Метеоризм у детей

Статьи

Н. Стуров, РУДН

Анатомические и физиологические особенности детского организма предрасполагают к возникновению функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта (ЖКТ); наиболее часты они у детей 1-го года вследствие сложного процесса адаптации к внеутробной жизни [3]. К функциональным расстройствам относятся состояния, обусловленные несовершенством моторной (физиологический гастроэзофагеальный рефлюкс, нарушение перистальтики тела желудка и антропилорического отдела, дискинезии тонкой и толстой кишки) и секреторной (вариабельность количества и активности пищеварительных ферментов – липаз, пепсина, дисахаридаз) функций ЖКТ, что ведет к появлению симптомов срыгивания, кишечной колики, метеоризма и др. [6]. Чаще болеют ослабленные дети: с хроническими расстройствами питания, недоношенные, с проявлениями рахита, аномалиями конституции. Предрасполагающими факторами считают не соответствующий возрасту ребенка характер пищи, быстрый переход на искусственное вскармливание, резкое преобладание в пище жиров, белков или углеводов, слишком частое кормление, перекорм [5].

Метеоризм (вздутие живота в результате скопления газов в просвете кишки и затруднение их отхождения) – одно из проявлений так называемой нижней диспепсии. Повышенное газообразование сопровождается ощущением распирания, урчанием в животе, коликой, последующим отхождением газов (флатуленцией).

Около 70% содержащегося в ЖКТ у ребенка газа – это воздух, заглатываемый при крике, плаче, кормлении. Существенную долю составляют газы, образующиеся в просвете самой кишки при участии микрофлоры, которая начинает колонизировать ЖКТ. Часть газов диффундирует из плазмы крови в просвет кишки вследствие разницы парциального давления, в основном это азот (за счет наибольшего градиента парциального давления между просветом кишки и кровью).

В зависимости от причины метеоризм при функциональных нарушениях ЖКТ можно разделить на алиментарный, дигестивный, дисбиотический, динамический, психогенный, хотя обычно встречаются смешанные формы [8].

Алиментарный метеоризм возникает вследствие употребления продуктов, процесс переваривания которых сопровождается повышенным выделением газов в кишке (олиго- и полисахариды). Определенное значение имеют и индивидуальные особенности организма: состав микрофлоры, всасывающая способность кишечника ребенка, скорость опорожнения желудка. Большой вклад в развитие алиментарного метеоризма в детском возрасте вносит аэрофагия вследствие причин, обозначенных выше.

Дигестивный метеоризм является следствием нарушения процессов пищеварения у ребенка: несовершенство работы пищеварительных ферментов параллельно с другими функциональными нарушениями приводит к накоплению большого количества недорасщепленных продуктов, которые подвергаются воздействию микрофлоры с образованием газов.

У недоношенных детей с дефицитом массы тела достаточно часто понижен уровень кишечной лактазы, что носит транзиторный характер; оно связано с морфофункциональной незрелостью кишечника и провоцируется переходом на смешанное или искусственное вскармливание. Избыточные углеводы становятся субстратом для микрофлоры и провоцируют развитие метеоризма. Диагноз «лактазная недостаточность» при этом ставят на основании повышения углеводов кала до уровня >0,25%. Данное состояние считается поводом для коррекции питания ребенка и существенного ограничения рациона кормящей матери, что не всегда верно [2]. Следует помнить, что в педиатрической практике часто встречаются практически здоровые дети, у которых в первые месяцы жизни содержание углеводов кала значительно выше указанного уровня, но, как правило, нормализуется самостоятельно к 6–8-му месяцу жизни.

Дисбиотический метеоризм развивается вследствие избыточной активности микрофлоры в кишечнике ребенка, поскольку в раннем возрасте механизмы подавления избыточного роста бактерий работают недостаточно эффективно. Микроорганизмы перерабатывают компоненты пищи уже в верхних отделах тонкой кишки с выделением газообразных веществ. При этом в нижних отделах пищеварительной системы значительно активизируются гниение и брожение, при которых выделяется повышенное количество газов и создаются довольно благоприятные условия для усиленного размножения микрофлоры, поскольку многие образовавшиеся в процессе брожения вещества воздействуют на нервные сплетения кишки и угнетают перистальтику (запор), способствуя развитию динамического метеоризма.

Динамический метеоризм наблюдается также при изначально имеющемся нарушении двигательной функции ЖКТ. Из-за сниженной моторики газы перестают отходить и накапливаются вместе с недорасщепленными компонентами пищи; последние начинают метаболизироваться микрофлорой с выделением газообразных соединений. К динамическому можно отнести и метеоризм, возникающий при некоторых аномальных вариантах строения и положения толстой кишки с ее удлинением или патологической подвижностью.

Среди причин развития метеоризма выделяют различные нервные расстройства и избыточное эмоциональное беспокойство ребенка. Перевозбуждение нервной системы легко приводит к гипертонусу и спазму гладкой мускулатуры кишечника, что замедляет перистальтику и становится причиной развития болевого синдрома разной степени выраженности вплоть до колики [9].

Кишечная колика – частное проявление абдоминального болевого синдрома, служащего признаком многих заболеваний органов пищеварения. У грудных детей эквивалентом боли являются беспокойство, крик, отказ от груди матери. Иногда боли могут проявляться ощущением быстрого насыщения и переполнения желудка [4, 10]. Другая составляющая боли при кишечной колике обусловлена повышенным газообразованием и растяжением стенки кишки. Газонаполнение кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания сопровождается спазмом участков кишечника и болевым синдромом [7].

Еще одна важная причина появления у ребенка метеоризма и колик – дефекты рациона матери при грудном вскармливании: употребление острой, пряной пищи, цельного коровьего молока и продуктов, вызывающих повышенное газообразование [1]. В целом причины возникновения метеоризма и кишечной колики схожи.

При диагностике метеоризма и колик важно не пропустить какое-либо патологическое состояние, которое может объективно проявляться, как и детские кишечные колики, плачем, беспокойством, вздутием живота, нарушением стула и т.д. [11]. При коликах общее состояние ребенка не ухудшается, отставания в массе тела и психомоторном развитии нет; общий анализ крови, мочи, копрологичеcкое исследование – без существенных патологических изменений.

В основе лечения метеоризма и связанных с ним колик лежит несколько принципов. Главный из них – устранение по возможности причины повышенного газообразования; для этого необходимо подобрать правильную диету, восстановить биоценоз кишки, устранить имеющиеся заболевания верхних отделов пищеварительного тракта и др. Другим принципом является собственно удаление скопившихся газов из просвета кишки. С этой целью используют несколько групп лекарственных средств.

Препараты, усиливающие перистальтику, способствуют скорейшему выведению газов из кишечника. К ним, в частности, относятся прокинетики, препараты укропа, тмина. Широко используется Плантекс – фитопрепарат, стимулирующий пищеварение и уменьшающий газообразование. Плоды фенхеля и эфирное масло фенхеля, входящие в его состав, увеличивают секрецию желудочного сока и усиливают моторику кишки. Активные ингредиенты предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, а также оказывают спазмолитическое действие. Помимо этого, Плантекс оказывает противомикробное, противовоспалительное, сосудорасширяющее, болеутоляющее, желчегонное и обволакивающее действие, способствует повышению аппетита. Плантекс показан при метеоризме, спастических болях в кишечнике с незначительными расстройствами пищеварения, а также при переходе с грудного вскармливания на другие виды питания. Плантекс рекомендуют к применению у детей с 2 нед жизни.

Возможно использование адсорбентов, которые поглощают избыточное количество газов и вместе с ними выводятся из организма. Наиболее известные препараты этой группы – активированный уголь, а также препараты на основе диоктаэдрического смектита. При использовании адсорбентов из просвета кишки вместе с газами могут удаляться микроорганизмы, минеральные вещества и витамины, недостаток которых впоследствии приходится компенсировать.

Действие пеногасителей основано на высвобождении газов из слизистых пузырьков, что снижает общий объем газа и облегчает его отхождение. Среди пеногасителей широко распространен симетикон – смесь полимера диметсилоксана с диоксидом кремния.

Следует помнить и о физических методах коррекции метеоризма и кишечных колик. Традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно – с согнутыми в коленных суставах ножками, на теплой грелке или пеленке; полезен массаж области живота. Можно облегчить пассаж газов и кала с помощью газоотводной трубки или клизмы, возможно введение суппозиториев с глицерином. Некоторые исследователи предлагают назначать медикаментозную терапию с использованием прокинетиков и спазмолитических средств только при отсутствии положительного эффекта от физических методов (этапная терапия).

Спорным остается вопрос о целесообразности включения в комплекс коррекции состояния детей с кишечной коликой ферментов и биопрепаратов, хотя в большинстве случаев в первые месяцы жизни наблюдается замедленное формирование микробиоценоза кишечника, что свидетельствует в пользу назначения эубиотиков.

Литература

  1. Мухина Ю. Г., Чубарова А. И., Гераськина В. П. Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста // Вопр. дет. диетол. – 2003. – Т. 2, № 1. – С. 50.
  2. Соколов А. Л., Копанев Ю. А. Лактазная недостаточность: новый взгляд на проблему // Вопр. дет. диетол. – 2004; 2 (3): 77.
  3. Хавкин А. И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. Пособие для врачей. – М., 2001. – С. 16–17.
  4. Хавкин А. И., Жихарева Н. С. Что же такое детские кишечные колики // РМЖ. – 2004. – Т. 12, № 16. – С. 96.
  5. Шабалов Н. П. Справочник педиатра. – СПб.: ПИТЕР, 2006. – 672 с.
  6. Leung A., Lemau J. Infantile colik: a review // J. R. Soc. Health. – 2004; 124 (4): 162.
  7. Matheson I. Infantile colic – what will help? // Tidsskr. Nor. Laegeforen. – 1995; 20; 115 (19): 2386–2389.
  8. Rao S. Belching, bloating, and flatulence. How to help patients who have troublesome abdominal gas // Postgrad. Med. – 1997; 101 (4): 263–269, 275–278.
  9. Sferra T., Heitlinger L. Gastrointestinal gas formation and infantile colic // Pediatr. Clin. North. Am. – 1996; 43 (2): 489–510.
  10. Stаhlberg M. Infantile colic: occurrence and risk factors // Eur. J. Pediatr. – 1984; 143 (2): 108–111.
  11. Tjon W., Ten A., Wolters M. Infant crying diary: a useful aid in distinguishing between normal and excessive crying behavior // Ned. Tijdschr. Geneeskd. – 2004; 7; 148 (6): 257–260.

1 октября 2008 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь

Проект Московский врач
МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика