О компенсациях за ущерб здоровью, обусловленный вакцинацией

Комментарии

Региональные программы
№5 (41) сентябрь - октябрь 2005 г.

    О компенсациях за ущерб здоровью, обусловленный вакцинацией

    Н.И. Брико.
    Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

    Современные вакцинные препараты при соответствующем хранении и транспортировке, а также технике их введения крайне редко вызывают серьезные расстройства здоровья, что позволяет успешно вакцинировать как здоровых детей, так и лиц с нарушениями здоровья. Тем не менее, минимальный риск развития осложнений существует при использовании любой вакцины, поэтому разработка мер, направленных на их профилактику и строгий учет, является весьма актуальной.

    В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ) к поствакцинальным осложнениям, вызванным профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям относятся тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок, а именно:

    • анафилактический шок и другие аллергические реакции немедленного типа; синдром сывороточной болезни;
    • энцефалит, энцефаломиелит, миелит, моно (поли) неврит, полирадикулоневрит, энцефалопатия, серозный менингит, афебрильные судороги, отсутствовавшие до прививки и повторяющиеся в течение 12 месяцев после прививки;
    • острый миокардит, острый нефрит, тромбоцитопеническая пурпура, агранулоцитоз, гипопластическая анемия, системные заболевания соединительной ткани, хронический артрит;
    • различные формы генерализованной БЦЖ-инфекции.

    Cведения о поствакцинальных осложнениях подлежат государственному статистическому учету (табл. 1).

    По заключению ВОЗ "Выявление поствакцинальных осложнений с последующим их расследованием и принятием необходимых мер повышает восприятие иммунизации обществом и улучшает медицинское обслуживание. Это, в первую очередь, увеличивает охват населения иммунизацией, что приводит к снижению заболеваемости. Даже если причина не может быть установлена, или заболевание было вызвано вакциной, сам факт расследования случая медицинскими работниками повышает доверие общества к прививкам".

    Для выполнения данного положения необходима система мониторинга поствакцинальных осложнений (ПВО), осуществляемая в стране в соответствии с Методическими указаниями МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика". Целью мониторинга является получение материалов, свидетельствующих о безопасности медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) и совершенствование системы мероприятий по предупреждению осложнений после их применения.

    Задачами мониторинга являются:

    • выявление ПВО,
    • определение характера и частоты ПВО для каждого препарата,
    • определение факторов риска, способствующих развитию ПВО, в том числе климато-географических, социально-экономических и экологических, а также обусловленных индивидуальными особенностями привитого.

    Мониторинг поствакцинальных осложнений проводится на всех уровнях медицинского обслуживания населения: первичном районном, городском, областном (краевом, республиканском). Он распространяется на федеральные, муниципальные и частные организации здравоохранения, а также граждан, занимающихся частной медицинской практикой при наличии лицензий на соответствующие виды деятельности в области иммунопрофилактики.

    В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 376 от 31 мая 2005 г. "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" при выявлении необычной реакции (осложнение, шок, смерть) после применения МИБП (вакцины, анатоксины, сыворотки, иммуноглобулины, интерфероны) лечебно-профилактическое учреждение независимо от формы собственности направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации (включая и поствакцинальное осложнение) в течение 2 часов после его установления в Центр гигиены и эпидемиологии, подведомственный Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и информирует муниципальный орган управления здравоохранением. Муниципальный орган управления здравоохранением в срок не позднее 2 часов после получения соответствующего донесения информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Центр гигиены и эпидемиологии в срок не позднее 2 часов после получения донесения лечебно-профилактического учреждения о возникновении чрезвычайной ситуации представляет внеочередное донесение о нем в территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Последний в срок не позднее 2 часов после получения донесения направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации.

    Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации направляет внеочередное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации в срок не позднее 24 часов после установления факта чрезвычайной ситуации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Окончательное донесение о возникновении чрезвычайной ситуации направляется территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека почтой не позднее, чем через 10 дней после завершения расследования.

    Каждый случай осложнения (подозрения на осложнение), потребовавший госпитализации, а также завершившийся летальным исходом, расследуется комиссией специалистов (педиатром, терапевтом, иммунологом, эпидемиологом и др.), назначаемых главным врачом областного (городского) центра Госсанэпиднадзора. Осложнения после вакцинации БЦЖ расследуются при обязательном участии врача-фтизиатра.

    Статья 18 Закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определяет право граждан на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений:

  1. При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, установленных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В случае необходимости, дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).

При возникновении поствакцинального осложнения гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия в размере 10 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 рублей имеют члены его семьи (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

Гражданин, у которого временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы.

Один из родителей либо иной законный представитель несовершеннолетнего имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением, в размере 100 процентов от среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы.

Литература

  1. Методические указания МУ 3.3.1.1123-02 "Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика" (утв. МЗ РФ 26 мая 2002 г.)
  2. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 376 от 31 мая 2005 г. "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера"
  3. Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

© Н.И. Брико, 2005

1 июня 2006 г.
Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ на FaceBook МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика