Брендовые лекарственные препараты стоят дороже дженериков несмотря на одинаковую эффективность для пациентов
Статьи Опубликовано на сайте:«NPR»; 19 ноября; 2015.
Источник: «npr.org»
Charles Ornstein*
В последние дни кандидаты в президенты и даже американская медицинская Ассоциация все больше жалуются на рост цен на лекарства, указывая на брендовые блокбастеры с броской рекламной кампанией.
Однако когда дело доходит до удовлетворенности пациентов, нет большой разницы между брендами и дженериками, согласно данным, собранным на веб-сайте iodine.com. Этот сайт является собранием отзывов пользователей о лекарственных препаратах.
Новостные сайты ProPublica и Iodine объединились в прошлом году, чтобы добавить данные для нашего инструмента Prescriber Checkup, который позволяет пользователям видеть статистику предписаний своих лечащих врачей в рамках программы «Medicare» Part D и сравнивать ее с предписаниями других врачей такой же специальности одного и того же штата. Страницы о препаратах (возьмем, к примеру, нейролептик Абилифай) теперь включают отзывы потребителей, статистику использования по штатам и топ-лист назначающих препарат по стране.
«Что же означает прием этих лекарств?» - спросил Thomas Goetz, соучредитель Iodine и его исполнительный директор. «Это суть того, что мы пытаемся измерить... это факт того, что брендовый ли препарат или дженерик, для нас не является существенным, учитывая опыт пациентов».
ProPublica сравнила отзывы о брендовых препаратах и дженериках для трех категорий лекарственных препаратов: антипсихотические препараты, которыми лечат шизофрению, антидепрессанты и препараты, снижающие уровень холестерина. Iodine спрашивал у людей, стоил ли препарат заплаченных за него денег, было ли сложно его приобрести и хорошо ли он действовал. Дженерик стал лучшим по каждому из трех вопросов во всех категориях лекарственных средств.
Доктор Joseph Ross, адъюнкт-профессор медицины и политики здравоохранения, научный сотрудник школы медицины при Йельском университете, сказал, что он не удивился тому, что отзывы потребителей о дженериках и брендовых лекарствах были похожи.
«Дженерики производят эквивалентными во всех отношениях (кроме внешнего вида) запатентованным препаратам», - сообщил он по электронной почте. «К сожалению, многих пациентов и медиков убедили тратить больше денег и использовать патентованные лекарства из-за маркетинговых инициатив, включая рекламу на телевидении, или купонов на лекарства, которые приведут к таким же расходам из своего кармана на более дорогостоящие патентованные препараты».
Рассмотрим антидепрессанты. Большинство лекарств в этом классе, в том числе Прозак, Celexa и Золофт, теперь доступны как дженерики и стоят ниже 20$ за 30 таблеток в Costco. Для сравнения, у брендового препарата Pristiq производства компании Pfizer ценник около 283$ за 30 таблеток (с учетом страховки стоимость меньше, но все-таки выше, чем у дженерика). Pristiq оказывается хуже по эффективности, чем многие более дешевые альтернативы.
Пресс-секретарь компании «Pfizer»MacKay Jimeson заявил, что депрессия проявляется по-своему у разных людей, а это означает, что эффективность лечения тоже может различаться.
«Пациенты должны консультироваться со своим врачом, чтобы определить, следует ли принимать антидепрессант и, если да, то какой тип препарата может быть лучше для них», - пишет он по электронной почте. «Любое лечение депрессии или тревожных расстройств, будь то лекарственный препарат или что-то иное, должно находиться под тщательным наблюдением квалифицированного медицинского работника».
Похожая ситуация наблюдается и среди препаратов для снижения уровня холестерина, известных как статины. Зокор и Липитор теперь доступны как дженерики и стоят недорого. Препарат Крестор производства компании Астра Зенека по-прежнему имеет патентную защиту и стоит более 230$ за 30 таблеток в Costco (опять же, страховые скидки снизят эту цену). У препарата Крестор пользовательская оценка удовлетворенности была примерно такой же, как у дженерик-альтернатив.
Пресс-секретарь MicheleMeixell компании «Астра Зенека» сообщила, что не все статины одинаковы. «Эффективность и безопасность применения Крестора изучается и изучалась в более чем 120 текущих или завершенных испытаниях с участием более 67000 пациентов во всем мире в течение последних 13 лет», - пишет она в электронном письме. «Крестор является одним из двух доступных статинов высокой интенсивности и «Астра Зенека» считает это клинически важным параметром для многих пациентов, которые не смогли достичь нужного уровня холестерина с помощью диеты и самостоятельных физических упражнений».
Представители «Пфайзер» и «Астра Зенека» также отметили, что пациенты могут получать скидки от компании.
Некоторые препараты имеют гораздо больше отзывов на сайте Iodine, по сравнению с другими, что может повлиять на результаты. Goetz сказал, что в общей сложности, на сайте Iodine содержатся отзывы более 100 000 американцев, охватывающих около 500 лекарств своей базы данных.
Goetz сказал, что не знает, почему у дженериков оценка удовлетворенности иногда выше, чем у патентованных препаратов, но он предложил одну теорию. «У людей могут быть завышенные ожидания относительно эффективности препарата, приобретенного с большими затратами», - сказал он. «Они могут посмотреть рекламные ролики и подумать, что любой препарат решит все их проблемы. И реальность медицины и фармакологии заключается в том, что каждый препарат имеет некоторые преимущества для одних людей и некоторые побочные эффекты для других людей, вот и весь баланс».
Дженерики могут иметь еще одно преимущество над недавно запущенными лекарствами в одном классе. По определению, дженерик на рынке уже давно, поэтому врачи знают, как он работает, и какие-либо серьезные проблемы или побочные эффекты уже бы всплыли. Для сравнения, в исследованиях, которые помогают патентованным препаратам добиться одобрения, могут упустить проблемы безопасности или побочные эффекты, которые, хотя и редко, могут представлять собой проблему, как только препарат начинает широко применяться.
Внимание к вопросам о стоимости и качестве препаратов, скорее всего, повысится. На этой неделе АМА призвала к запрету рекламы непосредственно для потребителей лекарственных препаратов и приборов медицинского назначения. Patrice A. Harris, избранная председателем Совета АМА, сообщила «об опасениях медиков о негативном влиянии различных коммерческих акций и маркетинговых расходов в разжигании роста цен на лекарства».
Исследователь из Йельского университета Ross заявил, что в итоге цены на патентованные препараты «догонят нас, либо в виде более высоких наличных платежей как только закончатся купоны, либо в виде увеличения затрат на медицинское страхование».
А также добавил, что «факт того, что в здравоохранении что-то стоит дороже не означает, что оно лучше работает или является более безопасным».
Материал подготовила А. Далинская