Правила публикации статей
Архив 1997 - 2016

​Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов: опыт разработки

Статьи

Аржаник М. Б.1,2, Карась С. И.1,2, Гракова Е. В.2, Васильцева О. Я.2, Корнеева Т. Б.3, Кара-Сал Э. Э.1

Резюме
Цель. Разработка методического обеспечения дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов в формате виртуальных пациентов. В статье описан первый этап проекта по созданию базы виртуальных пациентов, включающий в себя интеграцию текстовой и мультимедийной клинико-диагностической информации о пациентах и последующую программную реализацию ее представления. Виртуальный пациент рассматривается как информационная модель лечебно-диагностического процесса.
Материал и методы. Для создания базы виртуальных пациентов использовалось описание конкретного завершенного случая заболевания в специально разработанных шаблонах. Для обеспечения удаленного доступа к информации о виртуальных пациентах использован язык Java Script.
Результаты. При разработке базы виртуальных пациентов использовались две категории архивных историй болезни — наиболее часто встречающиеся случаи и редкие варианты патологии. Из архивных историй болезни и результатов исследований пациентов отобраны сведения, играющие существенную роль для диагностики и лечения заболевания. Было принято решение представлять обучающимся информацию в виде отдельных порций, обозначенных “посещение”. Каждое посещение включает результаты проведенных исследований, консультаций специалистов, необходимых для принятия решения о дальнейшем проведении лечения. В разработанном врачами и аналитиками шаблоне информация о пациентах разбита на блоки, которые включали жалобы; анамнез; объективное исследование; предварительный диагноз; план обследования и лечения; результаты исследований; назначения; окончательный диагноз; эпикриз. Эти блоки послужили основанием для разработки таблиц реляционной базы данных. Для визуализации сведений о виртуальном пациенте были реализованы прототипы экранных форм. Информация о разных посещениях была помещена на разные закладки, причем обучающемуся была предоставлена возможность посмотреть имевшуюся ранее информацию из любой закладки.
Заключение. Полученный программный продукт после тестирования будет использоваться в учебном процессе для демонстрации обучающимся завершенных случаев заболеваний. Кроме того, на основе каждого виртуального случая могут быть разработаны клинико-диагностические задачи, требующие принятия обучающимся решений относительно диагностики и лечения пациента. Технология виртуальных пациентов может применяться как для повышения квалификации врачей, так и в вузовском медицинском образовании.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дистанционное обучение, информационные технологии, лечебно-диагностический процесс, виртуальный пациент.

Конфликт интересов: не заявлен.

Финансирование. Авторы выражают признательность Российскому фонду фундаментальных исследований за финансовую поддержку работы в рамках выполнения гранта № 19-013-00231 А “Информационно-коммуникационные технологии формирования и совершенствования клинико-диагностических компетенций обучающихся в системе послевузовского медицинского образования”.

Авторы
1ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Томск; 2Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, Томск; 3ООО “Контек-Софт”, Томск, Россия.

Аржаник М. Б.* — к.пед.н., доцент кафедры физики с курсом высшей математики; специалист по биомедицинской статистике, SPIN-код: 1788-6098, ResearcherID: Y-9310-2019, ORCID: 0000-0003-4844-9803, Карась С. И. — д. м.н., доцент; зав. отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики, SPIN-код: 2875-7450, ResearcherID: O-3671-2016, ORCID: 0000-0001-6716-856X, Гракова Е. В. — д. м.н., в. н.с. отделения патологии миокарда, SPIN-код: 7281-8120, ResearcherID: O-2739-2015, ORCID: 0000-0003-4019-3735, Васильцева О. Я. — д. м.н., с. н.с. отделения атеросклероза и хронической ИБС, SPIN-код: 9825-2451, ResearcherID: I-9451-2017, ORCID: 0000-0002-2932-3159, Корнеева Т. Б. — главный инженер проектов, SPIN-код: 3890-7315, ORCID: 0000-0002-7314-9450, Кара-Сал Э. Э. — студент медико-биологического факультета, ORCID: 0000-0003-3184-4268.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author):
arzh_m@mail.ru

Рукопись получена 05.11.2019
Рецензия получена 14.11.2019
Принята к публикации 15.11.2019

Для цитирования: Аржаник М. Б., Карась С. И., Гракова Е. В., Васильцева О. Я., Корнеева Т. Б., Кара-Сал Э. Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;24(12):104–108 doi:10.15829/1560-4071-2019-12-104-108

25 декабря 2019 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Российский кардиологический журнал
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика