Как врачу-педиатру написать отчет о своей профессиональной деятельности (портфолио)?

Статьи

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра № 3, 2020

И.М. Османов1, д-р мед. наук, профессор, С.Н. Борзакова2, канд. мед. наук, А.В. Винокуров2, канд. мед. наук

1 ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва
2 ГБУЗ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы»

Резюме. С 1 января 2021 г. для продления допуска врача к профессиональной деятельности планируется введение периодической аккредитации специалистов, которая будет проводиться 1 раз в 5 лет. Периодическая аккредитация состоит из одного этапа – оценки портфолио. Допуск врача к профессиональной деятельности предполагает оценку его профессиональных знаний, практических навыков и клинического опыта. Основным инструментом решения данной задачи становится анализ портфолио, в том числе отчета о профессиональной деятельности.
В настоящее время врач должен представить отчет при аттестации для присвоения/подтверждения квалификационной категории, портфолио – для получения статуса «московский врач». Действующие нормативные документы, регулирующие процесс аттестации и аккредитации специалистов, не содержат подробной информации о форме и содержании таких отчетов, что может вызывать у врача существенные затруднения при их составлении, а у членов аттестационных комиссий – при оценке их содержания. В данном обзоре рассмотрены нормативные и методические документы по данному вопросу и выполнен анализ врачебных отчетов, представленных за 1-е полугодие 2020 г. экспертной группе по аттестации для присвоения/подтверждения квалификационной категории специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «педиатрия» Департамента здравоохранения г. Москвы. На основании анализа были сформулированы рекомендации по подготовке отчета специалиста, позволяющие повысить эффективность его применения для оценки квалификации врача.
Ключевые слова: оценка квалификации врача, допуск врача к профессиональной деятельности, отчет о профессиональной деятельности, аккредитация медицинских специалистов, присвоение врачебной категории, профессиональное портфолио врача, нормативно-правовая база деятельности врача, врач-педиатр, врач-педиатр участковый

Summary. In order to extend the admission of a doctor to professional activity, from January 1,2021, it is planned to introduce periodic accreditation of specialists, which will be carried out once every 5 years. Periodic accreditation includes one stage – portfolio assessment. The process of obtaining admission to the professional activity of a doctor involves assessment of his professional knowledge, practical skills and clinical experience. The main tool for solving this problem is portfolio analysis, including the report on professional activities. Currently, the submission of a doctor's report is required during certification for the acquisition / confirmation of a qualification category, a portfolio is required for obtaining the status of "Moscow doctor". The current regulatory documents on the certification and accreditation of specialists do not contain detailed information on the form and content of such reports, which can cause significant difficulties for doctors in their preparation and for members of certification commissions in assessing their content. The authors reviewed the regulatory and methodological documents on this issue and analyzed the medical reports submitted to the expert certification group for the acquisition/extension of the qualification category of specialists with higher medical education in the specialty "Pediatrics" of the Moscow Department of Health for the first half of 2020. Based on the analysis, recommendations were formulated for the preparation of a specialist's report, which would improve the efficiency of its use for assessing the qualifications of a doctor.
Keywords: assessment of the qualifications of a doctor, admission of a doctor to professional activity, report on professional activity, accreditation of medical specialists, acquisition of a medical category, professional portfolio of a doctor, regulatory framework for doctor's activities, pediatrician, district pediatrician

Введение

Работа врача характеризуется повышенным уровнем ответственности за принимаемые решения и проводимые манипуляции. Во всем мире допуск к самостоятельной врачебной деятельности осуществляется на основании оценки профессиональной квалификации [1-11]. В США и большинстве стран Евросоюза это система персональных допусков, выдаваемых государственными органами или профессиональными медицинскими сообществами (ассоциациями) после определенных этапов обучения и успешной сдачи экзаменов [12-14].

В Российской Федерации обязательным условием для осуществления медицинской деятельности на протяжении многих лет являлась сертификация после успешной сдачи сертификационного экзамена [15]. С 1 января 2016 г. начался поэтапный переход к новой процедуре получения допуска к профессиональной деятельности – аккредитации [6,16]. Сначала была введена первичная аккредитация для лиц, получивших образование по программе специалитета, затем первичная специализированная аттестация – для лиц, окончивших ординатуру и для обучавшихся по программам профессиональной переподготовки. С 1 января 2021 г. планируется введение периодической аккредитации специалистов, которая будет проводиться 1 раз в 5 лет [16, 17] (рис. 1).

