О некоторых первоочередных мерах по созданию системы противодействия биологическому терроризму
Статьи
№3 (21) Май-июнь 2002 г.
О некоторых первоочередных мерах по созданию системы противодействия биологическому терроризму К.К. Раевский В мировой научной литературе, всевозможных средствах массовой информации на протяжении последних 15-17 лет широко обсуждаются проблемы биологического (БО) и токсического (ТО) оружия. Обусловлено это получившими известность многочисленными фактами реализации в ряде стран таких исследовательских и технологических программ, которые, не нарушая по формальным признакам Конвенцию 1972 г. "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериоло-гического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении", не могут расцениваться иначе, как подготовка к применению этих видов оружия массового поражения (ОМП). На рубеже ХХ-ХХI веков, однако, произошло существенное смещение акцентов с позиций традиционных представлений о боевом использовании БО и ТО как таковых в сторону применения их основных компонентов - биологических поражающих агентов (БПА) и токсинов в виде актов биологического терроризма. Исключительную озабоченность и тревогу в этой связи вызывает потенциально легкая доступность БПА - в мире сейчас насчитывается порядка 1000 объектов, содержащих коллекции патогенных микроорганизмов и вирусов. Под средствами для осуществления биотеррористических актов подразумеваются объекты, которые представляют микромир, т.е. микробиологические объекты, в отдельных случаях, правда, в сочетании с кровососущими членистоногими-переносчиками. Таким образом, термин "биологический терроризм" и его синонимы отражают по сути понятие "микробиологический терроризм". Следует отметить также, что БПА и токсины - это две принципиально различные категории поражающих средств. Имевшие место в США и других зарубежных странах в последней трети 2001 г. десятки случаев сибиреязвенной инфекции, возникшие вследствие злоумышленной рассылки спор бактерий в почтовых отправлениях, должны получить такую же нравственную оценку, как газобаллонная хлорная атака в период Первой мировой войны и атомная бомбардировка Хиросимы во время Второй, ставшие прецедентами применения принципиально новых для человечества средств массового уничтожения. Противодействие биотерроризму как социальному злу в глобальных масштабах, равно как решение конкретных задач по предупреждению и отражению биотерактов на местах, требуют тщательных разноплановых научных исследований и разработок на системной основе, причем при условии самой широкой международной интеграции. Естественно, что для этого потребуются усилия большого числа компетентных специалистов, а реальные плоды появятся только по прошествии какого-то времени. Однако уже сейчас, на основании имеющихся знаний, практического опыта и критической оценки складывающейся ситуации, могут быть предложены меры, реализация которых окажет существенную помощь при решении таких непростых задач. Прежде всего, очевидно, что проблемы противодействия биотерроризму необходимо решать в едином комплексе с такими близкородственными проблемами, как биологическая безопасность (ББ) и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Принципиально важное значение имеет разработка концепции ББ страны, определяющей на перспективу первых десятилетий ХХI века такие основополагающие позиции как источники биологической опасности, организационные принципы ББ, силы и средства обеспечения ББ, научно-техническая политика и приоритетные направления развития средств и методов защиты, организационные и технико-экономические подходы к созданию необходимых резервов сил и средств и т.д. Исключительно важной с позиций ББ, противодействия биотерроризму и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия представляется организация национальной единой автоматизированной системы наблюдения и контроля биологической обстановки. Основу системы должны составить НИИ микробиологического, вирусологического и эпидемиологического профиля, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие практические санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные учреждения Минобороны РФ, Минздрава РФ, Минсельхозпрода РФ. Нуждается в осуществлении в первоочередном порядке также довольно большой блок мер юридического и организационно-технического характера. Центральное место в числе таких мер мы склонны отвести закреплению в законодательстве РФ уголовной ответственности как за тяжелейшие преступления перед человечеством за несанкционированные действия, связанные с добычей (выделением), содержанием, накоплением и применением в антигуманных целях возбудителей инфекций человека, а также животных и растений, представляющих потенциальную или предположительную угрозу для жизни и здоровья людей. Бесспорно, позитивную роль должны сыграть также: В первоочередном решении нуждаются также и вопросы кадрового порядка. Благодушное восприятие проблем БО в 1980-90 годы привело к постепенному практически полному "вымыванию" из учебных программ подготовки врачей и последипломного образования вопросов защиты от БО, микробиологии БПА, эпидемиологии, патогенеза, клиники, профилактики и лечения вызываемых ими инфекций и, следовательно, к снижению среднего уровня готовности специалистов к выполнению в особый период своих профессиональных обязанностей. В качестве радикальной меры по преодолению сложившегося положения предлагается пересмотр учебных программ с внесением в них необходимых корректив и переход на обучение медицинского персонала всех категорий и специализаций, в особенности эпидемиологов, микробиологов, вирусологов, врачей-лаборантов и инфекционистов по обновленным программам. Можно с уверенностью утверждать, что обсуждаемые меры, не претендующие на исчерпывающую полноту, явятся реальными шагами на пути к решению не только задач противодействия биотерроризму, но и сложнейших проблем обеспечения ББ страны и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. © К.К. Раевский, 2002 |