Чтобы не были взятки гладки

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №2 2000 В последние годы отмечается существенный рост профессиональной заболеваемости работников системы здравоохранения, в том числе медсестер, акушерок, фельдшеров. Об этом, в частности, шел серьезный разговор на семинаре-совещании руководителей служб и специалистов охраны труда органов управления здравоохранением и центров Госсанэпиднадзора, состоявшемся в конце прошлого года в Москве.

О проблемах, существующих в области охраны труда медиков, мы попросили рассказать начальника отдела охраны труда и социальных вопросов Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Евгения Хаскеловича ПАВЛОВА.

- Рост профессиональной заболеваемости не может не вызывать тревоги. Статистика свидетельствует, что за последние пять лет профессиональная заболеваемость среди медиков выросла почти вдвое: к примеру, если в 1995 году было отмечено 259 случаев профзаболеваний на 10 тысяч человек, то в 1998 году - уже 415. Отмечу, что в структуре профессиональных заболеваний резко возросла заболеваемость туберкулезом органов дыхания - 229 случаев в 1998 году по сравнению с 157 случаями в 1997-м. Бесспорный лидер Москва - 45 случаев, затем идут Свердловская (24), Самарская (22), Омская (20), Тюменская (19), Кемеровская (16). По 15 случаев зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Тверской областях.

Анализ статистической отчетности и материалы расследований несчастных случаев со смертельным исходом свидетельствуют о том, что производственный травматизм в области здравоохранения несколько снизился. Если в 1995 году из 2961629 работающих пострадало 6426 человек (в том числе 67 умерли), то в 1998 году, несмотря на то что количество работающих значительно увеличилось, количество пострадавших уменьшилось на 464 человека. Изучение причин несчастных случаев со смертельным исходом свидетельствует о том, что основной их причиной являются дорожно-транспортные происшествия, в том числе и по вине водителей ведомственного транспорта. Наибольшее количество погибших приходится на районные больницы.

- Каковы, на ваш взгляд, причины роста профзаболеваемости?

- Прежде всего неблагоприятные условия труда, отсутствие индивидуальных средств защиты и дезинфекции. Как правило, это связано с тем, что материально-техническая база учреждений отрасли ухудшилась и руководители ЛПУ "урезают" расходы на охрану труда. В то же время со стороны администрации не всегда налажен контроль за соблюдением требований охраны труда и производственной санитарии, да и среди работников немало таких, которые не выполняют требований инструкции по охране труда, пренебрегают имеющимися средствами индивидуальной защиты. Нельзя не отметить, что на рост профзаболеваемости влияет низкий жизненный уровень работников здравоохранения. На зарплату медсестры или акушерки трудно полноценно питаться, а это значит, что сопротивляемость организма различным инфекциям снижается.

- С какими основополагающими документами необходимо познакомиться тем, кто хочет расширить свои знания по вопросам охраны труда?

- С Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации - она одобрена постановлением Правительства РФ № 1387от 05.11.97 года и Положением о Минздраве России. Вопросы охраны труда и социальной защиты работников здравоохранения являются составной частью и регламентируются приказом Минздрава России №126 от 29.04.97 года, который определяет основные задачи руководителей органов управления и учреждений здравоохранения в этой области, а также порядок обучения и проверки знаний по охране труда, предоставления и обработки информации о производственном травматизме. К последним документам, организующим работу по охране труда в отрасли, следует отнести решение коллегии Минздрава РФ от 23 февраля 1999 года Пр.З "О состоянии охраны труда в организациях здравоохранения и ходе выполнения Отраслевого тарифного соглашения", Программу первоочередных мер по охране труда работников системы Министерства здравоохранения Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденную Минздравом России и согласованную с ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, а также Отраслевое тарифное соглашение по организациям здравоохранения Российской Федерации на 1998-1999 годы и некоторые другие.

- Часто между руководителями и работниками возникают споры по вопросам охраны труда и социальной защиты. Как этого избежать?

- Необходимо научиться грамотно регулировать социально-трудовые отношения. Наилучший способ - заключение коллективных договоров и соглашений. В современных условиях это становится жизненной необходимостью, так как законы по охране труда, принимаемые на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, предусматривают, как правило, лишь минимальный уровень прав и гарантий для работников. Более же детальное регулирование трудовых отношений переносится на уровень учреждений и осуществляется с помощью коллективных договоров. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" дает возможность перейти к договорному регулированию многих важных вопросов и обеспечить и для работников, и для работодателей необходимую степень свободы в определении основных условий труда в учреждении, повышении уровня социальных гарантий и льгот. Напомню, что коллективный договор имеет определенный срок действия, устанавливаемый по соглашению сторон, который может составлять от года до 3 лет; обязательства же, которые могут включаться в коллективный договор, изложены в ст. 13 Закона. Практика показывает, что, несмотря на ограниченные возможности бюджетного финансирования, благодаря коллективным договорам во многих учреждениях здравоохранения удалось решить вопросы продолжительности дополнительных отпусков за работу во вредных и неблагоприятных условиях, дополнительно к установленным нормам обеспечить работников специальной и санитарной одеждой и обувью, организовать горячее питание персонала и оборудовать санитарно-бытовые помещения, тренажерные залы и комнаты психологической разгрузки.

- Какие изменения за последнее время произошли в области социальной защиты медиков?

- Минздравом России подготовлены обоснования, позволившие принять ряд мер по социальной защите работающих на уровне Правительства Российской Федерации:

- получил право на льготную пенсию по Спискам №1 и №2 медицинский персонал отделений рентгено-ударноволнового дистанционного дробления камней;

- получили право на льготную пенсию по Списку №2 врачи, средний и младший медперсонал гематологических учреждений и подразделений, занятые лечением химиопрепаратами опухолей системы крови;

- средний и младший медперсонал, обслуживающий больных в психиатрических, соматопсихиатрических отделениях и кабинетах, а также кабинетах многопрофильных ЛПУ;

- восстановлено право на льготные пенсии для работников клиник научно-исследовательских и образовательных учреждений здравоохранения, не имеющих статуса "юридического лица";

- получили право на дополнительную 20-процентную надбавку к окладу, сокращенный рабочий день (36-часовая рабочая неделя), ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней работники организаций здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных;

- установлен дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики;

- установлен удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней педагогическому персоналу учебных подразделений учреждений здравоохранения.

- От руководителей ЛПУ часто приходится слышать жалобы, что из-за недостаточного финансирования трудно проводить необходимые мероприятия по улучшению условий и охраны труда и обеспечивать работающих спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты. Если все так плохо, с руководства и взятки гладки?

- Думаю, что любой работник вправе требовать от своего руководителя, чтобы тот обеспечивал его всем необходимым для работы. В том числе и средствами индивидуальной безопасности. Легче всего говорить о трудных временах, сложнее взять да и навести порядок в своем собственном хозяйстве. Привести в соответствие с действующими требованиями, приказами, рекомендациями нормативные документы по охране труда в своем учреждении. Провести ревизию спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, а также подготовить предложения по замене устаревших образцов. Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, обеспечить эффективный контроль за воздействием вредных или опасных производственных факторов на здоровье работающих. Скоординировать работу в этой области, разработав и согласовав с профсоюзными органами программу улучшения условий работы и охраны труда на ближайшие 2-3 года. Активно содействовать заключению соглашений и коллективных договоров и обязательно включать в них раздел "охрана труда". Организовать обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда по программам, разработанным Минздравом России, с тем чтобы все, начиная с руководителя и кончая санитаркой, владели вопросами охраны труда в объеме выполняемой работы. Взять под контроль вопросы обеспечения работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, молоком, предоставления льгот и компенсаций за условия труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Навести порядок в расследовании и учете несчастных случаев, связанных с производством, своевременно и правильно предоставлять годовую отчетность и информацию по несчастным случаям со смертельным исходом.

И в заключение хочу напомнить, что, по разъяснению Министерства финансов РФ (информация доведена до мест письмом Минздрава России от 29.07.98 № 14-07 (1245-98), расходы на охрану труда в системе здравоохранения могут проводиться из бюджетных источников - в соответствии с новой бюджетной классификацией, по статье "прочие текущие расходы", код 111040; а также и внебюджетных источников. Думаю, что эта информация поможет руководителям грамотно распределять средства, в том числе и на охрану труда своих работников.

1 октября 2000 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика