Фактор национальной безопасности

Комментарии

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №3 2000 Официальный отдел

В середине марта состоялась расширенная коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации по итогам работы отрасли за прошедшее десятилетие, явившаяся событием далеко не ординарным. Знаменательно, что в работе коллегии приняли участие члены Правительства РФ, руководители территориальных органов управления здравоохранением и фондов ОМС, видные ученые, общественные деятели.

Открыл форум работников здравоохранения патриарх российской медицины академик Борис Васильевич Петровский. Благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II передал собравшимся митрополит Солнечногорский владыка Сергий.

С большим вниманием участники коллегии слушали выступление заместителя председателя Правительства России по социальным вопросам Валентины Матвиенко. Вице-премьер подчеркнула важность задачи по возвращению Минздраву России главной стратегической координирующей роли в отрасли - как в целом по России, так и в субъектах Федерации.

Валентина Матвиенко указала, что особенно остро стоят проблемы доступности бесплатной медицинской помощи, ее низкого качества, роста платных услуг. "Становится затруднительным или просто невозможным получение специализированной высокотехнологичной помощи в федеральных клиниках". Минздрав России должен "представить в правительство программу развития федеральных научно-исследовательских медицинских учреждений".

Говоря о финансировании здравоохранения, Валентина Матвиенко особо остановилась на поступлении средств в систему ОМС: "Безусловно, нужна более эффективная работа по сбору страховых взносов в территориальные фонды ОМС. И никаких безденежных зачетов - с этим покончено раз и навсегда". Вице-премьер правительства упомянула также проблему доступности лекарственных средств: "Пенсионеры, ветераны, включая и льготные категории граждан, не могут позволить себе приобретать необходимые лекарства. Никаких действенных мер по выполнению федеральной целевой программы развития медицинской промышленности по выпуску медицинской аппаратуры, лекарств и субстанций для них не принимается, и мы все больше и больше попадаем в зависимость от лекарственного импорта. Предполагаем в ближайшее время вернуться к этой проблеме на заседании правительства".

В выступлении Валентины Матвиенко были затронуты и другие важнейшие аспекты работы отрасли. И, конечно, вопрос оплаты труда: "О зарплате медработников. Она уже находится за чертой прожиточного минимума, и правительство это понимает. В прошлом году зарплата была увеличена на 50%, с 1 апреля этого года - еще на 20%, но коренным образом это проблему не решает. Проведенная индексация зарплаты только-только покрывает потери от инфляции, и пока нельзя сделать серьезный прорыв в решении данной проблемы. Если в этом году будут сверхплановые доходы, то во втором полугодии мы вернемся к вопросу о повторной индексации зарплаты работникам бюджетной сферы. С профсоюзами мы договорились, что с 1 января 2001 года вернем прежние, более высокие коэффициенты к разрядам единой тарифной сетки, которые действовали до 1 апреля 1999 года, правительством готовится такое решение".

Значительный интерес участников вызвали также выступления президента Российской академии медицинских наук Валентина Покровского, главы Комитета по здравоохранению Госдумы Николая Герасименко, секретаря Совета безопасности Сергея Иванова и других. Сергей Иванов, анализируя состояние здоровья населения страны с точки зрения национальной безопасности, подчеркнул, что сегодня существует целый ряд проблем в области общественного здоровья, которые непосредственно угрожают безопасности России.

В основном докладе "Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000- 2004 годы и на период до 2010 года" министр здравоохранения, академик РАМН Юрий Шевченко провел глубокий анализ деятельности отрасли за последние десять лет и представил основные ориентиры в здравоохранении на предстоящий период. Предлагаем вниманию наших читателей основные тезисы доклада министра.

10 уроков реформирования российского здравоохранения

Необходимость реформирования здравоохранения стала очевидной уже в конце 70-х - начале 80-х годов. В этот период было отмечено значительное ухудшение состояния здоровья населения страны. Сложная социально-экономическая ситуация в полной мере отразилась и на здравоохранении. Усиление административно-командных методов, бюрократизация управления здравоохранением привели как к серьезным ошибкам в определении направлений развития отрасли, так и к диспропорциональному развитию самих отраслевых служб. Приоритет стал отводиться количественным характеристикам развития здравоохранения. Профилактика утратила приоритетность и стала носить декларативный характер. Экономические и нравственные деформации в обществе привели к снижению профессионального и морального уровня медицинских работников.

В реформах 90-х годов можно условно выделить два периода.

Начальный период был весьма хаотичным, связанным с обретением новых политических и экономических свобод. Здравоохранение оказалось в глубоком кризисе. Демографическая ситуация продолжала характеризоваться тенденциями спада рождаемости, роста смертности, снижения средней продолжительности жизни. Однако отрасль реформировалась не системно, а фрагментарными изменениями своих компонентов. Акценты подчас расставлялись на краткосрочных мерах по решению отдельных, иногда частных проблем. Цена такого подхода - усиление социального напряжения в отрасли и ухудшение качества жизни населения.

Последующие годы стали периодом определенной стабилизации социально-экономической обстановки в стране, в том числе и в здравоохранении:

- формируется конкурентная среда;

- рынок становится эффективным инструментом перераспределения ресурсов и накопления средств на цели охраны здоровья;

- исчезает тотальный рыночный дефицит медицинских услуг, лекарственных средств, медицинской техники;

- детальное централизованное планирование здравоохранения теряет свое значение, заменяется разработкой общей государственной политики в области охраны здоровья населения.

Таким образом, в России в секторе здравоохранения сформировались общемировые тенденции переходного периода.

В сегодняшних условиях интересы сохранения уже достигнутого требуют крайне тщательного и бережного подхода к реформированию здравоохранения, к тому, что необходимо делать и как делать. Именно эволюционность должна стать гарантом сохранения имеющихся положительных характеристик и их адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Опыт последнего десятилетия позволяет говорить об уроках - удачах и разочарованиях, обретенных надеждах и горьких сомнениях. Я бы рискнул выделить 10 таких уроков. Они требуют анализа и усвоения, формируют стратегические направления эволюционного реформирования отрасли.

1. Мы - сторонники внедрения в практику более широкого подхода к вопросам здравоохранения

Сегодня для меня как для министра несомненно одно: охрана здоровья людей - это не только раздел социальной политики государства, не только формальная категория социальной сферы, как приучили относиться к ней и население, и правительство, ставя медицину в один ряд с культурой, образованием, спортом.

Здравоохранение - это система и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека, это один из важнейших институтов безопасности нации, это высший приоритет цивилизованного государства. Ибо речь идет о воистину самом бесценном в мироздании - здоровье и жизни человека!..

Здоровье - показатель национального престижа, стабилизирующий фактор доверия ко всем ветвям власти, органам управления и политико-экономической системе в целом. В здоровье не только благополучие индивидуума и семьи. Здоровье - необходимое условие высокого трудового потенциала, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.

Сегодня позиция признания здоровья как высшего национального приоритета государства находит не только правильное понимание, но и твердую поддержку руководства России. "В центре российской национальной идеи должен стоять человек" - такая убежденность Президента РФ Владимира Путина стала основой для выработки концепции здравоохранения как императива безопасности и благополучия нации.

Только на этой основе будет в дальнейшем строиться деятельность как министерства, так и органов здравоохранения субъектов Российской Федерации.

2. Децентрализация управления

Конечно, это весьма эффективный способ улучшения медицинского обслуживания, оптимального распределения ресурсов с учетом региональных особенностей. Разделение функций федеральных органов и органов управления субъектов Федерации - объективное требование времени.

Но в области здравоохранения оно требует особого внимания. Ведь здравоохранение иерархично в своей основе и часто далеко выходит за пределы административных структур.

Я убежден, что характер развития российского здравоохранения как целостной системы предполагает не региональную или муниципальную, а единую государственную политику. Это - гарантия получения максимального эффекта от использования ресурсов здравоохранения, это - гарантия обеспечения конституционных прав людей на охрану здоровья. Несомненно, времена жесткого тотального контроля деятельности здравоохранения из единого центра прошли безвозвратно, канули в прошлое. Однако осталась проблема ответственности государственной власти всех уровней за эффективность системы охраны здоровья населения. Сегодня эта ответственность не только не утрачена, но и приобрела еще большую остроту. Она должна быть определена законодательным путем и поддержана нашими активными совместными разработками.

Чем демократичнее государство, тем строже вертикаль управления его институтами. И именно такую разумную и востребованную самим временем вертикаль власти мы будем формировать во всех областях нашей деятельности - от кадровой политики до вопросов международного сотрудничества.

3. Государственные гарантии охраны здоровья

Государство обязано предоставлять такие гарантии своим гражданам и, самое главное, обязано их выполнять независимо от формы организации медицинской помощи или ее финансирования.

Я не устану повторять: социальная справедливость в предоставлении медицинской помощи - святой долг современного общества. И уже одно это предполагает решающую роль, которая должна быть отведена государству в охране здоровья народа.

Значительное снижение объема и качества медицинской помощи вызвало нарушение конституционных прав граждан на ее доступность и бесплатность. Сведение медицинской помощи к "товару" уже привело к социальной дифференциации в медицинском обслуживании, к уклону в сторону лечебных мероприятий в ущерб профилактике, к коммерциализации медицинской деятельности, коррупции медицинских чиновников. Фактическая схема здравоохранения оказалась без достаточной государственной поддержки, а население - без защиты своих прав на здоровье.

Прав Борис Васильевич Петровский, еще 10 лет назад призывавший нас: "Не доламывайте до конца четкой конструкции системы нашего здравоохранения. Она нуждается в серьезных изменениях, но не в полной ломке..." Действительно, у нас и сейчас совсем не так плохо (если сравнивать с мировым уровнем) поставлена система первичной медицинской помощи населению: работа районных поликлиник, участковых врачей, скорой помощи.

Мы - за государственную ответственность и обязательства перед гражданами России. Мы не вправе ни сегодня, ни завтра отказаться от бесплатного характера медицинской помощи в жестко стандартизованных объемах и качественных параметрах. Я уверен, эти объемы и параметры должны быть не "минимальными", а максимально возможными, максимально достижимыми в сегодняшних условиях.

Одним из системообразующих принципов здравоохранения является сохранение "здоровья здоровых". И это объективно подтверждает необходимость укрепления государственного сектора здравоохранения. Именно этот сектор является стабилизирующим фактором для профилактики заболеваний и системы охраны здоровья в целом.

4. Платное здравоохранение

Мы ни в коем случае не намерены препятствовать развитию платных медицинских услуг и платной медицины вообще.

Я имею в виду профилактические и реабилитационные программы, пластическую хирургию, ряд разделов стоматологии, медицинское образование, профессиональное усовершенствование, многие научно-исследовательские проекты и прочее.

Наш девиз прост и понятен: "Пусть у человека будет выбор, но за дополнительные услуги надо платить". Я - за право и узаконенность дополнительных (личных и добровольных) расходов пациентов на улучшение качества медицинских и любых сервисных услуг, связанных с диагностикой, лечением и реабилитацией.

Твердость и сдержанность должны быть проявлены в наиболее зависимых от государственного патронажа, наиболее уязвимых разделах здравоохранения: система санитарно-эпидемиологического надзора, материнство и детство, онкология и гематология, высокотехнологичные области хирургии и прочее.

К сожалению, сегодня финансовые средства, предусмотренные для Минздрава России, не отражают реальные потребности отрасли, а определяются экономическими возможностями страны. Но, если мы не в состоянии достойно и вовремя платить медицинским работникам, если мы не можем дать лечебным учреждениям необходимого оборудования и лекарств, давайте позволим медикам зарабатывать эти деньги самим. Ведь сегодня в стране очень много людей, предприятий, организаций, способных заплатить за диагностику и лечение именно в российских лечебных учреждениях, а не за границей. Но при этом налоги от частной медицинской практики пусть будут источником весьма существенных бюджетных пополнений национального здравоохранения.

Все это в полной мере относится и к медицинскому страхованию. Я - за постепенное введение в нашей стране страховой медицины. Убежден, другого пути у нас просто нет. В финансировании здравоохранения должны принимать участие и государство, и предприятия, и сами граждане. Это призвано эффективно дополнять систему финансового обеспечения и общую стратегию развития отрасли.

В сегодняшнем здравоохранении мы должны, наконец, научиться считать, жить по цивилизованным законам экономики.

5. Стратегия развития современной медицины

Конечная задача медицины - дать человеку возможность не просто жить, а жить полноценно, обеспечивать хорошее качество жизни, удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием.

Именно концепция качества жизни должна стать кардинальным методологическим принципом и философией развития российской медицины. Это - надежный инструмент глубокого и многопланового анализа ключевых составляющих здоровья человека.

Наиболее актуальная область применения методологии оценки качества жизни в отечественном здравоохранении - стандартизация.

Страна живет и развивается в рыночной экономике. А поскольку нашим товаром являются лечебная работа, научные исследования, учебная деятельность, то к их качеству и сложности предъявляются максимальные требования.

Все мы должны сегодня активно сосредоточиться на широком круге проблем, связанных со стандартизацией, сертификацией, лицензированием и аккредитацией в медицине.

6. Реструктуризация отрасли

В сложившейся системе здравоохранения ресурсы концентрируются на уровне специализированных федеральных и региональных центров. В то же время эффективные организационные формы и методы наиболее полно реализованы на уровне первичной медико-санитарной помощи. Концентрация государственных ассигнований и медицинских услуг в специализированных клиниках приводит к увеличению издержек без явного улучшения общей эффективности медицинского обслуживания. Ведомственные системы медицинского обеспечения приводят к дублированию лечебных учреждений, появлению избыточных мощностей и медицинских кадров.

До настоящего времени из общего объема расходов на здравоохранение до 70 процентов по-прежнему приходится на наиболее ресурсоемкую стационарную помощь. Продолжается неоправданный рост обеспечения населения врачебными кадрами. При этом доля врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, составляет лишь 20-25 процентов от общего их числа, а более 30 процентов первичных контактов приходится на уровень специализированной медицинской помощи.

Необходимо сменить примат больничной системы оказания помощи на диагностико-восстановительные принципы охраны здоровья. Нельзя мириться с тем, чтобы койко-день обходился налогоплательщикам в десятки и сотни тысяч рублей, из которых более 80 процентов средств тратится на диагностику. Нужна система донозологического мониторинга уровней здоровья - с созданием необходимой инфраструктуры (центры диагностики, профессионального здоровья, восстановительной медицины).

7. Вопросы управления

Увлеченность реформированием отодвинула на второй план такие вопросы управления, как планирование, контроль, исполнительская дисциплина, подготовка кадров.

В этом отношении сегодняшнему здравоохранению требуется срочно разработать развернутую концепцию интеллектуализации самой системы и развития творческих способностей медицинских работников.

Необходимо утверждение новой идеологии, центральным звеном которой является представление о личности врача и передовых медицинских технологиях. Расходы на подготовку кадров следует рассматривать как долгосрочные инвестиции. Непрерывное образование должно являться частью процесса труда. Способность учиться становится все более важным качеством, даже более важным, нежели практический опыт, который (к сожалению!) быстро устаревает. На первый план выдвигается задача системной подготовки и переподготовки руководящих кадров и формирования кадрового резерва.

Медицинская наука - именно она обязана сыграть в ближайшее время ключевую роль в отборе и концентрации научно-технического потенциала и ресурсов на самых приоритетных программах и направлениях.

8. Роль медицинской общественности

Сегодня она, как никогда, велика. Да-да, именно так: ведущая роль принадлежит не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным медицинским объединениям - обществам, ассоциациям, союзам, фондам.

Деятельность этих организаций важна в законодательной сфере, в решении проблем медицинского образования, в использовании медицинской информации и технологий, в медицинской этике. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в институтах государственного устройства.

Мы приветствуем и будем впредь активно поддерживать любые здоровые инициативы, начинания и проекты профессиональных объединений нашей медицинской общественности.

9. Расширение социальной базы здравоохранения

Я имею в виду привлечение к работе по охране здоровья самих граждан, всего общества.

Только совместные усилия обеспечат повышение эффективности профилактической работы, придадут ей цивилизованный и комплексный облик, облегчат реабилитационную работу.

Для этого требуется создание единой общегосударственной системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации.

Мы должны всеми способами содействовать любым государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту здоровья людей, воспитание духовно-нравственного отношения к семье, общежитию, межчеловеческим взаимоотношениям, на популяризацию здорового образа жизни.

Прекрасно сказал недавно в интервью "Медицинской газете" Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "Здоровье - это целостное единство духа, души и тела человека, пребывающих в гармоническом согласии, дабы "тело служило разумной душе".

10. Защита социальных и профессиональных интересов всех наших коллег, работников отрасли - всех тех, кто связал свою жизнь и судьбу с благородным и жертвенным служением здоровью человека.

Это принципиально новая для отечественной медицины и здравоохранения область.

Я рассматриваю своим нравственным и гражданским долгом организацию разработки программы защиты жизни, чести и достоинства медиков, чья святая человеческая и профессиональная обязанность - облегчать страдания больных и раненых.

Настала пора узаконить правовую защищенность медицинских работников, а не только пациентов. Коль скоро врачу вручается право ответственности за человеческую жизнь, нужно обеспечить и его права. В нашей стране нет ни закона в защиту медицинского работника, ни специальной страховой службы.

Необходимо учреждение медицинской коллегии адвокатов для защиты чести и достоинства медицинских работников от необоснованных обвинений в непрофессионализме и безнравственности, от неоправданных жалоб.

Нам предстоит разработать систему достойного поощрения и признания заслуг медиков, цена которым - спасение жизни и человеческие судьбы.

Считаю необходимым создать национальное движение врачей "В защиту прав, достоинства и жизни медиков". Движение должно квалифицировать применение оружия против медицинского работника при любых обстоятельствах как преступление против человечества...

Ближайшими задачами являются установление оптимальных взаимодействий между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и государственным регулированием, общественной и частной деятельностью.

Перспективы и возможности государственного здравоохранения, системы медицинского страхования, либерализация и регулирование рынка медицинских услуг, трансформация управления на основе научного обоснования системы охраны и укрепления здоровья - лишь малая часть задач, стоящих перед наукой и практикой российского здравоохранения.

При этом в центре всех реформ должны наконец оказаться все те, кому по праву принадлежит решающая роль в обеспечении охраны здоровья людей, - врач и медицинская сестра, вооруженные медицинскими технологиями сегодняшнего дня. Все наши усилия должны быть подчинены этой концептуальной идее: совершенствовать управление здравоохранением с созданием максимально благоприятных условий для деятельности медицинского работника. Поэтому наш основной приоритет на ближайшие годы должен быть отдан всемерной государственной поддержке развития медицинской науки и передовых медицинских технологий.

Сегодня необходимы действия скоординированные - ученых-медиков, работников практического здравоохранения, федеральных и региональных органов управления, общественно-медицинских организаций России.

Мы, врачи и средние медицинские работники, должны нести сегодня в народ и духовное. Дать людям успокоение, надежду, помочь человеку в трудной для него ситуации мобилизовать свою волю, найти силы для борьбы с болезнью или для решения трудных житейских проблем, найти правильный путь в выстраивании межчеловеческих отношений в семье, на работе и в обществе в целом. Все это - факторы общего здоровья. И врач, и медсестра, особенно умудренные и одаренные качествами доброго воздействия на людей, сродни духовному наставнику. И грех не использовать сегодня этот дар, который, по сути, является элементом профессионализма. Поэтому медицинское учреждение должно уподобиться храму (храму здоровья), а мы - служителям этого храма.

К сожалению, мы недостаточно используем эти наши возможности. Сами порой находимся под гнетом сложных реальностей. И тем не менее все, кто избрал профессию медика, кто добровольно возложил на себя ответственность за здоровье человеческого тела, возложили на себя крест ответственности и за здоровье его души.

Сегодняшняя коллегия призвана консолидировать усилия всех.

Верю в вас, кого привели в этот зал искренняя обеспокоенность, тревога и боль за судьбу родного здравоохранения, надежда на доброе и убежденность в необходимости разумных перемен.

Спасибо всем вам, дорогие мои. И - мой низкий поклон за ваш самоотверженный труд!

Юрий ШЕВЧЕНКО,
министр здравоохранения Российской Федерации

1 октября 2000 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика