препаратом тенотен // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. – № 6. – С. 88—91.
  16. Решетова Т. В., Жигалова Т. Н., Герасимова А. В., Петренко В. А. Лечение сопутствующих тревожных расстройств у больных с заболеваниями толстой кишки // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. – 2013. – № 34. – С. 25—29.
  17. Цуканов В. В., Куперштейн Е. Ю., Шарыпова В. Н. Эффективность применения противотревожного препарата тенотен в составе комплексной терапии у пациентов с Helicobacter pylori-ассоциированной язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки // Поликлиника. – 2008. – № 2. – С. 106—107.
  18. Ромасенко Л. В., Недоступ А. В., Артюхова М. Г., Пархоменко И. М. Применение препарата Тенотен при лечении невротических расстройств у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы // Российский психиатрический журнал. – 2007. – № 2. – С. 81—84.
  19. Кондюрина Е. Г. и др. Профилактика и коррекция вегетативных нарушений у детей // Лечащий врач. – 2010. – С. 1—3.
  20. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: вопросы диагностики, лечения, диспансеризации : метод. рекомендации / сост. М. Ю. Галактионова. – М. : МЕДпресс-информ, 2015. – 48 с.
  21. Подойникова М. Н. Комплексная диагностика и терапия хронического генерализованного пародонтита : автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2007. – 43 с.
  22. Голубев Н. А. Оптимизация фармакотерапии бронхиальной астмы у больных с аффективными расстройствами : автореф. дис. … к.м.н. – Волгоград, 2011. – 36 с.
  23. Бердникова Л. В. Качество жизни и тревожнодепрессивные расстройства у больных бронхиальной астмой в сочетании с артериальной гипертензией : автореф. дис. … к.м.н. – Нижний Новгород, 2012. – 27 с.
  24. Goodwin R. D., Eaton W. W. Asthma and the risk of panic attacks among adults in the community // Psychol. Med. – 2003. – Vol. 33, № 5. – P. 879—885.
  25. Шестакова Н. В., Мокшина М. В., Загоскина Н. В., Самойленко Е. В. Противотревожный препарат Тенотен в комплексной терапии бронхиальной астмы и ХОБЛ // Вестник семейной медицины. – 2013. – № 4. – С. 34—36.
  26. Сергеева С. А. Тенотен: новое в терапии тревоги у больных с соматическими заболеваниями // Поликлиника. – 2006. – № 2. – С. 88—89.
  27. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011 г.) / под ред. А. С. Белевского. – М. : Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.
  28. Вегетативные расстройства / под ред. А. М. Вейна. – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 752 с.
  29. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб. : Питер, 2005. – 509 с.
  30. Juniper E. F., Guayat C. H., Feeny D. H. Measuring quality of life in children with asthma // Qual. Res. – 1996. – Vol. 5. – P. 35—46.

Транслитерация русских источников

  1. Geppe N.A., Revyakina V.A. [Allergy in children]. Dinastija, Moscow, 2002. 120 p. (In Russ.).
  2. Emelyanov A.V., Schetchikova O.S. [Mechanisms of asthma and modern concept of its treatment (review)]. Rossijskij allergologicheskij zhurnal [Russian Allergology Journal]. .2007; 4: 9—17. (In Russ.).
  3. El’kanova A.Kh. [Clinical-functional features of bronchial asthma in children with mycotic sensitization]. Avtoref. dis. … kand. med. nauk [Abstract of PhD thesis]. Stavropol, 2013. 24 p. (In Russ.).
  4. [Information Bulletin] no. 307, May, 2011 http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs307/ru/ (In Russ.).
  5. Luss, L.V., Aripova T.U., Il’ina N.I., Lysikova I.V. [Prevalence of symptoms of bronchial asthma (results of the ISAAC program)]. Astma [Asthma]. 2000; 1, 1: 52—59. (In Russ.).
  6. [National program “Bronchial asthma in children. Strategy of therapy and prevention”]. 4th ed., rewritten and updated. Original-maket, 2012. 184 p. (In Russ.).
  7. Geppe N.A., Kurchakova T.V., Bydanova T.A. [Effects of interval hypoxic training on quality of life in children with bronchial asthma]. Medicinskaja pomoshh' [Medical Care]. 2003; 3: 29—33. (In Russ.).
  8. Markelova T.N. [Features of cytokine profile, pharmacotherapy and indicators of quality of life in preschoolchildren with bronchial asthma]. Avtoref. dis. … kand. med. nauk [Abstract of PhD thesis]. Samara, 2011. 24 p. (In Russ.).
  9. [Clinical psychiatry]. Transl. From Engl., rewritten and updated. T.B. Dmitrieva, ed. GEOTAR MEDICINA, 1999. 512 p. (In Russ.).
  10. Golikova E.M. [Complex rehabilitation of children aged 7-8 years with bronchial asthma in the period of adaptation to school]. Avtoref. dis. … ped. nauk [Abstract of PhD thesis]. Мoscow, 2009. 24 p. (In Russ.).
  11. Semke V.Ya., Kupriyanova I.E., Semke V.A., Dashieva B.A. [Therapeutic efficiency of drug Tenoten in outpatient psychiatric practice]. Kachestvo zhizni. Medicina [Quality of Life. Medicine]. 2006; 1: 2—6. (In Russ.).
  12. Dashieva B.A., Karaush I.S., Kupriyanova I.E. [Anxiety in children with disabilities and its correction with preparation tenoten]. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii [Siberian Herald of Psychiatry and Addiction Psychiatry]. 2010; 6: 88—91. (In Russ.).
  13. Reshetova T.V., Zhigalova T.N., Gerasimova A.V., Petrenko V.A. [Treatment of associated anxiety disorders in patients with colon diseases]. Gastrojenterologija Sankt-Peterburga [Gastroenterology of SaintPetersburg]. 2013; 3-4: 25—29. (In Russ.).
  14. Tsukanov V.V., Kuperstein E.Yu., Sharypova V.N. [Efficiency of use of anti-anxiety drug tenoten within complex therapy in patients with Helicobacter pylori-related duodenal ulcer]. Poliklinika [Primary Care Unit]. 2008; 2: 106—107. (In Russ.).
  15. Romasenko L.V., Nedostup A.V., Artyukhova M.G., Parkhomenko I.M. [Application of Tenoten in the treatment of neurotic disorders in cardiovascular patients]. Rossijskij psihiatricheskij zhurnal [Russian Psychiatric Journal]. 2007; 2: 81—84. (In Russ.).
  16. Kondyurina E.G. et al. [Prevention and correction of vegetative disturbances in children]. Lechashhij vrach [Attending Physician]. 2010; 6: 1—3. (In Russ.).
  17. [Vegetative dysfunction syndrome in children and adolescents: issues of diagnostics, therapy, and clinical examination: guidelines]. Compiled by M.Yu. Galaktionov. MEDpress-inform, Moscow, 2015. 48 p. (In Russ.).
1 января 2015 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь
Связанные темы:

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика