Вакцинопрофилактика и биотерроризм

Статьи

Биотерроризм
№3 (21) Май-июнь 2002 г.

    Вакцинопрофилактика и биотерроризм

    В.В. Зверев*, Б.Ф. Семенов**
    *НИИ ВП им. О.Г. Анджапаридзе РАМН
    **НИИВС им. И.И. Мечникова РАМН

    Главным источником биологической опасности для человека являются микроорганизмы, поскольку они представляют собой самую обширную, разнообразную и наименее изученную часть всего живого мира. Даже в условиях относительного благополучия инфекционные заболевания практически во всех странах мира занимают ведущее место, являясь одной из основных проблем для здравоохранения. Так, например, в России общее число заболевших вирусными инфекциями составляет от 35 до 40 млн. человек в год [1]. Кроме того, высокопатогенные микроорганизмы и некоторые продукты их жизнедеятельности являются одними из основных объектов при создании средств ведения войн, осуществления террористических актов и диверсий. Несмотря на то, что большинство стран ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия, во многих странах продолжаются исследования по его созданию.

    После известных событий 11 сентября 2001 г. в средствах массовой информации и научных кругах все чаще обсуждается возможность применения биологического оружия различными террористическими группами или даже отдельными странами. В качестве поражающих агентов в таком оружии могут применяться как химические вещества или токсины, так и высокопатогенные для человека вирусы и бактерии. Достаточно вспомнить имевшую место в США и некоторых других странах рассылку по различным адресатам почтовых отправлений со спорами сибирской язвы. Эти случаи, конечно же, не могут являться примерами использования биологического оружия как такового, однако, достаточно ярко демонстрируют возможность его использования. В качестве биологических агентов, которые могут использоваться биотеррористами в первую очередь, согласно классификации академика РАМН А.А. Воробьева, можно перечислить возбудители натуральной оспы, чумы, сибирской язвы, ботулизма (токсины), венесуэльского энцефалита лошадей, туляремии, болезни Марбурга, гриппа, сапа, мелиоидоза, сыпного тифа. Это связано, прежде всего, с высокой контагиозностью этих заболеваний, путем передачи возбудителя (как правило, воздушно-капельный), высокой патогенностью для человека и рядом других особенностей. Необходимо отметить, что практически против всех этих возбудителей существуют вакцинные или лекарственные препараты, способные надежно защитить население от этих инфекций. Кроме того, существуют и достаточно надежные диагностические тест-системы для лабораторной диагностики этих инфекций. Однако несмотря на это, в настоящее время человечество остается недостаточно защищенным в случае угрозы применения бактериологического оружия на основе указанных патогенов. Это связано, прежде всего, с тем, что массовая вакцинопрофилактика этих инфекций в силу ряда причин не проводится. Вакцинируются, как правило, только те группы людей, которые в силу своей специальности могут столкнуться с этими инфекциями или живущие в тех регионах мира, в которых они могут встречаться. Так, основным патогеном, который может применяться биотеррористами, считается вирус натуральной оспы. Однако в 1974 году V Ассамблея ВОЗ объявила о глобальной ликвидации натуральной оспы в мире, и с 1980 года прививки от этого заболевания были прекращены. В результате прекращения оспопрививания в мире предполагается существование огромной прослойки населения, не имеющей защитного титра антител против этого возбудителя, и в случае использования вируса натуральной оспы в качестве бактериологического оружия, большинство населения планеты окажется незащищенным. В то же время отсутствуют надежные противовирусные препараты, а существующая вакцина имеет ограничения для плановой и экстренной профилактики и для ликвидации возможных вспышек этого заболевания в связи с тем, что она смертельно опасна для людей с иммунодефицитными состояниями. В силу различных причин не проводится массовая вакцинация и против чумы, сибирской язвы, венесуэльского энцефалита лошадей, ботулизма.

    Кроме того, поскольку угроза биодиверсии со стороны различных экстремистских групп осознана относительно недавно, то до конца не разработана и тактика применения уже известных иммунобиологических препаратов для профилактики, диагностики и лечения инфекции в очаге биодиверсии. Так, необходимо определить единые критерии распознавания очага биодиверсии. Крайне важным становится очень быстрое определение природы использованного при биодиверсии биологического агента. Для этого необходима разработка новых самых современных диагностических приемов и методов, способных в самые короткие сроки (минуты, часы) достаточно точно определить использованный биологический агент.

    Эффективность любого биотеррористического акта в огромной степени зависит от наличия или отсутствия надежных средств и методов защиты и профилактики. Вакцинопрофилактика при биотерроризме должна занимать одно из важнейших мест. При этом на первый план выходит разработка многокомпонентных вакцин против нескольких потенциально опасных возбудителей. Кроме того, необходима разработка вакцин, обеспечивающих длительный, в идеале пожизненный иммунитет против той или иной опасной инфекции. Очень важное значение имеет разработка и применение наряду с вакцинами противомикробных и противовирусных средств, а также препаратов для усиления иммунного ответа и терапевтических вакцин, способных индуцировать быстрый антигенспецифический ответ, позволяющий элиминировать патогены с разным антигенным профилем, в том числе и созданные в лабораторных условиях. Успех применения таких препаратов можно будет гарантировать только в том случае, если эта противовирусная и антибактериальная терапия будет направлена не на конкретного возбудителя, который к моменту ее начала может быть неизвестен, а на целую группу возбудителей, а также будет короткой по времени и не будет давать побочных эффектов.

    Поэтому новыми важнейшими задачами современной медицинской науки в области иммунопрофилактики становятся изучение природы и механизмов раннего специфического иммунного ответа, поиск средств, которые могут этот ответ индуцировать и регулировать, и разработка систем быстрого распознавания неизвестного патогена.

    Первыми, кто столкнется с ситуацией, которая возникнет после применения биологического оружия, будут медицинские работники: инфекционисты, эпидемиологи, практикующие врачи, сотрудники лечебных учреждений и различных служб здравоохранения, специалисты-эксперты. Этот контингент уже сейчас нужно вооружить необходимыми методическими материалами по клинике, диагностике, специфической профилактике и возможному лечению тех инфекций, возбудителей которых могут использовать биотеррористы.

    Кроме того, необходимо создание математических моделей событий, которые произойдут в случае появления того или иного инфекционного агента в популяции, не имеющей коллективного иммунитета в тех или иных условиях.

    В мировой медицинской практике имеются случаи, когда возвращение известного инфекционного агента в незащищенную популяцию приводило к очень тяжелым последствиям. Так, например, в 1975-1980 гг. в Японии во время эпидемии коклюша заболело около 36 тыс. человек (в 70-х годах были отменены прививки против коклюша). В 2000 г. в Центральной Америке после нескольких лет полного отсутствия заболеваемости полиомиелитом в течение года было зарегистрировано 14 случаев заболевания. В этом же году на Гаити на фоне практически полного отсутствия заболеваемости корью вспышка этой инфекции охватила 135 человек. Аналогичные случаи имели место и на территории Российской Федерации. Так, в результате развязанной в средствах массовой информации кампании, направленной против вакцинопрофилактики, в середине 90-х годов прошлого столетия на фоне резкого снижения коллективного иммунитета заболело дифтерией 104205 человек, при том, что к этому времени заболеваемость дифтерией была практически ликвидирована. Прекращение вакцинопрофилактики полиомиелита в Чечне привело к тому, что на территории этой республики в 1995 г. заболело полиомиелитом 144 человека, что на несколько лет отсрочило сертификацию страны как территории, свободной от полиомиелита [2]. Возобновление мероприятий по вакцинопрофилактике в полном объеме во всех этих случаях приводило к прекращению эпидемических и спорадических вспышек.

    Необходимо отметить, что реальная угроза применения террористическими организациями биологического оружия на основе патогенных вирусов и бактерий заставляет человечество пересмотреть глобальную стратегию вакцинопрофилактики. Если до сих пор мировое сообщество ориентировалось на глобальную ликвидацию ряда антропонозных вирусных инфекций, таких как оспа, полиомиелит, корь, краснуха и др. с последующим прекращением вакцинопрофилактики ликвидированных инфекций, то теперь необходимо пересмотреть основные положения этой стратегии. Вероятно, прекращение вакцинопрофилактики после ликвидации заболевания не всегда обосновано. Необходимо рассмотреть возможность возобновления массовой вакцинации против оспы. По-видимому, уже сейчас необходимо начать вакцинацию тех лиц, которые в первую очередь могут столкнуться с последствиями применения такого оружия: медицинского персонала, работников министерства внутренних дел, специальных служб (МЧС, специальные службы Минздрава, пожарные, таможенники), работников транспорта и коммунальных служб, пограничных войск. Реальная угроза биотерроризма с возможным применением вируса оспы или генетически измененных вариантов этого вируса поставила Россию, США и мировое сообщество перед необходимостью пересмотра национальных и международных программ с целью ускорения разработки, создания и совершенствования средств лечения, профилактики и диагностики этого заболевания. В связи с этим вновь возникает вопрос о целесообразности использования вируса осповакцины в качестве вектора для создания вакцинных препаратов нового поколения против ряда других инфекций. В настоящее время на основе этого вируса разработаны вакцины против геморрагических лихорадок с почечным синдромом, гепатитов А и В, ВИЧ-инфекции, лепры, ротавирусов, бешенства и некоторых других [3]. Проводятся исследования по созданию поливалентных вакцинных препаратов на основе осповакцины. По имеющимся наблюдениям такие вакцины способны защищать не только от тех патогенов, антигены которых они экспрессируют, но и от ортопоксвирусов и могут применяться для профилактики натуральной оспы. Кроме того, по-видимому, необходимо разработать и внедрять программу возобновления вакцинопрофилактики натуральной оспы уже имеющимися средствами, нарабатывать вакцинные препараты в необходимых для массовой вакцинации количествах, готовить медицинский персонал для этой вакцинации и самое главное - предусмотреть ее финансирование.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Инфекционная заболеваемость в РФ в 2000-2001 г.г. Информационный сборник. Москва. 2002 г.
    2. Семенов Б.Ф., Баранов А.А. Вакцинопрофилактика при нарушениях здоровья. Москва 2001 г.
    3. The Jordan Report. Accelerated Development of Vaccines. NIAID. USA. 2000., p.135-154.

    © В.В. Зверев, Б.Ф. Семенов, 2002

1 сентября 2002 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Организация здравоохранения - статьи
Вакцинопрофилактика - статьи

Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика