Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения
Статьи
№3 (21) Май-июнь 2002 г.
Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения Г.Г. Онищенко Террористические акты заставили мир более пристально и серьезно взглянуть на проблему обеспечения безопасности населения. События с рассылкой писем, содержащих возбудителя сибирской язвы, подтвердили подозрения о возможности применения террористами оружия массового поражения, в данном случае биологического. Конвенцией "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" запрещено производство и использование бактериологического (биологического) оружия. До последнего времени эта Конвенция соблюдалась всеми государствами. Однако относительная доступность биологических агентов (особенно природных возбудителей инфекционных заболеваний), их низкая стоимость, легкость применения и массовость поражения, а также тяжесть последствий и трудности выявления исполнителя делают их крайне привлекательными для использования в качестве биологического оружия. Классические биологические агенты (БА) и средства их применения рассматриваются на основе 3 технологических категорий, с учетом целей террористического применения и типов действующих террористических групп по 10 тактическим параметрам. Низкотехнологичные БА вносятся в пищу или в воду, вызывая пищевое отравление. Высокотехнологичные БА могут применяться для заражения более крупных площадей. При этом БА, как правило, находятся в аэрозольной форме. БА на основе микробиологических технологий - это, например, искусственно модифицированные бактерии, резистентные к действию любых известных антибиотиков, или вирусы, более устойчивые к факторам окружающей среды. Развитие молекулярной биологии, микробиологии, генной инженерии и др. позволяет получать для нужд здравоохранения, сельского хозяйства, пищевой промышленности новые виды биологических агентов. Однако эти же достижения можно использовать в антигуманных целях, применив полученные биологические агенты в качестве новейших видов биологического оружия. Эффективность мероприятий по защите от террористического применения опасных патогенов и минимизация ущерба определяется, в первую очередь, своевременностью вакцинации значительных контингентов населения и готовностью медицинской службы к осуществлению лечебных и санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге поражения. Однако существующая в России система биологической защиты не в состоянии в полной мере обеспечить проведение противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, в том числе при противодействии биологическому терроризму. Выходом из сложившейся ситуации является опережающее развитие биотехнологий. До начала 90-х годов их создание было одной из приоритетных отраслей. Однако сегодня мы потеряли свои позиции в этой сфере и ее необходимо развивать ускоренными темпами. Кроме биотерроризма к основным источникам биологической опасности можно отнести: К основным направлениям борьбы с биологической опасностью относятся: 1. Разработка законодательной базы обеспечения биологической безопасности. 2. Развитие научно-технического потенциала по разработке средств и методов диагностики и защиты, в том числе производство антибиотиков, иммунобиологических и генно-инженерных препаратов.
3. Целевое финансирование научных работ, связанных с обеспечением биологической безопасности, охранных подразделений научно-исследовательских институтов и организаций. 4. Усиление мер по обеспечению охраны водозаборных, водопроводных и канализационных сооружений, предприятий по производству продуктов питания. 5. Усиление контроля за хранением и расходованием биологических препаратов. В настоящее время в стране в целях обеспечения биологической безопасности предприятий принят ряд мер. Одной из наиболее важных является принятие Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности". В целях противодействия биологическому и химическому терроризму и во исполнение решения Федеральной антитеррористической комиссии Минздравом России, совместно с ФСБ России, Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами приняты следующие меры: Отсутствует достаточная правовая база, регулирующая отношения в этой области, прежде всего Федеральный закон "О биологической безопасности". Имеющаяся в настоящее время материально-техническая база специализированных медицинских учреждений и научных организаций основывается на созданных в конце 80-х - начале 90-х годов средствах индикации, диагностических и лечебно-профилактических препаратах, дезинфектантах, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Отсутствуют автоматические средства обнаружения биологических агентов в окружающей среде, в местах наиболее вероятного совершения терактов (метро, вокзалы и аэропорты). Практически нет федеральных запасов вакцин, иммунобиологических препаратов и антибиотиков. Научные исследования по разработке и организации выпуска высокоэффективных средств диагностики, профилактики, лечения и дезинфекции особо опасных инфекций практически не финансируются. Имеются серьезные проблемы в обеспечении физической безопасности биологически опасных объектов. Ответственность администрации и должностных лиц по выполнению обязанностей, связанных с обеспечением безопасности этих объектов, снижена. Наблюдается тенденция уклонения руководителей от решения сложных, требующих финансовых затрат проблем. Охрана биологически опасных объектов имеет крайне важное значение, так как, по данным ряда министерств и ведомств, основными каналами поступления в незаконный оборот особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов могут являться: Перечисленные проблемы вызывают крайнюю озабоченность возможностью обеспечения биологической безопасности страны. Осознавая важность обеспечения биологической безопасности как составной части национальной безопасности, необходимо: © Г.Г. Онищенко, 2002 |