Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации
СтатьиОпубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №2 2000
Утверждаю
Министр здравоохранения РОССИЙСКОЙ Федерации
Ю.Л. Шевченко
22 января 2000г.
ДОКТРИНА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕДоктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Национальной доктриной образования в Российской Федерации.
Доктрина определяет цели подготовки и воспитания специалистов отрасли, пути их достижения в соответствии с политикой Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения России и органов управления здравоохранением субъектов Федерации.
Цели Доктрины:
- создание правовых, организационных и методических условий для развития среднего медицинского и фармацевтического образования как звена системы непрерывного образования России;
- обеспечение функционирования и развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования в интересах личности и общества;
- обеспечение уровня и качества среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с перспективами развития здравоохранения и медицинской науки.
Доктрина реализуется за счет средств Федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих действующему законодательству.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система среднего медицинского и фармацевтического образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и уважением к закону;
- разностороннее развитие молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека;
- адекватный мировому опыту уровень знаний и профессиональной культуры;
- систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного и профессионального, отражающего изменения в сфере экономики, медицинской науки и здравоохранения;
- непрерывность образования на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста;
- развитие двух типов образовательных учреждений: медицинских и фармацевтических училищ и колледжей;
- совершенствование Государственных образовательных стандартов с целью формирования единого образовательного пространства;
- преемственность и интеграцию среднего и высшего медицинского и фармацевтического образований;
- развитие в последипломном образовании дистанционного обучения, создание программных продуктов, реализующих информационные технологии в образовании;
- развитие отечественных педагогических и воспитательных традиций в работе со студентами;
- участие педагогических работников в научной деятельности;
- экологическое воспитание;
- всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии студентов;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности и гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
- создание социально-экономических условий для развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования;
- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
- привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью лучшего удовлетворения потребностей рынка труда;
- нахождение эффективных путей и средств расходования бюджетных средств в области среднего медицинского и фармацевтического образования;
- обеспечение доступа обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
- повышение материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализация социальных гарантий, прав и льгот работников среднего медицинского и фармацевтического образования и обучающихся;
- создание условий для получения среднего медицинского и фармацевтического образования детьми-сиротами, инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
- интеграция образования, науки и практического здравоохранения;
- поддержка различных форм студенческого творчества;
- пропаганда и распространение основных целей и задач среднего медицинского и фармацевтического образования, установленных настоящей Доктриной в средствах массовой информации;
- интеграция Российской системы среднего медицинского и фармацевтического образования и мировой образовательной системы;
- доступность последипломного образования каждому специалисту среднего звена не реже, чем 1 раз в 5 лет;
- осуществление приема в медицинские и фармацевтические колледжи и училища с учетом задач и потребности здравоохранения регионов в специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
- обеспечение взаимодействия органов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней, региональных и отраслевых органов управления образованием на основе взаимосвязанных программ развития среднего профессионального образования;
- участие в разработке и совершенствовании механизма лицензирования образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, системы аттестации и государственной аккредитации средних профессиональных учебных заведений;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для среднего медицинского и фармацевтического образования;
- совершенствование системы аттестации руководящих и педагогических кадров;
- формирование и подготовка резерва руководящих кадров средних профессиональных учебных заведений;
- формирование системы федеральной, региональной и отраслевой социально-экономической поддержки обучающихся, выпускников и работников;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
- обеспечение отдыха, медицинского обслуживания, развитие других форм социальной поддержки работников и обучающихся;
- создание системы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников в системе здравоохранения и медицинской науки;
- развитие научных исследований, обеспечивающих решение важнейших проблем системы среднего медицинского и фармацевтического, образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ
- обеспечение здравоохранения Российской Федераций квалифицированными кадрами;
- достижение соответствия между потребностью населения, рынка труда и объемом подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
- достижение оптимального соотношения врачебного и сестринского персонала;
- дальнейшее развитие многоуровневого среднего медицинского и фармацевтического образования в системе непрерывного образования;
- повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности выпускников медицинских и фармацевтических училищ и колледжей на рынке труда;
- развитие многопрофильности и многофункциональности учебных заведений среднего медицинского и фармацевтического образования;
- интеграция всех уровней медицинского и фармацевтического образования;
- сбалансированность федеральных и региональных интересов;
- введение в действие нового поколения Государственных образовательных стандартов по специальностям среднего медицинского и фармацевтического образования с учетом развития здравоохранения и медицинской науки, обеспечивающих преемственность уровней образования;
- формирование программного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в медицинских колледжах и училищах, нового поколения учебников и учебных пособий;
- введение новых технологий обучения, включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные и др.;
- развитие внеучебной творческой деятельности студентов в различных ее формах;
- развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;
- формирование новой воспитательной среды, способствующей гражданскому воспитанию личности, профессиональному самоопределению и творческой реализации;
- улучшение контроля качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
- улучшение обеспеченности медицинских колледжей и училищ педагогическими и руководящими кадрами;
- развитие взаимодействия медицинских и фармацевтических колледжей и училищ с высшими учебными учреждениями, научными организациями и сообществами;
- расширение сотрудничества с зарубежными учебными заведениями;
- участие в международных проектах и программах;
- повышение эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов для здравоохранения на основе творческого использования международного опыта;
- расширение международных обменов студентами и преподавателями.
Руководитель Департамента образовательных
медицинских учреждений и кадровой политики
Н.Н. ВОЛОДИН