Рис. 1. Схема допуска врача к профессиональной деятельности в Российской Федерации

Согласно приказу Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н [16] для прохождения периодической аккредитации в аккредитационную комиссию представляется отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого за последние 5 лет (далее – портфолио). Периодическая аккредитация состоит из 1 этапа – оценки портфолио [5], поэтому от качества сообщаемой в портфолио информации, его информативности, правильности выполнения анализа результатов профессиональной деятельности зависит успешность прохождения аккредитации.

Вместе с обязательными процедурами сертификации/аккредитации в Российской Федерации врач может добровольно пройти процедуру оценки врачебной квалификации – аттестацию для присвоения врачебной (квалификационной) категории и добровольные оценочные процедуры для получения статуса «московский врач». Порядок и сроки проведения аттестации для присвоения врачебной (квалификационной) категории определены в приказе Минздрава России от 23.04.2013 № 240н [7] (рис. 2). Для ее прохождения специалисты готовят отчет о результатах своей работы за последние 3 года.

Рис. 2. Схема аттестации врача для присвоения квалификационной категории

Целью настоящей работы является анализ отчета врача о профессиональной деятельности как инструмента оценки его квалификации и разработка методических рекомендаций по его подготовке.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели авторы провели: 1) изучение нормативных документов, публикаций и методических рекомендаций по данному вопросу; 2) оценку отчетов, представленных специалистами в аттестационную комиссию Департамента здравоохранения г. Москвы по специальности «педиатрия» и специальностям педиатрического профиля за первое полугодие 2020 г. Были проанализированы 56 отчетов врачей-педиатров, занимающих различные врачебные должности и представивших документы для аттестации на II, I и высшую категории. Сведения о распределении специалистов по этим признакам представлены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение аттестуемых педиатров по должности и месту работы (а), по квалификационной категории (б)

На основании изученной документации и результатов анализа содержательной части отчетов были сформулированы методические подходы и рекомендации по улучшению их качества.

Результаты

В ряде нормативных документов термины «отчет о деятельности специалиста» и «портфолио» рассматриваются как близкие по значению. Однако, согласно толковым словарям, понятия «отчет» и «портфолио» не тождественны. Отчет – письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению [18]. Портфолио (англ. portfolio «портфель, папка для важных дел или документов») – собрание документов, образцов работ, дающих представление о возможностях специалиста [19]. Таким образом, портфолио является более широким понятием, может включать отчет специалиста, сведения о профильном образовании, участии в образовательных и научно-практических мероприятиях и т. п. Именно в таком значении это понятие использовано в ст. 27 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Для прохождения периодической аккредитации наряду с другими документами «необходимо представить отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (далее – портфолио)» [20]. Детальных рекомендаций по составлению отчета о профессиональной деятельности для аккредитационного портфолио не разработано. В качестве методических материалов можно использовать требования к форме и содержанию отчета о результатах работы медицинских работников для аттестации на врачебную категорию и для ряда других конкурсных процедур [7, 21].

Отчет врача для аттестации на квалификационную категорию представляет собой анализ результатов его профессиональной деятельности по профильной специальности за последние 3 года. В своем отчете специалист должен продемонстрировать «объем и уровень овладения практическими навыками, знание и использование новых технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний в области профессиональной деятельности» [21]. Рекомендованная структура отчета предусматривает 3 части: введение, основную часть и заключение. Для оценки результатов деятельности врача рекомендуется использовать «показатели, в зависимости от специальности, которые рассчитываются и оцениваются с учетом форм федерального государственного статистического наблюдения» [21, 22].

При анализе нормативных и методических документов авторы статьи не встретили более подробных рекомендаций по составлению отчетов специалистов, что определило необходимость обращения к законодательным актам, регулирующим трудовые отношения и профессиональную деятельность в сфере здравоохранения.

Оценка уровня квалификации врача должна проводиться с учетом:

  • трудовых функций (профессиональных компетенций, которыми он владеет, в том числе вновь приобретенных благодаря обучению (профессиональный рост));
  • профессиональных обязанностей согласно трудовому договору;
  • опыта профессиональной деятельности, описанного с яркими клиническими примерами из собственной практики;
  • вклада деятельности врача в работу медицинской организации;
  • критического анализа как собственной профессиональной деятельности, так и деятельности медицинской организации;
  • предложений по улучшению качества оказания медицинской помощи в медицинской организации, в которой работает врач;
  • объема непрерывного профессионального образования.

Характеристика профессиональных компетенций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, содержится в профессиональных стандартах [23]. Профессиональные стандарты включают описание обобщенных трудовых функций (профессиональных компетенций), связанных с ними трудовых действий и необходимых умений и знаний. Требования к образованию, опыту практической работы, особые условия допуска к работе отражены в «Квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам...» [24]. Разделы трудового договора и должностные инструкции, характеризующие трудовую функцию работника, его обязанности и права при осуществлении трудовой деятельности, должны быть составлены в соответствии с профессиональными стандартами [25].

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет основные направления медицинской деятельности (гл. 1, ст. 2, п. 10), виды медицинской помощи (ст. 32-36.2), организацию их оказания (ст. 37), права и обязанности медицинских организаций (ст. 7879), медицинских работников (ст. 72, 73) при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья [6].

Основным направлением медицинской деятельности врача является оказание медицинской помощи. В соответствии со ст. 37 закона № 323-ФЗ «медицинская помощь... организуется и оказывается на основе: 1) положения об организации оказания медицинской помощи; 2) порядков оказания медицинской помощи; 3) клинических рекомендаций; 4) стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Перечень видов медицинской помощи, которую могут оказывать работающие в медицинской организации врачи, определяется лицензией данной организации на осуществление медицинской деятельности.

Федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти в сфере охраны здоровья сформирована обширная база нормативных актов, регулирующих организацию и оказание различных видов медицинской помощи, а также другие направления деятельности врача. К таким нормативным актам относятся порядки и стандарты оказания медицинской помощи; клинические рекомендации; приказы об организации деятельности медицинских учреждений и отдельных категорий специалистов. Разработаны нормативные документы, описывающие критерии оценки качества медицинской помощи, результатов профессиональной деятельности врача [26-29].

Все это свидетельствует о том, что врачу, составляющему отчет, необходимо руководствоваться основными нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность по его профилю. Знание этих документов – залог эффективной работы и высокой оценки труда специалиста.

Однако регулярное изменение законодательной базы в области здравоохранения требует постоянного внимания к данному вопросу и значительных временных затрат. Все это делает актуальной подготовку специализированных обзоров изменений законодательства, регламентирующего деятельность врачей определенных специальностей и врачей, занимающих некоторые должности. К сожалению, нам удалось найти лишь единичные публикации такого рода, отражающие последние изменения нормативно-правового регулирования деятельности медицинских работников [30, 31].

В результате анализа отчетов специалистов, поданных в аттестационную комиссию по специальности «педиатрия», выявлены типичные недочеты и ошибки (см. табл. 1).

Таблица 1. Типичные недочеты, обнаруженные в отчетах специалистов

Недочет Частота
выявления,
%
В структуре и содержании отчета в целом и разделе «Введение»
Неполные сведения о профильной профессиональной деятельности 10
Неполные сведения о профильном образовании 11
Несоблюдение структуры отчета 18
Чрезмерные или отсутствующие данные о структурном подразделении специалиста 28
Чрезмерные или отсутствующие данные о трудовых функциях специалиста 31
Неполно или формально указаны данные о деятельности медицинской организации 38
Неполная информация в содержательной части отчета (всего замечаний) 67
В основном раздела отчете (описании результатов самостоятельной работы специалиста)
Заключения об изменении показателей не соответствуют представленным данным 12
Отсутствуют сведения о применении новых методов и описания клинических случаев 32
Нет сравнения результатов своей работы с установленными нормативами 37
Отсутствуют данные об отдельных направлениях деятельности специалиста 39
Нет данных о собственной деятельности, представлены только данные медицинской организации 48
Отсутствуют сведения о применении специалистом новых методов диагностики и лечения 76
В заключительной части отчета
Выводы не следуют из содержательной части отчета или носят общий характер 9
Предложения по улучшению результатов не относятся к компетенции специалиста 23
Отсутствие сведений об участии в научно-практических мероприятиях 35
Отсутствие актуальных медицинских изданий в списке литературы (за последние 3 года) 38
Отсутствие раздельных списков медицинской литературы и изученных нормативных актов 83


Полученные результаты свидетельствуют о значительных резервах улучшения качества отчетной документации.

Выбор критериев, характеристик и показателей для оценки профессиональной деятельности врача может осуществляться на основе регламентирующих ее нормативных документов (профессиональных стандартов, порядков оказания медицинской помощи, приказов об организации деятельности медицинских учреждений, отдельных структурных подразделений и медицинских служб, должностных инструкций конкретного врача).

Для облегчения подготовки отчета о профессиональной деятельности врача (портфолио), в том числе для прохождения аттестации при присвоении/подтверждении квалификационной категории, приводим подготовленные авторами методические рекомендации по его составлению.

В раздел «Введение» целесообразно включить:

  1. Краткие сведения о профильном образовании (вуз, факультет, интернатура, ординатура, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации и сертификаты специалиста по профильной специальности до отчетного периода, ученая степень, ученое звание (если имеются)) и профильной трудовой деятельности до отчетного периода. Желательно отразить этапы трудовой деятельности, профессиональный рост, успехи на работе.
  2. Краткие сведения о лечебном учреждении, структурном подразделении, в котором специалист работал в отчетный период, характеристику трудовых функций и содержания своей профессиональной деятельности по профилю (должность, объем выполняемой работы (полная ставка или ее доля), даты приема на работу/увольнения). При характеристике деятельности структурного подразделения можно указать его место в структуре медицинской организации, основные задачи и принципы работы, описать оснащенность (для специализированных отделений), штатное расписание, укомплектованность. Важно представить основные показатели работы подразделения за отчетный период по годам в соответствии со стандартной структурой отчета. Рекомендуемая величина этого раздела – 3-4 страницы.

Второй раздел является основной частью аттестационного отчета. В нем содержатся данные о результатах личной работы врача за последние 3 года. Структура отчетных данных должна соответствовать основным направлениям деятельности врача данного профиля. В отчет включаются показатели, применяемые для оценки объема выполнения врачебной функции и эффективности деятельности врача. Проводится анализ изменений этих показателей за отчетный период. Данные о деятельности специалиста могут быть сопоставлены со средними показателями по подразделению и медицинской организации из соответствующих отчетных форм учреждения.

Включение в отчет количественных и качественных показателей, характеризующих основные направления деятельности врача, формирует привычку регистрировать, систематизировать и оценивать результаты своей работы, что способствует профессиональному росту врача и его развитию как специалиста. Для облегчения восприятия цифровой материал необходимо представить в виде диаграмм и сопроводить аналитическим пояснением, раскрывающим причины изменений или постоянства показателей.

Формулирование выводов о результатах собственной деятельности по итогам отчетного периода, выявление нерешенных проблем и формирование предложений по улучшению работы позволяют врачу повысить результативность своей работы, производственные показатели структурного подразделения и медицинской организации.

Дополнительно могут быть приведены сведения об использовании автором новых технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В отчет можно включить анализ проблемных клинических случаев, сведения об участии автора в клинических и научных исследованиях по профилю деятельности и т. д.

Важно подчеркнуть, что этот раздел отчета должен отражать собственные результаты работы врача с учетом особенностей, определяемых специальностью, типом учреждения (амбулатория, стационар, иное специализированное медицинское учреждение), должностью и уровнем квалификации, и представлять данные с учетом соответствующих нормативных документов. Рекомендуемая величина этого раздела – 20-25 страниц.

В качестве примера можно привести ориентировочный план соответствующего раздела отчета о работе участкового врача-педиатра, сформированный с учетом вышеприведенных рекомендаций (табл. 2). При его составлении были использованы профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» и приказы Минздрава России, регламентирующие деятельность специалистов данного профиля [32-38].

Таблица 2. Основные направления деятельности врача-участкового педиатра и данные, представляемые во второй части отчета

Направления
профессиональной
деятельности
Содержательная часть работы и основные показатели деятельности врача
1. Характеристика участка и обслуживаемых контингентов Численность и характеристики прикрепленного детского населения. Половозрастной и медико-социальный состав. Распределение по группам здоровья. Сведения о детях с социально-значимыми заболеваниями (туберкулез, онкологические заболевания, сахарный диабет), детях-инвалидах
2. Профилактические осмотры детей, динамическое наблюдение за их развитием и здоровьем Дородовый патронаж беременных, проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста. Динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения. Работа с новорожденными и детьми первого года жизни. Контроль за соблюдением режима, принципов рационального питания, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных нарушений, рахита, анемии и др. Проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей. Сведения о передаче наблюдения за детьми во взрослую поликлинику по достижении ими совершеннолетия
3. Проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний Основные показатели проведения иммунопрофилактики у детей на участке. Данные о передаче извещений в случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнений. Организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
2. Проведение диагностической и лечебной работы на дому и в амбулаторных условиях Анализ показателей заболеваемости на участке и их динамики за отчетный период. Объемные показатели диагностической и лечебной работы на дому и в амбулаторных условиях; направление детей на консультации к врачам-специалистам, направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное лечение. Данные о динамическом наблюдении за детьми, состоящими на диспансерном учете с хроническими заболеваниями (в том числе с наследственными, онкологическими, орфанными). Данные о мероприятиях по оздоровлению детей и об эффективности диспансерного наблюдения. Сведения о применении современных методов диагностики и лечения. Можно описать интересные клинические случаи из практики (1-2)
3. Работа с инвалидами и группами социального риска Показатели работы с детьми-инвалидами: численность и движение инвалидов на участке, оформление медицинской документации детей для направления на медико-социальную экспертизу; выполнение индивидуальных программ реабилитации; показатели работы стационара на дому, дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг. Деятельность по передаче информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства. Данные о профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции
4. Анализ летальных случаев Анализ летальных случаев по нозологическим единицам у детей обслуживаемой территории на дому и в стационарах в 1-е сутки после госпитализации
5. Консультативная работа Сведения о врачебном консультировании детей по вопросам профессиональной ориентации с учетом состояния их здоровья, подготовке медицинской документации, необходимой для поступления в образовательные учреждения; о выдаче заключений о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения
6. Санитарно-просветительская работа Данные о проведении санитарно-просветительской работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни
7. Участие в обучении медицинского персонала основам профессионального мастерства Сведения о руководстве деятельностью среднего медицинского персонала в кабинете и на участке, работе по повышению уровня его квалификации. Участие в повышении квалификации врачебного персонала, наставничество
8. Дополнительный раздел: новые методы в работе специалиста Данные об освоении и внедрении специалистом новых методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации. Данные о рационализаторской работе (если имеются). Следует описать лечебно-диагностический эффект, достигнутый в результате внедрения новых методов


Третья, заключительная часть отчета должна содержать выводы, логически следующие из данных, представленных в основной части. Необходимо отметить положительные результаты своей деятельности и свои достижения, опираясь на фактический материал, а также выявить проблемы и предложить конкретные пути их решения в рамках трудовых компетенций врача, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования своей работы.

В этот раздел нужно включить список процитированной в отчете медицинской литературы по специальности и перечень изученных за отчетный период регламентирующих документов (клинических рекомендаций, протоколов лечения, приказов, локальных нормативных актов, руководств и монографий). Важно, чтобы на все источники, указанные в списке литературы, были ссылки в тексте отчета, а также чтобы список включал документы, опубликованные за последние 3 года. При наличии собственных работ, подготовленных за отчетный период, целесообразно представить их отдельным списком и приложить к отчету (портфолио) их ксерокопии.

В завершающей части отчета важно представить список освоенных за отчетный период программ повышения квалификации и посещенных образовательных мероприятий.

Заключение

Отчет специалиста (портфолио) является эффективным инструментом оценки уровня его квалификации.

Результаты анализа отчетов, представленных специалистами педиатрического профиля, свидетельствуют о значительных резервах улучшения качества отчетной документации.

Отчет специалиста должен быть составлен с учетом соответствующего профессионального стандарта, должностных инструкций, актуальных нормативно-правовых актов Департамента здравоохранения г. Москвы и Минздрава России.

Знание принципов составления отчета специалиста, критериев оценки позволит повысить качество его написания, достоверно отразить уровень профессиональных компетенций специалиста, успешно пройти аттестацию для присвоения квалификационной категории и предстоящую периодическую аккредитацию, получить или подтвердить допуск к профессиональной деятельности.

Литература

  1. Петрова Н.Г. О нерешенных проблемах обеспечения качества медицинской помощи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2018. Т. 13. № 1. С 83-89.
  2. Трепель В.Г., Шишов М.А. К вопросу об оценке деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Управление качеством в здравоохранении. 2017. № 1. С. 20-24.
  3. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» (с изм. от 03.02.2020).
  4. Улумбекова Г.Э. Управление качеством медицинской помощи в РФ: от планирования до улучшения. Часть I. Планирование качества медицинской помощи в РФ: анализ действующей нормативной базы и показатели качества медицинской помощи // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2016. № 2. С. 43-62.
  5. Приказ Минздрава России от 20.01.2020 № 34н «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н».
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 08.06.2020).
  7. Приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
  8. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.07.2019 № 474 «Об Аттестационной комиссии Департамента здравоохранения г. Москвы».
  9. Положение о портфолио для участия в оценочных процедурах на присвоение статуса «Московский врач». https:// mosgorzdrav.ru/ru-RU/moscowDoctorPortfolio.html.
  10. Price T., Lynn N., Coombes L. at al. The international landscape of medical licensing examinations: a typology derived from a systematic review // International Journal of Health Policy and Managment. 2018. Vol. 7. No. 9. P 782-790. DOI: 10.15171/ijhpm.2018.32.
  11. Gauer J.L., Jackson J.B. The association between United States Medical Licensing Examination scores and clinical performance in medical students // Advances in Medical Education and Practice. 2019. Vol. 10. P 209-216. DOI: 10.2147/AMEP S192011.
  12. Fielding S., Tiffin P.A., Greatrix R. at al. Do changing medical admissions practices in the UK impact on who is admitted? An interrupted time series analysis // BMJ Open. 2018. Vol. 8. No. 10. P. e023274. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-023274.
  13. MacKenzie R.K., Dowell J., Ayansina D., Cleland J.A. Do personality traits assessed on medical school admission predict exit performance? A UK-wide longitudinal cohort study // Advances in Health Sciences Education: Theory and Practice. 2017. Vol. 22. No. 2. P. 365-385. DOI: 10.1007/s10459-016-9715-4.
  14. O’Doherty D., McKeague H., Harney S. et al. What can we learn from problem-based learning tutors at a graduate entrymedical school? A mixed method approach // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18. No. 1. P. 96. DOI: 10.1186/s12909-018-1214-2.
  15. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (ред. от 10.02.2016).
  16. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (в ред. от 20.01.2020).
  17. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (в ред. приказов Минздрава России от 21.12.2018 № 898н, от 31.10.2019 № 903н).
  18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
  19. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
  20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  21. Приказ Минздрава России от 19.03.2013 № 151н «О проведении Всероссийского конкурса врачей» (с изм. и доп.). Приложение. Рекомендации по оформлению отчета участника конкурса о профессиональной деятельности, владении медицинскими технологиями (методиками), включающего статистические показатели за последние 3 года.
  22. Письмо Минздрава России от 04.10.2013 № 16-5/10/2-7406 «Об организации работы Центральной аттестационной комиссии Минздрава России» (вместе с «Порядком организации работы Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации»).
  23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020).
  24. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
  25. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки и применения профессиональных стандартов».
  26. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 489-ФЗ “О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций”.
  27. Письмо Минздрава России от 06.10.2017 № 17-4/10/2-6989 «О клинических рекомендациях (протоколах лечения) по вопросам оказания медицинской помощи»
  28. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
  29. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
  30. Сироткина М.И. Нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских работников (иерархия законодательных актов, их многообразие и соотношение) // Практика педиатра. 2020. № 2. С.51-56
  31. Соколовская Т.А. Анализ нормативно-правовой базы, определяющей деятельность врача педиатра участкового // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2014. № 2. С. 31-47.
  32. Приказ Минтруда России от 27.03.2017 № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый».
  33. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового».
  34. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.02.2007 № 102 «О паспорте врачебного участка (педиатрического)» (вместе с «Инструкцией по заполнению учетной формы № 030/у-пед «Паспорт врачебного участка (педиатрического)»).
  35. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
  36. Приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».
  37. Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (ред. от 13.06.2019) (вместе с «Порядком заполнения учетной формы № 030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершенно-летнего», «Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности № 030-ПО/о-17»).
  38. Приказ Минздрава России от 13.06.2019 № 396н «О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н».
2 октября 2020 г.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Если Вы медицинский специалист, или зарегистрируйтесь
Связанные темы:
Научно-практический журнал
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА
Подписаться »

МЕДИ РУ в: МЕДИ РУ на YouTube МЕДИ РУ в Twitter МЕДИ РУ вКонтакте Яндекс.Метрика