Применение препарата «Тералиджен» в структуре фармакотерапии раннего детского аутизма (процессуального и органического)

Статьи Опубликовано в журнале, Психическое здоровье №2, 2014 Алешина Н.В. - врач психиатр Саратовского городского психоневрологического диспансера, аспирант кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского Минздравсоцразвития России».

Use of the drug “Teralidgen” in the structure pharmacotherapy of infantile autism (procedural and organic) Aleshina N.V. – psychiatrist Saratov city neuropsychiatric clinic; PhD student, Department of Psychiatry, narcology, psychotherapy and clinical psychology Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky.

Резюме
Особый интерес к расстройствам аутистического спектра отмечен среди специалистов различных стран. Несмотря на стойкую тенденцию к увеличению числа больных детей, страдающих ранним детским аутизмом, данный аспект остается недостаточно изученным. Остается дискутабельным вопрос фармакотерапии. В настоящем исследовании анализу подвергалась эффективность препарата «Тералиджен» в структуре фармакотерапии РДА.

Ключевые слова:
ранний детский аутизм, терапия тревожно-фобических состояний, расстройств поведения, сна.

Summary
A special interest in autism spectrum disorders observed among specialists of different countries. Despite steady increases in the number of sick children in the early childhood autism, this aspect is still not fully addressed. Discussible issue remains of pharmacotherapy. In this study, the analysis of the efficacy of the drug was "Teralidjen" in the pharmacotherapy of .

Key words: early children autism, therapy anxiety-phobic conditions, disorders of behavior, sleep.

Введение
Проблема раннего детского аутизма в настоящее время становится все более актуальной, что подтверждается ростом числа больных аутистического спектра. По данным Volkvan F.,Klin A.(2000) распространенность детского аутизма составляет от 0,7 до 21,1 на 10000 детей. По данным наблюдений Gillberg Ch.,1990 в Швеции синдром Аспергера обнаруживается в 26 случаях на 10000 детской популяции. В Канаде число детей, страдающих РДА, составляет 10 на 10000 (0,1%). По данным Вакула И.Н., Шелудько М.В.(2010) на 01.01.2010 г детское население Краснодарского края составляло 805837 человек. Под наблюдением психиатров находились 749 (585 мальчиков и 164 девочек) детей с аутизмом и аутистическиподобными расстройствами. Т.е. распространенность составила 9,0 на 10000 детского населения. Соотношение девочек и мальчиков: 1:3,5. Из общего числа 42 % составляют дети со значительным снижением интеллекта, 95% детей аутистов получают пособие, как инвалиды детства.

Спектр симптомов раннего детского аутизма достаточно многогранен, тесно связан с расстройствами аффективной сферы, эмоциональной неустойчивостью, торпидностью, ригидностью мышления, а так же нарушениями сна.

При коррекции аутистических расстройств отдается предпочтение комбинации ноотропных препаратов, нейролептиков или транквилизаторов.

В качестве тимонейролептика в комплексной фармакотерапии нами использовался алимемазин (тералиджен).

«Тералиджен» выпускается ОАО «Валента фарм». Оказывает антигистаминное, спазмолитическое, серотонинблокирующее, умеренное альфа-адреноблокирующее, противорвотное, снотворное, седативное действие.

Антипсихотическое действие препарата обусловлено блокадой дофаминовых D2-рецепторов мезолимбической и мезокортикальной системы. «Тералиджен» обладает относительно низкой антипсихотической активностью, что позволяет широко применять его при расстройствах аутистического регистра, в частности процессуальном и органическом раннем детском аутизме.

Цель исследования
Подбор оптимальной терапии аутистических расстройств у больных детей, страдающих процессуальным и органическим РДА при наличии тревожно-фобических состояний, расстройств поведения, нарушений сна.

Задачи исследования

  1. Изучить терапевтическое действие препарата «Тералиджен» на широкий спектр симптомов в структуре раннего детского аутизма (процессуального и органического).
  2. Выяснить переносимость препарата «Тералиджен» у детей, страдающих указанными формами раннего детского аутизма.
  3. Определить модель оказания помощи детям, страдающих расстройствами аутистического спектра.

Материалы и методы исследования
Обследовано 60 больных, страдающих процессуальным и органическим ранним детским аутизмом с тревожно-фобическими состояниями и расстройствами поведения, легкими когнитивными нарушениями, а также расстройством адаптации. В качестве фармакотерапии нейролептиками использовался препарат «Тералиджен».

Основными критериями включения больных в исследование были:

  1. Установленный диагноз РДА (F 84.01 и F 84.1)
  2. Возраст детей от 6 до 10 лет
  3. Наличие тревожно-фобических состояний и расстройств поведения в структуре РДА
  4. Отсутствие острых или обострений хронических неврологических и соматических заболеваний.

Из исследований исключались больные с наличием олигофренического дефекта другой этиологии, галлюцинаторно-бредовыми расстройствами, а также состояниями психомоторного возбуждения.

Пациенты, принимавшие участие в исследовании были мужского и женского пола. Из них 56 мальчиков (93,3%) и 4 девочек (6,6%). Из присущих раннему детскому аутизму симптомов все пациенты обнаруживали аффективные расстройства, расстройства поведения и нарушение цикла «сна - бодрствования».

Детям страдающих процессуальным и органическим РДА «Тералиджен» назначался в суточной дозе от 2,5 до 7,5 мг per os на протяжении 60 дней. «Тералиджен» применялся в комплексе с витаминами группы В, ноотропами.

В процессе исследования наряду с клинико-психопатологическими методами обследования больных использовались психометрические шкалы и опросники: оценочная шкала раннего детского аутизма, модифицированный восьмицветовой тест Люшера, шкала сна (Medical Outcomes Study Sleep Scale) матрица Равена, пословицы, метафоры, простые аналогии, исключения, сравнения, чтение, счет, рисуночные тесты «сюжетные картинки», «разноцветные шарики», «собери картинку».

В результате проведенного исследования можно отметить положительное влияние препарата «Тералиджен» на расстройства аутистического спектра. В обеих группах больных наблюдалась хорошая переносимость проводимой терапии. Уже к концу 2-й недели лечения у 97% больных детей отмечалась редукция показателей по шкалам депрессии, тревоги, шкале сна. У большинства пациентов отмечен заметный регресс расстройств поведения, стабилизация цикла « сон – бодрствования».

В группе детей, страдающих процессуальным РДА применение препарата «Тералиджен» способствовало купированию преимущественно тревожно-фобической симптоматики, что было отмечено в 70 % случаев.

В группе детей, страдающих органическим РДА так же обнаружено отчетливое терапевтическое действие на расстройства поведенческого спектра в 56% наблюдениях.

Применения препарата «Тералиджен» способствовало лучшей обучаемости больных детей, страдающих процессуальным и органическим РДА.

Ни у одного пациента применявшего «Тералиджен» в суточной дозе от 2,5 до 7,5 мг не было отмечено побочных эффектов. В тоже время в первую неделю терапии в 30% наблюдениях отмечалась повышенная сонливость в дневное время, которая купировалась после коррекции дозы.

Следует отметить, что применение препарата «Тералиджен» не снижало когнитивных функций.

Применение препарата «Тералиджен» показано на этапе терапии тревожно-фобической симптоматики и выраженных поведенческих расстройств у детей, страдающих процессуальным и органическим ранним детским аутизмом.

Заключение
Анализ терапевтической эффективности препарата «Тералиджен» в суточной дозе 2,5 – 7,5 мг в течение 60 дней у больных детей страдающих процессуальным и органическим раним детским аутизмом показал, что данный препарат способствует видимому регрессу аффективных расстройств и расстройств поведения, стабилизации цикла «сна – бодрствования». Уменьшение степени выраженности аутистических расстройств ведет к улучшению внутрисемейных отношений, социальной адаптации и качества жизни в целом. Хорошая переносимость тимонейролептика «Тералиджен» позволяет его рекомендовать для применения в структуре фармакотерапии РДА как в условиях стационара, так и в условиях амбулаторной практики.

Литература
1. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
4. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.
5. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками// Дефектология. 1997. №3. с. 57-62
6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.
7. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская Мн. НИО. 2005. 260 с.
7. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.
8. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.
9. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.
10. Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. с.70.

1 октября 2014 г.
Связанные темы:

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика