Материальная помощь: отчисления во внебюджетные социальные фонды
СтатьиОпубликовано в журнале:
Экономика здравоохранения »» № 9-10 '99
ПРАВОВЫЕ ДИАЛОГИ БРАТЧИКОВА Нина Васильевна - аспирантка Московской государственной юридической академии.
Выплата заработной платы под видом материальной помощи стала одним из самых распространенных способов занижения страховых взносов (платежей) во внебюджетные социальные фонды. В настоящее время участились случаи использования материальной помощи не в качестве единовременных выплат, а по решению руководства организаций большинству или всем работникам. В этих случаях единовременный характер выплат утрачивает силу и они, по сути, являются скрытой формой оплаты труда. Поэтому, если материальная помощь начислена в целях расчетов по оплате труда, а выплаты носят системный характер, то подобная материальная помощь не носит индивидуального характера и фактически является доплатой к заработной плате.
По общему правилу, объектом начисления страховых взносов являются все виды выплат (вознаграждений) за работу или службу в пользу работника либо доходы в денежном или натуральном выражении независимо от источника финансирования, связанных с его извлечением.
К выплатам в пользу работника относятся все выплаты, начисленные ему, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда.
Нормативными документами, определяющими виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы во внебюджетные социальные фонды, в настоящее время являются:
1. По Пенсионному фонду - Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утвержденный Постановлением Правительства от 07.05.97 N 546 с разъяснениями по его применению, согласованными с Министерством труда и социального развития, а также Письмо ГНС РФ от 01.10.97 N КУ-6-19/701 "О порядке исчисления страховых взносов в государе гвенные внебюджетные социальные фонды".
2. По фондам обязательного медицинского страхования и Государственному фонду занятости населения РФ - п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденное Постановлением Правительства от 11.10.93 N 1018.
3. По фонду социального страхования -- Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не начисляются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358/ 16-28 "Об утверждении Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию". Рассмотрим действующее законодательство, определяющее порядок образования совокупного дохода физических лиц для целей налогообложения и уплаты страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов по выплатам материальной помощи.
В п. 10 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, указывается, что страховые взносы в этот фонд должны начисляться не только на выплаты, относящиеся к оплате труда, но также на другие выплаты, к числу которых, в частности, относятся:
- суммы материальной помощи, кроме видов материальной помощи, предусмотренных п. 7 и 8 Перечня, выплачиваемые профкомитетом неосвобожденным председателям, заместителям председателя и членам профкома;
- суммы материальной помощи работникам, за исключением видов материальной помощи, предусмотренных п. 7 и 8 Перечня;
- суммы, начисленные работнику по представлению ему и членам его семьи соответствующих услуг, в том числе по оплате экскурсий, путешествий, стационарного и амбулаторного обслуживания в медицинских учреждениях, санаторно-курортного лечения, стоимости путевок в дома отдыха и другие.
Таким образом, согласно п. 7 и 8 Перечня, страховые взносы не начисляются на:
- материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ:
- материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или близких ею родственников.
Кроме того, страховые взносы нс уплачиваются с выплат материальной помощи, оказываемой благотворительными организациями и благотворительными фондами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Перечень не предусматривает понятие "неработодатель". Однако после вступления его в силу сохранен порядок, при котором страховые взносы также не начисляются на выплаты материальной помощи профкомитетами членам профсоюза за счет членских профсоюзных взносов.
В тех случаях, если финансирование каких-либо выплат, производимых профсоюзными комитетами, в том числе на приобретение путевок, расходы на культурно-массовые, физкультурные, спортивные, оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и членов их семей и т.д., осуществлялось частично за счет средств работодателя, страховые взносы начисляются пропорционально доле средств работодателя в бюджете профкома. В п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование не включена материальная помощь как выплата, на которую не начисляются страховые взносы в фонды ОМС. Однако последний абзац данного пункта освобождает от уплаты взносов и "другие выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер".
Согласно п. 15 Методических рекомендаций по проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, утвержденных Письмом Федерального фонда ОМС от 10.01.97 N 86/23, под выплатами, носящими единовременный либо компенсационный характер, понимаются расходы работодателя по выплате материальной помощи, предоставленной по индивидуальному заявлению отдельных работников в связи с личными (семейными), стихийными или прочими непредвиденными чрезвычайными обстоятельствами. Поэтому в каждом конкретном случае, в соответствии с разделом III указанных рекомендаций, проверяется правильность оформления материальной помощи. Если материальная помощь выплачивается регулярно одной и той же группе лиц и ее размеры связаны с трудовым вкладом работников, то есть размер материальной помощи определяется окладом или процентами от него, либо отсутствует заявление работника о предоставлении данной помощи, либо в приказе о выплате материальной помощи она увязывается с результатами труда, то соответственно материальная помощь признается премиальной выплатой и на нее начисляются страховые взносы.
Таким образом, на выплаты материальной помощи, носящие единовременный характер, нс связанные с выполнением трудовых обязанностей, выданные на основании заявления работника с указанием причин и оформленного приказа руководителя организации, страховые взносы в фонды ОМС, в соответствии с п. 9 упомянутой Инструкции, не начисляются.
При этом, несмотря на рекомендательный характер Методических рекомендаций, они обязательны для применения территориальными фондами ОМС при осуществлении ими контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов. По общему правилу, страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются на выплаты, носящие компенсационный характер и не включаемые в заработок для исчисления пенсий и пособий по социальному страхованию.
Письмом Министерства труда от 04.12.96 N 202-13 по вопросам начисления страховых взносов в ФСС на материальную помощь уточнено, что, в соответствии с п. 3 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 35К/16-28, на различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи, страховые взносы в ФСС не начисляются.
При исчислении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию учитываются те виды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном предприятии независимо от периодичности их выплаты.
Предусмотренной системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положением о премировании, применяемых предприятиями и рамках коллективного договора, трудового соглашения или контракта.
В отличие от других внебюджетных социальных фондов утвержденный перечет, выплат, на которые не начисляются страховые взносы и Государственный фонд занятости, в настоящее время огсутствует.
Но поскольку Указом Президента от 18.08.96 контроль за уплатой страховых взносов с 1 января 1997 г. возложен на ГНС РФ, то для определения выплат, на которые не начисляются страховые износы в Фонд занятости населения, следует руководствоваться ее решениями. Так, в соответствии с Инструкцией ГНС и Министерства труда и социального развития от 27.03.97 N СШ-6-07/244а/1441-ММ "О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости населения РФ" от уплаты страховых взносов в данный фонд освобождаются те же выплаты, что и платежи в фонды обязательного медицинскою страхования, приведенным в п. 9 указанной выше инструкции.