Модернизация психиатрической службы г. Москвы: от гуманизации помощи к развитию общественно-ориентированной психиатрии

Комментарии

Костюк Г.П., Масякин А.В.
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», Москва, Россия

Обоснование: основным направлением развития современной системы психиатрической помощи является внедрение модели общественно-ориентированной психиатрии. Основные принципы общественно-ориентированной психиатрии были сформулированы в международных документах, регламентирующих работу и организацию служб психического здоровья, и заключаются в обеспечении комплексной специализированной психиатрической помощи на уровне первичного медико-санитарного звена, интеграции психиатрической помощи в общесоматическую сеть, создании служб реабилитации во всех психиатрических учреждениях, оказании помощи на дому, сокращении стационарного звена, применении подходов, основанных на принципах доказательной медицины, а также в развитии преемственности между стационарной и амбулаторной психиатрической службами, мультидисциплинарном подходе к оказанию психиатрической помощи и соблюдении прав лиц, страдающих психическими расстройствами.
Цель: описание модернизации психиатрической службы г. Москвы, произведенной в 2010-2018 гг.
Материал и методы: данные организационно-методического отдела по психиатрии Департамента здравоохранения г. Москвы, Приказ № 624 Департамента здравоохранения г. Москвы, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 753, Приказ № 130 Департамента здравоохранения г. Москвы.
Результаты: рассмотрены основные этапы преобразования психиатрической службы города Москвы с 2010 г., направленные на оптимизацию стационарного звена и развитие амбулаторной службы. Реформа психиатрической службы проводится в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и принципами общественно-ориентированной психиатрии.
Этап преобразований, реализованный в 2010-2016 гг., заключался в присоединении психоневрологических диспансеров (ПНД) к психиатрическим больницам (ПБ) в качестве филиалов, сокращении коечного фонда психиатрических учреждений и их перепрофилировании. Этап, реализованный в 2017 г., включал реорганизацию стационарной сети: дальнейшее сокращение коечного фонда и объединение ПБ. Этап, запланированный на 2017-2020 гг., предполагает развитие амбулаторных учреждений.
Выводы: благодаря проводимым реформам, минимизирована неравномерность распределения ресурсов между психиатрическими медицинскими организациями различных округов Москвы, восполнен недостаток площадей для психиатрических амбулаторных служб, приближены к целевым показателям сроки стационарного лечения, структура психиатрической амбулаторной службы приведена в соответствие с «Порядком оказания медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения».

Ключевые слова: организация психиатрической помощи; модернизация психиатрической службы; деинституциализация; общественно-ориентированная психиатрия
Для цитирования: Костюк Г.П., Масякин А.В. Модернизация психиатрической службы г. Москвы: от гуманизации помощи к развитию общественно-ориентированной психиатрии // Психиатрия. 2018. № 79 (3). С.
Конфликт интересов отсутствует.

Modernization of the psychiatric service in Moscow: from humanization of assistance to the development of socially oriented psychiatry

Kostyuk G.P., Masyakin A.V.
Psychiatric Clinical Hospital № 1 name after N.A. Alekseev, Moscow, Russia

Background: the main direction of the psychiatric care organization development is the creation of community-based psychiatry system. The basic principles of community-based psychiatry were formulated in international documents regulating the work and organization of mental health services, and consist in providing comprehensive specialized psychiatric care at the primary health care level, integrating psychiatric care into general hospitals, creating rehabilitation and home care services, reduction of the inpatient services, use of evidence-based approaches, continuity between inpatient and outpatient psychiatric services, a multidisciplinary approach and observance of mentally ill people rights.
Aim: description of Moscow Psychiatric Service modernization, produced in 2010-2018.
Materials and methods: data of the Psychiatry Organizational and Methodical Department of the Moscow Health Department, Order No. 624 of the Moscow Health Department of September, Order No. 753 of the Moscow Health Department and Order No. 130 of the Moscow Health Department.
Results: reorganization of the psychiatric services in Moscow from 2010 have been aimed at optimizing of inpatient and development of outpatient levels. The reform of the psychiatric services was carried out in accordance with the Law of the Russian Federation of 02.07.1992 «On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens in its provision» and the principles of community-based psychiatry.
The first stage of reforms, implemented in 2010-2016, consists of the psycho-neurological dispensaries joining to the psychiatric hospitals, the inpatient level reduction and reprofiling of psychiatric hospitals. The second stage, implemented in 2017, included the reorganization of psychiatric hospitals: a further inpatient level reduction and the pooling of psychiatric hospitals. The third stage, planned for 2017-2020, involves the development of outpatient facilities.
Conclusions: due to ongoing reforms, the uneven distribution of resources among psychiatric medical organizations in various districts of Moscow has been minimized, the lack of areas for psychiatric outpatient services has been filled, the duration of inpatient treatment has been approximated to the target indications, the structure of the psychiatric outpatient service has been brought into line with the «Order of providing medical care to persons with mental and behavioral disorders».

Keywords: organization of psychiatric care; psychiatric service modernization; deinstitutionalization; community-based psychiatry
For citation: Kostyuk G.P., Masyakin A.V. Modernization of the psychiatric service in Moscow: from humanization of assistance to the development of socially oriented psychiatry // Psychiatry. 2018. № 79 (3). P.
There is no conflict of interest.

Список использованных сокращений
ОИОПП — отделение интенсивного оказания психиатрической помощи
ПНПП — пост неотложной психиатрической помощи
ПОНП — психиатрические отделения неотложной помощи

Введение
Основу современной системы оказания психиатрической помощи составляют ее гуманизация и внедрение модели общественно-ориентированной психиатрии. Данные концепции были сформулированы в международных документах, регламентирующих работу и организацию служб психического здоровья — «Европейской декларации по охране психического здоровья», принятой в 2005 г. Европейской конференцией ВОЗ, «Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг.», принятом в 2013 г. на 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, и «Европейском плане действий по охране психического здоровья», принятом в 2013 г. на 63-й сессии Европейского регионального бюро ВОЗ [1-3].

Ключевыми принципами в приведенных международных документах являются: обеспечение на уровне первичного медико-санитарного звена комплексной специализированной психиатрической и социальной помощи, преимущественно оказываемой по месту жительства; интеграция психиатрической помощи в общесоматическую сеть, создание выездных служб, служб помощи на дому, неотложной помощи и реабилитации по месту жительства; замена части стационарных коек, длительно занятых лицами с психическими заболеваниями, на социальные койки или поддержку выписанных пациентов на дому; применение подходов, основанных на принципах доказательной медицины; преемственность между стационарной и амбулаторной психиатрической службами, мультидисциплинарный подход к оказанию психиатрической помощи, соблюдение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, борьба с их стигматизацией и дискриминацией. В работах отечественных авторов, которые на протяжении многих десятилетий занимались совершенствованием психиатрической службы, достигли определенных успехов в развитии службы, также указывалось на необходимость использования указанных принципов [4, 5].

Преобразования психиатрической службы г. Москвы с 2010 г. были направлены на уменьшение избыточности стационарного звена, реорганизацию структуры психиатрической службы и повышение преемственности между амбулаторным и стационарным звеном. Реформа психиатрической службы осуществлялась в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно ст. 5 которого «Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на... психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства... пребывание в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, только в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи в таких условиях» [6].

Материалы и методы
Данные организационно-методического отдела по психиатрии Департамента здравоохранения г. Москвы, Приказ № 624 Департамента здравоохранения г. Москвы от 1 сентября 2017 г. «О проведении пилотного проекта по совершенствованию медицинской помощи при эндогенных психотических расстройствах на начальном этапе заболевания», Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы №753 от 30.07.2013 г. «Об организации психиатрической неотложной помощи в г. Москве», Приказ № 130 Департамента здравоохранения г. Москвы от 21.02.2018 г. «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ».

Результаты
Первый этап модернизации психиатрической службы г. Москвы
Первый этап преобразований, реализованный в 2010-2016 гг., заключался в присоединении психоневрологических диспансеров (ПНД) к психиатрическим больницам (ПБ) в качестве филиалов, сокращении коечного фонда психиатрических учреждений и их перепрофилировании, передаче ряда учреждений в ведомство Департамента труда и социальной защиты населения (ПБ № 2 им. О.В. Кербикова, ПБ № 10).

До начала проведения реформ в составе службы состояло 16 ПБ и 24 ПНД, представляющих собой самостоятельные юридические лица. В ходе первого этапа проведенных преобразований были сформированы 6 территориально-производственных обединений (ТПО), в которые вошли шесть ПБ, имеющих в составе филиалы (21 ПНД), что позволило сократить расходы на содержание административно-управленческого аппарата.

Одновременно с этим было начато сокращение избыточного коечного фонда: в 2010 г. количество психиатрических коек в Москве составляло 14 тыс., в 2013 г. — 11 тыс., а к 2016 г. составило 8,6 тыс., т.е. количество коек за этот период было сокращено на 39%. Сокращение коечного фонда осуществлялось в основном за счет простаивающих коек, что позволило выделить места для расширения коечного фонда Департамента труда и социальной защиты населения (ДТСЗН), а также перераспределить финансирование в сторону развития амбулаторного звена психиатрической службы.

Второй этап модернизации психиатрической службы г. Москвы
Второй этап реформирования службы, реализованный в 2017 г., включал реорганизацию стационарной сети: дальнейшее сокращение коечного фонда (простой коечного фонда в 2015 г. составлял от 5 до 75%), присоединение ПКБ № 3 к ПКБ № 4, присоединение ПБ № 14 к ПКБ № 1 с перепрофилированием коек в ПБ № 14 на койки сестринского ухода, передачу ПКБ № 15 в ведомство ДТСЗН и передачу ПКБ № 12 в НПЦ им. Соловьева.

В течение 2016 г. рабочей группой Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы (НИИ ОЗММ ДЗМ), главным внештатным специалистом по психиатрии ДЗМ, организационно-методическим отделом по психиатрии ДЗМ были проведены операционный аудит, анализ ресурсообеспеченности, оценка показателей качества и эффективности деятельности психиатрической сети города. Были выявлены сохраняющиеся неравномерность распределения ресурсов между психиатрическими медицинскими организациями различных округов Москвы, общий недостаток площадей для разворачивания психиатрических амбулаторных служб и отсутствие в ряде медицинских организаций амбулаторных структурных подразделений, предусмотренных Порядком оказания медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, утвержденным Приказом Минздрава РФ № 566н от 17.05.2012 г. (медико-реабилитационных отделений, отделений интенсивного оказания психиатрической помощи), превышение в ряде учреждений сроков стационарного лечения, установленных стандартами оказания специализированной психиатрической помощи в соответствии с приказами Минздрава РФ.

Контингент пациентов ПБ состоял из пациентов с острыми состояниями (40-45%), наркологического профиля (20%), 14-19% пациентов находились в подостром состоянии, и для этой категории больных был возможен перевод в полустационары для долечивания, 15% составляли пациенты, нуждающиеся в уходе и переводе в учреждения соцзащиты, выписке домой с организацией ухода на дому и переводе на паллиативные койки ДЗМ с организацией сестринского ухода, 5% приходилось на пациентов, утративших социальные связи, для которых возможен перевод на реабилитационные программы «переходного жилья», в учреждения соцзащиты, 1% пациентов проходил экспертизу. Таким образом, более 30% пациентов не выписывались из стационаров в связи с неразвитостью амбулаторных и социальных служб, поэтому при условии развития технологий стационарозамещения было возможно сокращение коечного фонда ПБ без снижения качества и объемов оказываемой помощи.

Целью проекта реорганизации медицинских учреждений психиатрической службы являлось сокращение объемов стационарной и увеличение объемов амбулаторной помощи путем оптимизации коечного фонда и сокращения расходов на оказание психиатрической помощи в условиях стационаров с одновременным переносом высвобождающихся финансовых ресурсов в амбулаторное звено.

В ходе реализации проекта сократилось количество госпитализаций (на 11,4% относительно количества посещений), были сокращены расходы на содержание административно-управленческого персонала и эксплуатацию помещений (от 2,64 до 2,43% по отдельным больницам от общего бюджетного финансирования по данным ПКБ № 1, 3, 4, 13, 14, 15), оптимизированы расходы на оказание стационарной психиатрической помощи путем перевода пациентов, утративших социальную поддержку и потенциал социализации, в отдельную ПБ для оказания медико-социальной помощи на время оформления документов для перевода в учреждения социальной защиты (от 62 до 59% от общего бюджетного финансирования по данным по ПКБ № 1, 14), снижено число коек (с 800 до 360), занятых пациентами, ожидающими перевода в учреждения социальной защиты, путем передачи ПКБ № 15 в ДТСЗН, а также маршрутизации пациентов, утративших потенциал социализации, в ПКБ № 14 (присоединена к ПКБ № 1), оптимизировано количество коек, обслуживающих Зеленоград, СЗАО, САО, СВАО, часть ВАО, часть ЦАО (зона обслуживания ПКБ № 3, ПКБ № 4, ПКБ № 15, ПНД № 22), с 2265 коек в 2016 г до 1270 коек в 2017 г., созданы новые койки для пребывания пациентов, утративших социальные связи и потенциал социализации, в ПБ №14 (их количество увеличено с 230 до 560).

В марте 2017 г. проведена передача ПНД из ПКБ № 15 в ПКБ № 4, в августе 2017 г. произведена реорганизация ПКБ № 3, 4, 1 и 14. ПКБ №12 была передана в НПЦ им. Соловьева в феврале 2017 г.

Риски проекта заключались в возможном возникновении недовольства пациентов сменой постоянного лечащего врача и отделения при стационарном лечении и снижением объемов психиатрической помощи (при сокращении коечного фонда). В связи с развитием амбулаторной службы основной акцент в оказании помощи был смещен на амбулаторное звено для снижения количества негативных реакций пациентов.

Вторым негативным последствием реализации проекта могли стать социальные волнения сотрудников реорганизуемых учреждений и возможные увольнения. С целью минимизации рисков проводились предупредительные совещания с участием главного специалиста по психиатрии, руководителей медицинских учреждений, представителей профсоюзных организаций и представителей разных категорий сотрудников для разъяснения происходящих перемен. Сотрудникам, которые должны были увольняться по сокращению штатов или по собственному желанию, были предоставлены предложения о трудоустройстве в других психиатрических учреждениях ДЗМ.

Параллельно осуществлялось развитие амбулаторного звена психиатрической службы, увеличение числа мест для лиц с психическими отклонениями в дневных стационарах. За истекший период наблюдалась следующая динамика количества мест в дневных стационарах: к 2017 г. количество койко-мест дневного стационара достигло 3515, что на 88% выше, чем в 2012 году (табл. 1).

Таблица 1

Динамика количества койко-мест в дневных стационарах психиатрического профиля за 20122017 гг.

Третий этап модернизации психиатрической службы г. Москвы

Третий этап реформирования службы, реализация которого началась в 2017 г. и продолжается в настоящее время, предполагает развитие амбулаторных учреждений. В 2017 г. были введены новые амбулаторные структурные подразделения, имеющие диспансерные отделения и дневные стационары, открыта клиника первого эпизода, клиника памяти, продолжается открытие отделений интенсивного оказания психиатрической помощи (ОИОПП) и развитие сети постов неотложной психиатрической помощи (ПНПП), изменена маршрутизация наркологических пациентов, открыто новое медико-реабилитационное отделение (на основе ПКБ № 4). За время реализации этапа предполагается открытие 20 новых объектов.

Реорганизация психиатрической помощи и развитие амбулаторного звена уже на сегодня позволили оптимизировать сроки госпитализации: средний койко-день за 2017 г. снизился на 31% в ПКБ № 1, на 21% в ПКБ № 4, на 9% в ПКБ № 3 (структурное подразделение ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ») и на 31% в ПБ № 13.

Амбулаторные учреждения. На базе ГБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 ДЗМ» был реализован пилотный проект: в одном из филиалов поликлиники № 121 в районе Южное Бутово открыто психиатрическое отделение с диспансерным приемом, дневным стационаром, ОИОПП, психиатрическим отделением неотложной помощи (ПОНП) для обслуживания 300 тыс. населения районов Южное и Северное Бутово. В новом модуле поликлиники ведут прием участковые врачи-психиатры, функционируют психотерапевтическая, психологическая и социальная службы, оказывается психиатрическая помощь на дому. Впервые структура психиатрического модуля планировалась исходя из предварительно проведенных расчетов необходимого ресурсообеспечения в соответствии с требованиями «Порядка оказания психиатрической помощи». Положительный эффект открытия психиатрических модулей в общемедицинской амбулаторной сети заключается в увеличении выявления психических расстройств, своевременном оказании соматической помощи пациентам психиатрического профиля, улучшении территориальной доступности многопрофильной, в том числе психиатрической помощи, а также дестигматизацией психиатрии в целом.

Пилотный проект был признан успешным, и было принято решение о его расширении. В 1-м квартале 2018 г. открыт новый психиатрический модуль в поликлинике № 2 (Чертаново Центральное), во втором квартале планируется открытие еще двух модулей (поликлиника № 210, р-н Братеево, и поликлиника № 220, Пресненский р-н).

Клиника первого эпизода. 1 сентября 2017 г. Департамент здравоохранения г. Москвы утвердил Приказ № 624 «О проведении пилотного проекта по совершенствованию медицинской помощи при эндогенных психотических расстройствах на начальном этапе заболевания».

Клиника функционирует с ноября 2017 г. и оказывает специализированную медицинскую помощь пациентам с эндогенными психическими расстройствами на ранних этапах заболевания с целью предотвращения инвалидизации, а также для восстановления социального функционирования.

В программу комплексного терапевтического вмешательства при первом психотическом эпизоде в клинике первого психотического эпизода входят оказание помощи в условиях наименее ограничительного режима, создание особой терапевтической среды, применение современных подходов к психофармакотерапии, сочетание медицинской терапии с последовательной программой раннего психосоциального лечения, последующее долгосрочное персонифицированное ведение больных с поддерживающей комплексной терапией и привлечением семей пациентов к реализации лечебных программ.

Критериями направления пациентов в клинику первого психотического эпизода являются отсутствие инвалидности по психическому заболеванию на момент госпитализации, сохранение трудовой и/или учебной функции, диагнозы, относящиеся к блокам «шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства» или «расстройства настроения (аффективные расстройства)» по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) (коды заболевания F2X.XXX и F3X.XXX), длительность заболевания не более пяти лет, число предшествующих госпитализаций в психиатрический стационар — не более трех.

В структуру клиники первого психотического эпизода входят круглосуточный стационар на 50 мест, дневной стационар на 50 мест, патопсихологическая лаборатория, диспансерное отделение. За время функционирования средняя длительность лечения в стационаре составила 38 дней, в дневном стационаре — 50 дней. Удовлетворенность качеством пребывания в клинике первого психотического эпизода — 87%. Отмечалось отсутствие повторных госпитализаций в течение трех месяцев функционирования клиники.

Психиатрические отделения неотложной помощи. В рамках проекта также проводилось усовершенствование неотложной психиатрической помощи в г. Москве (Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 753 от 30.07.2013 г. «Об организации психиатрической неотложной помощи в г. Москве»).

Были организованы ПОНП, в результате работы которых из 2,3 тыс. обслуженных вызовов к больным с шизофренией, более половины закончилось лишь оказанием помощи на дому, предотвращением госпитализаций, передачей активного вызова участковому психиатру, либо передачей информации о пациенте в ОИОПП или дневной стационар, на 20% сократилось количество регоспитализаций пациентов в психиатрические стационары, более чем на 37% сократилось количество выездов бригад скорой психиатрической помощи на территории обслуживания ПОНП. Было обеспечено создание устойчивого промежуточного звена по оказанию психиатрической помощи между стационаром и диспансером с соблюдением преемственности. Такие результаты способствовали удовлетворенности пациентов и их родственников новой моделью оказания неотложной психиатрической помощи.

Маршрутизация оказания помощи наркологическим пациентам. В целях дальнейшего совершенствования оказания специализированной медицинской помощи пациентам наркологического профиля Департаментом здравоохранения г. Москвы был утвержден Приказ № 130 от 21.02.2018 г. «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ».

1 апреля 2018 г. организовано оказание специализированной стационарной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме пациентам наркологического профиля на базе ГБУЗ г. Москвы «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы» и ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ», включающее безотлагательный (время ожидания до 20 минут) прием пациентов, доставленных бригадами ГБУ г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова». Таким образом, в настоящее время специализированная медицинская помощь пациентам наркологического профиля оказывается в соответствии с законодательством РФ, преимущественно по месту жительства. Медицинская помощь пациентам наркологического профиля с тяжелыми сопутствующими соматическими заболеваниями оказывается в соматопсихиатрических отделениях медицинских организаций государственной системы здравоохранения.

К лицам, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение врача-психиатра-нарколога, но не нуждающимся на момент осмотра в оказании стационарной наркологической помощи, врач-психиатр ГБУ г. Москвы «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения г. Москвы передает активный вызов в соответствующий филиал (наркологический диспансер) ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»; в случае если за лицом не установлено диспансерное наблюдение, активный вызов к нему передается только с письменного согласия пациента.

Заключение
Таким образом, в настоящее время в результате проводимых реформ психиатрическая служба г. Москвы включает:

  • ПБ (5408 коек): ГБУЗ «ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ» (в том числе филиал «Поливаново») на 1058 коек с филиалами «ПБ № 14» — 560 коек и ПНД № 1, 2, 10, 13, 15, 18, 23, 24, ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ» на 850 коек с филиалами «Психиатрический стационар им. В.А. Гиляровского» — 420 коек и ПНД № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 16, 17, 19; ГБУЗ «ПБ № 13 ДЗМ» — 720 коек с филиалами ПНД № 11, 12, 20; ГБУЗ «ПБ № 5 ДЗМ» —1800 коек (принудительное лечение) и ГБУЗ «ПНД № 22 ДЗМ» (г. Зеленоград);
  • научно-практические центры (1390 коек): ГБУЗ «НПЦ психоневрологии им. З.П. Соловьёва ДЗМ» — 760 коек и ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» — 630 коек;
  • соматопсихиатрические отделения (210 коек): ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» — 24 койки, ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ» — 40 коек, ГБУЗ «ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ» — 60 коек, ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ» — 30 коек и ГБУЗ «ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова ДЗМ» —56 коек;
  • ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» (245 коек).

Психоневрологические интернаты Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. В соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», статьей 18 «психиатрическую помощь оказывают медицинские организации, стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами, врачи-психиатры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности».

На рис. 1 представлена схема территориального размещения объектов психиатрической службы г. Москвы в январе 2018 г.

Рис. 1. Схема территориального размещения объектов психиатрической службы г. Москвы (январь 2018 г.)

Благодаря проводимым реформам, удалось минимизировать неравномерность распределения ресурсов между психиатрическими медицинскими организациями различных округов Москвы, восполнить недостаток площадей для психиатрических амбулаторных служб, приблизить к целевым показателям сроки стационарного лечения, привести структуру психиатрической амбулаторной службы в соответствие с «Порядком оказания медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения».

Костюк Георгий Петрович, доктор наук, профессор, главный внештатный специалист психиатр ДЗ г. Москвы, главный врач ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», Москва, Россия
Georgij P. Kostyuk, Dr. of Sci. (Med.), professor, chief psychiatrist of the Moscow Department of Health, chief physician Psychiatric Clinical Hospital № 1 n.a. N.A. Alekseev, Moscow, Russia
Масякин Антон Валерьевич, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», Москва, Россия
Anton V. Masyakin, Cand. of Sci. (Med.), deputy chief physician Psychiatric Clinical Hospital № 1 n.a. N.A. Alekseev, Moscow, Russia

Список литературы

1 Европейская декларация по охране психического здоровья. ВОЗ, 2005.
Mental health declaration for Europe, WHO, 2005.
2 Комплексный план действий в области психического здоровья на 20132020 гг. ВОЗ, 2013.
Comprehensive mental health action plan 2013—2020, WHO, 2013.
3 Европейский план действий по охране психического здоровья. ВОЗ, 2013.
The European Mental Health Action Plan, WHO, 2013.
4 Казаковцев Б.А., Демчева Н.К., Сидорюк О.В., Николаева Т.А., Яздовская А.В., Творогова Н.А. Реформирование психиатрических служб и показатели заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2014-2016 гг. Психическое здоровье. 2017;15(10):15— 26.
Kazakovtsev B.A., Demcheva N.K., Sidoryuk O.V., Nikolaeva T.A., Yazdovskaya A.V., Tvorogova N.A. The reform of mental health services and the prevalence of mental disorders in the Russian Federation in 2014-2016. Psikhicheskoe zdorov'e. 2017;15(10):15—26.
5 Ястребов В.С., Митихин В.Г., Солохина Т.А., Митихина И.А. Научные основы организации психиатрической помощи: разработка концептуальной базы современной психиатрической службы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(9):4—12.
Yastrebov V.S., Mitikhin V.G., SoLokhina T.A., Mitikhina I.A. Scientific bases of the organization of psychiatric care: deveLopment of a conceptuaL framework of modern mentaL heaLth services. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(9):4—12.
6 Федеральный закон Российской Федерации № 3185-1 от 02 июля 1992 г. (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
FederaL Law No. 3185-1 of the Russian Federation of JuLy 2, 1992 (as amended on JuLy 3, 2016) «On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens in its provision».

17 июля 2019 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика