Коммуникационные сети как метод развития медсестринского дела в России

Статьи

Опубликовано в журнале:
Сестринское дело »» №2 1997 Российские медсестры, подобно их коллегам во всем мире, хотят добиться полноценного признания своего вклада в систему здравоохранения, уважительного отношения к своей профессии, оценки экономической и социальной значимости своего труда. Расширение коммуникационных сетей будет способствовать достижению медсестрами сформулированных выше профессиональных целей.

Что такое коммуникационные сети? Проще говоря, коммуникационная сеть - это совокупность всех тех людей, с кем мы общаемся. Семья, соседи, друзья, товарищи по работе - это наша личная коммуникационная сеть, в то время как в профессиональную сеть входят пациенты, врачи, медсестры, другие медицинские работники.

Кого включить в медсестринскую коммуникационную сеть? Для обеспечения выполнения своих профессиональных функций медсестры контактируют со всеми непосредственными участниками своей медицинской бригады. Однако коммуникационная сеть медсестер должна быть расширена за счет включения в нее других категорий медработников, общение с которыми не носит регулярного характера. Помимо общения с профессиональными медицинскими работниками медсестрам следует поддерживать связь также с теми, кто отвечает за принятие политических решений в области управления здравоохранением, административными работниками медучреждений, руководителями здравоохранительных и финансово-экономических организаций.

Какую информацию о своей профессии следует распространять медсестрам по каналам коммуникационных сетей? Прямой косвенно медсестры должны сообщать: 1) о своих достижениях в системе здравоохранения; 2) о своем вкладе в совершенствование системы здравоохранения. Достижений у российских медсестер немало, и информацию о них нужно распространять по всей стране. Например, медсестры осуществляют уход на дому за представителями самых незащищенных групп населения. Восемьдесят семь процентов незащищенного населения пользуются субсидиями и услугами, предоставляемыми правительством России, оставшиеся же тринадцать процентов получают помощь от Российского Красного Креста. Одна из крупнейших программ Российского Красного Креста как раз и состоит в "медсестринском уходе на дому", и ее услугами пользуются 150 000 россиян во всех уголках страны. И практически вся работа по уходу за такими пациентами ложится именно на медсестер. Медсестринское учебное пособие по уходу на дому высоко оценено российскими педагогами, занятыми подготовкой медицинских и социальных работников. Еще одно достижение медсестер - разработка стандартов медсестринской практики, предпринятая медсестринскими организациями Читы и Екатеринбурга. Созданные стандарты практической работы медсестер по целому ряду специальностей послужат образцом при создании стандартов медсестринской практики для всей России.

Вклад медсестер в новую российскую систему здравоохранения может быть огромен. Например, министр здравоохранения России выступила с заявлением о том, что в реформированной системе российского здравоохранения должна преобладать семейная медицина. И медсестры уже отреагировали на это заявление, организовав в Санкт-Петербурге Программу подготовки медсестер семейной практики. Медсестры, прошедшие обучение по этой программе, будут способны в ближайшие годы стать лидерами общероссийского движения семейной медицины. Кроме того, существенным компонентом системы семейной медицины является особое внимание, уделяемое ею распространению и пропаганде здорового образа жизни. В целом медсестры обладают обширными знаниями в области пропаганды здоровья и предупреждения заболеваний. И когда, благодаря работе медсестер, санитарное просвещение, разъясняющее вред курения, употребления алкоголя и наркотиков, пользу здорового питания и физических упражнений, дойдет до каждой школы, каждого производства, каждого учреждения, рабочего места каждого россиянина, система здравоохранения добьется значительной экономии средств, а здоровье и работоспособность граждан заметно улучшатся. Медсестрам следует активно предлагать правительству и медицинским страховым организациям, заинтересованным в укреплении здоровья населения России, воспользоваться их навыками пропаганды здоровья. Затем у медсестер имеется богатый опыт оказания медицинской помощи жителям наиболее отсталых сельских районов России. Медсестрам следует провести консультации с правительством и руководителями здравоохранения по таким вопросам:

Какой минимальный набор медицинских услуг необходим в сельской местности?

Какие проблемы со здоровьем наиболее распространены в сельской местности?

Какие связи с городскими медучреждениями необходимо наладить?

Какие методы оплаты медицинских услуг лучше всего работают в сельской местности?

В какой дополнительной подготовке нуждаются сельские медработники?

Если медсестрам удастся поделиться своим профессиональным опытом работы в сельском здравоохранении, то и жители села, и работающие на селе медики получат значительный выигрыш как от увеличения доступности медицинских услуг, так и от их удешевления. И наконец, присущее медсестрам знание системы здравоохранения изнутри и их способность координировать лечение пациентов делают логичным использование их в будущем на различных административных должностях в новой системе здравоохранения. Новосибирская государственная академия экономики и управления недавно открыла двухгодичные высшие курсы управления для медсестер. Медсестры, успешно окончившие курсы, будут готовы к тому, чтобы работать на руководящих постах в российском здравоохранении. И тогда руководство системой здравоохранения перестанет быть исключительной прерогативой врачей, как это фактически имеет место сегодня.

Зачем медсестрам расширять свои коммуникационные сети? Арифметика проста. Чем больше людей будет знать о положении дел в медсестринском мире, тем видней, авторитетней и влиятельней станет профессиональный статус медсестры. Конечно же, в зависимости от того, какого рода информация будет распространяться по сети, она может не только положительно, но и отрицательно сказаться на том, как будет выглядеть профессия в общественном мнении. Поэтому медсестрам следует уделять особое внимание тому, какого рода сообщения желательно распространять по коммуникационным сетям.

Как медсестрам выстроить коммуникационные сети? Для расширения коммуникационных сетей следует предпринять ряд тщательно продуманных действий. Во-первых, необходимо знать проблемы, оказывающие влияние на работу медсестер и предоставление медицинской помощи в целом. Информацию о системе здравоохранения медсестры получают благодаря личному общению с коллегами, наблюдению за происходящим по месту работы и участию в деятельности секций медсестринских и медицинских организаций. В масштабах города медсестры черпают сведения по интересующим вопросам, участвуя в медсестринских и медицинских профессиональных объединениях и в работе по осуществлению общегородских программ. О происходящем на региональном и общероссийском уровне медсестры могут узнать из газет и профессиональных журналов, из сводок новостей и посещая общественно-политические мероприятия. Медсестрам следует общаться и с людьми за пределами привычного круга личных знакомых и товарищей по работе. Для этого им нужно вступать в городские и профессиональные организации, участвовать в работе над общегородскими проектами, искать возможности вступить в контакт с руководителями здравоохранения и выборными должностными лицами. И тут призыв "не робей!" уместен в полной мере. Завязав знакомство, медсестрам следует поддерживать связь с такими людьми - путем личных встреч или хотя бы по почте. Ключ к успеху в том, чтобы медсестры постоянно были на виду.

Как медсестрам использовать коммуникационные сети для отстаивания своих профессиональных интересов? Организационное объединение для совместной работы дает медсестрам наилучшие возможности для отстаивания интересов профессии. Первоначально медсестры должны определить круг проблем, которые следует вынести на широкое рассмотрение за пределами профессионального медсестринского круга, и определить чего именно можно добиться, рассматривая тот или, иной вопрос на широкой публике. 3атем медсестрам следует выработать по каждому вопросу единую позицию, которая наилучшим образом послужит достижению их профессиональных целей. Позиция медсестер, включая предлагаемое решение проблемы и обоснование этого решения, должна быть сформулирована в виде краткого письменного заявления. Заявление должно быть подписано соответствующей медсестринской организацией, с указанием адреса и телефона. С заявлением, излагающим позицию, следует ознакомить всех медсестер медучреждения, региона, страны - в зависимости от того, насколько широкий круг медсестер затрагивает рассматриваемая проблема, а также руководителей органов здравоохранения или исполнительной власти, заинтересованных в решении проблемы и располагающих возможностями для осуществления необходимых перемен. Медсестрам следует тщательнейшим образом спланировать первое и повторные посещения тех, кто, будучи ознакомлен с изложенной в заявлении позицией, выказал наибольшую заинтересованность. На этом этапе вопрос сетевого распространения информации становится ключевым фактором, позволяющим держать в курсе развития событий по рассматриваемому вопросу как коллег-медсестер, так и других заинтересованных лиц. Чтобы дело не остановилось, возможно, потребуются частые контакты. В этот период медсестрам следует заручаться поддержкой других организованных общественных групп, готовых выступить в защиту профессиональных интересов медсестер. Даже если с первой попытки воплотить задуманные решения не удастся, медсестры в значительной мере выиграют уже от того, что к проблемам, затрагивающим медсестер и здравоохранение в целом, было привлечено широкое общественное внимание. В результате гораздо больше людей окажутся осведомлены о вопросах, волнующих медсестер. А именно для этого и нужны коммуникационные сети. Описанный выше цикл нужно повторять раз за разом до тех пор, пока проблема не будет снята либо пока не будут достигнуты определенныe решения в рамках существующей проблемы.

Заслуги людей, уделивших много внимания и сил решению вопросов, касающихся медсестер, должны быть в должной мере оценены - направлением письменной благодарности, публикацией в местной газете, вручением подарка в знак признательности, а, возможно, и материальной компенсацией, особенно когда речь идет о человеке, занимающем выборную должность и нуждающемся в финансовой поддержке его избирательной кампании.

Навыки, необходимые медсестрам в рамках коммуникационных сетей

Проанализировать проблему:
- знать относящиеся к делу факты;
- знать, каким образом проблема сказывается на медсестринской практике;
- знать, каким образом проблема сказывается на здравоохранении в целом.

Предложить решение проблемы:
- найти решение;
- обосновать решение.

Составить четкое, краткое и убедительное изложение своей позиции. Привлечь к сотрудничеству коллег-медсестер и расширенную коммуникационную сеть:
- иметь исчерпывающее представление о проблеме и предлагаемых путях решения.

Огласить свое мнение. Воспользоваться сетью:
- выяснить, от кого зависит решение проблемы;
- представить проблему;
- проследить решение проблемы посредством регулярных контактов, писем, встреч.

В заключение отметим, что развитие коммуникационных сетей требует напряженной, самоотверженной работы, которая сторицей окупается конечными результатами. Как только медсестры увидят перед собой личную ли, коллективную ли возможность поспособствовать интересам медсестринской профессии, они должны сразу же приниматься за дело, а не ждать, пока кто-нибудь даст им такое поручение. Как только медсестрам встречаются люди, которые могут поспособствовать их интересам, медсестры должны включать их в коммуникационную сеть. Как только медсестры обнаруживают причину, негативно влияющую на их работу и лечение пациентов, они должны незамедлительно приводить свою коммуникационную сеть в действие. Томас Эдисон, видный американский государственный деятель и большой знаток в деле построения коммуникационных сетей, отметил: "Часто бывает, что человек отвергает прекраснейшую возможность по той простой причине, что та, как правило, появляется в неказистом наряде тяжелого труда".

Медсестринское дело в России двинется вперед лишь после того, как медсестры хорошо потрудятся над расширением и развитием своих коммуникационных сетей. И тогда эти сети, в свою очередь, хорошо потрудятся на благо медсестер. Совместные же возможности медсестер и коммуникационных сетей направят медсестринское дело по пути совершенствования медсестринской практики, лечения пациентов и всего российского здравоохранения.

Лонна ТКАЧЕНКО-МИЛЬБУРН, доцент медсестринского дела Университета штата Сев. Дакота, консультант Всероссийской ассоциации медсестер и Ворлд Вижн

1 марта 2000 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика