Бронхиальной астмой можно управлять

Статьи

Опубликовано в журнале:
Мир Медицины »» № 6 '98 »» Новая медицинская энциклопедия

И. Н. Викулина Бронхиальная астма (БА) - одна из наиболее распространенных хронических патологий у детей. Частота этого заболевания постоянно растет. Именно поэтому существует множество международных программ и консенсусов для профилактики и борьбы с распространением БА. Несмотря на все разногласия программ, они содержат положения о значимой роли медицинского обучения как самих пациентов, так и их родственников. Об одной из таких программ рассказывает сотрудник кафедры детских болезней N3 СПбПМА, руководитель "Астма-школы" детской поликлиники N76 Ирина Николаевна Викулина.

Для того чтобы улучшить результаты терапии и качество жизни детей с бронхиальной астмой, эффективно осуществлять контроль за заболеванием, необходимо научить их определенному стилю жизни. То, как будет воспринимать ребенок с бронхиальной астмой этот "стиль", будет ли он осознанно следовать рекомендациям врача, зависит не только от его индивидуального восприятия болезни и темпов ее развития, нo и от отношения к болезни членов его семьи, родственников, товарищей и учителей в школе.
Для формирования уже с младшего школьного возраста собственной активной позиции больных детей к лечению, для них и их ближайших родственников организуются совместные занятия по специальной образовательной программе в форме "Астма-школ".
Совместное обучение в "Астма-школе" детей и их родителей позволяет добиться лучшего взаимодействия с врачом, повысить качество лечения, избежать инвалидизации ребенка и уменьшить прямые и непрямые расходы на его лечение. Кроме медицинских знаний слушатели школ приобретают определенный психологический настрой, который позволяет ребенку преодолеть "комплексы неполноценности", неуверенность в себе и своем будущем. Улучшается психологический климат в семье ребенка, создаются предпосылки для более полного развития его личности и раскрытия диапазона его возможностей для дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
"Учимся управлять бронхиальной астмой" - образовательная программа базисного этапа. Она создана на основе американского прототипа ACT (Asthma Care Traning for Kids) и адаптирована для российских условий.
Слушатели - дети 7-12 лет, больные БА, и их родители во время занятий, которые длятся от 1,5 до 2-х часов, знакомятся с симптомами, режимами контроля и лечения БА, учатся самостоятельно принимать решения в процессе управления заболеванием, что позволяет уменьшить частоту и тяжесть приступов. Дети и родители обучаются раздельно, но в конце каждого занятия они объединяются, чтобы поделиться полученной информацией. В каждую группу включается до десяти семей. После окончания курса обучения каждая семья получает комплект практических рекомендаций и наглядные пособия для повседневного использования. Информация излагается в игровой форме, с применением аналогии дорожных правил ("поведение водителя в соответствии с сигналами светофора"), что позволяет научить детей управлять своей бронхиальной астмой, действуя в соответствии с предписанными правилами. Родителям информация дается более подробно с использованием материалов международного консенсуса и современных достижений российской педиатрии и аллергологии.
Программа изложена в методическом руководстве, предназначенном для инструктора (врача или среднего медицинского работника, прошедшего специальную подготовку по аллергологии), который проводит эти занятия. По нашим наблюдениям после обучения по программе "Учимся управлять бронхиальной астмой" отмечается:

  • уменьшение частоты и тяжести приступов бронхиальной астмы;
  • сокращение числа внеплановых госпитализаций, вызовов скорой помощи и посещений врача, связанных с обострением заболевания;
  • сокращение наименований лекарственных препаратов, которые используются при бронхиальной астме;
  • сокращение пропущенных дней в школе из-за обострения астмы и, следовательно, повышение успеваемости;
  • повышение выносливости, в т. ч. физических и психологических нагрузок (дополнительное обучение в музыкальных, художественных школах и т. д.).
Предварительная оценка программы "Учимся управлять бронхиальной астмой" позволяет говорить о том, что она хорошо воспринимается детьми и их родителями и может найти применение в отечественной практике.
"Астма-школы" уже существуют во многих регионах России. В течение нескольких месяцев такие школы действуют и в Санкт-Петербурге.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРОГРАММЕ "УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ"

Раздел
руководства
Информация
I Излагается последовательность занятий. Требования к помещениям, где будет проходить учебный процесс. Принципы и порядок отбора пациентов для обучения. Организация проведения предварительного собрания и оповещения родителей. Предлагаются формы учета и оценки эффективности обучения.
II Приводится список необходимых для курса обучения наглядных пособий и канцелярских принадлежностей.
III Занятие 1. Что такое бронхиальная астма и как она действует на меня.
Информация об анатомии дыхательных путей, изменениях, которые происходят в бронхах при приступе бронхиальной астмы и симптомах, сопровождающих обострение заболевания. Дается понятие о цветовых зонах "светофора". На занятии родители и дети обучаются определять индивидуальные симптомы, используя наглядные пособия.
IV Занятие 2. Почему у меня бронхиальная астма и как можно с ней справиться.
Информация об иммунологической природе аллергических реакций и гиперреактивности бронхов. Дается характеристика основных групп аллергенов: бытовых, эпидермальных, пыльцевых, пищевых, а также неспецифических триггеров (табачный дым, физическая нагрузка и пр.). Обсуждаются мероприятия по устранению или уменьшению их воздействия. На занятии родители и дети, используя разнообразные наглядные пособия, учатся определять индивидуальные триггеры и тренируются в игровой форме принимать решения, чтобы избежать их воздействия. Широко используется аналогия с цветовыми сигналами "светофора".
V Занятие 3. Пикфлоуметрия.
Информация о правильном использовании пикфлоуметра и его значении для контроля за заболеванием. На занятии родители и дети тренируются правильно определять показатели пикфлоуметра и границы его цветовых зон, учатся вести "Дневник больного бронхиальной астмой". Дети проводят "пробу физической нагрузкой", с последующим измерением показателей пикфлоуметрии, построением графика и его оценкой.
VI Занятие 4. Что делать и когда делать.
Информация об основных группах антиастматических лекарственных препаратов и особенностях их использования в соответствии с цветовыми зонами. Разбираются немедикаментозные методы лечения. На занятии слушатели обучаются заполнению "Астма-плана" и разыгрывают игру "Экзамен", где семьи, используя наглядные пособия и приобретенные знания, принимают решения в различных жизненных сложных ситуациях, моделируемых инструктором.
VII Изложена концепция программы "Учимся управлять бронхиальной астмой".
VIII Даны рекомендации по оценке эффективности занятий и последующему контролю состояния.
IX Обсуждаются варианты дальнейшего развития и усовершенствования программы.

1 февраля 1999 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика