Управление стрессом в профессиональной деятельности медицинского персонала

Статьи


ЖУРНАЛ "ПРАКТИКА ПЕДИАТРА"

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», 2015, сентябрь-октябрь, с. 36-38 И.М. Спивак, с. н. с., Е.Г. Бирюкова, к. м. н., заведующая отделом, ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», отдел организации сестринского дела в педиатрии

Ключевые слова: врач, медицинская сестра, профессиональная деятельность, стресс, управление стрессом.
Key words: doctor, nurse, professional activity, stress, stress management.

Работа медицинского персонала сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. В ходе своей профессиональной деятельности врачи, медицинские сестры научаются избегать конфликтов, при этом часто запрещают себе чувствовать. Запрет на чувства приводит к потере контроля над эмоциями, усиливает эмоциональную напряженность, становится стереотипным способом реагирования и поддерживает стресс. Вопрос управления стрессом в ходе профессиональной деятельности становится для специалистов актуальным [1,5, 7].


Рассмотрим варианты снижения эмоционального напряжения, которые применяют для регуляции психологического состояния.

Ситуативное отреагирование. Разрядка эмоций происходит непосредственно в ситуации, которая их вызвала.

Возможные варианты (вне профессиональной роли) - хлопнуть дверью, стукнуть кулаком по столу, неформально выразиться и др. Главное при использовании указанных вариантов - сохранность здоровья и имущества, как своего, так и других лиц. Игнорирование этого ограничения может повлечь административную и уголовную ответственность. Как было отмечено, эти варианты недопустимы в ситуации профессионального общения с пациентом.

Существует и другой способ, «Я-высказывание», который помогает бесконфликтно заявлять о своих интересах и чувствах и отстаивать собственные границы. Например, медсестра в случае агрессивного поведения со стороны пациента всегда вправе спокойно и с достоинством сказать: «Когда вы разговариваете со мной на повышенных тонах, я сержусь, мне обидно, я не хочу разговаривать с вами в таком тоне». Схема «Я-высказывания» сводится к обозначению того, какое поведение пациента вас эмоционально задело, какие ваши чувства оно вызвало и какие ваши ответные действия оно провоцирует.

Замещение. Разрядка эмоции осуществляется спустя некоторое время с момента ее возникновения и направляется на объект, менее опасный, чем тот, который вызвал эту эмоцию.

Освобождение от эмоционального напряжения, которое возникло, например, после общения с конфликтным пациентом, происходит путем перемещения эмоций на коллегу, который обычно ниже по статусу, супругу(а), ребенка, домашнее животное.

Часто данный вариант отреагирования эмоций специалист использует непроизвольно. Однако ему важно понимать, что другие люди не должны быть заложниками его негативного психологического состояния.

Сублимация. Как психический процесс, это преобразование и переключение энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Другими словами, снизить напряженность эмоционального состояния можно в ходе рисования, музицирования, стихосложения, игры.

Большими терапевтическими возможностями обладают техники рисования [3, 6]. Свою эмоцию (обиду, раздражение, злость и др.) можно визуализировать с помощью цветных карандашей на листе бумаги, затем в ходе рисования выразить связанное с ней напряжение [6].

Важная роль в регуляции эмоций отводится различным видам игровой деятельности. Это и спортивные, и настольные игры. Игры обычно проходят эмоционально, при этом участники терпимы к эмоциональным проявлениям партнеров и соперников. Исключение составляют азартные игры из-за большой эмоциональной включенности игрока в процесс и риска потери контроля над эмоциями и ситуацией в целом.

Ведение дневника является вариантом писательского творчества. Как способ отреагирования эмоций дневник используется в психотерапевтических целях [2], и поэтому данную технику мы выделяем отдельно. При трудностях выражения накопившихся чувств в устной речи ведение дневника является хорошим средством их разрядки посредством письменной речи. Дневник - деликатный способ снять социальные ограничения на форму и содержание высказывания.

Физическая активность благодаря работе тела позволяет освободиться от эмоционального и мышечного напряжения. Реализовать физическую активность можно через труд и спорт.

Ситуативно напряжение в руках снимается «боксированием» в воздух, ударами в подушку или «барабаня» кулаками по сиденью дивана. Напряжение в кистях разряжается сжатием или скручиванием подушки. «Сдавленность» в горле уходит, если покричать в уединенном месте (в лесу, личном автомобиле и др.).

Визуализация. Разрядить эмоциогенную ситуацию позволяет работа со своим активным воображением [4]. Человек в воображении реализует тот сценарий, который исходил из его чувств во время события, но был под избыточным сознательным контролем, и ситуация завершилась по другому сценарию.

Нередко снижению эмоционального напряжения способствуют просмотр зрелищ, компьютерные игры... Просмотр зрелищ включает такие способы проведения досуга, как посещение спортивного матча, кинотеатра, концерта, просмотр спортивных состязаний, шоу-программ, сериалов и пр. по телевизору.

Часто увлечение компьютерными играми указывает на то, что человек либо отдает предпочтение этому способу регуляции своего эмоционального состояния, либо владеет только им. В последнем случае важно предложить ему альтернативные способы управления психологическим состоянием.

Разрядка эмоций в ситуации общения, в отличие от ситуативного отреагирования, отсрочена во времени. Этот способ реализуется через проговаривание своих чувств в связи с человеком и ситуацией доверенному лицу. Им может быть коллега, друг, родители, психолог. Общение при этом возможно как очное, так и дистанционное (телефон, скайп).

Ворчание, как форма снижения эмоциональной напряженности, не требует конкретного доверенного лица, но эффективнее при наличии «слушателя». К этому способу нередко прибегают люди при физическом недомогании и лица пожилого возраста.

Бывает, для того чтобы снять эмоциональное напряжение, специалист прибегает к алкогольным напиткам. Алкоголь, воздействуя на сознание, снижает самоконтроль над эмоциональным поведением и раскрепощает человека. С другой стороны, он провоцирует выход из бессознательного подавленных чувств и эмоций. Часто подавленными оказываются агрессивные переживания. Нередко люди в состоянии опьянения становятся слезливыми. Алкогольные напитки, независимо от крепости, упрощают регуляцию эмоций, делают ее менее произвольной. Разумное питие позволяет снизить эмоциональное напряжение. Однако простота применения данного способа таит в себе угрозу алкогольной зависимости!

Характеристика традиционных вариантов отреагирования эмоций позволяет специалисту оценить эффективность их использования в своей профессиональной деятельности и расширить собственный поведенческий арсенал.

Заметим, что описанием данных вариантов снижения уровня стресса тема управления психологическим состоянием не исчерпывается.

В заключение важно сделать следующие выводы:

  1. Специалисту для контроля психологического состояния необходимо осознавать чувства, возникающие у него в эмоциогенной ситуации.
  2. Эффективным способом снижения эмоционального напряжения при профессиональном общении является «Я-высказывание».
  3. Схема «Я-высказывания» сводится к вербальному обозначению того, какое поведение пациента эмоционально задело, какие чувства вызвало и какие ответные действия со стороны специалиста провоцирует.
  4. Специалист самостоятельно выбирает способы управления стрессом, исходя из эффективности их применения в профессиональной деятельности.

Список литературы:
1. Бирюкова Е.Г., Спивак И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему поведению. Сборник статей. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 68 с.
2. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (сано- генное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. М.: Слайдинг, 2006, 96 с.
3. Орлов Ю.М., Гройсман А.Л. Медитативная графика. Психотерапия для себя. М.,1996. 156 с.
4. Патент 2424828, Российская Федерация, МПК A61M21/00. Способ И.М. Спивака аутокреативной терапии / Спивак И.М., опубл. 27.07.2011.
5. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Использование эфирных масел в сеансах комплексной коррекции эмоционального напряжения специалистов медицинского профиля // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014, № 24 (195), выпуск 28/1, с. 40-41.
6. Спивак И.М., Лазуренко С.Б. Графическая визуализация в диагностике и коррекции эмоционального напряжения у детей // Российский педиатрический журнал, 2013, № 3, с. 30-35.
7. Бирюкова Е.Г., Варфоломеева Е.Ю. Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий // Педиатрическая фармакология, 2012, т. 9, № 4, с. 103-105.

6 октября 2015 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика