Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №1 2000 Особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования. Она играет огромную роль в повышении социального престижа специалистов со средним медицинским образованием как в самой отрасли, так и в обществе в целом. В российском здравоохранении, как ни в какой другой отрасли, система последипломного образования не только сохранилась как таковая, она работает по-прежнему четко, организованно и качественно. Более того, она успешно развивается даже в нынешних не лучших финансовых условиях и узких юридических рамках.

Происходящие социально-экономические и политические преобразования выдвинули новые требования к кадровой политике в отрасли. Быстрее всего на них должна была откликнуться система повышения квалификации, и это заставило искать новые подходы к организации и методическому обеспечению системы последипломной подготовки специалистов здравоохранения.

Проблема кадрового обеспечения отрасли всегда находилась в центре внимания Министерства здравоохранения РФ.

Во всем мире признано, что повышение уровня образования людей прямо связано с ростом качества жизни. Инвестиции в образование становятся наиболее прибыльным размещением капитала. Все больше стран с динамично развивающейся экономикой переходят к системе непрерывного образования. Такой переход является способом преодоления девальвации и невостребованности полученных в "конечном" базовом образовании знаний, их отставания от потребностей развития производства и общества.

Исключительная роль последипломного обучения в системе непрерывного образования обусловлена прежде всего тем, что оно ответственно за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества в лице специалистов с высшим и средним специальным образованием. Их социальную защищенность нужно обеспечивать не только с помощью экономических мер, но и через образование, роль которого неизмеримо возрастает. Система последипломного образования призвана в короткие сроки повысить квалификацию, осуществить переподготовку специалистов, тем самым активно участвуя в духовном и интеллектуальном возрождении общества в целом.

Важным событием 1997 года явилось совместное заседание коллегий Министерства общего и профессионального образования РФ и Минздрава России. Его решением была одобрена стратегия Минздрава России в сфере развития медицинского и фармацевтического образования, в том числе и сложившаяся система повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, то есть дополнительного профессионального образования, но и дать определенный импульс для ее развития.

Одно из главных событий 1998 года - 1-й Всероссийский съезд средних медицинских работников - обеспечил дополнительный толчок развитию подготовки и использования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и способствовал повышению их престижа в обществе. 1999 был юбилейным годом для системы подготовки кадров для здравоохранения (прошло 10 лет после Всесоюзного совещания в Туле).

К настоящему времени завершено создание программно-методических комплексов по новым учебным планам и образовательно-профессиональным программам на уровне додипломной подготовки. Последипломное обучение, реализующееся в виде дополнительного профессионального образования, имеет свою специфику, что определяет необходимость совершенствования непрерывной подготовки и контроля за его качеством на всех уровнях. Последипломная подготовка определяется потребностями практического здравоохранения в том или ином специалисте.

В нашей стране создана и в основном оправдывает себя государственная система повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Она представлена более чем 40 училищами повышения квалификации, а также соответствующими отделениями при крупных училищах и колледжах в каждом субъекте Российской Федерации. Ежегодно на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования в указанных образовательных учреждениях проходят обучение свыше 400 тысяч специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Представленные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на объективные трудности, учебные заведения (отделения) системы повышения квалификации обеспечивают подготовку средних медицинских и фармацевтических работников отрасли.

В целях совершенствования управления системой повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли продолжают свою деятельность региональные координационные советы, куда и входят училища повышения квалификации.

В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования, новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".

В настоящее время утверждены образовательные стандарты последипломной подготовки по 26 направлениям и тестовые задания для сертификации специалистов. Вместе с тем, определенную озабоченность вызывает несогласованность действий различных звеньев системы повышения квалификации специалистов отрасли. На современном этапе имеется много объективных и субъективных препятствий для ее успешного функционирования. И если объективные трудности общеизвестны и обусловлены прежде всего экономическими проблемами в стране, то субъективные препятствия мы создаем сами, порой заблуждаясь в выборе цели и задач нашей работы. Элементы самостийности, которые прослеживаются в системе повышения квалификации специалистов здравоохранения, во многом связаны с односторонним подходом к реализации задач, стоящих перед нами, отсутствием должной координации между различными звеньями этой системы в регионах, недостаточным взаимодействием учебных заведений с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Анализ такой работы подтверждает мнение о том, что последипломная подготовка и усовершенствование могу осуществляться значительно эффективнее, чем в настоящее время. Критическая оценка состояния этой работы в регионах, координация и интеграция наших возможностей позволят существенно улучшить не столько количественные показатели, сколько повысить качество подготовки специалистов.

Выпускник среднего медицинского учебного заведения, который имеет диплом и достаточный теоретический багаж, еще не владеет необходимыми практическими навыками и умениями для самостоятельной деятельности. Будущего специалиста необходимо всему этому научить на этапе последипломной подготовки, используя соответствующие циклы специализации и усовершенствования с последующей сертификацией по окончании обучения.

Во исполнение приказа Минздравмедпрома России от 15.05.96 № 201 "О мерах по реализации Федеральной программы содействия занятости населения и Федеральной программы по созданию рабочих мест на 1996-1997 гг." разработаны и утверждены программы профессиональной переподготовки медсестер и фельдшеров, акушерок и фельдшеров-лаборантов; зубных техников в зубных врачей, зубных врачей в зубных техников.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и реализуется по соответствующим дополнительным профессиональным программам. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности.

Учреждения среднего профессионального образования - училища, колледжи, УПК - имеют право проводить профессиональную переподготовку специалистов при наличии у них лицензии на данный вид образовательной деятельности.

Образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно с учетом потребности заказчика, а также установленных государственных требований к содержанию дополнительных профессиональных программ. Стажировка является одним из разделов профессиональной переподготовки.

Основной задачей системы последипломного обучения на ближайшие годы является подготовка специалиста, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно оказать квалифицированную медицинскую помощь.

Предстоит внести соответствующие коррективы в действующую систему организации и планирования подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов здравоохранения. Уровень их теоретических знаний, практических навыков и умений необходимо определять путем тестового контроля не реже одного раза в 5 лет.

С целью планомерного проведения учебно-методической работы необходимо издавать соответствующую учебную литературу и доводить ее до всех коллективов учебных заведений.

Активизация работы по сертификации специалистов способствует повышению значимости системы последипломной подготовки кадров и повышает требовательность как к коллективам образовательных учреждений, так и персонально к каждому работнику.

В настоящее время нам необходимо, используя многолетний опыт непрерывного обучения специалистов отрасли, адаптировать его к новым требованиям, дополнив прежние методы работы новыми формами и направлениями. При этом главным вопрос, который стоит перед нами сегодня, - это создание единой концепций для регионов по дополнительному профессиональному Обучению средних медицинских и фармацевтических кадров.

Предпринимаемые меры и реализация стоящих перед системой здравоохранения задач, устранение имеющихся недостатков в работе, по нашему мнению, будет способствовать существенному повышению качества подготовки специалистов отрасли, совершенствованию их профессиональных знаний и умений, решению проблем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению в рамках выполнения Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан".

Н.Н.ВОЛОДИН,
руководитель Департамента
медицинских образовательных
учреждений и кадровой
политики МЗ РФ
А.В.ДРУЖИНИНА,
начальник отдела

1 октября 2000 г.

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика