Аденоиды у детей

Статьи

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», 2015, сентябрь-октябрь, с. 53-56 Е.С. Орлова, к. м. н., педиатр, пульмонолог, клиника «Будь здоров», г. Москва

Ключевые слова: гипертрофия аденоидов, аденоидит, ОРВИ у детей, раствор серебра, комплексная терапия.
Key words: adenoid hypertrophy, adenoiditis, acute respiratory infections in children, silver solution, comprehensive treatment.

Аденоиды впервые были описаны датским врачом Вильгельмом Меером в 1868 году. Он первым выявил и последствия длительной гипертрофии глоточной миндалины в виде обструкции дыхательных путей и сопутствующего нарушения формирования лицевого черепа - формирования так называемого «аденоидного лица» [1].


Аденоиды, или глоточная миндалина, представляют собой скопление лимфоидной ткани, расположенное в центральной части носоглотки. Вместе с небными и язычной миндалиной глоточная миндалина является частью глоточного лимфоидного кольца, участвующего в продукции иммуноглобулинов и созревании Т- и В-лимфоцитов [2, 3].

Аденоиды начинают формироваться внутриутробно, лимфоидная ткань в носоглотке обнаруживается уже на 4-6-й неделе гестации, а окончательное строение глоточная миндалина обретает на 7-м месяце внутриутробного развития [3]. Однако лишь после рождения, когда начинается колонизация дыхательных путей ребенка микроорганизмами, глоточная миндалина приобретает функцию барьера и важного компонента иммунной системы носоглотки. По данным исследователей, к 6 месяцам в носоглотке обнаруживают лактобактерии, анаэробные стрептококки, фузобактерии, нокардии. Особенно интенсивная нагрузка на лимфоидную ткань приходится на период 1,5-3 лет, когда расширяются контакты ребенка и его иммунная система встречается с большим количеством различных бактерий и вирусов. При этом происходит физиологическая гиперплазия глоточной миндалины. По данным разных авторов, максимального размера аденоиды достигают к 4-5 годам, после чего происходит их возрастная инволюция с уменьшением в размере, обычно к 7-8, реже к 10 годам.

Однако, к сожалению, такая «классическая» картина довольно редко встречается в современных условиях. Педиатры и оториноларингологи все чаще встречаются с часто болеющими детьми, трудно поддающимися лечению, длительно текущими респираторными заболеваниями. Этому способствует высокая распространенность микроорганизмов, тропных к лимфоидной ткани: вирусов (Эпштейна-Барр, цитомегаловирусы, аденовирусы, RS-вирус, вирусы ECHO, Коксаки), внутриклеточных возбудителей (хламидии и микоплазмы) [4]. Эти возбудители склонны к персистенции в носоглотке, чему способствует и физиологическая незрелость иммунной системы ребенка, проявляющаяся, по данным отечественных авторов, в количественном и функциональном дефиците Т-лимфоцитов, дефиците образования цитокинов, дефиците иммуноглобулинов классов А, М и G, дефиците гранулоцитарного и моноцитарно-макрофагального хемотаксиса. Респираторные заболевания в свою очередь усугубляют иммунную недостаточность, что формирует так называемый порочный круг, обусловливающий повторные эпизоды ОРВИ [5].

При этом в ходе внедрения микроорганизмов и повреждения эпителиальных клеток слизистой оболочки носоглотки значительно увеличивается количество вирусно-бактериальных антигенов в лимфоидной ткани глоточной миндалины. Для поддержания адекватного иммунного ответа происходит пролиферация лимфоидной ткани, что приводит к дальнейшему увеличению ее объема [5].

Под воздействием перечисленных факторов происходит патологическая гиперплазия аденоидов, которая отрицательно сказывается на состоянии как носоглотки, так и околоносовых пазух и полости среднего уха. Глоточная миндалина приобретает роль своеобразного коллектора возбудителей, в ткани аденоидов могут содержаться гемолитические стрептококки, стафилококки, гемофильная палочка, моракселла, пневмококки. Именно эти микроорганизмы наиболее часто вызывают тяжелые респираторные заболевания, в том числе пневмонии и отиты.

Разрастание аденоидной ткани и ее частые воспаления с формированием очага хронической инфекции могут привести к повторным средним отитам. В патогенезе этого заболевания играет роль как возрастная незрелость евстахиевых труб, так и их закупорка гиперплазированной тканью глоточной миндалины, а также горизонтальное распространение инфекции, персистирующей в ткани аденоидов. По данным зарубежных авторов, многие дети «перерастают» проблему отитов по мере созревания иммунной системы и слуховых труб [2]. Однако, если у ребенка имеют место повторные воспаления среднего уха, а также скопление жидкости в среднем ухе, следует обязательно лечить его совместно с оториноларингологом, который решит вопрос о необходимости оперативного лечения. Нельзя забывать, что одним из крайне опасных последствий осложненной гипертрофии аденоидов может быть снижение слуха у ребенка.

Также гиперплазия аденоидов является одной из частых причин затруднения носового дыхания [1]. Признаками этой проблемы являются дыхание через рот, храп во время сна, гнусавость, постоянное наличие отделяемого из носа. Увеличение аденоидов, особенно наряду с гипертрофией небных миндалин, может вызывать такую серьезную патологию, как обструктивное апное сна, из- за затруднения прохождения воздушного потока в горизонтальном положении. Однако даже «обычный» храп, на который родители часто не обращают внимания, является показателем увеличенной работы дыхания во время сна. Последствиями являются плохой сон, сонливость в течение дня, невнимательность, нередко гиперактивность и трудности в концентрации внимания. В далеко зашедших случаях у ребенка с гипертрофией глоточной миндалины формируется так называемое «аденоидное лицо». Лицо малыша выглядит длинным за счет постоянно открытого рта и деформации лицевого черепа с гипоплазией верхней челюсти и короткой верхней губой. Отмечается одутловатость лица, синяки под глазами, изменение прикуса, нарушение зубного ряда.

Аденоидит также является одной из причин длительного кашля у детей. Так называемый ретроназальный затек, возникающей при попадании слизи с воспаленной ткани аденоидов в гортань и на голосовые связи, вызывает их раздражение и рефлекторный кашель. При этом дети часто получают нерациональную терапию сиропами «от кашля», неэффективность которых усиливает беспокойство родителей.

Таким образом, гипертрофия аденоидов - проблема, оказывающая влияние на многие аспекты жизни ребенка, а значит, и семьи. На сегодняшний день, к сожалению, не существует стопроцентно эффективного консервативного метода лечения. Оперативное лечение заключается в удалении ткани глоточной миндалины различными методами (в настоящее время чаще всего применяется эндоскопические манипуляции), нередко вместе с тканями небных миндалин при наличии сопутствующей гипертрофии. Решение о необходимости операции принимает оториноларинголог на основании выраженности аденоидной гипертрофии и клинической картины у конкретного пациента: частоты респираторных инфекций, наличия осложнений со стороны среднего уха, снижения слуха, обструктивного апное сна. При наличии перечисленных осложнений затягивание консервативного лечения может привести к ухудшению состояния ребенка. Однако расширение показаний к оперативному лечению также нецелесообразно ведь, как и любое оперативное вмешательство, аденоидэктомия сопряжена с рядом возможных осложнений и стрессом для ребенка.

В качестве консервативного лечения гипертрофии аденоидов по назначению оториноларинголога в настоящее время используются стероидные назальные спреи длительным курсом. Нередко в комплекс лечебных мероприятий включают физиотерапевтическое лечение (УФО, УВЧ, электрофорез), однако эти методы ограничены возможностями конкретного ЛПУ и необходимостью посещения ребенком поликлиники для проведения процедур, что не всегда удобно родителям. Некоторые оториноларингологи и педиатры назначают курсы комплексных гомеопатических препаратов. Таким образом, арсенал средств для консервативного лечения гипертрофии аденоидов достаточно ограничен. Отечественной медициной накоплен значительный опыт применения для лечения этой проблемы раствора серебра (протаргол), который назначается курсом на 1 месяц с последующей оценкой оториноларингологом состояния носоглотки ребенка. При необходимости курсы повторяют несколько раз в год [6, 10].

Во время острых респираторных заболеваний лечение проводится в соответствии с имеющимися симптомами. Зачастую для этого требуется достаточно большой объем терапии, который, во-первых, обладает рядом побочных эффектов, во-вторых, высокой стоимостью, к тому же часто назначение нескольких препаратов вызывает недовольство родителей. В этой связи следует отметить раствор серебра (протаргол), в течение многих лет использующийся отечественными педиатрами и оториноларингологами в лечении заболеваний носоглотки. Он сочетает в себе вяжущее и противоотечное действие, что позволяет уменьшить объем ткани глоточной миндалины и секрецию слизи, вызванную ее воспалением. Антисептический эффект серебра угнетает рост основных возбудителей респираторных инфекций, позволяя сократить применение других антисептических и антибактериальных препаратов. Раствор серебра используется коротким курсом в течение 5-7 дней во время острого респираторного заболевания.

Список литературы:
1. Adenoid hypertrophy. http://en.wikipedia. org/wiki/Adenoid_hypertrophy
2. McClay J.E., MD; Meyers A.D., MD. MBA Adenoidectomy. emedicine.medscape.com article/872216-overview#a0104
3. Viswanatha B., MBBS, MS, DLO; Chief Editor: Meyers A.D., MD, MBA Tonsil and Adenoid Anatomy http://emedicine.medscape. com/article/1899367-overview#aw2aab6b3
4. Гаращенко Т.И. Затрудненное носовое дыхание у детей: диагностика и принципы лечения // Педиатрия. Журн. им. Г.Н. Сперанского, 2008, 87: 5:68-75.
5. Знаменская А.А., Фомина В.Л., Учайкин В.Ф., Фетисова Л.Я., Кладова О.В., Харламова Ф.С. Лечение и профилактика острых респираторных инфекций у часто болеющих детей // Лечащий врач, 2011, № 1.
6. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М.: ГЭОТАР-Мед, 2001.
7. Бабак С.Л. Синдром обструктивного апноэ-гипопноэ сна // Русский медицинский журнал, 2011, № 5.
8. Wahba M. et al. Adenoid facies. http:// radiopaedia.org/articles/adenoid-facies-2
9. Симонова О.И. Детский кашель: особенности патогенеза и терапии // Вопросы современной педиатрии, 2012, т. 11, № 3, с. 100-108.
10. Зиборова Н.В., Белов В.А., Ханакаева З.К. Ринофарингиты у детей. Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии. М, 2012, 24 с.

6 октября 2015 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Клиническая фармакология - статьи
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика