Некоторые вопросы бухгалтерского учета рекламной деятельности в медицинской организации
СтатьиОпубликовано в журнале:
Экономика здравоохранения »» N9-10 2000 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОЯЕВА Нина Борисовна - советник налоговой службы II ранга
Налог на рекламу является местным. На территории г. Москвы он установлен с 1 ноября 1992 г. в соответствии с решением Х-й сессии Моссовета от 22 ноября 1992 г.
В том же году Государственная налоговая инспекция по г. Москве (ныне Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве) разработала и утвердила по согласованию с Департаментом финансов Правительства Москвы инструкцию от 21 декабря 1992 г. N1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве" (далее - Инструкция).
Изменений и дополнений в это решение Моссовета и Инструкцию с тех пор не вносилось (хотя Госналогинспекция по г. Москве выпускала разъяснительные письма по вопросу исчисления налога на рекламу). Принятый позже Закон г. Москвы "О льготах по налогу на рекламу" от 15 июля 1998 г. N12 также не затрагивает интересы некоммерческих организаций.
В соответствии с вышеупомянутыми решением Моссовета и Инструкцией плательщиками налога являются организации, расположенные на территории города, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в г. Москве. При этом налог на рекламу уплачивают только рекламодатели, то есть юридические и физические лица, от имени которых осуществляется реклама, и только при условии, что затраты несет сама организация, рекламирующая свои собственные товары и услуги. В отличие от других регионов рекламораспространители (рекламные агентства) в Москве не являются налоговыми агентами по уплате налога на рекламу, - они перечисляют этот налог только в том случае, если рекламируют свои собственные услуги.
Хотя право определять ставку налога на рекламу предоставлено местным органам самоуправления, она в любом случае не может превышать 5% от стоимости рекламных работ и услуг (без налога на добавленную стоимость и налога с продаж) по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). В г. Москве эта ставка равна 5%.
Перечень расходов на рекламу приведен в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N26н. К ним относятся расходы:
- на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);
- на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.;
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
- на световую и иную наружную рекламу;
- на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
- на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
- на хранение и экспедирование рекламных материалов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
- на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;
- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
- на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
- на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью
От рекламы следует отличать информацию, затраты на которую налогом на рекламу не облагаются.
В соответствии с "Правилами размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве", утвержденными постановлением правительства г. Москвы от 16 апреля 1996 г., к информации, не облагаемой налогом, относятся:
- объявления об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, факсов и др.;
- вывески о профиле организации, ее собственном названии, режиме работы и правилах обслуживания, размещаемые в помещениях, используемых для оказания услуг;
- предупреждающие таблички об ограничении производства работ и передвижения
Наибольшие разногласия по уплате налога на рекламу возникают с образовательными учреждениями, которые, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), считают, что они в части непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех налогов.
Однако с 1 января 1999 года налоговые взаимоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с ним льготами по налогам и сборам признаются преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
То есть льготы по налогам для образовательных организаций могут быть установлены только законодательством о налогах. Аналогичный порядок действовал и до вступления в силу НК РФ. То есть изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты по конкретным видам налогов. Другими словами, пока льготы, установленные неналоговым законом (в данном случае это Закон об образовании), не включены в закон, устанавливающий порядок взимания конкретного налога, они не применяются.
Таким образом, поскольку в решении Х-й сессии Моссовета от 22 ноября 1992 г. о введении налога на рекламу не предусмотрены льготы для образовательных учреждений, они уплачивают налог в общеустановленном порядке. Это же относится и ко всем другим некоммерческим организациям здравоохранения, культуры и т.п.
Что касается обложения налогом спонсорских вкладов, то они включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налога на рекламу у спонсора в случае, если при оказании спонсорской помощи заключен договор, предполагающий обязательство спонсируемого распространить рекламу производимой спонсором продукции (работ, услуг).
Расчеты по налогу на рекламу предоставляются юридическими лицами в налоговый орган ежеквартально ненарастающим итогом в сроки, установленные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Налог должен быть уплачен в городской бюджет не позднее срока, установленного для сдачи бухгалтерского баланса.
Бухгалтерское сопровождение договора об оказании рекламных услуг
Непредпринимательская деятельность
Бухгалтерский учет социальной рекламы ведется следующим образом:
Дебет 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления "
Кредит 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия";
Дебет 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Кредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами;
Дебет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
Кредит 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления";
Дебет 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия"
Кредит 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Не считаются рекламой вывески о профиле организации, ее собственном названии, форме организации деятельности, о режиме работы. Это следует из "Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве", утвержденных постановлением правительства г. Москвы от 16 апреля 1996 г.
Также не являются рекламой визитные карточки сотрудников организации в соответствии с письмом Минфина РФ от 10 ноября 1999 г. N04-02-05/6. Вывески и визитные карточки согласно этим документам относятся не к рекламе, а к средствам информации.
Бухгалтерский учет сообщений, которые являются средствами информации, ведется следующим образом:
Дебет 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Kредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами;
Дебет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
Кредит 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления;
Дебет 071 "Малоценные предметы в эксплуатации"
Кредит 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Бухгалтерский учет коммерческой рекламы ведется следующим образом:
Дебет 200 "Расходы по бюджету ни содержание учреждения и другие мероприятия"
Кредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами;
Дебет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
Кредит 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления;
Дебет 071 "Малоценные предметы в эксплуатации"
Кредит 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия;
Дебет 270 "Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия"
Кредит 173 "Расчеты по платежам в бюджет";
Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"
Предпринимательская деятельность
Бухгалтерский учет социальной рекламы ведется следующим образом:
Дебет 120 "Касса" или 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"
Кредит 400 "Доходы отчетного периода";
Дебет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности"
Кредит 173 "Расчеты по платежам в бюджет";
Дебет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности"
Кредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";
Дебет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
Кредит 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" или 120 "Касса";
Дебет 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
Дебет 400 "Доходы отчетного периода"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности ";
Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугим">
Бухгалтерский учет сообщений, которые являются средствами информации, ведется следующим образом:
Дебет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности"
Кредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";
Дебет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"
Кредит 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности";
Дебет 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
Дебет 071 "Малоценные предметы в эксплуатации"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам"
Бухгалтерский учет коммерческой рекламы ведется следующим образом:
Дебет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности"
Кредит 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";
Дебет 178 "Расчеты с причими дебиторами и кредиторами"
Кредит 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности";
Дебет 400 "Доходы отчетного периода"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
Дебет 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам"
Кредит 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 171 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам";
Дебет 400 "Доходы отчетного периода"
Кредит 173 "Расчеты по платежам в бюджет";
Дебет 173 "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности".