Результаты динамического наблюдения за детьми, иммунизированными вакциной Акт-ХИБ

Статьи

АКТ-ХИБ
Конъюгированная вакцина для профилактики инфекции, вызываемой гемофилюс инфлюенца тип b

Гемофильная инфекция
№2 (26) март/апрель 2003 г.

Результаты динамического наблюдения за детьми раннего возраста в закрытом коллективе, иммунизированными вакциной "Акт-ХИБ"
С.Г. Горбунов1, Е.В. Орлова2, Н.И. Захарова2, Г.В. Тамазян2,
Н.Е. Ястребова3, Н.П. Ванеева3
1 -Центральный НИИ эпидемиологии МЗ РФ,
2-Министерство здравоохранения Московской области,
3-НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, г. Москва

Инфекция, обусловленная Haemophilus influenzae тип b (ХИБ), является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего возраста как в России, так и за рубежом [2,7]. В настоящее время известно более 20 различных ее клинических форм, из которых наиболее тяжело протекают менингит, септицемия, пневмония, эпиглоттит и другие [1]. Вызывает беспокойство чрезвычайно широкое распространение бактерионосительства ХИБ среди детей в возрасте до 5 лет, поскольку они являются одним из источников инфекции [4,6]. Лечение данной патологии достаточно сложное, т.к. возбудитель обычно устойчив ко многим антибиотикам, что, вероятно, обусловлено генетически [3,6].

В сложившихся условиях единственным надежным методом борьбы с ХИБ-инфекцией является иммунопрофилактика [2]. В настоящее время в России официально зарегистрирована только одна конъюгированная вакцина - "Акт-ХИБ" (Авентис Пастер, Франция). К сожалению, по ряду как объективных, так и субъективных причин она пока недостаточно широко используется в педиатрической практике, что затрудняет оценку ее эффективности.

Исходя из этого, целью нашей работы явилось определение клинико-эпидемиологического и иммунологического эффекта вакцины "Акт-ХИБ" у детей раннего возраста в закрытом коллективе.

Под нашим наблюдением находилось 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет, являющихся воспитанниками Люберецкого дома ребенка Московской области. Всем им до вакцинации, а также через 1, 3, и 6 месяцев после прививки проводили бактериологический посев мазков из зева на селективную питательную среду производства "БиоМерье" (Франция). Инкубацию проводили при 37оС во влажной атмосфере с добавлением 5% СО2 в течение 17 часов. Полученный материал окрашивали по Граму, микроскопировали и определяли в нем специфический капсульный антиген ХИБ (PRP) методом латекс-агглютинации с помощью коммерческого диагностикума "Pastorex" ("Санофи Био-Рад", Франция).

Кроме того, в указанные сроки в сыворотке крови всех детей определяли содержание антител классов IgM и IgG к PRP и IgG к белку наружной мембраны (ОМР) ХИБ методом ИФА, используя тест-системы, разработанные в НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, и коммерческий набор "Kit-96" ("Фуллер", США). Заболеваемость оценивали по индивидуальным картам развития и журналу госпитализации на протяжении полугода и в течение предшествовавшего времени, аналогичного периоду наблюдения.

Иммунизацию детей вакциной "Акт-ХИБ" проводили согласно рекомендациям ВОЗ и в соответствии с рекомендациями Минздрава РФ "О профилактике гемофильной инфекции" (письмо Минздрава РФ от 30.12.97 №2510/10099-97-32). Поствакцинальные реакции оценивали по общепринятым критериям. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета программ "Аркада", используя параметрический t-критерий Стьюдента и непараметрический критерий Вилкоксона-Уитни-Манна для связанных выборок.

Установлено, что исходный уровень носительства ХИБ в коллективе составил 40,3%. Среди обследованных детей 38,1% до вакцинации были неиммунными в отношении возбудителя ХИБ-инфекции, 47,6% имели условно-защитный титр антител класса IgG к PRP и лишь у 14,3% определялся высокий защитный титр специфических антител. Специфические антитела различных классов распределились следующим образом: IgG к PRP ("Фуллер") - 0,72 мкг/мл, IgG к PRP (НИИВиС) - 0,32 ед.опт.пл., IgM к PRP - 0,63 ед.опт.пл. и IgG к OMP - 0,37 ед.опт.пл.

Анализ заболеваемости детей за предыдущий период показал, что в данном коллективе в течение указанного периода зарегистрировано 9 различных клинических форм, присущих ХИБ-инфекции, среди них: ОРЗ, глоссит, средний отит, бронхит, пневмония, лимфаденит, остеомиелит, пиелонефрит и целлюлиты. Всего за это время выявлено 55 случаев заболеваний, при этом среднемесячное их количество составило 9,2.

Одновременно с бактериологическим и серологическим исследованием проводилась вакцинация 67 детей (97,1% от общего количества в коллективе) вакциной "Акт-ХИБ", которая оказалась слабореактогенной. Поствакцинальные реакции отмечались только после введения первой дозы в 6% случаев, из них в 1,5% - общие (повышение температуры тела до 38оС) и в 4,5% - местные (уплотнение в месте инъекции), которые развивались на 2 сутки после прививки и купировались к 4 дню самостоятельно. При введении 2-й и 3-й дозы вакцины поствакцинальных реакций не было.

Через 1 месяц после иммунизации уровень носительства ХИБ уменьшился в 2,6 раза по сравнению с исходными данными и составил 15,4%. Через 3 месяца бактерионосителями Hib являлись уже 5,9% детей, а спустя полгода их было только 2,7% (рис. 1).

Серологическое исследование, проведенное в динамике, показало, что через 1 месяц после введения вакцины "Акт-ХИБ" количество антител IgG к PRP возросло более чем в 10 раз и составило в среднем 7,31 мкг/мл. В дальнейшем у детей сохранялись высокие титры этих антител на протяжении всего периода наблюдения: через 3 месяца - 6,74 и через 6 месяцев - 4,53 мкг/мл. С увеличением IgG антител прямо коррелировала и динамика IgM к PRP : через 1 месяц - 0,87 ед.опт.пл., через 3 месяца - 1,21 ед.опт.пл., через полгода - 1,23 ед.опт.пл. (рис. 2).

Серологическая структура сывороток детей этого коллектива через 1 месяц после вакцинации состояла из 1,7% неиммунных к ХИБ, 18,6% детей с условно-защитным титром и 79,7% детей с высоким защитным титром. Через 3 и 6 месяцев 1/3 детей имела условно-защитный титр и 2/3 - высокий защитный титр IgG к PRP - основного класса антител, обеспечивающего невосприимчивость к ХИБ (рис. 3).

За период наблюдения в коллективе было зарегистрировано 27 эпизодов заболеваний, характерных для ХИБ-инфекции, в том числе ОРЗ, бронхиты, средний отит и целлюлиты, что составило в среднем 4,5 случая в месяц. Это почти в 2 раза (на 43%) меньше по сравнению с аналогичным показателем до вакцинации "Акт-ХИБ" и практически совпадает с исходным уровнем носительства (см. табл.). Кроме того, характерно исчезновение в структуре заболеваемости таких тяжелых инвазивных форм, как пневмония, пиелонефрит, остеомиелит и др.

Клинические формы

Общее кол-во случаев

Среднемесячное кол-во случаев

до вакцинации

после вакцинации

до вакцинации

после вакцинации

ОРЗ

21

11

3,5

1,8

Глоссит

1

-

0,2

-

Средний отит

6

1

1

0,2

Бронхит

19

13

3,2

2,2

Пневмония

3

-

0,5

-

Пиелонефрит

1

-

0,2

-

Лимфаденит

1

-

0,2

-

Целлюлит

2

2

0,3

0,3

Остеомиелит

1

-

0,2

-

ИТОГО

55

27

9,2

4,5*#

* pПроведенные исследования показали, что ХИБ-инфекция является достаточно актуальной для детей раннего возраста. Вакцина "Акт-ХИБ", используемая для специфической профилактики этого заболевания, продемонстрировала свой высокий клинико-эпидемиологический и иммунологический эффект при низкой реактогенности. Полученные результаты подтверждают, на наш взгляд, необходимость внедрения вакцинации детей в закрытых коллективах против ХИБ-инфекции, а в последующем ее широкого применения в педиатрической практике и включения в Национальный календарь профилактических прививок России [5].

Литература:

  1. Горбунов С.Г., Горелов А.В., Покровский В.И. и др. Клиника, диагностика и лечение инвазивных форм Hib-инфекции у детей (пособие для врачей) - М., 2002. - 16 с.
  2. Демина А.А., Покровский В.И., Самсонова И.М. и др. ЖМЭИ. - 1996. - № 5. - с. 99-103.
  3. Демина А.А. Актуальные вопросы эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики инфекции, вызываемой H. influenzae тип b: Сб. тр. науч.-практич. конф.- М., 1998. с. 5-11.
  4. Королева И.С., Лыткина И.Н., Чистякова Г.Г. и др. Эпидемиол. и инф. болезни - 2000.- № 3.- с. 15-19.
  5. Костинов М.П., Малеев В.В. Hib-инфекция: вопросы вакцинопрофилактики.- М., 1998.- с. 90.
  6. Faden H., Duffy L., Wasielewsky R. et al. J. Infect. Dis.- 1997.- № 6.- p. 1440-1445.
  7. Wang H., Pang Y., Wang Z. Chung Hua Liu Hsing Ping Hsueh Tsa Chin.- 1994.- № 4.- p. 209-211.


© С.Г. Горбунов, Е.В. Орлова, Н.И. Захарова, Г.В. Тамазян, Н.Е. Ястребова, Н.П. Ванеева, 2003

1 августа 2003 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Вакцинопрофилактика - статьи
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика