Значение совершенствования подготовки медицинских сестер для современной клиники

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №4 2000 Мнение

Последние по времени достижения клинической медицины и возможность сделать управляемым процесс лечения многих соматических заболеваний заставляют при известных трудностях здравоохранения совершенствовать организацию подготовки не только врачей, но и медсестер.

Сложившийся тесный контакт Смоленской медицинской академии с медицинским колледжем по вопросам подготовки и последипломного усовершенствования медицинских сестер и преподавателей показал, что к настоящему времени имеется много проблем, связанных с требованиями клиники. Очевидно, что современным лечебным учреждениям, работающим в условиях финансового дефицита, необходимы две категории работников. Это, во-первых, высокопрофессиональные исполнители, способные безошибочно выполнять любые манипуляции, хорошо владеющие доврачебной техникой, готовые в любой момент к нестандартной клинической ситуации, что позволяет исключить ятрогенную патологию. Эта категория медицинских работников (медсестер) готовится традиционно, и здесь новых проблем немного.

Во-вторых, с переходом на страховую медицину, с изменением значимости стационарного этапа лечения появилась потребность в специалистах, не только имеющих медицинские знания, но и знакомых с основами экономики, психологии, организации труда, профилактики.

В связи с большой насыщенностью программ медицинских вузов по любой специальности введение новых дисциплин нереально. Готовить специалистов на последипломном этапе экономически невыгодно из-за значительных затрат на подготовку врачей. К тому же неразумно использовать их для работы, не связанной с практической врачебной деятельностью. Опыт работы главных врачей, получивших второе экономическое образование, также не бесспорен. Подобный специалист может определять стратегические задачи, если же он переходит на решение задач частных, то при отсутствии единомышленников многие начинания не реализуются или имеют малый коэффициент эффективности.

Реально назрела необходимость иметь в каждом клиническом (амбулаторном) подразделении наряду с высококвалифицированными врачами и медсестрами организатора, "генератора" современных медицинских, экономических, психологических идей и начинаний для совершенствования структуры медицинской помощи.

С учетом накопленного в других регионах России опыта нам видится несколько путей подготовки подобных специалистов.

Подготовка медицинских сестер с высшим образованием. Эта форма существует много лет, отработана программа обучения, но, учитывая малую востребованность выпускников факультетов ВСО, неполностью решенные вопросы их статуса и оплаты, существование подобных факультетов малорентабельно, не всегда эффективен труд медсестер. Отчасти это связано с тем, что оканчивают этот факультет люди в возрасте 23-25 лет, еще не накопив достаточного для руководителя опыта. В здравоохранении этот фактор чрезвычайно важен, так как опыт нередко здесь имеет больший вес, чем специальные знания. С нашей точки зрения, более реальны другие пути подготовки данных специалистов. Например, дополнительная подготовка специалистов, имеющих 5-7-летний опыт работы в качестве медсестры; возможно заочное или очно-заочное обучение - по психологии, менеджменту, современной экономике, новым достижениям в медицине и т.п., позволит избирательно готовить кадры для конкретного лечебного учреждения.

Еще менее затратной может стать переподготовка старших сестер ЛПУ по указанным предметам с последующим получением сертификатов. Эта подготовка может быть проведена за 1,5-2 года без отрыва от основной работы. Здесь видится тесное сотрудничество медицинских колледжей, медицинских и экономических вузов.

Появление таких специалистов в значительной мере способно изменить организацию труда в клиниках, поликлиниках, на врачебных участках. Как известно, почти 80% заболеваний внутренних органов протекает стандартно и требует стандартной терапии. Переход лечебных учреждений на формулярную систему лекарств, стандарты лечения только начинается. И успехи в этой области во многом зависят от сестер. Экономическая эффективность работы отделения, устранение причин длительного и нерационального использования коечного фонда, хорошее техническое оснащение рабочих мест, освобождение врачей от обязанностей, не связанных непосредственно с лечебным процессом, - все это может дать введение в штат специалистов с подобным образованием. Полный переход на систему медицинского страхования, когда экономическая эффективность лечебного учреждения приобретает значимость, сопоставимую с качеством оказания медицинской помощи, невозможен без соответствующей подготовки работников ЛПУ. Подобные специалисты важны и для совершенствования профессионального мастерства, и для обучения медсестер, контроля практики студентов вузов.

Опыт большинства стран показывает, что успехи здравоохранения зависят не только от оснащенности лечебных учреждений и возможности использования современных лекарственных препаратов - значительно важнее профилактическое направление. В последние годы вопросы профилактики, выделения групп риска по основным заболеваниям ушли на второй план, но без возрождения этой работы мы долго будем занимать первые строчки в мире по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, травматизма, онкологической патологии. Эту работу не могут выполнить только врачи, необходимо включение в нее всех медицинских работников. Здесь специалисты, знающие основы психологии личности, организационные основы профилактики, незаменимы. А если всерьез говорить о подготовке семейных врачей, только тандем широко образованного врача и медика-организатора позволит работать эффективно. Медицинские сестры с более широкой и всесторонней подготовкой способны проводить научные исследования, касающиеся не только совершенствования ухода, манипуляций, но и научной организации труда лечебных учреждений. Это далеко не полный спектр возможной деятельности новых специалистов. Широкое использование их работы выявит новые проблемы и достижения.

На сегодняшний день складывается впечатление, что реформы здравоохранения несколько отстают от возможности подготовки и использования современных кадров. Решение этой проблемы позволит во многом более рационально и экономически эффективно организовать работу в любом лечебном учреждении.

Р.БОГАЧЕВ, профессор,
проректор по учебной работе
Смоленской медицинской
академии

1 октября 2000 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика